20.11.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий

2. КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ

2.5. Иоиля 3

 

1. В последней части Книги Иоиля уделяется внимание всем народам. В то время как Иоиля 2 нам показывает, что в судьбе Иудеи и Иерусалима произойдёт поворот к лучшему через сошествие Духа Яхве, Иоиля 3 рассказывает, что в Свой день Яхве соберёт все народы вместе и отправит их в долину Иосафата, чтобы там произвести над ними Свой суд.

“Долину Иосафата” достаточно трудно определить географически. Однако в этом и нет необходимости. В Иоиля 3,14 это место уже называется по-другому – “долина суда”. И речь идёт о суде. Равно как и у других пророков, в день Яхве решительный суд над народами происходит на территории Израиля (Иудеи). Для этого Яхве сзывает всех вместе. Иезекииль сообщает об этом, когда описывает сражение между Яхве и народами, которые находятся под руководством Гога (Иез. 38 сл.). Что-то подобное мы читаем у Михея 4,11сл. и Захарии 14,1сл.

Почему народы должны придти все вместе и потом получить своё наказание? Яхве отплатит им за то, что они сделали Его народу Израиля, Его наследию. Они в ответе за рассеивание Израиля среди чужих народов. Вспомните изгнание, которое в любом случае уже было свершившимся фактом по отношению к Северному царству. Иоил. 4,17 предполагает, что чужеземцы уже вторглись в священный город Иерусалим (в 597 г. до н.э.?). Дальше враги набросились на землю Израиль, присвоили его себе и разделили между собой. Также, бросая жребий, они разделили между собой жителей Израиля. Они обменяли юношей на блудниц, а девушек на вино, чтобы напиться.

 

Возможно, “долина Иосафата” должна напомнить о победе, которую Иосафат одержал над моавитянами, аммонитянами и эдомитянами (2 Пар. 20,20сл.). Имя этого царя также хорошо здесь вписывается, потому что Иосафат означает: “Яхве держит суд”. Примечательно, что – в отличие от “высот”, где находятся боги и святилища – долина часто считается местом жительства нечестивых. Вспомните “долину видения”, где разыгрывается легкомыслие Иерусалима (Ис. 22,1.5.), или “долину прохожих” и “долину полчища Гога” (Иез. 39,11).

 

2. К вражеским народам теперь обращается Сам Яхве. Что вы думаете, жители Тира и Сидона, и вы, филистимляне? Вы хотите воздать Мне возмездие? Я немедленно обращу ваши дела на вашу голову! Эти слова повторяются ещё раз после того, как будет рассказано о том, как эти народы вывезли богатства Яхве в свои дворцы, а жителей Иудеи и Иерусалима продали грекам. Яхве возвратит этих пленников. Теперь будет происходить обратное: жители Иудеи будут продавать сыновей и дочерей вражеских народов савеям, народу, который живёт очень далеко.

Иоиля 3 рассказывает о призыве народов. Вестники (ангелы?) должны призвать эти народы готовиться к сражению. Эти народы должны использовать все средства, так что даже орала они перекуют на мечи. Таким образом, это противоположно тому, что мы читаем о царстве мира в Ис. 2,4 и Мих. 4,3, где мечи перекуют на орала, а копья – на серпы! Не только следует использовать всё, что может послужить оружием, но также должны быть вовлечены все люди. Слабый, который просто уклоняется от борьбы, должен теперь приложить все усилия и показать себя героем.

Призыв звучит ко всем народам вокруг Израиля, чтобы они поспешно собирались. Конечно, они могут ещё раз и теперь все вместе показать свою ненависть к народу Яхве. Иоиль бурно реагирует на это и восклицает при мысли о таком собрании сил: “О Яхве, покажи им Своё могущество!”

Ещё раз народы слышат веление спешить и отправляться в долину Иосафата, где Яхве будет производить над ними суд. Приговор приводится в исполнение. Яхве сзывает Своих слуг (ангелов), чтобы его совершить: “пустите в дело серпы, потому что пришло время жатвы. Точило полно, подточилия переливаются.” От чего они переливаются? От злодеяний, которые совершили эти народы (по отношению к Израилю).

В следующих стихах (14-16), вероятно, снова говорит Иоиль. Он видит всё происходящее своими глазами. Толпы собрались в долине суда, где будет выполнен приговор. Солнце и луна меркнут и звёзды теряют свой блеск. Кажется, будто небесные светила не могут смотреть на ужасное зрелище, которое сейчас происходит в долине Иосафата. Из Сиона Яхве возгремит и, как лев,  даст Свой глас с такой силой, что содрогнутся от этого небо и земля. Его ужасающее присутствие на Сионе, которое для врагов означает истребление, приносит спокойствие городу, для которого Яхве – прибежище.

 

Работорговля имела место среди греков [евр.: jewānīm] и других народов ещё задолго до изгнания. Упоминание греков ещё не говорит о том, что Книга Иоиля, должно быть, написана в более поздние времена. Ведь ещё Гомер [Одиссея 15,415] упоминает о работорговле между греками и финикийцами.

Савеев, проживающих в Саве [евр.: sevā или ševa], наверное, следует поместить на территорию современного Йемена. Это был предприимчивый народ торговцев, поставляющий такие дорогостоящие вещи, как ладан, специи и драгоценные камни. См. Быт. 10,7; 3 Цар. 10,1сл. (царица Савская!); Пс. 71,15; Ис. 60,6; Иер. 6,20 и Иез. 27,22сл. Они посягали на скот и слуг Иова (Иов 1,15). Работорговцы, которые продавали израильтян на далёкий север (Греция), будут теперь делать обратное: их детей будут продавать на далёкий юг (Иоил. 4,8)! См. [Dillard 1992,303].

Примечательно, что в Иоил. 4,13сл. кажется, будто суд Яхве происходит в долине Иосафата, в то время как в Иоил. 4,16 голос Яхве звучит из Сиона. Риддербос правильно обращает внимание на то, что описание, которое предлагает Иоиль, следует понимать не буквально, а пророческо-поэтически.

 

3. И, наконец, Яхве показывает, что произойдёт, когда Он истребит врагов. Сначала Он обращается к Своему народу: “Вы увидите, что Я, Яхве, ваш Бог, живу на Сионе, Своей святой горе”. После истребления всех врагов Израиль будет смотреть на Своего Бога по-другому. Они Его познали как Своего сильного защитника и пристанище. Они тогда осознают, что Яхве живёт на святой горе Сион, а Иерусалим – священный город. Слово “святой” заключает в себе как понятие неприкосновенности, так и чистоты. Город Иерусалим – непобедимый, если Яхве восседает на горе Сион. Но тогда этот город больше не допустит никакой нечистоты. Он станет непроходимым для “иноплеменников”. Под этим словом подразумеваются не только чужие народы, но также “чужие” израильтяне. Чужие народы раньше заходили в Иерусалим и могли это делать, потому что Израиль отвернулся от Яхве и в ответ Яхве оставил Свой народ. Вспомните, что Иезекииль пишет о Яхве, Который покидает Свой храм (Иез. 11,22сл.), из-за чего Иерусалим стал беззащитным. Однако после дня Яхве такие времена уже будут позади. Яхве будет жить навеки на Сионе!

Тогда наступит время, когда горы будут истекать вином, а холмы молоком, в то время как все источники Иудеи будут наполнены водой. Пророк переводит свой взгляд от высоких гор к глубоким долинам. Вода – это источник жизни, который будет выходить из храма и поить даже самую сухую долину в пустыне. Основой плодородия станет источник, вытекающий из дома Яхве (срн. Иез. 47,1сл.). Храм – это не только то место, где возносится хвала Яхве, но также источник всякого благосостояния.

Совсем другая картина возникает перед глазами врагов. Египет превратится в пустошь, а Эдом – в голую пустыню. Почему? Ещё раз сказано о том, что они пролили невинную кровь. Почему упоминаются именно эти два народа и никакие другие, можно объяснить, обращая внимание на характерные черты обеих держав. Египет был для Израиля землёй притеснения и рабства от дней Моисея. Он всегда выступал врагом по отношению к Израилю. А когда Израиль хотел опереться на него на международной арене, он был тростниковой палочкой, которая ломалась (срн. Иез. 29,6). После дня Яхве Ханаан превратится в землю, богатую на водные потоки, в то время как Нил высохнет (срн. Ис. 19,5сл.), и поэтому Египет станет пустыней.

Эдом был древним врагом Израиля и радовался падению своего брата. Он вместе с вавилонянами воспользовался случаем, и, грабя и убивая, вторгся в ворота Иерусалима (Авд. 10сл.). Не удивительно, что за такое поведение их ожидает месть, как об этом расскажут также другие пророчества [см. дальше п. 4.5 о пророке Авдие].

Последние слова в Книге Иоиля посвящаются Иудее. Иудея никогда не погибнет и Иерусалим всегда будет жить! Кто считает, что последние слова Книги Иоиля (Иоил. 3,21) продолжают говорить об Иудее, должно быть, переводит их иначе, чем это делает NBV. Этот перевод снова возвращает нас к вине Египта и Эдома: “Неужели Я (Яхве) не отомщу за невинно пролитую кровь? Конечно, отомщу!” Однако возможен также другой перевод, который NBV предлагает как альтернативное прочтение этого стиха: “Я смою их кровь, которую до этого момента ещё не смыл” [так же переводит NBG]. В этом переводе речь идёт не о той крови, которую пролили враги, но о той, которую несправедливо пролили иудеи, когда они вели себя постыдно в Иерусалиме по отношению к Яхве и поэтому должны были отправиться в изгнание.

Подходит ли такой перевод к данному контексту? На мой взгляд, даже очень хорошо. Он снова показывает большой поворот судьбы, на который мы обращали внимание в Иоил. 2,18. День Яхве сначала, кажется, обращен на виновную Иудею, но в конце суд Яхве сокрушает не Иудею, а её врагов. А что, Иудея остаётся? Да, однако всё происходит только из-за любви, милосердия, терпеливости и верности Того, Кто готов прощать (Иоил. 2,13). А к этому Яхве всегда готов. Он смывает их кровь, которую до этого дня не смывал. Их злодеяния были настоящими злодеяниями; кровопролитие, совершенное иудеями, выставляется напоказ во многих местах (напр., Ис. 1,15; Иер. 2,34; 7,6; 19,4; Иез. 22.3сл.; Мих. 3,10; 7,2). Тем не менее, Яхве прощает Иудее все её злодеяния. Здесь можно поставить вопрос “почему”, так же как в случае с приговорами над вражескими народами. Глубокий ответ находится в самых последних словах Книги Иоиля: Яхве живёт на Сионе. Когда-то Он избрал потомков Авраама и Он продолжает поступать так дальше. Это Его страсть. Эдом был истреблён из-за кровопролития, а Иудея – нет. Почему? Потому что Он избрал Иудею и будет вечно обитать на Сионе.

 

Может быть, два вышеуказанных народа рассматриваются как представители всех народов. То, что произойдёт с этими народами, ожидает и другие народы. Однако возможно также, что другие народы потеряли своих воинов в “долине Иосафата”, но сами остались живы. То, что Египет и Эдом превратятся в пустыню, означает, что они исчезнут из карты мира. Кроме того, в других пророчествах о будущем Египта сказано немного мягче, как можно увидеть в Ис. 19,23сл. и Иез. 29,13сл.

Иоил. 4,21 использует евр. слово nqh – объявить невиновным [евр.: niqqēti dāmām lō-niqqēti], а не евр.: nqm (мстить), несмотря на то, что Септуагинта и множество других толкователей [среди которых Ridderbos 1952,157] следуют именно этому изменению. Так же делает и NBV, который первые слова воспринимает как вопрос, хотя еврейский текст здесь не употребляет вопросительной частицы (вопрос должен тогда передаваться с помощью интонации), в то время как lō тогда было бы опиской утвердительного lā или lū, известного из угаритского. Перевод этих слов неоднозначный, и поэтому мы не должны быть слишком уверены. Но кто считает, что после стиха 19 о кровопролитии врагов взгляд снова переводится на Иудею, и кто в стихе 20 читает об “их крови”, может спокойно связывать “смыть” с кровопролитием, совершенным иудеями.

О “страсти” Яхве я уже часто писал в этой серии книг. См. мои книги “Бытие”, ч. 2,13; “Иов и псалмы” ч. 1.5 (заключение); “Иезекииль и Даниил”, ч. 1.5.5.

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.