02.02.2012
Скачать в других форматах:

Ричард Пратт

Пленяем всякое помышление

Урок 13: Защищаем веру (3)

 

В прошлом уроке мы говорили о том, как защитить христианское мировоззрение, когда у нехристиан возникают ключевые вопросы о вере.   Вопрос о самой потребности человека верить, и о вселенной мы тоже не оставим без внимания и подробно обсудим их этом уроке.

 

 

А. Учение о сотворении и судьбе мира

           

Происхождение и судьба этого мира интересуют практически каждого человека.  Христианство дает на эти вопросы вполне определенный ответ, который стоит изложить подробнее.  Обычно неверующие даже по собственным меркам в подобных вопросах разбираются слабо; однако христианский ответ не принимают.

 

1.     Происхождение вселенной

 

Библейское учение о сотворении играет в христианской вере важнейшую роль.  Но руководящими принципами научного мышления со времен Чарльза Дарвина стали различные варианты теории эволюции.  В результате вопрос о сотворении и эволюции стал ареной конфликта между верующими и неверующими.  Так или иначе неверующий говорит: «Почему я должен верить в Христа, если теория эволюции доказана?»

 

А. Доводы «от истины»

 

Шаг 1: Признайте, что ваш взгляд на происхождение мира проистекает из вашей веры в Христа.

Шаг 2: Христианское учение о сотворении мира противостоит многим популярным эволюционным теориям.  Сложно осветить все возможные их варианты, но определенные идеи каждый христианин призван опровергать без колебаний и компромиссов.  Нужно знать и уметь представить доводы в пользу христианской точки зрения.

 

Свидетельство Писания

 

1)      Мир сотворил Бог.  Вселенная возникла не случайно (Быт 1:1).

2)      Порядок в мире установлен Богом, который его сохраняет и поддерживает (Быт 1:2 и далее).  Любые процессы в мире проиходят по воле Бога, а не случая.

3)      Между человеком – подобием Божьим, - и животными существует очевидное различие, как в проихождении (Быт 1: 24, 25; 2:7.), так и в их отношениях друг к другу (Быт. 1:26-30; 2:20-23).  Общего предка у человека и животных нет, у них - один Творец.

4)      Истинная наука в поисках знания ннкогда не станет отвергать Библию в пользу «научных доказательств.»  Истинная наука всегда утверждает абсолютный авторитет Писаний и толкует противоречащие Библии научные данные с точки зрения Библии.

5)      Сходство между различными живыми существами указывает не на общего предка, а на создавшего все их Творца.  Как разные картины одного художника имеют черты сходства, так и различные Божьи творения имеют общие черты, потому что у них один Создатель.

 

Свидетельство окружающего мира

 

6)      С научными материалами, которые используются для доказательства теории эволюции, работают многие уважаемые ученые, которые, будучи христианами, приходят к другим выводам.

7)      Доказательства в пользу теории эволюции далеко неполные и неоднозначные.

 

Свидетельство из личного опыта

 

8)      Христиане, знающие Своего Бога понимают, что человек совсем не животное.  Он – Божий образ.

9)      Верующий из собственного опыта знает, что вселенной управляет Бог, а не случай.

 

Б. Доводы «от глупости»

 

Шаг 1: Покажите неверующему, что его вера в свою независимость от Бога беспочвенна.

Шаг 2: Отвечая на вопросы об эволюции, можно использовать разные подходы.  Мы представим некоторые из них.

 

1. Покажите неверующему, что он не ознакомился с доводами за и против теории эволюции должным образом.

а) В подобных вопросах наука не заслуживает доверия.

б) Ученые, верящие в эволюцию, верят во многие вещи, которые наукой не доказаны: в то, что миром правит случай, что сходство предполагает общность предков, и т.д.

 в) Объяснения недостающим звеньям в «последовательной цепи эволюции» до сих пор не нашли.

 

2. Более того, эволюционисты не исследовали всех существующих материалов, и могут изменить свою точку зрения, как это уже неоднократно случалось.  Именно поэтому эволюцию по-прежнему считают теорией, гипотезой даже те, кто ее поддерживает.  Более того, существует несколько различных теорий эволюции.

3. Неверующий неспособен представить определенные возражения против позиции христианина, потому что его собственная позиция абсолютно неопределенная.

 

1.     Вопрос о конце света

 

Неверующие отвергают не только христианский взгляд на происхождение вселенной, но и христианское учение о конце мира.  Нередко они с насмешкой спрашивают: «Почему я должен верить, что когда-нибудь наступит конец света и судный день?»

 

А. Доводы «от истины»

 

Шаг 1: Христианин верит в учение о конце мира, потому что он доверяет Христу.

Шаг 2: Мы исследуем лишь два из множества доводов в пользу веры в наступление судного дня.

 

Свидетельство Писания

 

1)      Библия открыто провозглашает наступление судного дня в будущем (см. Матф. 25:1 и далее; Евр. 9:27).

2)      Библия не раз предупреждает, что через наказание в этом мире Бог возвещает людям грядущий суд.

 

Свидетельство из окружающего мира

 

3)      Мировая историческая система движется к окончательному свершению в Божьем суде и благословении.

 

Свидетельство из личного опыта

 

4)      Христианин осознал реальность будущего суда, когда доверился Богу.

 

Шаг 3: Эти свидетельства не убеждают неверующего, потому что он избрал независимость от Бога.

 

Б. Доводы «по глупости»

 

Шаг 1: Покажите, что неверующий ни чем не может обосновать свой выбор в пользу личной независимости.

Шаг 2: Покажите, что конкретная позиция неверующего безвыходная и сама себя опровергает.

 

Позиция полной уверенности

 

«Никакого суда не будет, потому что после смерти жизни нет»

1)      Неверующий не изучил всех доводов за и против жизни после смерти, в особенности в свете последних открытий, которые сделаны в этой сфере нехристианами при участии тех, кто пережил клиническую смерть.

2)      Мнение неверующего о том, что жизни после смерти нет – это его предположения.  Он не умер и не в состоянии получить по этому вопросу исчерпывающие данные.

 

«Судного дня не будет, потому что человек в этой жизни мучится как в аду»

1)      Покажите неверующему, что у него нет доказательств, которыми он мог бы подтвердить свою точку зрения.

2)      Более того, в силу ограниченных возможностей человеческого разума он не в состоянии определить, какого наказания заслуживает неверие.

 

«Суда не будет, произойдет неотвратимая экологическая катастрофа из-за войны, загрязнения окружающей среды или перенаселения»

1)      У неверующего нет исчерпывающих данных, которые позволили бы отвергать тот факт, что Бог правит миром и силен сохранить его от вселенской катастрофы.

2)      Даже если неверующий прав, это не снимает со счетов христианской точки зрения.

 

«Суда не будет, потому что человечествов своем развитии достигнет утопии»

1)      Мнение неверующего зиждется на слепой вере.  У него нет оснований для полной уверенности.

2)      Свидетельства человеческой греховности опровергают идею утопии.

3)      Покажите, что нехристианин не вправе иметь полную уверенность, поскольку неспособен полностью изучить этот вопрос.

 

 

Позиция абсолютной неуверенности

 

«Невозможно с уверенностью сказать, что ждет человека за порогом смерти»

1)      Неверующий с полной уверенностью говорит о том, что будет после смерти.  Его позицию нельзя считать нейтральной.

2)      Если это так, то и он не вправе ничего утверждать.  Если о жизни после смерти мы неспособны ничего узнать, значит мы не можем знать, что мы ничего не знаем.

 

Очевидно, что неверующий не имеет оснований возражать против христианского учения о грядущем суде.  Оно построено на прочном фундаменте.

 

 

Б. Вопрос о потребности человека верить.

 

Евангелие требует от человека веры.  С одной стороны это предполагает полную преданность истинам, которые Бог нам открыл.  С другой стороны, - надлежит признать ограниченность своих возможностей и смиренно доверять Богу в том, что Им не открыто или в том, чего мы не понимаем.  Христиане сознают различие между творением и Творцом, и доверяют Богу в ситуациях неведения или неуверенности.

Итак, Евангелие предполагает доверие к Богу одновременно в сферах уверенности и неуверенности, которые в данном случае гармонично согласуются друг с другом.  Неверующие не признают потребность человека в вере, поскольку не могут примириться с наличием одновременно уверенности и неуверенности.  Они отвергают Бога, и поэтому не могут быть уверены в способности человека постичь истину.  Они неизбежно сталкиваются с этой дилеммой.  Тем не менее они стремятся ее избежать, избирая одну из позиций - уверенности или неуверенности - и закрывая глаза на другую.  Следовательно, против христианского взгляда на веру они выдвигают два возражения:

1) Если неверующий стоит позиции полной уверенности, то он отвергает христианскую позицию неуверенности.

2) Если он утверждает, что человеку не дано иметь уверенность, он противостоит христианской позиции уверенности.

Мы рассмотрим каждое из этих мнений, поскольку они лежат в основе любых возражений против христианской веры.

 

1.     Христианская позиция неуверенности.

 

Неверующие ставят под сомнение христианскую позицию неуверенности, поскольку рассуждают с позиции своей уверенности.  Обычно они считают веру нерациональной и с интеллектуальной точки зрения неприемлемой.  Неверующий убежден в том, что принять христианство нельзя, потому что ему тогда придется многое принимать на веру.  Если бы в христианстве не требовалось принимать на веру вещи, выходящие за рамки его понимания и логических рассуждений, он бы стал христианином.  А до тех пор он будет спрашивать: «Почему я должен принимать христианство?  Верить слишком наивно.»

 

А. Доводы «от истины»

 

Шаг 1: Признайте, что ваш взгляд на веру строится на доверии к Христу.

Шаг 2: Излагая доводы от истины, представляйте христианский взгляд на позицию неуверенности.

 

Свидетельство Писания

 

1)      Некоторые вещи недоступны человеческому пониманию (Вт. 29:29)

2)      Один Бог всеведущ (Пс 32:13-15; 138:2-12; 146:5; 2 Пар 16:9; Иер 17:10)

3)      Богу можно и нужно доверять в том, что Он открыл нам, хотя с точки зрения человеческой мудрости многое кажется необъяснимым и невероятным.

 

Свидетельство из окружающего мира

 

4)      История развития человеческого знания содержит немало примеров тому, что наши ограниченные возможности не позволяют получить всеобъемлющее знание и поэтому мы нуждаемся во всеведущем Боге Писаний.

 

Свидетельство из личного опыта

 

5)      Становясь христианином, человек сознает, что неспособен знать все и понимает, что в неведомом следует доверяться Богу.

 

Шаг 3: Покажите неверующему, что он не принимает этих доводов, потому что держится своей автономности.

 

Б. Доводы «по глупости»

 

Шаг 1: Покажите неверующему, что его вера в свою автономность беспочвенна.

Шаг 2: Покажите неверующему, что его взгляд на веру опровергает сам себя.

 

  1. Покажите неверующему, что он не всеведущ, а отвергать христианскую веру на основании собственных убеждений - значит слепо верить в себя.
  2. Решительно отвергая веру христианскую, неверующий в то же время строит свои доводы на другой вере – вере в себя.
  3. Неверующий противоречит сам себе, если отвергает христианство на том основании, что оно требует веры.  В действительности христианская вера в Бога не слепая вера, а убежденность.  Возражение неверующего применимо лишь к его собственной слепой вере.

 

Шаг 3: Призовите неверующего оставить позицию независимости.

 

2. Позиция христианской уверенности.

 

Часто нехристиане не приемлют христианскую позицию уверенности, поскольку сами стоят на позиции полной неуверенности.  В таких случаях они отказываются верить в Христа, потому что им придется принять христианские доктрины с уверенностью.  А по их мнению быть уверенным в правильности этих доктрин невозможно.  В сущности возражения неверующих звучат так: «Вы, христиане, слишком категоричны.»

 

А. Доводы «от истины»

 

Шаг 1: Признайте, что в основе ваших взглядов лежит преданность Христу.

Шаг 2: В подобном случае следует применить следующие доводы:

 

Свидетельство Писания

 

  1. ) Бог открыл Себя в Писании (2 Тим 3:16)
  2. Христос утверждает, что Он – единственный посредник между Богом Отцом и людьми (Иоанна 14:6)

3)      Божья истина вечна (1 Петра 1:24-25)

4)      Божье Слово следует принимать как непогрешимое и полновластное (Вт 29:29)

 

Свидетельство из окружающего мира

 

5)      Мир до некоторой степени познаваем, поскольку Бог установил в нем определенный порядок.

 

Свидетельство из личного опыта

 

6)      Верующий во Христа знает, что все сказанное Богом – истина, и эту истину следует принимать как непреложный авторитет.

 

Шаг 3: Покажите неверующему, что увидеть весомость приведенных доводов не позволяет ему вера в собственную независимость.

 

Б. Доводы «от глупости»

 

Шаг 1: Покажите неверующему, что его решение придерживаться независимости не имеет под собой оснований.

Шаг 2: Позиция неверующего противоречива, он опровергает сам себя.

 

1)      Покажите неверующему, что у него нет достаточных доказательств, что христианство слишком категорично.

2)      Утверждения неверующего не менее категоричны, чем суждения христианина.  Следовательно, он возражает против собственной позиции.

3)      Неверующий стоит на позиции неуверенности, и он вполне уверен в своей правоте и эта уверенность строится на слепой вере.

 

Шаг 3: Неверующие возражают против христианской веры с позиций абсолютной уверенности и полной неуверенности, но тем самым они опровергают свою собственную позицию (см. рис. 25)

 

Нехристианская                                                                  нехристианская

позиция уверенности                                                         позиция неуверенности

христианская                                            христианская

уверенность                                               позиция неуверенности

 

(рис. 25)

 

 

Обзорные вопросы:

 

1)      Назовите три шага в доводах «от истины» и три шага в доводах «по глупости».

2)      Какие доводы «от истины» вы приведете, чтобы обосновать:

 

а) учение о происхождении мира;

б) учение о наступлении в будущем судного дня;

в) позицию христианской уверенности;

г) позицию христианской неуверенности;

 

3)      Какие доводы «по глупости» вы приведете, чтобы опровергнуть следующие утверждения:

 

а) «теория эволюции опровергает христианство»

б) «судного дня не будет»;

г) «христианство слишком наивно»;

д) «христианство слишком категорично»;

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.