05.01.2012
Скачать в других форматах:

Виллем ВанГемерен

Раскрытие искупительного замысла

Часть I. Гармония творения

Введение в часть 1

Библия начинается с рассказа о сотворении мира (Бытие 1-2) и заканчивается рассказом

о  еще более славном творении (Откровение 21-22). Между двумя этими повествованиями разворачивается история искупления 3. Путь от сотворения мира к восстановлению - это единый исторический процесс, посредством которого Бог осуществляет Свой замысел об искуплении нового человечества из всех народов земли (Откровение 5:9; 7:9). Творение, в определенном, весьма существенном смысле, является "предисловием" к истории искупления. Я предлагаю считать рассказ о творении своеобразным "манифестом", в котором возвещено следующее:

1 .Бог, Искупитель, - Творец;

2.               Бог правит Своим творением в согласии с тем, что составляет сущность Его царского достоинства (слава, сила, премудрость и верность);

3 .об этих совершенствах свидетельствует само творение;

4.особым образом эти совершенства проявляются в людях;

5.              Бог,       сотворивший мир Словом, говорит с людьми посредством того же Слова;

6.               хотя      все, что сотворил Бог, было "хорошо весьма", оно должно было быть освящено и доведено до совершенства. Поэтому

7.     в     мир должен был прийти Иисус Христос и посвятить весь сотворенный мир Богу (Еф. 1:9-10).

Для того чтобы постичь истинный смысл библейского повествования о сотворении мира, мы должны привыкнуть к тем формам, в которых находит выражение библейское откровение. Учение о сотворении мира - это Божья весть, обращенная к Израилю, "манифест", который, по замыслу Божьему, должен был сформировать веру Израиля. Израиль был первым, кому было дано Божье откровение о сотворении мира. Мировоззрение израильтян существенно отличалось от мировоззрения современного человека, во многом определяющееся научными построениями. Для израильтян было важно то, Кто есть Яхве4 . Он заключил завет с Авраамом и вывел народ из Египта. Израильтяне нуждались в избавлении, пропитании и Божьем покровительстве. Они находились в окружении языческих народов, которые служили иным божествам и по-иному понимали мир, человека и природу. Божье Слово о творении было для тех израильтян словом, которому они должны были верить; иначе говоря, оно обладало свойствами авторитетности и каноничности.

Кроме того, повествование о творении является величественным литературным произведением. Сюжет его развивается достаточно просто: стержень его составляют следующие одно за другим деяния Творца. Анализируя библейское повествование о творении в связи с искупительно-историческим замыслом Божьим, в каноническом контексте жизни древнего Израиля, с учетом литературных условностей других эпох и другой культуры, мы сможем лучше понять образ мысли, свойственный библейским авторам. Восприняв древнее, но вместе с тем вечно живое Слово Божье, мы будем способны возвещать его нашим современникам, а они смогут принимать и применять его.

ГЛАВА 1 ТВОРЕНИЕ В ТЕОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ

Библейское описание сотворения мира включает в себя два повествования (Бытие 1:1 - 2:3; 2:4-25)45. Первое, более поэтичное по форме, состоит из десяти повелений, которые сопровождаются рядом сходных формул. Второе представляет собой отрывок чисто повествовательного характера. В двух этих рассказах отражены две разные точки зрения, которые, однако, согласуются между собой и дополняют друг друга. Первый принято называть "словами творения", второй - "делами творения"46. И в том и в другом тексте Богу приписываются свойства, присущие человеку, и оба эти текста рассказывают о сотворении человека. Антропоцентризм этих повествований уравновешивается отраженным в них теоцентризмом. Только в свете откровения о Боге можно осознать всю исключительность того места, которое занимает человек в мироздании. В 1-й главе книги Бытие Бог предстает перед нами как Повелитель, по слову Которого возникает вселенная. Во втором повествовании Бог выступает в образах Горшечника, Который лепит человека из праха земного (2:7), Садовника,

.. Яхве" - это имя Бога, которое Он Сам открыл Израилю (Исход 3:13-19; 6:2-8). Оно говорит о том, что Бог

верен Своим обетованиям, и это подтвердилось в искуплении народа из египетского рабства и великих чудесах; это имя, в сущности, имеет тот же смысл, что и новозаветный титул "Отец". В главе 11 я более подробно рассматриваю смысл этого имени Божьего.

45Я разделяю мнение Чайлдса ("Введение в Ветхий Завет", 145), согласно которому сюжетно-композиционная грань между двумя составляющими рассказа о творении не должна проходить после Быт. 2:4а. Стих 4 служит своеобразным "заголовком" второго повествования.

46Вильям Ласор, Дэйвид Хаббард и Фредерик Буш, "Обзор Ветхого Завета", 71.

Который насаждает рай (стих 8), и Художника, Который создает женщину из ребра мужчины (стих 22). В центре внимания обоих повествований находятся люди - особенные творения Божьи, наделенные исключительными дарами и состоящие с Творцом в особых отношениях, которые Он Сам, по милости Своей, учредил и утвердил. Далее мы будем рассматривать литературные особенности каждого из повествований (см. схему 2).

Схема 2. Все составляющие толкования


 

БОГ ТВОРИТ ОБИТЕЛЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА (БЫТИЕ 1:1 - 2:3)

Прозаическому стилю первой главы книги Бытие свойственны схематизм и симметрия. Это - литературный шедевр, призванный передать читателям ощущение цельности и гармонии и вселить в их сердца чувство благоговейного трепета перед Творцом, Который сотворил небо и землю (см., напр., Псалтирь 138:14 - "Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это".). Симметрия, или упорядоченность элементов первой главы проявляется как в лингвистическом, так и в структурном отношениях.

Лингвистическая симметрия

Лингвистическая, или словесная симметрия проявляется в повторении слов и фраз, что создает эстетическое ощущение упорядоченности и гармоничности. Израильтяне, вне сомнения, отдавали себе отчет в этом, поскольку такое построение текста являлось одной из

47

условностей, свойственных литературе их времени . В первой главе симметрия главным образом создается за счет повторения семи стереотипных фраз (см. таблицу 3).

ТАБЛИЦА 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЯ В БЫТИИ 1:1 - 2:3

і________________________ Дни" ______________                           

 

1

еч 'о

3

(1:9-13)

4

(1:14-19)

5

(1:20-23)

6

(1:24-31)

7

(2:1-3)

Фразы

 

 

 

 

 

 

 

1. и сказал Бог

1

1

2

1

1

4

-

2. да (будет)

1

2

2

1

-

2

-

3. и стал(о так)

1

1

2

1

-

2

-

4. [фраза, описьшающая то, что

совершил Бог]

1

1

2

1

 

2

 

5. [наречение имени или благословение]

1

1

1

 

1

1

1

6. хорошо (весьма)

1

2

1

1

1

7. и бьш вечер, и было утро: день...

1

1

1

1

1

1

 

 

Отрывки, охватывающие собой дни с первого по третий и с четвертого по шестой, представляют собой две части повествования о творении. Увеличение числа повторений стереотипных фраз в описаниях третьего и шестого дня (в каждый из которых совершилось два творческих деяния) служит указанием на завершение соответствующих частей повествования. Кроме того, каждый из переходов отмечен изменениями в словаре и повторением ключевых слов . Возникающий вследствие этого диссонанс служит знаком того, что в ходе повествования наступает некая перемена49. Благодаря крещендо (увеличению числа повторений) и диссонансу (изменениям в словаре) особую значимость для читающего текст приобретают четвертый, шестой и седьмой дни (см. схему 4).

"Цифры в каждой из колонок указывают на то, сколько раз та или иная стереотипная фраза используется в соответствующем отрывке.

48Вот что писал Мартин Бубер о намеренном повторении слов и фраз в тексте: "Намеренное повторение, если оно соответствует внутренней ритмике текста, или, точнее, порождается ею, служит одним из мощнейших средств, позволяющих неявным образом передать ту или иную идею" (пит. в работе Алтера "Искусство библейского повествования ", 93, курсив мой — В.в Г.).

49Вопрос диссонанса рассматривается там же, 100-101.


Схема 4. Литературная динамика в Бытии 1:1-2:3 (в центре внимания - дни 4-й 6-й и 7-й)


ДЕНЬ 4 Правители: солнце, луна, звезды; порядок на небесах; правят над тем, что сотворено в дни 3-6

 

ДЕНЬ 7 Суббота Элохим -

Вечный Царь,

Яхве,

Владыка

небес и земли

 

ДНИ ьз

Сотворение: света, небес, земли и растительности

 

----------- ДНИ ь-ь----------

Правитель: человек владычествует над тем, что сотворено в дни 3-6

 
 

 

 

 

 

 

 

 



Четвертый день

Динамика повествования характеризуются развитием по нарастающей (крещендо) от первого дня к четвертому (см. таблицу 3). Четвертый день знаменует собой завершение последовательности первых трех дней, и в нем повторяются ключевые слова, используемые при их описании. Этот день служит некой "вершиной" в творении, поскольку творение, совершавшееся в дни с 1-го по 3-й, достигает определенной завершенности (см. "Структурная симметрия" ниже.). Диссонанс возникает вследствие использования в оригинале инфинитивов ("отделять" [использован дважды], "светить" [дважды] и "управлять") и введения нового слова - т$ї, "управлять", —' которое употреблено трижды в Бытии 1:16 и 18. Благодаря диссонансу на передний план выдвигается новая идея - управление. Бог создал светила для управления в небесных сферах (стих 17). С одной стороны, четвертый день примыкает к тем дням, когда Бог творил вселенную (дни 1-3), с другой - относится к тем дням, когда Бог наполнял уже сотворенный мир (дни 4-6), в данном случае - солнцем, луной, созвездиями и звездами. Таким образом, четвертый день связывает первые три дня с последними тремя днями творения.

Шестой день

Еще одна "вершина" в ритме повествования о творении открывается перед нами в шестой день. Бог благословил рыб и птиц в пятый день творения (1:22). Кроме того, в шестой день он благословил человека. Значимость шестого дня, однако, раскрывается в четырехкратном повторении фразы "и сказал Бог" (которая используется лишь два раза в описании третьего дня), двукратном повторении глагола "сотворил" (стих 27) и троекратном повторении имени существительного "образ" (стихи 26-27). Диссонанс возникает вследствие использования формы будущего времени ("сотворим"), а также слов "образ" и "подобие". В то время как слово тгп, "род", в стихах 11-12, 21 (употреблено дважды), 24 и 25, указывает на воспроизводительную способность растений и животных, к человеку оно не прилагается, поскольку он подобен Богу. По своей природе (тт) он отличается от Бога, но он также не принадлежит растительному и животному миру. Близкое соседство повторяющихся слов "образ" и "подобие" вызывает эффект подчеркивания и выдвигает на передний план основную идею: "... по образу Нашему, по подобию Нашему... по образу Своему, по образу Божию..."

(стихи 26-27)

Диссонанс создается еще и за счет использования глаголов, которые переводятся как "владычествовать" (МН; кЪ$). Власть человека отлична от власти светил (применительно к которой в стихах 16-18 использовано слово т$ї). Употребление двух разных глаголов - МН и кЪ$ - служит усилению идеи значимости владычества человека над обитателями земли. Четвертый день, в который Бог поставил "правителей" небесных, является своеобразной "вершиной" повествования о творении; другой подобной "вершиной" служит день шестой, когда Бог повелевает людям править творением (стих 28). Наконец, диссонанс создается еще и за счет того, что стереотипная фраза "хорошо" меняется на "хорошо весьма", что служит знаком завершения рассказа о творении.

Седьмой день

С 1-м стихом 2-й главы книги Бытие резко прекращается повторение семи формул. Изменением ритма подчеркивается особая значимость седьмого дня - того дня, которым оканчивается творение, и единственного дня, освященного Богом. Автор обращает внимание читателей на завершенность творческих деяний Бога, повторяя слово "совершить" (дважды), выражение "дела Свои" (трижды), а также форму глагола '$Н, "делать" (трижды в Масоретском тексте, дважды в Новом международном переводе).

Автор, кроме того, подчеркивает значимость седьмого дня, повторяя фразу "седьмой день" (три раза) и глагол Ъ "почил" (дважды). Диссонанс здесь создается благодаря тому, что, вместо ставшей уже привычной фразы "и благословил", автор вводит новое выражение "и освятил" (2:3). Бог Элохгш (Его имя появляется трижды в стихах 2-3), Который создал все, — это Бог, Который почил от творческих деяний Своих. Освящение седьмого дня было событием особенным. Бог, благословивший первых людей, не только благословил, но и освятил седьмой день. Бог, в очах Которого все сотворенное было "хорошо", и даже "хорошо весьма", назвал "святым" только седьмой день. Творение само по себе не отмечено совершенством или святостью; этим свойством обладает лишь седьмой день.

Структурная симметрия

Симметрия проявляется в порядке дней творения. "Семь дней" здесь представляют собой литературную схему, в рамках которой постепенно разворачивается картина полноты сотворенного мироздания . Бытует мнение, согласно которому в повествовании о днях творения просто описывается последовательность событий или же даются сведения, необходимые для того, чтобы определить длительность семи первых дней мира. Если читатель сознает, что этому тексту присуща структурная симметрия, то он вряд ли придет к такому мнению. На первый взгляд действительно может возникнуть впечатление, что в центре внимания этого текста - последовательность разворачивающихся событий, однако, если задуматься над тем, каков смысл творения, описанного в книги Бытие, то вопрос о том, как связаны между собой все составляющие мироздания, а также многие вопросы естественнонаучного характера, уйдут на второй план. "Семь дней" указывают не столько на порядок творческих деяний Бога, сколько на упорядоченность Его творения.

Первые три дня повествуют о создании обители человека, последние три дня рассказывают о наполнении сотворенного мира - небес, земли и моря. Последовательность дней творения свидетельствует о присущей сотворенному миру гармонии. Мы можем сказать, что вначале Бог готовит место для обитания человека (творя свет и тьму, небеса и землю, воду и твердь с растительностью), а затем, создавая светила, птиц, рыб, животных и людей, заполняет это место. Последовательность творческих деяний имеет свою "вершину": в начале земля безвидна и пуста (дни 1-3), в конце бесформенность и пустота уступают место полноте творения (дни 4-6), в начале творится неодушевленная природа, затем - животный мир и, наконец, - человек - венец творческих деяний Божьих. Каждый день из одного ряда дней творения имеет соответствие в другом ряду. Шесть дней творения можно представить в виде схемы, основанной на синтетическом параллелизме . В этой схеме первый день соотносится с четвертым, второй - с пятым, а третий - с шестым (см. таблицу 5). Только седьмой день, обладая особой значимостью, не имеет соответствия среди дней творения.

ТАБЛИЦА 5. СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ В БЫТИИ 1

Сотворение мира

Наполнение мира

То, что было создано

То, что было создано

День

День

1 тьма, свет

4 небесные светила

2 небеса, вода

5 птипы, морские животные

3 моря, земля, растительность

6 обитающие на суше животные; человек; дарование пропитания

 

Автор переходит от описания материального мира к рассказу о сотворении человека, который был создан по образу Божьему, которому была дана власть над Божьим творением и которого благословил Творец-Царь. О значимости человека в Божьем творении свидетельствует то, что он был создан (1) под конец дней творения; (2) божественным повелением "сотворим" (в то время как при творении всего остального использовалась формула "да будет" ["да..."]); (3) по образу Божьему (Бытие 1:26-27) и (4) для определенной, назначенной Богом, цели (стихи 26-27). Наконец, люди занимают совершенно особое место в Божьем творении, поскольку лишь с ними одними Бог говорит (стихи 28-30).

Если мы сосредоточим наше внимание на соотношении между событиями первых шести дней, в которые Бог создавал мир и наполнял его Своими творениями, мы упустим то, что делает знаменательным седьмой день. Важность седьмого дня в первый раз подчеркивается троекратным повторением фразы "седьмой день". Как мы уже убедились, повторение слов и выражений несет с собой особую смысловую нагрузку в развитии повествования о творении. Примечательно также, что Бог "благословил" и "освятил" седьмой день. Глагол "назвать" связан с первыми тремя днями, а глагол "благословлять" с последними двумя днями творения. По замыслу автора, в повествовании должен был быть постепенный переход от идеи "наречения имен" к идее "благословения" и, наконец, к идее "освящения" седьмого дня. Священный писатель вводит в текст новое понятие - "святость": Бог освящает один день недели, называя его святым (т.е. отделенным от всех других дней), ибо в этот день Он почил от всех дел Своих. Святость этого дня обосновывается тем, что таковым его соделал Господь, и в этом обстоятельстве можно усмотреть эсхатологический аспект. Мужчина и женщина были благословлены, но еще не освящены. Для того чтобы человек мог приобщиться к святости этого дня, он также должен быть святым. Чтобы быть святым, человек должен обрести благоволение в очах Божьих, которого он не имел просто в силу того, что Бог сотворил его по образу Своему. Поэтому люди должны были подвергнуться испытанию, дабы, преодолев оное, доказать полную преданность своему Творцу-Царю. Только тогда они были бы освящены. Символ этого испытания появляется во втором повествовании о творении, а о самом испытании рассказывается в главе 3. Седьмой день венчает собой Божьи творческие деяния и он же служит отправной точкой в богословских рассуждениях о том, как человек может успокоиться от дел своих (Евреям 4:4-11).

БОГ ПОСЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ (БЫТИЕ 2:4-25)

В первой главе книги Бытие Бог противопоставлен творению, поскольку только Он речет слово и повелевает; во второй же главе показана близость Бога творению, поскольку Он действенным образом участвует в жизни созданных Им существ. Принимая во внимание несходство в богословском освещении событий первой и второй глав, мы тем не менее должны сознавать, что материал второй главы также организован по принципу симметрии. Глава 2 может быть разделена на три пояснения (стихи 46-6, 10-14, 24-25), три повествовательных отрывка (стихи 7-9, 15, 19-22) и три диалога (стихи 16-17, 18, 23). Симметрия соединяет все составляющие материала 2-й главы и служит движущей силой в развитии всего повествования[22]. Кроме того, в этой главе есть ряд мотивов, которые не свойственны первой главе. Тем не менее, вводя в повествование эти новые идеи, автор представляет их в связи с материалом первого повествования о творении (см. таблицу 6).

Таблица 6. Два повествования о творении

Бытие 1 - Бог (Элохим) действует

Бытие 2 - Бог (Яхве) действует

Главное: упорядоченность творения; человек - венец творения

Главное: Бог любит людей - мужчину и женщину

Творит небеса, твердь, море и сушу, растительность, животный мир и человека

Служит человеку, творя обитель для него и создавая семью; любит людей и призывает их к верности Ему

 

Прежде всего следует отметить, что во второй главе в центре внимания находится связанное с заветом имя Божье "Яхве" (которое употреблено десять раз в повествовании и один раз в заглавии - 2:4), в то время как в первой главе единственный титул, который прилагается к Богу, - "Элохим" ("Бог"). Имя "Яхве" говорит о желании Бога создать мир, в котором люди пребывали бы вместе с Ним в благословении (12:2-3) и святости (Исход 19:6). Он - Бог обетования, Которого, по могущественным Его деяниям и откровению, познал Израиль. Он - Яхве (это имя передано в нашем переводе как "Господь"), верный Своему завету Бог-Искупитель. Таким образом, в Бытии 2 излагается удивительная истина: Яхве, Искупитель Израиля, - Творец! Яхве - Элохим! Эта замечательная истина, к сожалению, не столь очевидна вследствие того, что фраза "Яхве Элохим" передается в нашей Библии как "Господь Бог". Если же мы заменим фразу "Господь Бог" на выражение "Яхве Бог", то сможем понять, что автор желает поделиться с читателями радостью. Яхве, Творец, образовал человека из праха земного, насадил сад, сотворил животных, создал женщину и сочетал первых людей. Все это соделал Яхве!

Далее, во второй главе повествуется не столько о земле в целом, сколько о саде. Сад был местом блаженства, где среди буйной растительности текли полноводные реки. Бог позаботился о том, чтобы земля в саду обильно орошалась водой, а люди могли трудиться и иметь пропитание. Сад - это место, где Адам и Ева подверглись искушению и откуда они были изгнаны (глава 3). Двукратное повторение слов о том, что Бог поместил первых людей в саду (2:8, 15), соответствует двум глаголам, употребленным в рассказе об изгнании их из сада (3:23-24), и именно это соответствие дает основание говорить о симметрии в этом повествовании. Однако надежда на возвращение в сад не умерла, ее поддерживали в народе Божьем пророки, Господь наш и апостолы. Возвращенный рай будет несравненно прекраснее рая потерянного! (Откровение 22:1-5).

Кроме того, Словом Своим Бог дозволяет человеку вкушать от всякого дерева в саду (2:16), запрещает ему есть плоды дерева познания добра и зла (стих 17) и обещает дать ему помощника, соответственного ему (стих 18). Как и животным, человеку позволено есть всякий плод (1:29-30; 2:16) за исключением плодов двух деревьев - дерева познания добра и зла и дерева жизни (2:17). С первым из них связано то испытание, которому должны были подвергнуться люди. Дерево жизни оказывается в центре внимания повествователя только в конце рассказа (3:22). Таким образом, дерево познания добра и зла предстает перед нами как символ искушения, а дерево жизни - как образ надежды: в будущем люди обретут жизнь и избавление от смерти - Божьего наказания, которое пало на мир вследствие греха.

Наконец, во второй главе книги Бытие особое место занимает семья. Уже в первой главе автор рассказывает о том, что Бог благословляет людей и повелевает им осваивать сотворенный мир (1:26, 28)[23]. Вторая глава начинается со слов о сотворении человека, далее же в ней автор показывает отношение человека к саду и животным. Бог создает женщину лишь после того, как Адам дает имена животным: этим предвосхищается рассказ о жизни мужчины и женщины до и после грехопадения. Женщина призвана дополнять мужчину. Она должна помогать мужчине исполнять Божьи заповеди, включая ту, которая запрещала есть от дерева познания добра и зла. Мужчина и женщина должны быть покорны Господу и нести ответственность перед Ним за свои действия. Они сотворены друг для друга и должны жить в согласии между собой в браке. Назначение брака, таким образом, состоит в том, чтобы мужчина и женщина могли совершенствовать те способности, которыми наделил их Бог, и служить ими Ему и друг другу. От начала творения семья была предназначена для того, чтобы через нее распространялось благословенное присутствие Божье в этом мире. В очах Божьих первые мужчина и женщина были одним целым - семьей. Творение не было завершенным до тех пор, пока не появилась семья. Так семья обретает значимость, которая сохраняется за нею во всем Писании. Завет с патриархами и Израилем, благословения и знамения этого завета, были даны в контексте семьи.

Таким образом, идея 2-й главы книги Бытие состоит в том, чтобы показать особое внимание Бога к человеку. Это особое внимание Бога к человеку проявилось в том, что (1) человек был особым творением Божьим и что Бог вдунул в лице его дыхание жизни (стих 7); (2) Бог поселил человека в саду, который Он насадил для блага человека и для того, чтобы он возделывал его (стихи 8-15); (3) Бог позволил человеку есть от всякого дерева, кроме дерева познания добра и зла, а также пообещал дать ему помощника (стихи 16-18); (4) Он сотворил женщину, которая отличалась от мужчины, но была призвана дополнять его (стихи 206-23); (5) в этом повествовании постоянно употребляется связанное с заветом имя Божье Яхве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В центре внимания первой и второй глав книги Бытие - Бог и Его деяния, а не вопросы естественнонаучного характера. Бог - Творец, Который принимает деятельное участие в жизни людей. Теоцентризм этих литературных фрагментов уравновешивается антропоцентризмом. Взаимоотношения Бога и человека лежат в основе всей истории искупления. Бог не нуждался в людях, но Ему было угодно сотворить их, поселить их в этом мире и поставить их над всем творением. Мало того, Он создал мир прекрасным, обогатив его многообразием творения, позаботившись о нуждах человека и наделив его Своим образом, который носят в себе, дополняя друг друга, и мужчина, и женщина.

Два варианта рассказа о сотворении мира проникнуты сознанием величия Создателя. Он

-      Бог устройства и Он проявляет попечение о сотворенном Им мире. Все существует благодаря Ему и в Нем находит смысл своего бытия. Он учредил порядок во вселенной, дабы небесные тела управляли жизнью на земле; Он также устроил земную жизнь, дав повеление людям заботиться о творении. Порядок, учрежденный на небесах и на земле, находит отражение в жизни семьи, которая также была учреждена и благословлена Господом.

Творец с благоволением взирал на созданный им мир. Все сотворенное Им было "хорошо", и даже "хорошо весьма". Знаком благоволения и любви Господа к творению явилась Суббота. Бог свят, Суббота свята, и Он возжелал делить этот день со святым народом. Он дал Своему народу этот день в знак Своей любви и в предзнаменование славного обновления творения.

ГЛАВА 2

КАНОНИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ - БОЖЬЕ СЛОВО, ОБРАЩЕННОЕ К ИЗРАИЛЮ

Как мы отмечали, рассказ о творении был записан для того, чтобы Израиль знал, что Яхве - Творец. Господь крепкою рукою спас израильтян от рабства египетского и дал им откровение у горы Синай. Он сошел на гору в огне, и восходил от горы дым, и вся гора сильно колебалась. И изрек Господь: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исход 20:2). Избавив израильтян из Египта, посылая им воду, манну и перепелов и дав откровение у горы Синай, Яхве явил Себя народу Искупителем-Царем. Он - Бог, Который заключил завет с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, Который утвердил Свой завет с Израилем у горы Синай и поклялся быть верным Своему Слову. Дав откровение о Себе у Синая, Яхве возвестил Израилю о том, что Он - Творец. Повествование о творении - это весть о том, что Яхве единый - Бог, что Он один создал все и даровал честь людям, которых сотворил по образу Своему, занимать высокое положение в Его Царстве.

Это повествование служило своеобразным символом веры Израиля. В этом символе веры Яхве предстает перед Израилем как великий Царь над всем творением, Который избрал человека для того, чтобы тот правил землей от имени Его. Поэтому Он, по милости Своей, наделил человека "образом Божьим". То, что повествование о творении выполняло функцию "символа веры", подкрепляется результатами литературного анализа соответствующих глав.

Библейский рассказ о творении имел также полемическое назначение, поскольку в нем в литературной форме опровергаются языческие представления о происхождении мира. У вавилонян и египтян, равно как и у других древних народов Ближнего Востока, были свои предания о сотворении мира, или космогонии4. В этих повествованиях отражена вера во множество богов, из которых один достигал превосходства над другими. Эти космогонии были, в сущности, попытками обосновать преимущество одного божества перед другими. Языческие повествования о началах мира были в действительности теогониями -рассказами о происхождении самих божеств\ Кроме того, языческие повествования не имели никакого отношения к истории этих народов. Библейский рассказ о творении в корне отличается от древних ближневосточных преданий. В нем выражена вера в Бога и отражена связь творения мира с историей Израиля. В нем не делается попыток доказать, что Бог-Творец - Яхве. Напротив, Яхве предстает в нем как Творец.

Библейское повествование о творении, кроме того, служит прологом к истории искупления. Это повествование было дано народу, который уже знал Яхве как Бога, Который сотворил великие искупительные деяния и явил Себя у горы Синай. Этот Бог - Творец и Владыка вселенной. Идею первых двух глав книги Бытие можно глубже понять, если соотнести их с текстами книг Псалмов и Пророков, где выражена вера Израиля в Бога-Творца. Из первой и второй глав книги Бытие мы узнаем о Владыке вселенной, чье Царство охватывает собой весь сотворенный мир и чьи совершенства - слава, премудрость и сила - зримы в творении. Бог творит Своим Словом, посредством Которого Он также поддерживает заветные отношения со Своим народом. Для того чтобы лучше уяснить себе, как древние израильтяне воспринимали эти темы, мы вкратце рассмотрим каноническое значение таких идей, как "Бог творящий", "Бог глаголющий" и "Бог владычествующий".

БОГ ТВОРЯШИЙ

Многие люди, далекие от религии, воспринимают сегодня как анахронизм начальные слова Апостольского Символа веры - "Верую в Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли". Люди, живущие в постхристианскую эпоху, убеждены в том, что они сами управляют своей жизнью. Для израильтян же вера в Бога-Творца была тем главным, что отличало их от окружавших их языческих народов. Они верили в то, что Яхве - Элохим ("Бог"). Слова "В

>4См. А. Хайдел, "Вавилонское Бытиё" {Чикаго, Издательство Чикагского университета, 1963); Джеймс Притчард, ред., "Древние ближневосточные тексты, имеющие отношение к Ветхому Завету", изд. 3-е (Принстон, Издательство Принстонского университета, 1969), 4-5.

начале Бог..." звучали для древнего еврея так, как для нас звучит положение символа веры.

Начальные слова Писания - "В начале Бог..." - служат свидетельством о превосходстве Бога над всеми языческими представлениями. Израильтяне знали об идолослужении, языческих обрядах, магии, жречестве и мифах, в которых объяснялось устройство мира и иерархия божеств египетского пантеона. Разные народы поклонялись разным божествам и придерживались не схожих в чем-то верований, однако все они, в сущности, были язычниками. Их боги, если можно так выразиться, "ведали" Солнцем, Луной, землей, небом, морем, растительностью, горами и т.д. В Египте высшим божеством почитали Гора (Ра), который считался богом Солнца; для хананеян богом Солнца был Шемеш, а высшим божеством - Эль; вавилоняне поклонялись Мардуку как высшему божеству, а богом Солнца для них был Шамаш. Поскольку древние делили мир на несколько сфер, которыми, по их представлениям, управляли разные божества, они были не в состоянии объяснить, каким образом все во вселенной связано между собой.

В основе языческих религий лежала вера в необъяснимые и непредсказуемые силы, которые могли действовать в согласии, а могли и противоборствовать, что влекло за собой пагубные последствия для жизни на земле. Израиль жил в окружении языческих народов, и потому Яхве явил Себя как "Элохим". "Элохим" - множественная форма слова "Эль" ("Бог") - указывает на то, что Бог Израиля - это боги. Как это ни странно, Бог Израиля воплощает в Себе все то, что язычники приписывали своим многочисленным божествам. Слова "В начале Бог..." имеют полемический тон, поскольку ими богодухновенный автор бросает вызов языческому миру с его ложными представлениями о Боге и мироустройстве. Яхве, Бог Израиля, единый управляет Солнцем, Луной, звездами, морем, растительным и животным миром; в Его власти - и жизнь, и смерть. Из этого свидетельства о Творце следует то, что всякое творение имеет отношение к Нему. Эта тема продолжает звучать и в Новом Завете, призывающем нас покориться Иисусу, Который есть "образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари", Которым "все... стоит" (Колоссянам 1:15, 17). Покорность этому Богу влечет за собой поклонение и восхваление. Израилю, грядущему из рабства в свободу, Господь говорит: "Для чего вам бояться природных сил или рока?" Бог - Творец небес и земли! В Псалме 148 находит выражение радость людей Божьих, которые прославляют Своего Создателя:

"Хвалите Яхве с небес, хвалите Его в вышних...

Хвалите Яхве от земли, великие рыбы и все бездны... да хвалят имя Яхве, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах"

(стихи 1,7,13).

БОГ ІЛАГОЖШИЙ

Вера в Творца требует внимания к Его Слову. Слово Божье живо и действенно. Творение и откровение - две грани Божьего Слова. Творение совершилось Словом Божьим, а Божье откровение - это Слово, которым люди должны быть воссозданы, или уподоблены Богу.

У горы Синай Израиль принял слово откровения. Там Яхве внушил Израилю мысль о необходимости жить в согласии с Его Словом, которое слагается из заповедей и уставов. Слова Божьи несли с собой жизнь (Второзаконие 30:15-16; Псалтирь 118). Израиль должен был верить в Бога, любить Его и повиноваться Ему (Второзаконие 6:4-5; 30:20); в сущности, те же заповеди были даны Адаму и Еве в Эдемском саду. Перед Израилем, народом Божьим, стоял тот же выбор, что и перед Адамом и Евой, - жизнь или смерть. Как и Адам, Израиль был призван внимать Слову Божьему и повиноваться ему. Из этого откровения Израиль узнал о творческом Слове Яхве.

Словом Божьим созидался мир, этому Слову ничто не могло воспрепятствовать. В Псалме 32 нашла отражение мысль о том, что мир был создан Словом. Зная о силе врагов народа Божьего (стихи 10, 13-17), псалмопевец призывает праведных уповать на Господа (стихи 18-22). Намерения и замыслы Господа исполнятся несмотря ни на какое противодействие. Господь убедил Израиль в том, что Его Слово надежно, и пообещал хранить верность Своему народу (стихи 4, 22). Псалмопевец радуется и даже торжествует в вере, потому что уповает на Господа, по Слову Которого все появилось, Которым все стоит и Который исполнит все Свои замыслы.

"Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их.

Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной, ибо Он сказал, - и сделалось;

Он повелел, - и явилось.

Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов.

Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род"

(стихи 6-11).

По представлениям соседей Израиля, миром правил неотвратимый рок. Язычники измыслили множество богов, чтобы объяснить действительность. На самом же деле сотворенный мир управляется не роком или волей случая. Всем многообразием творения правит Бог-Создатель. Он полагает намерения, изрекает слово, исполняет замыслы, дает обетования и совершает Свои предначертания до конца. "Он действует осмысленно и с твердым намерением" (а не "импульсивно", подобно божествам языческих космогонии)". Его слова - это не магические заклинания, подобные тем, которые были широко распространены у

55

язычников .

Назначение слова откровения Божьего состоит в том, чтобы подготовить людей к тому, чтобы принять его, когда оно будет возвещено им (Бытие 2:16-17). В Ветхом Завете Бог обращается к Своему народу и творит Свой народ Словом Своим. Откровение, возвещенное Аврааму, Моисею и Израилю, было откровением в Слове. Пророки возвещали Слово Божье. Слово стало плотью в Иисусе Христе. Иисус - Слово, полное благодати, веры и любви, - призвал людей обратиться к Отцу (Иоанна 1:1-14). Библия свидетельствует о том, что Бог, творивший мир Словом, продолжал глаголать в Моисее, пророках и, наконец, в Сыне Своем (Евреям 1:1-4; 3:1-6).

БОГ ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩИЙ

Вера в Творца зиждется на откровении о том, что Он единый - Царь. То, что Бог носит титул "Элохим", не делает менее ясной истину о том, что Он Царь. Напротив, это говорит о том, что все царственные достоинства, приписываемые народами богам (царственная слава, сила и премудрость), наиболее полным образом воплощаются в Боге Израиля, Который единый - Царь. Это откровение было дано Израилю во время Исхода из Египта, а еще раньше

-    Аврааму.

Авраам встретился с Мелхиседеком, царем-священником Салима (Иерусалима), чьим Богом был Бог-Творец, "Эль-Элион" ("Бог Всевьшший"). Мелхиседек благословил Авраама во имя Творца-Владыки, говоря: "Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли" (Бытие 14:19). Авраам, в свою очередь, поклялся именем Того же Творца-Владыки (стих 22). Имя Божье "Эль-Элион" говорит о том, что Он один - Всевышний. Он Царь над всей вселенной.

Когда израильтяне перешли Чермное море, они, по призыву Моисея, воспели песнь, в которой восславили Бога за то, что Он владычествует над богами и народами мира сего:

"Кто, как Ты, Господи, между богами?

33В. Ферстер, "Х#2<5", Богословский словарь Нового Завета, 3:1006,1010.

Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами,

Творец чудес?

Ты простер десницу Твою;

поглотила их земля.

Господь будет царствовать во веки и в вечность"

(Исход 15:11-12, 18).

Ни явления природы, ни космические силы, ни языческие божества не владычествуют над миром. Над ним царствует Бог!

Слава великого Царя

Великий Царь возжелал разделить Свою славу со Своим творением. Небеса и земля прекрасны. Удивительная красота природы своим источником имеет славу великого Царя. Поэтому человек не должен поклоняться природе, - он должен поклоняться Богу, Который облек ее славой Своей. Ангелы небесные воздают славу Ему - великому Властелину мира (Псалтирь 28:1). Серафимы возвещают великую славу Его пред Его рабом Исайей: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Исайя 6:3) Небеса и земля непрестанно проповедуют славу Его во свидетельство Его царственного величия и могущества (ср. Римлянам 1:20). В Псалме 8 воспета слава Господа, открывающаяся на небесах, на земле и особенно - в человеке ("... что есть человек, что Ты помнишь его..." [стих 5]). В Псалме 18 откровение славы Божьей в творении связывается со славой Его Слова. Великий Царь превознесен над творением, а потому все Его создания должны восхвалять имя Его:

"Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

Кто, как Господь, Бог наш,

Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю..."

(Псалтирь 112:2-6)

Сила великого Царя

Творение возникло по действию силы Божьей и оно сохраняется той же силой. Он изрек слово, и появился мир. Удивительная творческая мощь Господа свидетельствует о том, что Он силен править миром. Особые силы, которые язычники приписывали своим божествам, принадлежат единому Богу Израиля, имя Которому - Элохим. В Псалме 28 есть воодушевляющие для праведных слова о том, что природные силы и явления — водная стихия, гром и молния, землетрясения, да и вообще вся земля - во власти Бога. И этому Богу принадлежит слава и крепость:

"Воздайте Господу, сыны Божий, воздайте Господу славу и честь...

Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь Царем вовек.

Господь даст силу народу Своему;

Господь благословит народ Свой миром"

(стихи 1, 10-11).

Премудрость великого Царя

Библейское свидетельство о премудрости Царя делает еще более значимыми описания Его творческих деяний, вследствие которых появился прекрасный и гармоничный мир. В Ветхом Завете мудрость - это способность составлять замыслы и успешно осуществлять их. Обычно цари обсуждали свои планы с советниками (2 Царств 16:20; 17:5; 3 Царств 22:6; Притчи 8:14-16), а мудрыми считались те люди, которые охотно прислушивались к мнениям других (Притчи 1:5; 9:9). Даже языческие мифы изображают богов держащими совет. Но Бог Библии не нуждается в советниках[24]. Он положил намерение, изрек слово, привел в исполнение Свой замысел и, создавши все, к седьмому дню довел до конца Свое дело (Бытие 2:1). В Притчах 3:19 сказано: "Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом". Особая похвала Божьей премудрости воздается в Гимне Премудрости (Притчи 8:22-31). В нем автор, наделяя премудрость чертами женщины, превозносит ее, ибо она была с Богом во всех Его деяниях: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони" (стих 22). Если мы рассматриваем первую и вторую главы книги Бытие в контексте поэтической и учительной литературы древнего Израиля, то понимаем, что в повествованиях о сотворении мира автор желал заострить наше внимание на идее премудрости Создателя. Как в первом, так и во втором рассказе о творении многоразличная премудрость Бога особым образом проявляется в сотворении человека (1:26-28; 2:22). Сотворение человека знаменует собой осуществление Божьих замыслов.

Сознавая величие Божьей премудрости, мы должны смиренно признать, что мы не в состоянии постичь Божьего творения. Конечное не может объять бесконечное. Эта мысль полностью противоречит представлению, согласно которому верующие могут и должны "вставать на защиту" Бога в спорах о согласии Священного Писания с наукой[25]. Справедливы слова Хьюстона о тайне творения:

"Ни мысль об огромной временной дистанции - даже, скажем, в двадцать миллиардов лет,

которая, по предположению приверженцев теории «большого взрыва», может отделять нас

от момента появления вселенной, - ни мысль о гигантских масштабах космоса не может помочь нам постигнуть несказанной тайны Творца и вечного Его бытия. Говоря о Боге как Творце и о «познании Его», мы пользуемся понятиями, качественно отличными от тех концепций, которыми оперирует наука, - понятиями, которые она не в силах ни доказать, ни опровергнуть. Это совершенно иной способ познания. Автор книги Бытие говорит о

»58

тайне творения языком возвышенным и вместе с тем простым" .

Возвышенный зачин книги Бытие вызывает в нас чувство благоговейного трепета перед великим Царем. Благоговение ведет к смирению, восхвалению и упованию на Бога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слова "Я верую в Творца" были для Израиля исповеданием веры в то, что весь мир - дело рук великого Царя. По слову Его творение возникло из небытия. Вера в Бога-Творца лишает ореола славы языческих божеств с приписьшаемыми им силами. Эта вера несовместима с приверженностью кому-либо или чему-либо иному, кроме великого Царя, и она естественным образом порождает любовь к Нему, почтение к Нему и поклонение Ему. Великий Царь наделил мир и, в особом смысле, человечество, Своей славой, силой, премудростью и любовью. Этот великий Царь создал все, но Ему было угодно, чтобы на Его любовь отвечали именно люди!

ГЛАВА 3 СОТВОРЕНИЕ МИРА КАК ПРОЛОГ ИСТОРИИ ИСКУПЛЕНИЯ

Литературные формы, используемые в Писании, позволяют нам увидеть богатство содержания рассказа о сотворении мира и помогают нам понять, какую функцию выполнял этот рассказ в каноне древнего Израиля. С одной стороны, литературные приемы - в данном случае симметрия и диссонанс - усиливают эстетическое чувство соразмерности, упорядоченности и развития сюжета о сотворении мира великим и всевластным Царем. Читатель возносится над окружающим его миром и устремляет помышления к Богу-Творцу, Который создал все прекрасным. Читая первые главы книги Бытие, мы изумленно вопрошаем: Что есть человек, что Ты наделил его славой, мудростью, силой и любовью? Что есть человек, что Ты создал мир столь приятным для обитания местом?

С другой стороны, Божье слово, обращенное к Израилю в каноническом контексте, требует отклика. Ощущение благоговейного трепета перед Творцом ведет нас к поклонению Ему. Гармония мироздания имеет своим началом Бога: мир прекрасен потому, что Господь сохраняет его Своим промыслом. Такая картина мира резко контрастировала с языческими представлении о мире как о весьма не надежном месте. Бог не только правит миром, но и любит его. Сознавая это, люди должны чтить Творца небес и земли, благодарить Его и преданно служить Ему единому. Да будет Ему слава! Искупительно-исторический подход зиждется на истинах, раскрывающихся в каноническом контексте, и помогает глубже понять, как Бог правит миром и как связаны между собой человек и его Творец.

КАК БОГ ПРАВИТ МИРОМ

Хотя идея правления миром явно не излагается в Бытии 1- 2, она служит идейным стержнем повествования о сотворении мира. Сущность Божьего правления ярко проявляется в том, что Он, по благоволению Своему и милости, участвует в жизни сотворенного Им мира. Бог царствует над творением, поскольку, как свидетельствуют повествования книги Бытие, небеса и земля существуют благодаря Богу, а не наоборот. Мир существует не по необходимости - напротив, Бог сотворил его по изволению Своему и продолжает участвовать в жизни творения, справедливо, чинно и премудро управляя им59.

Завет правления

Постоянные отношения, в которых Бог состоит с природой, можно именовать заветом правления, хотя слово "завет" в этом смысле используется в Писании нечасто. В стихе книги пророка Иеремии, где упомянуто о Божьем "завете ... о дне и ночи и уставах неба и земли" (Иеремия 33:25), слово "завет" (1/гИ) составляет параллель слову "уставы" (huqqot, Иов 38:33; Иеремия 31:35, и huqqim, Иеремия 31:36). В смене дня и ночи, времен года, а также морских приливах и отливах Иеремия усматривает Божье благоволение и милость к небу, Земле, Солнцу, Луне, звездам и морю. Благоволение и милость Творца к природе служит образом особых, заветных отношений Его с избранным Им народом. Иеремия говорит, что, если Бог хранит Свой завет с творением, Он тем более будет заботиться о Своих детях, с которым состоит в завете (стихи 35-36; 33:25-26), и о потомках Давида, которым Он также поклялся в верности (стих 26; ср. 2 Царств 7:15).

Говоря об отношении Бога к творению, я предпочел бы пользоваться словом "правление", а не словом "завет"; идея "правления" была глубоко укоренена в богословской вере Израиля. В Псалме 148 Божье царственное правление описано с помощью различных образов и понятий. Этот псалом призывает все творение славить Господа: он обращен к жителям небес и небесным светилам (ангелам, воинствам небесным, Солнцу, Луне, звездам), творениям, обитающим на земле и в море (морским существам, плодовым деревьям, кедрам, зверям, домашним животным, птицам, царям, народам, князьям, правителям, юношам, девицам, старикам и детям), а также неодушевленной природе и природным явлениям (молнии, граду, снегу, облакам, бурному ветру, горам и холмам). И здесь псалмопевец говорит о "повелении", или "уставе" (hoq, стих 6) как том, в чем проявляется правление Господа. Образ Владыки, наделенный здесь чертами антропоморфизма, выписан с трепетным отношением: имя Его превознесено и "слава Его на земле и на небесах" (стих 13). Наконец, в созвучных речениям Иеремии словах пророк говорит о том, как Бог заботится о Своем народе: "Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему" (стих 14). И пророк Иеремия, и псалмопевец начинают с общих истин, говоря о том, что Бог заботится обо всем творении, а затем рассказывают о том, как Он печется о Своем народе.

Свойства правления

Правлению Божьему свойственен порядок. Творя мир, Бог учредил порядок, и даже после грехопадения Он продолжал поддерживать его (Бытие 8:22). Сотворенный мир не является непредсказуемым образованием или рядом сменяющих друг друга бессвязных и бессмысленных обстоятельств. Человек не просто может изучать вселенную, - он призван

делать это по повелению Создателя, Который правит творением по Своему совершенному

60

замыслу .

Правление Божье служит свидетельством Его полновластия. Пророк Исайя изображает мир как проявление Божьей власти над творением. Пророк говорит о Боге, Искупителе Своего

См. Томас Торренс, "Взаимозависимость целого и частей в сотворенном Богом мире" (Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 1981), 4. Шамай Галендер в работе "Справедливость и порядок в творении" (работа написана на иврите) утверждает, что творение - это материализация Божьей справедливости ("Бет микра" 97 [1984], 158-179).

По Торренсу, порядок сотворенного мира не является "... статичной или автоматической системой, но представляет собой единое целое, в котором динамичное протекание взаимозависимых процессов, ведущее к усложнению формы и содержания, порождает все более высокие принципы порядка, которые можно понять только в категориях естественных онто-реляционных структур" лВзаимозависимость целого и частей в сотворенном Богоммирё\ ПО).

народа, как о Творце небес и земли (44:24). Бог делает ничтожными магические заклинания, чары и гадания языческих мудрецов (стих 25) и утверждает Свое Слово, изрекаемое пророками (стих 26). Его совет состоится, даже если для этого понадобится, чтобы иссохли реки (стих 27), или воцарился перс Кир (стих 28). Исайя возвещал Яхве как единого Бога, Который Словом Своим сотворил вселенную, тем самым заявив о Своей полной власти над миром (45:5-6), и Который явит всем родам, что Он "Господь, и нет иного" (стих 6). Затем пророк бросает вызов всем сомневающимся и насмешникам и сравнивает Творца с горшечником, Который властен вылепить из глины все, что ему угодно:

"Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!

Скажет ли глина горшечнику:

«что ты делаешь?»"

(стих 9)

Полновластие Творца проявляется в том, что по замыслу, премудрости и благодати Своей Он непрестанно совершает намерения Свои о мире и, в особенности, о детях Своих (стихи 11-25).

Правлению Божьему свойственна верность. Бог обладает полнотой всей власти над миром, однако это власть не диктатора, а благого, благодетельного Владыки. Вселенная не только сотворена из ничего, но сохраняется в своей тварной сущности благодаря непрестанному взаимодействию с нею Бога, Который, утверждая ее в Своей непреходящей верности, не дает ей "ускользнуть" от Него и ввергнуться в небытие; поэтому вселенная обладает такой устойчивостью, которую она не могла бы сохранять сама по себе, являясь сложнейшей системой взаимозависимых объектов и процессов.

Божье правление в христологическом ракурсе

Правление Бога над творением можно рассматривать в христологическом ракурсе. Мир был создан, но не был освящен. По представлениям древних евреев, мир складывался из несвятого и святого, чистого и нечистого. То, что в повествовании о творении повторяется слово "хорошо" (или звучит фраза "хорошо весьма"), указывает на то, что Богу было угодно взирать на вселенную с благоволением. Однако освятил Он лишь день Субботний! Мир в целом оставался неосвященным. Вследствие грехопадения и последовавших за ним преступлений (Бытие 3-11; см. Часть 2), освящение было уже не только возможным, но необходимым. Израиль, живший в окружении нечестивых народов, был призван стать святым народом Божьим и жить свято перед лицом Всевышнего. Для израильтян повествование о творении имело эсхатологический смысл. Получив особый статус заветного народа, израильтяне вкусили обетовании Божьих и получили уверение в том, что в Земле обетованной их ждет большее благословение. Поэтому пророки, облеченные силой и вдохновением свыше, вещали о грядущем восстановлении всего сущего в мессианскую эпоху. Иисус, Второй Адам, положит начало этой великой эпохе искупления, которой с надеждой ожидает все творение (Римлянам 8:19-21).

По замыслу Бога Отца, Сын Его Иисус должен был стать Искупителем вселенной (Колоссянам 1) и привести все сущее к Богу. Христологический ракурс представляет собой резкую противоположность понятиям порядка, власти, верности и благости, поскольку Бог не пощадил Сына Своего ради искупления человечества и мира. Торренс пишет: "Именно благодаря величайшему проявлению любви Божьей к миру в Иисусе Христе [язычники] познали, что мир не только создан Богом, но и бесконечно любим Им". И хотя в мире нередко происходят общественные потрясения и стихийные бедствия, хотя он порой представляется хрупким, вера во Христа порождает в нас убежденность в "постоянстве любви премудрого

у               »»61

Бога" .

Библейское учение о Божьем правлении над сотворенным миром соотносится с доктриной об искуплении. Творение имеет цель, Їеїов. Бог, Который по благоволению, благодати и могуществу Своему правит творением, направляет его к цели: новому творению в

б|Там же, 64-65, 68.

Иисусе Христе, Сыне Его (Галатам 6:15). Мы ожидаем откровения нового творения в полноте, а Бог уверяет нас в том, что Он постоянно печется обо всем творении в целом и, в особенности, о Своих детях. Наш Господь Иисус засвидетельствовал о любви Отца к творению, сказав, что Бог Отец повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матфея 5:45), и что Тот, Кто печется о птицах небесных и лилиях полевых, знает о нуждах Своих детей (6:25-32).

ТВОРЕЦ И ЧЕЛОВЕК Образ Божий

Человек, как и все остальные существа созданный Богом, отличается от других творений своим подобием Богу. Человек - это плоть и дух (Бытие 2:7; Малахия 2:15). Образ Божий в человеке слагается из даров, которыми Царь наделил Свое творение, избранное Им для того, чтобы править землей и пребывать с Ним в общении. Образ Божий в человеке предполагает ответственность перед Творцом (о чем свидетельствуют заповеди - см. Бытие 1:28; 2:16-17), достоинство (источником которого является Божье царственное величие и могущество) и способность править под бдящим оком Творца. Достоинство человека проявляется во взаимоотношениях его с Творцом и сотворенным миром. Царственное достоинство человека, заключающееся в том, что он призван править творением и способен благотворно воздействовать на него, вызывает у псалмопевца изумление:

"Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями.

Господи, Боже наш!

Как величественно имя Твое по всей земле!"

(Псалтирь 8:6-10)

Подобие людей Богу проявляется еще и в том, что им даны способности общаться, оказывать влияние, проявлять власть и заботу; эти способности также свидетельствуют о славе Творца. Человек - во всей полноте телесной и духовной жизни, во всех творческих проявлениях своего бытия — является носителем образа Божьего. Бог, однако, разделил людей на два пола - мужской и женский62. В этом разделении коренится потребность в общении, дружбе и вообще в человеческих взаимоотношениях. В единении мужского и женского может родиться полнота бытия и личности:

"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа"

(Бытие 2:23).

То обстоятельство, что человек при сотворении был уподоблен Богу, имело глубокие последствия для истории искупления. Для того чтобы пребывать в общении с Богом, человек должен быть подобен Богу и жить по заповедям Царства Его. Жизнь человека перед лицом Божьим есть проявление завета ("завет" здесь следует понимать как отношения между двумя

См. Генри Лейзенби, "Образ Божий: связаны ли с этим понятием особенности мужской конституции, женской, или оно не имеет отношения к полу?" (Журнал Евангельского богословского общества 30 [1987], 63-70).

или большим числом сторон) . Поскольку Бог определил условия и характер этих отношений, смысл жизни человека и благополучие его заключается в том, чтобы пребывать в отношениях завета с Богом. Слова Исайи о верности Бога Своему завету, - важнейший "комментарий" к первой и второй главам книги Бытие. Пророк использует слова из контекста творения ("образовать", "устроить", "сотворить") не только в применении к Божьим творческим деяниям, но также и для описания Божьего избрания Израиля, явленной этому народу благодати, любви и верности64. Таким образом, слова, имеющие отношение к сотворению мира, служат также для описания отношений завета.

Надежда человечества

Несовершенство сотворенного мира и, в особенности, человека, влечет за собой вопрос: что же теперь? Повествование о сотворении мира не заканчивается с созданием первых людей и далее с учреждением Субботы. Определенные обстоятельства, упомянутые в Бытии 1и 2, служат указанием на дальнейшее развитие событий. Сотворение мира и его цель связаны такой реалией человеческого бытия, как возможность. О незавершенности свидетельствует то обстоятельство, что Бог не освятил творение. "Слова «хорошо» и «хорошо весьма» в повествовании о творении были неверно истолкованы: некоторые пришли к заключению о том, будто использование их свидетельствует о совершенстве творения; однако ["хороший"] это не одно и то же, что и "совершенный"; "хороший" значит "соответствующий цели". В приложении к сотворенному миру это означало то, что он был пригоден для общения Бога и человека"65.

Эдемский сад - это прообраз мира, который пребывал в замыслах Божьих,- мира возрожденного, обновленного. Таким образом, история искупления начинается с "вершины" (творения) с тем, чтобы завершиться на "вершине" же (новом творении). Новое творение лучше прежнего, потому что оно будет совершенным и святым, и еще потому, что в нем будет Сам Бог Отец и Господь Иисус Христос (Откровение 21:22). В этом мире не будет страдания, греха и даже возможности такового; это будет мир искупленных, чьи тела облекутся в славу. Поэтому мы должны видеть в Иисусе Христе смысл и назначение Божьего творения. По словам Беркхофа, Он есть "образ бытия, который суждено принять творению"66. Его искупительный труд - от Вочеловечения и до Воскресения - не был случайностью; он также не был вызван "острой необходимостью" исправить творение, которое "неожиданно" впало в грех. Этот труд пребывал в замыслах Божьих, когда Он творил мир. Творение, таким образом,

-   это начало, пролог истории искупления.

Бог вменил в обязанность Адаму и Еве веру и покорность. Они были не вправе проявлять самодовольство и беспечность. Он повелел им хранить верность Ему и уповать на то, что в свое время Он подаст им жизнь и знание. Дерево познания добра и зла и дерево жизни были эсхатологическими символами надежды. Надежда - это проявление веры, которая гласит: "В будущем творение должно обрести совершенство и стать обителью нового человека, который будет уподоблен образу прославленного Христа"67.

История искупления - это процесс, в ходе которого Бог очищает мир и, действием Сына Своего, готовит его к участию в Своей славе, премудрости и царствии:

"И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

Белее подробно о завете творения пишет Палмер Робертсон в труде "Христос Божьих заветов " (Гранд-Рапидс,

Бейкер, 1980), 67-87; ср. В. Дж. Дамбрелл, "Завет и творение. Ветхозаветное богословие завета" (Эксетер, Патерностер, 1984).

мИсаия 27:11; 43:7,15,21; см. также Исход 34:10; Псалтирь 94; В. Ферстер, "ЖИг,3\ Богословский словарь Нового ЗаветаЗ: 1006-7.

63Г. Беркхоф, "Христианская версГ.

66Там же, 169.

67Там же, 170.

и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле"

(Откровение 5:9-10).

Поэтому сотворенный мир не является местом, которое не благоприятно для жизни человека, а человек не брошен на произвол слепых космических сил. Не самореализация и не уход от мира ведет человека к совершенству, а жизнь в согласии с Творцом и творением. Таким образом, смысл жизни человека состоит в том, чтобы жить перед лицом Божьим в согласии с Его откровением 8.

Итак, рассказ о творении не завершен. Ему свойственна открытость для будущего (т.е. в нем неявно присутствует эсхатологическое измерение), и в нем выражена надежда на то, что творение, включая человека, достигнет совершенства и будет освящено. Нарекутся ли люди святыми? Войдут ли они в покой Божий? Как они воспримут запрет есть от дерева познания добра и зла? Вкусят ли они от дерева жизни? Поистине "слово о начале мира предвосхищает

п 9

слово о конце его" .

Заключение части I

Бог проявляет внимание ко всем Своим творениям, поскольку все они - дело Его руки. Его нельзя уподобить крупному землевладельцу, который не находит времени, чтобы посетить принадлежащие ему угодья. Отличительными особенностями Его правления являются щедрость, премудрость, любовь и верность. Он создал мир для Своих детей и приготовил его для них. Рассматривая повествование о творении в искупительно­исторической проекции, можно сказать, что Бог создал мир для Своего народа, который будет облагодетельствован присутствием Божьим на новой земле. Таким образом, главы книги Бытие, посвященные сотворению мира, помогают нам лучше понять смысл блаженного упования на Мессию и на верность Божью, на то, что в конце времен Он восстановит все сущее. Бог будет совершать Свой замысел до тех пор, пока все не станет святым и совершенным. Со времен творения дети Божьи получали преизобильные благословения Его, среди которых - неизменная Его любовь, обладание образом Божьим и обетования о том, что верующих ждет славное будущее, поскольку Бог - их Творец и Искупитель. Вплоть до благословенного завершения искупительного замысла Своего Бог будет ниспосылать детям Своим эти блага. История искупления будет продолжаться до того времени, когда Божье присутствие откроется в полноте, а творение достигнет совершенства.

Таким образом, первый период истории искупления, "Гармония творения", свидетельствует:

1.     о славе, премудрости, силе и верности Творца;

2.     о великолепии и многообразии Божьего творения как отражении божественных совершенств;

3.     о достоинстве человека (мужчины и женщины), созданного по образу Божьему в славе, премудрости, силе и верности;

4.     о порядке и гармонии во вселенной: на небесах, управляемых небесными телами, и на земле, подчиненной человеку, который призван править ею от имени Божьего;

5.     о том, что творение, которому было предназначено служить к славе Божьей и для блага человека, было благим и угодным Богу;

6.     о том, что порядок во вселенной был учрежден Словом Божьим и что люди должны были строить свою жизнь в согласии с божественным порядком, по Слову Божьему;

7.     о надежде на то, что люди будут пользоваться благами освященного творения, ибо Господь, освятивший Субботу, определил освятить и людей и ввести их, обновленных и освященных, в Свой покой. Эта надежда имеет своим источником искупительный замысел Божий в Иисусе Христе.

'’Хьюстон дал интересную и во многом революционную трактовку библейскому учению о жизни перед лицом Божьим: 'Человек обретает идентичность не в своем деле, — как полагает homo faber, - а в Творце- Искупителе, Который призывает его к служению... не только к труду, но и к созерцанию, не только к действию, но и размышлению, не только к делам, но и к бытию, не только к служению во славу Божью, но и к общению с Богом... таковы повеления, данные человеку от создания мира" ("Верую ", 162).

®Клаус Вестерманн, "Начало и конец в Библии "в переводе Кита Крима [Филадельфия, Фортресс, 1972], 37.

 


[22]См. анализ Бытия 2, проведенный Алтером ("Библейское повествование", 141-147).

[23]Это повеление включает в себя призыв плодиться, населять землю и заботиться о Божьем творении. См. Джон Мюррей, "Принципы поведения!"1 (Гранд-Рапидс, Эрдмане, 1964), 27-44.

[24]То, что в Бытии 1:26 употреблена форма множественного числа - "сотворим", - не говорит об ошибочности этого заключения, поскольку в соответствующей фразе выражено намерение Бога. Ясно, что при сотворении человека Бог не советовался с ангелами. См. Герхард Хейзел, "Что значит "сотворим" в Бытии 1:26", Ученые записки семинарии Университета Эндрюс 13 (1975): 58-66.

[25]Августин одним из первых указывал на недопустимость доктринерского подхода к толкованию текстов о сотворении мира. Он справедливо полагал, что во фразеологии книги Бытие отражается стремление Бога донести важные истины о началах мира в доступных человеческому разуму понятиях ("Град Божий" 11.30). И сегодня мы также должны со смирением признать, что конечному не объять бесконечного. Вопросы, касающиеся происхождения мира, возраста вселенной и человечества, а также согласования научных и библейских сведений, важны. Однако если христиане не будут проводить различия между богословским и научным смыслом творения, то их вклад в научные изыскания будет незначительным. Тот, кто желает толковать повествования о творении, должен дать исчерпывающую трактовку библейского учения о сотворении мира, сознавая при этом, что многое в творении покрыто тайной. Это означает, что толкователь должен быть готов четко очертить рамки своих богословских поисков, как это сделал Уорфилд в своем очерке ("О древности и единстве рода человеческого", "Библейские и богословские исследования" [Филадельфия, Презбитириан энд реформд, 1952], 238-261), в котором убедительно показал, что в Бытии 1-11 богословский акцент сделан не на древности человечества, а на его единстве. Кроме того, толкователь должен быть готов вести диалог с наукой. Как отмечает Дэйвис Янг, "Наше дело — тщательно исследовать все Писание, а не заниматься построением научных теорий на основании нескольких библейских текстов, подобно тому как это делают приверженцы неокатастрофизма. Мы признаем значимость науки как таковой и ее право развиваться естественным путем; мы не желаем "вталкивать" научные открытия в имеющуюся у нас картину мира. Конечно, здесь остается много открытых вопросов, но мы желаем быть верными и Писанию, особому Божьему откровению, и природе, Его общему откровению. Только тот подход, который проистекает из желания непредвзято оценивать все деяния Божьи, может подвести нас к разрешению сложных вопросов, касающихся такой интереснейшей области знания, как, например, геология в соотношении с Библией" ("Твореные и Потоп. Альтернатива геологии Потопа и теистической эволюции" [Гранд-Рапидс, Бейкер, 1977], 213). Но вести диалог - не значит рабски следовать новым научным вдеям. Как отмечает Джеймс Хьюстон, "... истина о сотворении мира не может выступать в качестве идеи, конкурирующей с новейшими научными теориями, поскольку Бог дал человеку разум не только для того, чтобы он мог постигать мир средствами науки, но и для того, чтобы он мог при необходимости вносить изменения в имеющуюся у него картину мира" ("Верую в Творца" [Гранд-Рапидс, Эрдмане, 1980], 47). См. Дэйвис Янг, "Христианство и происхождение Земли"' (Гранд-Рапидс, Зондерван, 1982).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.