18.03.2012
Скачать в других форматах:

Питер Мастерс

На пути к водительству

5. Водительство в вопросе достижения целей и приобретения богатства

 

Имейте нрав несребролюбивый, довольству ясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (Послание к Евреям 13:5-6).

Можно ли добиваться повышения по службе? Может ли христианин владеть богатством? При каких условиях можно ответить на эти вопросы утвердительно? Христианам приходится принимать решения, связанные с карьерой, и им необходимо знать, дает ли Слово Божие четкие принципы, позволяющие правильно относиться к восхождению по служебной лестнице. Есть ли грань между жадностью и оправданным повышением? Этот вопрос особенно важен в наши дни, когда жадность стала одним из доминирующих грехов общества. Разные эпохи характеризовались разными пороками. Например, в новозаветное время церковь была окружена ужасным идолопоклонством. Сегодня люди погрязли в жадности — близкой родственнице идолопоклонства. Никогда прежде у обычных людей не было доступа к таким богатствам и удобствам. Мы знаем на своем горьком опыте, как материализм въедается в каждого из нас, мы дышим им. Что нам делать в этой исторически новой ситуации, как избежать ее ловушек?

Что такое жадность?

Перед тем, как мы рассмотрим преимущества повышения и найдем для него духовные основания, мы должны понять, что, с одной стороны, жадность наносит большой вред, а с другой, жадность — это порок, который легко не заметить. От нашего понимания этого вопроса зависят качество нашей духовной жизни и ее продуктивность. Жадность — это сильная и разрушающая страсть, которая может заставить любого верующего забыть о серьезном посвящении Господу, поработив его воображение и чувства. «Не пожелай» — одна из основных Божьих заповедей.

Повышение в должности и приобретение богатства может быть и благом, и злом, и для того, чтобы дать правильную оценку в конкретной ситуации, необходимо знать, что Библия понимает под жадностью. В Новом Завете использовано два греческих слова для обозначения жадности. Одно из них в буквальном переводе означает «любовь к серебру или деньгам». Другое — «страстное желание иметь больше и больше». Первое слово подчеркивает составляющую любви в жадности. Конечно, эта любовь относится не только к самим деньгам, но и к тому, что за них можно купить. Быть жадным — значит сильно желать имущества и положения, быть привязанным к ним, получать от них самое большое наслаждение в жизни. Человек влюбляется в предметы владения и свое положение в обществе.

Второе слово в большей мере подчеркивает потребность в вещах. Достигнув определенного положения и накопив некоторое богатство, человек не успокаивается и ищет большего. Он постоянно мечтает, планирует, плетет интриги и жаждет большего, отчаянно сражаясь за самоудовлетворенность, превосходство и главенство. В отрывках, где используется это слово, жадность названа поклонением идолам, потому что человек поклоняется тому, к чему стремится, как Богу; то, чего он добивается, оказывается в центре его жизни и заслоняет Бога.

Новый Завет суровыми словами осуждает жадность среди верующих. Она настолько оскорбительна для Бога и настолько заразительна, что Бог повелевает отлучать от церкви людей, порабощенных жадностью, чтобы они одумались и раскаялись (1 Кор. 5). Очень часто Библия ставит жадность в один ряд с идолопоклонством, эгоизмом, неверностью в браке и пьянством. Апостол Павел говорит, что жадность, как и неверность в браке, не должна даже упоминаться среди святых. В Первом послании к Тимофею (глава 6) жадность названа корнем всех зол, который дает рост множеству греховных мыслей и действий. Пуритане совершенно верно называли жадность «матерью грехов».

Жадность разрушает веру, ибо желаемые вещи быстро занимают главенствующее положение в сердце, и человек начинает нуждаться в них и полагается на них, а не на Господа, Который является источником блага для человека. Жадные люди со временем становятся еще хуже, как показал Господь Иисус в притче о сеятеле. Неудачно посеянное среди терний семя не принесло плода, потому что молодые побеги были уничтожены растущими сорняками алчности.

Невеселое начало у этой главы? Но нам следует знать о подстерегающих нас опасностях, которые кроются в деловом успехе и накоплении богатства, и быть готовыми разобраться с нашими неверными мотивами и желаниями.

Польза повышения

Теперь необходимо подчеркнуть, что не всякое желание служебного повышения вызвано жадностью. Люди могут стремиться к чему-то большему ради того, чтобы можно было обеспечить нормальную жизнь в хорошем и удобном доме, чтобы иметь средства для поддержки работы для Господа и иметь возможность быть радушными хозяевами, неся служения странноприимства. В римско-католической церкви жадность нередко понималась превратно. В то время как многие из пап, кардиналов и других клерикалов церкви были одними из самых богатых людей на земле, другие представи тели католичества считали единственным способом борьбы с жадностью обет бедности. Те, кто давал обет бедности, считали, что жадностью является само владение вещами и желание их.

Читая Библию, не трудно заметить, что Бог благословлял некоторых людей, верных Ему, большим богатством и властью. Но, конечно, богатство не было духовной наградой или естественным следствием послушания, иначе наш Спаситель, а вместе с Ним и апостолы были бы самыми богатыми людьми в мире. Тем не менее в каждом веке у Бога были Свои Авраамы, Иовы, Давиды, Соломоны, Лидии и Филимоны. Давид молился так: «И богатство и слава от лица Твоего ... и во власти Твоей возвеличить и укрепить все» (1 Пар. 29:12).

Верующие могут получить и похвалу, и осуждение за то, как они относятся к своим высоким постам и богатству и как они используют их для Господа. «Богатых в настоящем веке увещевай, — пишет апостол Павел Тимофею, — чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого ... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6:17-18).

Ошибаются те, кто считает, что любое стремление улучшить жизнь, обеспечить семью, построить дом, собрать денег для детей и приобрести нужные вещи обязательно является жадностью. В этой главе мы изложим некоторые правила, помогающие определить, движет нами жадность или нет. В первую очередь надо сказать о том, что Библия оправдывает высокие должности, занимаемые христианами. Искать продвижения по службе, добиться успеха в карьере или в бизнесе само по себе неплохо.

Нормы, устанавливаемые Новым Заветом для рабов-христиан, применимы в равной мере для всех свободных верующих. «Рабы, повинуйтесь господам своим ... в простоте сердца вашего, как Христу <...> служа с усердием, как Господу, а не как людям» (Еф. 6:5-7). В другом месте мы находим похожее повеление: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодни ки, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей» (Кол. 3:22-23). Эти заповеди четко повелевают почитать Бога в том, что касается нашей работы. Заинтересованность, продуктивность, инициативность и сознательность — качества христианина на его рабочем месте, которые обычно ценятся и вознаграждают ся.

Однако встает вопрос: не будет ли такое усердие в светской работе отвлекать христианина от труда для Господа? Разве это не тот случай, когда человек пытается служить Богу и маммоне? Разве нам не знакомы верующие, которые пленились карьеризмом и настолько заняты своим делом, что они не принимают практически никакого участия в церковном служении?

Если верующие лишены возможности нести служение в церкви из-за повышения по службе и большой ответственно сти, то это может зависить в какой-то мере и от них самих, и от той работы, которой они заняты. Некоторые действитель но пытаются прыгнуть выше своей головы, они не обладают необходимыми способностями для выполняемой работы, и в итоге оказываются настолько загруженными ею, что буквально не могут оторваться от нее ни на час. Другие попадают в такие ситуации, когда у них нет минуты свободного времени, так что работе приходится посвящать все время и приходится выполнять задания руководства в любое время дня и ночи. В таких обстоятельствах христианину лучше найти более простую, менее требовательную работу, чтобы у него оставалось время и силы для Божьего дела.

Однако, многим верующим продвижение по службе или повышение своей квалификации давало больше возможнос тей для служения Господу. Многие профессионалы, в том числе и ученые, посвящали немало сил и времени служению в церкви. Сколько церквей было организовано христианами, занимавшихся высокопрофессиональной деятельностью! Это доказывает, что работа более высокого уровня нередко предоставляет более широкие возможности для христианского служения. Кроме того, большие доходы — это деньги, необходимые для поддержания таких важных служений, как странноприимство, обеспечение транспортных средств для воскресной школы (в Табернакле детей из неверующих семей привозят в воскресную школу и отвозят из нее на микроавто бусах. — Прим. пер.) и многое другое.

Иногда Господь посылает людей, способных заработать большие деньги, на низко оплачиваемую работу, например, работу учителя, что позволят им оказывать влияние на молодые жизни. Вместе с тем не следует выделять какие-то профессии и считать их лучшими и высшими. Необходимо признать печальную реальность, что множество богатых христиан не способны посвятить себя активному служению Господу. Слишком часто они становятся жертвой искушения жить в удобстве и вить собственное гнездышко. Самое главное, что мы стремимся показать, заключается в том, что успех в карьере или бизнесе может дать преимущества в христианском служении, если верующий твердо держится духовных приоритетов.

В пользу продвижения по службе можно также заметить, что верующие должны использовать возможности заняться такой работой, которая позволит им полностью раскрыть свои способности. Это поможет избежать многих разочарований, однообразия, часто приводящего к потере интереса в работе, лишнему напряжению, что, в свою очередь, высвободит больше сил для служения Богу.

Каковы наши мотивы?

Пять проверочных тестов.

Пусть перед нами стоит важный и серьезный выбор: какую карьеру избрать, подниматься ли на следующую ступеньку служебной лестницы, где устроиться на работу? Как мы можем определить, руководит нами жадность или нами двигают действительно достойные мотивы? Следующие пять тестов помогут определить, когда нашими желаниями завладела жадность и когда нужно остановиться. (Эти тесты применимы также при покупке домов, машин и всего, что требует больших денежных затрат).

1. Первый тест. Когда сердце стремится к повышению или накоплению имущества ради самого повышения и имущества, это жадность. Это можно лучше понять на примере служебного повышения. Если верующий, не забывая о смирении, видит, что Бог дал ему способности, которые следует использовать, он может добиваться повышения. При этом его целью является применение данных Богом даров, обеспечение семьи и материальная поддержка служения. Эти цели не

рождены жадностью. Но если верующий добивается повышения потому, что он хочет занимать более солидное положение, жаждет власти над людьми и стремится, чтобы они поклонялись ему и чтили его, тогда им руководит жадность. Жадность — это тот дух, в котором мы добиваемся поставленных целей.

Именно так мы можем проверить свои мотивы. Что движет нами? Что придает нам энергию и энтузиазм, заставляет достигать целей? Может быть, для нас самое главное — положение и материальная прибыль? Если именно это служит нам топливом и движущей силой, тогда мы поддались жадности. Если мы ищем выгоды от повышения ради самой выгоды, тогда мы стали жертвой «матери грехов».

2. Второй тест. Нами завладела жадность, если деньги и положение становятся для нас основой радости и удовлетво рения. Ищем ли мы большего потому, что без денег и положения жизнь кажется нам безрадостной и бесцельной? Любим ли мы роскошь и дорогие вещи? Зависим ли мы от них? Теряем ли мы настроение, когда не можем занять должность или купить дорогую вещь? Если да, то, очевидно, нами управляет жадность, ибо истинный христианин ищет счастье и смысл в Христе, и только в Нем.

Правда, мы можем получать удовольствие от тех вещей, которыми обладаем, и находить удовлетворение от возложенной на нас ответственности. Но когда от этого земного зависят наше счастье и радость, тогда нами завладела жадность.

Есть ли видимые признаки этого? Как я могу определить, не случилось ли это со мной? Несколько простых вопросов помогут открыть истину. Что я делаю в случае депрессии? Иду ли я за покупками? Пытаюсь ли я улучшить душевное состояние мечтами о новых приобретениях? Строю ли я радужные планы о евроремонте, покупке новой машины и т.п.? Мечтаю ли я о высоких постах, о видном положении? Если лишь эти размышления могут вызволить меня из депрессии и только они могут вернуть хорошее настроение, тогда я попал в лапы жадности. У меня серьезные проблемы, если в имуществе и должностях я вижу единственно возможное решение некоторых проблем.

Нет такого искушения, нет такой нужды, от которой Господь не мог бы избавить нас, дав силы встретить ее лицом к лицу и пройти через все испытания. Нет такой ситуации, когда бы Он не мог укрепить нас, чтобы мы перенесли любые перипетии; Он может спасти от любой беды, если Ему угодно. Иногда Бог использует материальные, земные ресурсы, чтобы помочь нам, но мы должны ждать помощи от Него, а не от мертвых вещей. Земное — имущество и положение — никогда не должно становиться средством удовлетворения наших желаний, нашей надеждой. «Народ! Надейтесь на Него во всякое время ...» (Пс. 61:9).

3. Третий тест. Жадность — это тот грех, в который мы впадаем, когда имущество, положение и карьера забирают у нас силы в ущерб Божьему делу. Если зарабатывание денег, покупки, руководство своим делом или дополнительное образование, необходимое для повышения, не позволяют нам уделять время Богу и служению для Него (за исключением строго определенного времени),тогда нами, без сомнений, завладела жадность. Если все это лишает нас общения с Божьим народом, возможности поклоняться Богу и мы перестаем заботиться больше всего о Его деле на земле, это значит, что мы пали жертвой жадности.

Конечно, надо иметь в виду исключения, когда, например, нам необходимо напряженно учиться какой-то период времени, и мы знаем, что это займет лишь ограниченное количество лет. Позволительно обучение с определенными целями и концом. Может так случиться, что христианину придется пережить трудное время в бизнесе и карьере, но это не длится вечно. Сверхурочная работа неизбежна на некоторое время там, где речь идет о карьере или о закладывании оснований. Но это занимает ограниченное время, по истечении которого христианин более полно посвящает себя на служение Господу. Если же наша нормальная жизнь (по нашему собственно му выбору) настолько посвящена этому миру, что мы просто устраняемся от служения Господу и от самого Бога, то нами, скорее всего, руководит жадность. Верующие, оторванные от нормальной христианской жизни учебой или другими краткосрочными делами, должны следить за чистотой своих

сердец и молиться, чтобы Господь сохранил в них сильное желание как можно скорее полностью посвятить себя Ему. Они должны страшиться быть поглощенными собой и своей жадностью, и никогда они не должны забывать, что сердце человеческое лукаво более всего и крайне испорчено. Оно легко оправдывает помышления о земном.

4. Четвертый тест. Вне всякого сомнения жадность завладела нами в том случае, если мы приобретаем имущество и занимаем должности для возвышения себя. Не стремлюсь ли я к чему-то ради того, чтобы меня заметили, чтобы я был выше других людей? Гордость объединяет свои усилия с жадностью и заставляет человека жаждать положения и денег, чтобы он чувствовать свое превосходство над другими.

5. Пятый тест. Жадность проявляется также в том, что человек хочет все больше и больше. Возможно, несколько месяцев сердце было занято достижением одной цели, все мысли были только об одной покупке. В конце концов цель достигнута, покупка сделана. Но сразу же человек ощущает неудовлетворенность. Разум человека опустошен, сердце тоже, и другие цели, другие мечты быстро овладевают и разумом, и сердцем.

Этот беспокойный человек выдумывает интригу за интригой, проект за проектом, но никогда не удовлетворяется и ищет нового. Вся жизнь построена вокруг мечтаний, предвкушений, планов, их реализации и достижения желаемого, и затем снова начинается бег по тому же кругу. Этому человеку всегда чего-то не хватает, он всегда хочет большего. Многим такая жизнь доставляет немалое удовольствие, но она ограничена этим миром, эта жизнь жадного человека. Всегда ли нам нужно больше? Не это ли заставляет нас искать новую работу и покупать новый дом? Поиск божественного водительства требует честной проверки себя.

Итак, подведем краткие итоги тому, что было сказано. Эти тесты помогают разобраться в своем сердце, когда необходимо оценить свои мотивы и цели.

1. Если любовь к деньгам, имуществу и положению становится движущей силой и основным стимулом нашей жизнь, то нами завладела жадность.

2. Если в земном мы видим ключ к счастью и единствен ный способ поднять настроение и получить облегчение, единственный ответ на наши проблемы, то нами завладела жадность.

3. Если погоня за положением и имуществом происходит в ущерб служению Христу, то нами завладела жадность.

4. Если служебное повышение стало способом возвышения себя и достижения власти, то нами завладела жадность.

5. Если желание земного настолько завладело сердцем, что нам нужно все больше и больше, тогда мы подчинились жадности.

Противодействие жадности.

После прочтения этих тестов мы можем подумать, что едва ли кто-нибудь из нас стремится к служебному повышению с чистым сердцем, потому что некоторые или даже все эти искушения время от времени одолевают каждого из нас. Может показаться, что ни один верующий не рискнет думать о повышении, потому что греховная природа тут же оживет и проявит себя! Выход состоит в том, чтобы принимать меры по предотвращению этого греха. Так или иначе, нам необходимо водительство в отношении будущего, и поэтому мы должны использовать противоядие, которое поможет нам не пускать жадность в разум и сердце.

1. Первое противодействие. Оно очевидно: мы должны часто молиться против этого греха. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение», — сказал Господь. Верующие необходимо серьезно и честно молиться о том, чтобы не попасть в ловушку жадности. Они должны молиться вместе с Павлом, предупреж давшим об этом искушении: «Человек Божий, убегай сего».

2. Второе противодействие. Его можно заметить в жизни апостола Павла — это дисциплина и отвержение себя. У кого еще, кроме Павла, было столько возможностей и власти? Он был призван проповедовать, путешествовать и обращать огромное число людей, бедных и богатых. Резонно предположить, что у этого человека было сильное искушение воспользоваться своим влиянием и авторитетом, чтобы угодить своей жадности. Многие люди были готовы снабдить Павла всем, в чем он нуждался и

чего хотел, потому что они любили и ценили его. Множество благодарных душ были к его услугам.

Иногда мы встречаем в Писании намеки на это. Вспомните, например, Послание к Филимону. Возвращая Филимону беглого раба, Павел пишет: «... прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне» (ст. 18). Филимон был многим обязан Павлу и не мог не быть ему благодарным, поэтому апостол как бы говорит ему: «Помнишь все то, что ты хотел мне дать? Что ж, пусть все это пойдет в счет уплаты долгов этого несчастного раба. Запиши его долги на мой счет».

Мы знаем, что Бог дал Павлу жало в плоть, тяжелую болезнь, которая смиряла его и заставляла жить в молитвенной зависимости от Бога. Но, кроме этого, Павел упоминает о дополнительных средствах, которые он использовал в борьбе с различными искушениями. Например, он говорит о том, что он «усмиряет и порабощает» свое тело (см. 1 Кор. 9:25-27). У нас нет шансов на победу в борьбе с жадностью, если мы не практикуем в своей жизни духовную дисциплину и отвержение себя. Апостол советует нам делать это.

Павел сообщает нам, что он мог бы многим обладать и многое себе позволить. «Но я управляю сам собою железной рукой; я прибегаю к помощи самоотречения; я держу себя в руках и не ослабляю свои силы изнеженностью». Павел не носил волосяную рубашку, он не давал обета бедности. Он не стремился сознательно сделать свою жизнь неудобной и не прибегал к самоистязанию, подобно средневековым монахам. Но он твердо поступал по отношению к себе, вплоть до самоотречения. Если мы будем твердо править собой в вопросе имущества, то это поможет нам избежать многих искушений. Но если, с другой стороны, мы балуем себя маленькими излишествами, то мы не стоит удивляться, когда у нас не хватает сил противостать большим искушениям.

Если вы обеспечены, не позволяйте вещам испортить вас. Служите ими, находите им достойное применение. Всеми средствами приобретайте то, что украсит вашу жизнь и принесет вам удовольствие. Но не приобретайте слишком много, иначе вы сами выкопаете себе яму, в которую сатана не замед

лит вас столкнуть, пытаясь подчинить вас власти жадности.

Будьте способны сказать себе «нет». Будьте достаточно тверды, чтобы не переходить грань неоправданных покупок и ненужных развлечений. Если апостол Павел считал, что ему необходимо порабощать свое тело и ограничивать себя в чем-то, то кто мы, чтобы воображать, будто мы не поддадимся жадности без такой дисциплины? Мы не должны давать свободу своей плоти, которая жаждет обладать всегда только самым лучшим и никогда не урезать свои желания. Способны ли мы сделать выбор? Или, балуя себя, мы потеряли силу?

3. Третье противодействие жадности — щедрость. Человек с большим сердцем, который легко жертвует на дело Божие, не так быстро споткнется о камень угождения себе. В периоды благоденствия и материального благополучия, верующий должен задать себе вопрос: «Ради кого Господь дал мне все это? Ради меня самого или ради Себя?» Бог не нуждается в том, что мы можем дать Ему. Однако Он сделал нас вместе с Христом наследниками и удостаивает нас чести принимать участие в расширении границ Царства Спасителя, Которому мы обязаны всем.

4. Четвертое противодействие. «... о горнем помышляйте , а не о земном», — написано в Послании к колоссянам 3:2. Сознательное развитие интереса в духовном избавит нас от жадной привязанности к земным владениям и мирскому положению. Когда разум сосредотачивается на материальном и воображение наслаждается прогулками по Ярмарке Суеты, мы должны увести свои мысли с ее улиц и направить к тому, что имеет настоящую ценность и духовное значение. Всегда можно думать о лучшем. Не нужно ли мне что-нибудь спланировать и подготовить в служении Господу? Не могу ли я вспомнить о чем-то духовном, поразмышлять над ним и порадоваться ему? Нет ли людей, о которых я должен позаботиться? Может стоит кому-нибудь позвонить и ободрить именем Господа? Возможности не ограничены. Может я могу что-нибудь прочесть или изучить? Или помолиться за кого-нибудь?

Если мы действительно погружены в Слово Божие, если

наши мысли заняты Богом, то у нас не остается эмоциональ ных и умственных сил для того, чтобы гоняться еще и за мирским. Если мы пытаемся приобрести души своих друзей, коллег и членов семьи для Господа и если мы страстно заняты провозглашением Евангелия, то мы надежно защищены от неприятного искушения жадностью.

Давайте научимся желать, лелеять и любить в первую очередь духовные благословения, тогда мы сможем иметь земные благословения в перспективе. Нам нужен дух псалмопевца, сказавшего: «Один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Пс. 83:11). Наши вкусы так должны быть изменены Богом, что бы Господень день, Господень дом, Господни пути и общение с Господними людьми и забота о них всегда возглавляли список наших интересов. В этом случае мы уже не попадемся с такой легкостью в лапы жадности.

5. Пятое противодействие содержится в тех стихах, с которых мы начали эту главу: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». В другом месте апостол пишет так: «... я научился быть довольным тем, что у меня есть ...» (Филип. 4:11). Быть довольным — значит надежно защититься от жадности. Но это не означает, что мы должны забыть о повышении по службе. Просто нам не надо мучаться от того, что в данный момент мы не занимаем высокого положения, не надо открывать свое сердце для беспокойства и разочарования.

Мы можем смотреть вперед, стремясь к повышению и успеху, но мы не должны это делать из-за недовольства своей незначительностью. Верующий должен быть благодарен Господу за все, что Он сделал, за все, что Он дал, особенно за мужа или жену, детей и друзей. Жизнь полна благословени ями (которые мы должны научиться замечать) намного лучшими, чем деньги и власть. Если мы стремимся быть довольными и не забываем благодарить Бога, то наш разум сможет противостоять искушению любить земное.

Водительство требует управления сердцем

Суть этой главы заключается в следующей идее: ища Божьего водительства, нам необходимо одновременно проверять свое сердце и управлять им. С жадностью надо бороть

ся, от нее надо защищаться и противодействовать ей. Кратко изложим описанные пять способов противодействия жадности:

1. Серьезно и честно молитесь о помощи, исповедуя свои проступки.

2. Практикуйте самоотречение. Ограничивайте себя. Не надо портить себя и баловать. Не стремитесь всегда иметь

самое лучшее, больше пользы вам может принести то, что

проще.

3. Свободно и с радостью жертвуйте деньги на дело Божье. Пусть поддержка служения будет главным, определяющим фактором ваших расходов.

4. Стремитесь к тому, чтобы ваши главные интересы были духовными, а не земными. Следите за тем, о чем вы думаете.

5. Учитесь искусству христианского довольства всем, каждый день благодаря Бога за все, что Он в Своем провидении и в Своей благодати дал вам.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.