03.01.2011
Скачать в других форматах:

Николас Г. Гоотьес

Проповедь по катехизису

 

Введение

В большинстве церквей, которые входят в ICRC (The International Conference of Reformed Churches (Международная ассоциация реформатских церквей)), проповедь по катехизису не практикуется. Можно сказать, что в целом проповедь на темы катехизиса больше присуще общинам, принадлежащим к традиции нидерландских реформатских церквей, в то время как у духовных потомков английского(шотландского) пресвитерианства такого наследия нет. По той причине, что церкви, у которых есть обычай проповедовать по катехизису, и церкви, у которых этого обычая нет, входят в состав организации ICRC, было бы полезным обсудить такое различие. Для того чтобы обсуждение было конструктивным, необходимо вначале понять о чем идет речь.

Итак, что же такое проповедь по катехизису, и почему она вообще появилась? Давайте начнем рассмотрение данного вопроса словами из книги Ф. Шаффа The Creeds of Christendom (Вероучительные символы христианства). Следует отметить, что Шафф высоко ценил Гейдельбергский катехизис. В своей книге о вероисповедных документах христианства он посвятил один из наиболее крупных разделов рассмотрению катехизиса. Вот что он пишет относительно проповеди по катехизису:

«По катехизису были написаны целые библиотеки толкований, проповедей, критических работ и апологий. Во многих реформатских церквях, особенно в Нидерландах (а также в Соединенных Штатах), существовал и до сих пор существует обычай (до некоторой степени даже обязательный в наши дни) объяснять катехизис с кафедры каждый воскресный вечер. Поэтому Гейдельбергский катехизис и состоит из пятидесяти двух дней Господних, в подражание примеру катехизиса Жана Кальвина»[1].

В сноске Шафф пишет о структуре из пятидесяти двух дней Господних следующее:

«Эта структура была впервые использована в издании на латыни в1566 году, возможно даже и раньше»[2].

Сказанное Шаффом о проповеди по катехизису, может быть представлено тремя утверждениями:

1.      Со слов Шаффа не совсем ясно, преследовалась ли изначально цель проповедования по Гейдельбергскому катехизису. Если ее не было в самом начале, то, по крайней мере, она могла появиться очень рано.

Катехизис был впервые опубликован в 1563 году, а структура деления на пятьдесят два воскресенья в издании 1566 года показывает, что с этого времени необходимо проповедовать по катехизису.

2.      Идея разделения катехизиса на пятьдесят два Господних дня принадлежит Кальвину. На основании этого факта можно сделать вывод, что традиция проповеди по катехизису исходит от самого Жана Кальвина.

3.      Проповедь по катехизису была и остается обычаем реформатских церквей Нидерландов и общин, принадлежащих к голландской реформатской традиции.

По мнению Шаффа и, вероятно, большинства реформатов мира, у проповеди по катехизису есть два основных ограничения: она принадлежит кальвинистской традиции, а в самой кальвинистской традиции – нидерландской реформатской традиции. Теперь мы переходим к более подробному рассмотрению трех утверждений Ф. Шаффа. Они представляют собой основу, необходимую для конструктивного обсуждения ценности проповеди по катехизису.

Гейдельбергский катехизис и проповедь

Гейдельбергский катехизис был официально принят в январе 1563 года. Прежде чем включить катехизис в книгу церковного уклада Палатината (которая, по повелению электора Палатината, была принята 15 ноября 1563 года), в него были внесены некоторые поправки. Именно в этом издании впервые появляется деление на 52 Господних дня[3]. В таком случае, Шафф был прав, отстаивая раннюю дату деления катехизиса на 52 воскресенья. Но это деление было введено даже раньше, чем думал Шафф. Возникновение упомянутой структуры Гейдельбергского катехизиса датируется годом его первого издания.

Интересно читать в книге церковного уклада Палатината о том, как семья, школа и церковь должны вместе заниматься преподаванием катехизиса. Ученикам следует изучать вопросы и ответы и в школе, и дома. На вечернем богослужении они должны были рассказать, по каким вопросам/ответам проповедовал служитель на предыдущем воскресном богослужении, а также перечислить наизусть вопросы/ответы, которые будут рассматриваться на этом вечернем богослужении. По этой причине Гейдельбергский катехизис был разделен на Господни дни. Служитель должен был в течение года прочитать проповеди на все темы катехизиса минимум один раз[4]. Книга церковного уклада показывает, что деление катехизиса на Господни дни связано с проповедованием. Тем не менее, кажется, что мысль проповедовать по Гейдельбергскому катехизису возникла уже после его издания. Катехизис был опубликован в январе 1563 года, а книга церковного уклада Палатината, в которой предписывается проповедь по катехизису, была издана лишь в ноябре того же года. Однако история говорит об обратном. Существует несколько свидетельств того, что проповедь по катехизису задумывалась вместе с составлением самого катехизиса. Одно из них содержится в послании Захарии Урсинуса – главного автора Гейдельбергского катехизиса, которое он написал в 1563 году. В этом письме он жалуется на большой объем работы, который ему предстоит выполнить. Власти, в дополнение к основным обязанностям Урсинуса, поручили ему проповедовать по катехизису на воскресном богослужении, которое начиналось в три часа дня. Ранее эти проповеди читал Олевиан[5]. Данный факт является доказательством того, что, по крайней мере, в Гейдельберге, столице княжества Палатинат, практика проповеди по катехизису существовала еще до выхода в свет книги церковного уклада. Вероятней всего, проповедь по катехизису возникла одновременно с самим катехизисом. В предисловии к первому изданию Гейдельбергского катехизиса от 19 января 1563 года электор Палатината призвал проповедников и учителей своего княжества объяснять катехизис молодым людям в школах и церквях, а простому народу – с кафедры на богослужениях[6]. Гейдельбергский катехизис был составлен для преподавания в школьных классах и проповедования в церквях.

Проповедь по катехизису до Гейдельбергского катехизиса

Шафф упомянул, что деление Гейдельбергского катехизиса на 52 дня заимствовано из практики Жана Кальвина. Данный факт подразумевает, хотя Шафф конкретно не говорит об этом, что в Женеве времен Кальвина также существовал обычай проповеди по катехизису на воскресных богослужениях. Если последнее утверждение верно, то первое не совсем.

Кальвин написал два катехизиса – один до того как его изгнали из Женевы, а второй после повторного возвращения в этот город. Именно второй катехизис, как и Гейдельбергский катехизис, был составлен в форме вопросов и ответов. Этот катехизис был издан на двух языках: на французском в 1542 году, и на латыни в 1545 году. Во французском издании, в форме подстрочных примечаний, присутствует деление на Господни дни[7]. Отсутствие подобного деления в латинской версии может вызвать удивление. Однако следует помнить о том, что данный перевод предназначался для ознакомления христианского мира с реформатским учением Женевы. По этой причине не было необходимости представлять латинскую версию в форме Господних дней. Но катехизис Кальвина на французском языке был предназначен для членов церкви Женевы. Этот катехизис был разделен на дни Господни, потому что он предназначался для проповеди по воскресным дням. Однако катехизис Кальвина состоял не из 52 Господних дней (как Гейдельбергский катехизис), а из 55 Господних дней. Подразумевает ли данный факт то, что в Женеве, в отличие от Гейдельберга, не было правила проповеди по всему катехизису в течение всего года? Как же тогда проповедовали по катехизису в Женеве?

Катехизис Кальвина был составлен в соответствии с церковными постановлениями Женевской церкви о проповеди от 1541 года. В этих постановлениях предписывалось проводить три воскресных богослужения. Второе богослужение, которое начиналось в полдень, собственно, и было служением изъяснения катехизиса. «В полдень должно заниматься изучением катехизиса, то есть наставлением детей во всех трех церквях»[8]. В повторном упоминании этого наставления в церковных постановлениях видны некоторые дополнения: «Должно быть составлено серьезное учебное пособие, из которого они будут получать наставление. По выученному материалу им будут задавать вопросы, дабы узнать, насколько хорошо они усвоили урок»[9]. На основании упомянутых постановлений можно представить, каковы были обычаи того времени. Катехетическое наставление в церкви проходило не в течение недели, а по воскресным дням[10]. Все служение проходило как урок по изучению катехизиса. Поэтому ученики на служении должны были произносить наизусть слова катехизиса и отвечать на вопросы, дабы показать, что они хорошо поняли содержание проповеди. Кто посещал такие катехетические служения? На основании постановлений Женевской церкви, трудно определить, кто были эти люди, но уж точно не только дети. Ведь детей должны были сопровождать наставники и отцы. Также на таких богослужениях могла присутствовать прислуга и иностранцы, проживавшие в Женеве[11].

Однако, ни в одном из постановлений Женевской церкви мы не найдем правила, согласно которому нужно проповедовать по катехизису в течение всего года. В этом и состоит отличие Женевы от Гейдельберга. Но в целом между ними существует поразительное сходство в области катехетической проповеди. Тем не менее, было бы неправильным считать на основании данного факта, что система проповедования по Гейдельбергскому катехизису была заимствована именно у Кальвина. На самом деле, проповедь по катехизису была общепринятой в церквях Реформации.

Проповедь по катехизису в церквях Реформации

Практика проповеди по катехизису уже существовала в служении Лютера. В 1527 году, спустя десять лет после опубликования им Девяноста Пяти тезисов, было организовано пасторское посещение церквей, которые последовали за Лютером стезею Реформации. Среди служителей, посещавших эти церкви, был и сам Лютер. У него появилась возможность самому увидеть, как обновление церкви, начатое им, продолжается на местном уровне. Лютер был поражен увиденным. Простолюдины практически ничего не знали о вере, особенно те, кто проживал в сельской местности. Одной из основных причин такого плачевного положения было то, что служителей не готовили быть служителями Слова. В своем большинстве это были бывшие католические священники, которых никто не научил проповедовать. После всего увиденного Лютер подверг обработке тексты собственных проповедей по Десяти заповедям, Апостольскому символу веры, молитве «Отче наш», таинствам, и опубликовал их в 1529 году под названием «Большой катехизис». По замыслу Лютера, разделы Большого катехизиса должны были служить в качестве образцов проповеди для служителей, дабы они могли доступно объяснять основные положения христианского учения[12]. К Большому катехизису Лютер добавил Малый катехизис, который предназначался для ежедневного чтения и наставления детей. Катехетическое наставление было ответом Лютера на ослабление движения Реформации по причине недостатка знания.

В результате, в книгу церковного уклада Виттенберга было внесено постановление о проповеди по катехизису (1533 год). Священник или дьякон должен был проповедовать по катехизису ранним утром дня Господня. После прочтения и объяснения всего содержания катехизиса, процесс повторялся снова. Таким образом, у проповедника появлялось достаточно возможностей для подробного и тщательного объяснения всего катехизиса. В таком наставлении особенно нуждался простой люд[13]. Проповедь по катехизису в данном контексте означает объяснение детям и членам церкви основных разделов Большого катехизиса: Апостольского символа веры, Десяти заповедей и молитвы «Отче наш» (к которым был добавлен еще раздел, посвященный Таинствам). Между лютеранской и кальвинистской практиками проповеди по катехизису существовали различия. Большой катехизис Лютера представлял собой образец собрания катехетических проповедей, в то время как Женевский катехизис не состоял из проповедей, но должен был использоваться как учебный материал для проповедей. Еще одно различие состоит в том, что лютеранская практика проповеди по катехизису с самого начала отличалась от катехетического наставления молодых членов церкви. Отдельные катехетические занятия возникли еще в 1521 году. Реформатские церкви поздно поняли, что катехетическое наставление, после успешного прохождения которого катехет допускается к участию в Вечере Господней, может успешно преподаваться отдельно от проповеди по катехизису. Это было началом практики проповеди по катехизису в лютеранских церквях, которая просуществовала более двух столетий[14].

Потребность в проповеди по катехизису ощущалась не только в лютеранской, но и цвинглианской Реформации. В 1532 году Генрих Буллингер и Лео Джуда составили свод правил для служителей Цюриха. Одно из правил заключалось в том, что священнослужители были обязаны проповедовать по одной из статей христианской веры на каждом вечернем богослужении воскресного дня. Опубликованный в следующем году (то есть в 1533) катехизис Лео Джуды использовался в качестве методического материала для проповедования по катехизису[15].

На основании вышеизложенных фактов можно сделать следующий вывод: проповедь по катехизису была введена на европейском континенте во всех трех основных течениях Реформации — лютеранстве, цвинглианстве и кальвинизме. Исключением из общего правила являются Англия и Шотландия. Я так и не нашел свидетельств о проповеди по катехизису в реформатских церквях этих королевств, за исключением общин беженцев, которые собирались в Лондоне. Согласно правилам книги церковного уклада этих церквей, служители должны были проповедовать по катехизису[16]. По этой причине можно утверждать, что Шафф видел лишь часть картины, считая, что практика проповедования по Гейдельбергскому катехизису была заимствована исключительно у Кальвина. Итак, проповедь по катехизису была обычной практикой в церквях Реформации на европейском континенте.

Проповедь по катехизису до Реформации

Разве проповедь по катехизису, то есть проповедь по основным статьям христианского вероучения (Апостольский символ веры, Десять заповедей, молитва «Отче наш» и значение Таинств), не является изобретением Реформации? Лютер сказал: «Мы проповедуем по катехизису. Такого не происходило тысячу лет»[17]. Конечно, если говорить в целом, то священнослужители не проповедовали по катехизису до времени Реформации. Тем не менее, есть свидетельства того, что средневековая Церковь осознавала необходимость проповеди по катехизису. Например, в Нидерландах к концу XIII столетия местные священники должны были каждое воскресенье, согласно церковным постановлениям, объяснять народу молитву «Отче наш» и Апостольский символ веры, а Десять заповедей и семь Таинств Церкви один раз в месяц или, в крайнем случае, три или четыре раза в году.

На основании дополнительного примечания, что такое объяснение должно быть понятным для людей и излагаться на их родном языке, можно сделать следующий вывод: церковные власти стремились к тому, чтобы обычные члены церкви понимали основные положения веры[18]. Объяснение основ веры не было бы эффективным, если бы оно преподавалось по воскресным дням в дополнение к проповеди по одному из Евангелий или апостольских посланий. Однако, огромное количество катехетических толкований основных статей веры показывают, что постановление от 1294 года принесло плоды[19].

За несколько лет до этого постановления, подобное решение было принято в Англии. Члены Ламбетского синода 1281 года сетовали на недостаток знания среди духовенства. Поэтому всем поместным священникам было приказано выучить Апостольский символ веры, Десять заповедей, две основных заповеди Христа, семь дел милосердия, семь смертных грехов, семь добродетелей и семь Таинств[20].

В Германии Иоанн Жерсон проповедовал по катехетическому материалу: он объяснял Десять заповедей и Апостольский символ веры. Многие другие проповедники проповедовали по темам, представленным в катехизисе[21]. Такая практика, по всей видимости, и привела к возникновению обычая катехетического проповедования. Одна из средневековых церковных книг превозносит такого рода проповедь. Добрым обычаем называется служение священника, который объясняет на утреннем или вечернем воскресном богослужении вероучительные статьи и Десять заповедей как молодым, так и пожилым членам церкви, спрашивая их, что они поняли. Эта книга была издана в 1498 году, менее чем за 25 лет до начала Реформации[22]. Итак, проповедь по катехизису существовала еще до лютеранской Реформации. Мы можем привести доказательства этому из жизни самого Лютера. Он проповедовал по катехизису еще до 1517 года[23]. В предисловии к Большому катехизису Лютер перечисляет названия нескольких пособий средневековой Церкви, в которых был представлен весь необходимый для пастора учебный материал[24].

Лютер, вводя практику катехетического проповедования, всего лишь вдохнул новую жизнь в древнее правило, которое так и не смогло прижиться в средневековой Церкви[25]. Настойчивое утверждение Лютера о том, что именно Реформация впервые начала проповедовать по катехизису, может быть правильным только в том смысле, что обновленные церкви не только создали правило о катехетической проповеди, но и следовали ему на практике. С какого же времени этот обычай существовал в средневековой Церкви? По крайней мере, начиная с IX столетия от Р. Х., катехетическому проповедованию уделяется большое внимание, в связи с обновлением церкви по инициативе французского императора Карла Великого. Правило от 789 года повелевает епископам наблюдать за тем, чтобы священники придерживались истинной веры, понимали молитву «Отче наш» и объясняли ее пастве ясно и доступно. Правило от 852 года гласит: «Каждый священник должен изучить толкование Апостольского символа веры и молитвы «Отче наш» согласно преданию отцов Церкви, а затем, проповедуя по этим текстам, научать свою паству»[26].

Эти правила показывают, что катехетическая проповедь пребывала в забвении, несмотря на то что церковь признавала ее важность.

Более того, катехетическая проповедь существовала еще до Средневековья. Уже в патристический период создавались проповеди для катехетического наставления. Хорошо известны проповеди Августина (354-430 гг.) по Апостольскому символу веры. Он также составил серию проповедей по Декалогу (Десяти заповедям). Дополнительные примеры катехетической проповеди можно найти у Кирилла Иерусалимского (приблизительно 350 год). В этих проповедях он объяснял Апостольский символ веры, таинства и литургию[27].

Катехизис, как пособие по изучению основ христианской веры, является таким же древним, как и само христианство. Уже во времена отцов Церкви одним из средств катехетического наставления была проповедь по катехизису.

Проповедь по катехизису в Нидерландах

Третье утверждение Шаффа заключается в том, что проповедование по катехизису это обычай, который сохранился, главным образом, в реформатских церквях Нидерландов или голландских реформатских церквях в других странах. Это утверждение верно, однако следует сделать несколько замечаний. Во-первых, введение практики проповеди по катехизису не всегда проходило гладко, а во-вторых, ее одобряли церкви и в других странах. Вначале мы рассмотрим как проходило введение практики катехетической проповеди в Нидерландах.

Уже в 1566 году, спустя три года после принятия катехизиса в Гейдельберге, по нему регулярно проповедовали в Амстердаме[28]. Данный факт показывает, что практика проповеди по Гейдельбергскому катехизису была утверждена еще до того как реформатские церкви утвердили книгу церковного уклада. Первая попытка организовать жизнь реформатских церквей Нидерландов была предпринята в Везеле в 1568 году. Правила, которые были установлены на этом синоде, касались и проповеди по катехизису. Были утверждены три формы катехетического наставления церковная, семейная (родительская) и школьная. Общее правило об обязанности церкви гласило, что община должна прилагать все усилия для того чтобы дети не только выучили наизусть катехизис, но и понимали смысл выученного. Поэтому детям необходимо задавать вопросы (перед всей общиной во время богослужения!), дабы удостовериться, знают ли они наизусть катехизис и понимают ли они его содержание. Братья, которые собрались в Везеле, понимали, что в таком случае проповедь по катехизису должна быть простой и ясной. В одной из статей Везельского синода говорится: «При объяснении катехизиса чрезвычайно важно, чтобы язык проповедника был прост и понятен детям»[29].

Таким образом, проповедь по катехизису, как средство первоначального обучения, требует простого объяснения на доступном языке. К тому времени как был созван провинциальный Дортский синод (1574 год), практика проповеди по катехизису, кажется, была широко распространена в реформатских церквях Нидерландов. На этом синоде было вынесено постановление, согласно которому служитель должен был проповедовать по катехизису даже на вечерних воскресных богослужениях, на которых проводится таинство Вечери Господней, как и в остальные воскресные дни[30].

Но не только по этой причине на синоде обсуждался вопрос проповеди по катехизису. Некоторые участники синода предлагали составить качественные гомилии (разъяснительные проповеди) по Гейдельбергскому катехизису. По всей видимости, служителям было трудно проповедовать по Апостольскому символу веры, Десяти заповедям и молитве «Отче наш». В связи с этим вспоминается Лютер, который задумал Большой катехизис в качестве сборника образцов проповедей по катехетическому материалу. Однако реформатский синод пошел по другому пути. На консисториях (собраниях служителей поместных церквей) служители должны были по очереди, в краткой форме объяснять определенные вопросы/ответы катехизиса. Таким образом, они смогли бы помочь друг другу научиться объяснять катехизис «тщательно и назидательно»[31].

Но этого казалось недостаточно. Национальный синод 1581 года рассматривал прошение о том, чтобы издать гомилии доктора Бастингуса или другие толкования Гейдельбергского катехизиса после их доктринальной проверки богословами, назначенными синодом. Было решено, что доктор Бастингус вместе с членами консистории, к которой принадлежала и его поместная церковь, подготовит толкование катехизиса[32]. Синод 1586 года вынес еще несколько постановлений относительно проповеди по катехизису. Служители всех реформатских церквей должны были выполнять постановление о проповедовании по катехизису на вечерних богослужениях. Таким образом, они могли за один год объяснить весь катехизис, следуя его делению на Господни дни[33].

На основании вышеупомянутых синодальных постановлений может сложиться впечатление, будто практика проповеди по катехизису была принята в реформатских церквях Нидерландов без больших затруднений. Верно то, что в конечном итоге по катехизису проповедовали во всех реформатских церквях Нидерландов, однако эта практика не была всеобщей еще на протяжении ста лет после принятия решения. Чтобы достичь всеобщего принятия, проповедь по катехизису должна была преодолеть два основных препятствия. Первое возражение касалось практической стороны применения, а второе относилось к катехетическому проповедованию как таковому. Возникло несколько практических затруднений. Не всегда было легко организовать систему проповеди по катехизису, особенно в маленьких деревнях в сельской местности. Некоторые пасторы несли служение сразу в нескольких сельских общинах, проповедуя по очереди в каждой из них (то есть за один воскресный день нужно было произнести три или четыре проповеди). При таких обстоятельствах было крайне тяжело придерживаться практики регулярной проповеди по катехизису. Кроме того, и это очень важный факт, катехетическое служение не было популярным служением. На одном церковном собрании было решено, что сельские пасторы, которые служат только в одной общине, должны проповедовать по катехизису на вечернем богослужении даже в том случае, если на нем будут присутствовать всего лишь несколько человек. Обоснование этого правила предотвращение осквернения дня Господня (христианского Шаббата)[34]. Уровень посещаемости катехетических служений был низким. В одной консистории даже вели учет посещаемости таких богослужений в разных церквях. Например, в одной церкви трижды объявлялось о проведении катехетического богослужения, но ни один член церкви так и не появился на нем. В другой общине на трех воскресных служениях подряд присутствовало только два человека. Третья церковь неоднократно пыталась проводить служения проповеди по катехизису, но никто так и не пришел. Еще в одной общине единственным слушателем был церковный уборщик[35]! Но не следует считать, что члены церквей не желали приходить на катехетические служения, потому что они были против проповеди по катехизису как таковой. Просто люди привыкли воскресные вечера посвящать себе. Понадобилось целое столетие, чтобы практика проповеди по катехизису глубоко укоренилась в реформатских церквях Нидерландов. Плодом широкого распространения катехетической проповеди, говоря словами Шотеля (исследовавшего историческое развитие данной практики), «стали зрелые общины, которые не колебались от всякого ветра учения»[36].

Второе возражение против такой формы проповедования было более веским, чем первое. Служитель церкви города Гауда нарушил правило синода от 1586 года, отказавшись проповедовать по катехизису. Предлогом для такого отказа служило убеждение, согласно которому не должно в церквях читать тексты, написанные людьми (то есть небогодухновенные тексты), и проповедовать по ним. Основные церковные собрания не согласились с таким утверждением. Один из провинциальных синодов признал, что использование катехизиса в форме вопросов и ответов не предписывается Святым Писанием. Тем не менее, преподавание основ христианской веры это апостольский обычай (Евр. 6:1), которого, ввиду его огромной пользы, всегда придерживалась Церковь[37]. Настоящая причина, стоящая за отказом проповедовать по катехизису, состояла в том, что несколько служителей, которые придерживались арминианских воззрений, возражали против вероучения Гейдельбергского катехизиса. Об этом стало известно благодаря одному событию, которое произошло за несколько лет до созыва Дортского синода. Служителей-ремонстрантов попросили подписаться под некоторыми доктринальными положениями Гейдельбергского катехизиса. Однако они не могли объявить, что соглашаются с вероучением катехизиса[38].

В результате этих возражений, на Дортском синоде обсуждался вопрос проповеди по катехизису[39].

Обсуждения на Дортском синоде

Следует отметить, что вопрос проповеди по катехизису обсуждался на Дортском синоде в присутствии не только национальных представителей, но также и делегатов от иностранных церквей. Практика проповеди по катехизису не рассматривалась как сугубо нидерландский вопрос. Удивительно то, что в протоколах Дортского синода сохранились советы только иностранных делегатов. Так как эти советы непосредственно относятся к истории проповеди по катехизису в реформатских церквях того времени, мы приведем из них несколько выдержек[40].

Богословы из Великобритании обратили внимание на общее правило, согласно которому практика апостолов, разум и опыт указывают на важность катехизации. Есть два способа объяснения священных доктрин веры. Обычное объяснение происходит каждое воскресение, а особое относится к области подготовки к участию в Вечере Господней. На первом служении, то есть катехетическом служении, должны были присутствовать люди всех возрастов, но вопросы задавались только молодежи. На основании данного совета можно сделать вывод, что представители английских церквей рассматривали катехетическое служение как публичное занятие по катехизису. Оглашение вопросов и ответов всей общиной считалось полезным занятием не только для молодежи, но и для людей старшего возраста. Благодаря этому служению, они лучше запоминали катехизис.

У англичан был совет также и для служителей. Служитель обязан объяснять каждый ответ настолько четко и ясно, насколько это возможно. Кроме того, он должен задавать учащимся вопросы по изложенному им материалу, дабы узнать, насколько они усвоили урок. Если на основании ответов учеников видно, что они поняли истолкование пастора, тогда тот мог быть доволен, но если нет, ему необходимо было (если возможно) повторить пройденный материал, объясняя его более доступно. Еще одно интересное замечание состоит в том, что правительство должно поддерживать практику проповеди по катехизису. Если служитель не выполнял своих обязанностей, он должен был быть наказан, а если пожилые люди не появлялись на служениях проповеди по катехизису, их следовало штрафовать.

Богословы Палатината не сомневались в том, что основная причина существования повсюду огромного числа ересей – это пренебрежение катехизацией. Они описали положение вещей в собственном княжестве. На вечерних воскресных служениях практиковалась краткая проповедь по катехизису. После проповеди служитель спускался с кафедры, зачитывал определенные вероучительные тексты и приступал к объяснению отдельных вопросов и ответов катехизиса взрослым, которые никогда не учились в школе. Таким образом, вечерние богослужения выполняли двойную функцию: проповедь по катехизису и преподавание катехизиса тем, кто не учил его в школе.

Богословы Гессена, еще одного немецкого княжества, высказали мысль о крайней необходимости катехизиса, который не только подтверждал Святое Писание, но также и соответствовал уровню понимания простых учеников. У нидерландских церквей такой катехизис был — это Гейдельбергский катехизис. Кроме того, гессенская делегация попросила внести в протокол запись о том, что она не согласна с мнением ремонстрантов относительно Гейдельбергского катехизиса.

Служители обязаны были преподавать катехизис и проповедовать по нему в предназначенное для этого служения время. Пренебрегающие этой обязанностью должны быть наказаны. Родителям следовало присутствовать на служениях, во время которых в присутствии всей общины детям задавали вопросы по катехизису, дабы они могли повторить катехетическое наставление своим детям дома. В деревнях могли ограничиться преподаванием катехизиса после проповеди по катехизису, в городах занятия должны были проводиться дополнительно дважды в неделю.

Богословы из Швейцарских кантонов объясняли, что, несмотря на то, что церковная практика Швейцарской республики отличается от практики церквей Нидерландов, тем не менее, в вопросе преподавания катехизиса у них отмечается единодушие. По воскресеньям в городах и селениях звучит много проповедей, одной из которых является проповедь по катехизису. Катехизис нужно проповедовать в течение всего года, чтобы посредством повторения он укоренялся в памяти.

Воскресное катехетическое служение должны посещать те, кто уже не учится в школе, и те, у кого нет возможности получить школьное образование. В один из рабочих дней катехизис проповедуется учащимся. Таким образом, каждый член церкви еженедельно слышит проповедь по катехизису.

Описание практики Женевской церкви не было включено в доклад швейцарских богословов. Эта практика была описана отдельно. Представители Женевы говорили о необходимости формы, в которой бы кратко и понятно объяснялся Апостольский символ веры, молитва «Отче наш», Десять заповедей и учение о Таинствах. Две из трех статей этой формы, наряду со ссылками из Святого Писания, должны объясняться на вечерних воскресных богослужениях.

Женеве, по всей видимости, была также знакома проблема низкого уровня посещаемости катехетического служения. Поэтому служители настаивали на том, чтобы на этих богослужениях присутствовали, по крайней мере, дети и подростки. Было добавлено особое предупреждение относительно долгих и высокопарных истолкований катехизиса. Объяснение должно проходить в форме вопросов и ответов, дабы вызвать у слушателей согласие со сказанным.

Далее следуют советы богословов из немецких городов. Бременская делегация выдвинула смелое утверждение: катехетическое наставление – это основа созидания Церкви. Были упомянуты и обсуждены три способа преподавания катехизиса: в школе, в семье, в церкви.

Проповедовать по катехизису в церкви предписывалось либо вместо второй проповеди, либо после нее. Эта часть служения скорее неформальная, чем официальная, так как во время ее проведения община задавала молодым людям вопросы по катехизису. Текст предложений, составленный богословами Бремена, завершается серьезным заявлением: если молодые люди хорошо наставлены в катехизисе, то впоследствии не нужно будет слишком беспокоиться о взрослых.

Описание катехетического наставления в Эмдене начинается словами, которые имеют историческое значение: «Так как для приобретения незыблемого знания спасительного учения нет ничего более необходимого, чем катехизация, которая представляет собой основание нашего духовного здания, наши отцы в начале Реформации 1520 года предприняли все возможное для того чтобы дети и подростки были обучены основам христианского вероучения». Это утверждение показывает, что реформаты соглашались с лютеранами по вопросу катехетического наставления.

Доклад Эмденской делегации интересен еще и тем, что в нем описывалось обустройство катехетического служения. Школьные наставники приводят учеников на вечерние богослужения каждое воскресенье. На этих служениях священнослужители вначале возносят молитву, а затем рассматривают основные статьи христианского вероучения: Десять заповедей, Апостольский символ веры, установления о Вечере Господней и крещении, о церковной дисциплине и молитву «Отче наш». Далее детей просят рассказать выученные ими наизусть те вопросы и ответы катехизиса, которые будут объясняться на этом служении (дети, по достижении десятилетнего возраста, должны были знать наизусть весь Эмденский катехизис). Затем служители кратко объясняют произнесенные детьми вопросы и ответы катехизиса, показывая, как их следует применять в жизни (подобно проповеди по тексту из Святого Писания). Полное рассмотрение (повторение) катехизиса занимало три месяца. На севере Германии, пытаясь ввести практику проповеди по катехизису, реформаты сталкивались с такими же проблемами, что и в остальных странах. Но служители не собирались сдаваться. Пасторы, которые несли служение в сельской местности, или в тех местах, где служение посещали только несколько человек, зачитывали краткие катехетические проповеди весной, осенью и зимой. Ибо опыт показывал, что слушатели не выносят длинных проповедей.

Таковыми были советы иностранных делегатов. Все благосклонно относились к установленной практике проповеди по катехизису. Поэтому неудивительно, что на Дортском синоде поддержали проповедь по катехизису наряду с катехетическим наставлением в семье и школе. Синод постановил следующее: служители обязаны проповедовать по катехизису кратко (в разумных пределах) и стремиться объяснять катехизис языком, который будет понятен не только для взрослых, но и для молодежи[41]. В книге церковного уклада было оставлено правило о проповеди по катехизису на вечерних воскресных богослужениях (ст.68). Итак, можно сказать, что Шафф был прав, утверждая, что практика проповеди по катехизису была, в основном, установлена в реформатских церквях Нидерландов. Но достоин внимания тот факт, что во время проведения Дортского синода весь реформатский мир выступал за проповедь по катехизису и практиковал ее.

Проповедь по катехизису (часть вторая)

В первой части я попытался показать историческую подоплеку обычая проповеди по катехизису. Цель исторического обзора – представить доказательства того, что проповедь по катехизису не является традицией, которая не была известна большинству церквей. Слишком часто катехетическая проповедь рассматривается как традиция, принадлежащая лишь небольшому ограниченному кругу церквей Реформации в течение незначительного промежутка времени. Однако история свидетельствует, что этот особый тип проповеди намного старше самой Реформации. Кроме того, подобный обычай был широко распространен среди церквей Реформации. Таким образом, проповедь по катехизису не представляется странным явлением.

Однако нам следует кое-что добавить. На основании одной лишь истории нельзя оправдать практику проповеди по катехизису. Поэтому, во второй части я хотел бы обсудить более важный вопрос, а именно: можно ли обосновать практику проповеди по катехизису Святым Писанием. Ведь против ее использования было выдвинуто несколько возражений. Поэтому во второй части данной работы я рассмотрю три основных возражения против практики проповеди по катехизису, и в конце представлю общий обзор.

Проповедь по тексту, составленному человеком

Наиболее существенное возражение основано на том, что все катехизисы – это документы, составленные людьми. Разве проповедь по катехизису, в таком случае, не представляет собой проповедь по человеческому тексту? Разве проповедь по одному из разделов катехизиса не противоречит самой сути проповеди? Все мы согласимся с тем, что истинная проповедь по определению является проповедью Слова Божьего. Доктор Мартин Ллойд-Джонс сформулировал это возражение простым, безобидным способом:

«Основная функция катехизиса не заключается в предоставлении материала для проповеди. Катехизис должен обеспечивать правильность проповеди и стоять на страже толкований людей, читающих Святое Писание. Если в этом и состоит основная функция исповеданий веры и катехизисов, тогда, вне сомнений, будет неправильным постоянно, год за годом, проповедовать по катехизису вместо провозглашения Слова на основании самого Писания. Ибо в таком случае, перед нашими глазами открывается само Святое Писание, и внимание людей обращено не к человеческим истолкованиям Слова, но к самому Слову»[42].

Данная критика основана на уверенности в том, что проповедь по определению является проповедью Слова Божьего. На основании этого Ллойд-Джонс отвергает практику проповеди по катехизису. Такого рода проповедь будет проповедью по человеческому пониманию Слова, а не по тексту самого Слова. Интересно отметить, что защитники проповеди по катехизису используют тот же аргумент, что и Мартин Ллойд-Джонс, не приходя при этом к выводу о невозможности проповеди по катехизису. Доктор Т. Хоэкстра, автор стандартного учебника по гомилетике для нидерландских реформатских церквей, дает следующее определение проповеди: «Проповедь это толкование и применение Слова Божьего, открытого в Святом Писании»[43]. Тем не менее, Хоэкстра не считает, что проповедь по катехизису неуместна в Церкви Божией. В его книге о проповеди есть глава, посвященная проповеди по катехизису, в которой говорится следующее:

«Во время проповеди по катехизису Господь приходит к Своему народу и раскрывает общине тайны завета благодати. Посему, проповедь по катехизису – это проповедь Слова Божьего. Строго говоря, это проповедь не по катехизису, а по Слову Божьему»[44].

Защитники проповеди по катехизису считают, что она также является проповедью Слова Божьего. Используя, по сути, одно и то же определение проповеди, богословы, тем не менее, приходят к прямо противоположным выводам относительно библейских оснований катехетической проповеди. Поэтому нам не так просто разрешить данный вопрос на основании одного лишь определения. Нам следует копнуть глубже и задать следующий вопрос: «Каков характер исповедания веры или символа веры? Какое оно имеет отношение к Святому Писанию?» Давайте начнем отвечать на этот вопрос с рассмотрения одного из символов веры – Апостольского символа веры. Нет ни одного текста ни в Ветхом, ни в Новом Завете, в котором был бы целиком представлен этот символ веры. Тем не менее, это не значит, что Апостольский символ веры небиблейский, ведь его содержание заимствовано из Святого Писания. Божьи откровения, изложенные в различных частях Святого Писания, были собраны воедино и представлены в определенной упорядоченной форме. Структура Апостольского символа веры тринитарна. Она основана на библейском тексте, в котором содержится повеление о крещении (Мф. 28:19). Таким образом, содержание Божьего откровения представлено в сжатой форме учения о Боге-Троице и Его деяниях. Апостольский символ веры представляет собой учение Святого Писания, систематизированное изложение библейской истины.

То же можно сказать и о более поздних и более обширных по содержанию вероисповедных документах периода Реформации. Эти исповедания веры также излагают совокупность содержания Святого Писания. Например, в XVI столетии, во время богословских баталий, была осознана крайняя необходимость в определении основ нашей веры в Бога. Многие реформатские исповедания веры собрали и представили в краткой форме откровение Святого Писания о самом себе. Такие краткие формы изложения библейских истин не представлены в самой Библии, тем не менее, в исповеданиях веры для подтверждения их формулировок приводятся ссылки из Святого Писания.

Вопрос, на который нам следует ответить в связи с катехетической проповедью, заключается в следующем: «Каков характер данного учения, этого краткого изложения, представленного в катехизисе?» Нет сомнений в том, что вероучительные формулировки составлены людьми. Но что можно сказать о самой доктрине? Представлено ли это учение в Святом Писании или придумано людьми? Например, такой реформатский богослов как Чарльз Ходж, считает доктрины произведениями человеческого ума. Святое Писание содержит отдельно взятые факты. Эти факты нельзя соединять друг с другом как нам заблагорассудится, так как они могут быть связаны друг с другом только по содержанию. Но даже в таком случае следует установить эту взаимосвязь. Однако на основании этого утверждения не надо думать, что доктрина обладает меньшей ценностью, чем сам текст, как считает Ходж. На самом деле, доктрина находится даже на более высоком уровне, чем Святое Писание:

 «Таким образом, приобретается знание более высокого уровня, чем в случае с простым накоплением отдельно взятых фактов... Мы не сможем узнать, что Бог открыл в Своем Слове, если не увидим достаточно ясно взаимосвязь между отдельно взятыми истинами. Церкви потребовались столетия исследований и противостояний для решения богословской проблемы относительно личности Иисуса Христа, то есть для того, чтобы создать гармоничное целое из библейских фактов, свидетельствующих об этом предмете»[45].

Аналогичное мнение можно найти у А. Кайпера, когда он описывает богословие как науку, объектом исследования и осмысления которой является явленное знание о Боге[46]. Кайпер, будучи способным всегда найти интересные параллели, сравнивает знание о Боге с рудой, которая после обработки становится сверкающим золотом, или с зерном, которое должно превратиться в хлеб, прежде чем человек сможет съесть его[47]. И Ходж, и Кайпер больше говорят о богословии, чем об исповеданиях веры. Однако их взгляды имеют значение и для исповедания веры. Если это так, тогда катехизис, будучи кратким изложением учения Святого Писания, может быть «знанием высшего уровня», которое выходит за пределы откровения, представленного в Писании. Ведь Библия представляет только сухие факты. Именно в этой области мы должны выразить свое несогласие с утверждениями этих богословов[48]. Прежде всего, Библия не излагает только сухие факты. Она не дает нам зерно, из которого еще необходимо приготовить хлеб. Библия сама объясняет нам значение фактов, которые в ней содержатся. Связь между истинами Святого Писания указана в самом Писании. Пользуясь выражением Чарльза Ходжа, «высшее знание» дано в самом Слове Бога. Помня определение Кайпера, можно сказать, что Божье Слово в Писании – это хлеб жизни. Вот несколько примеров взаимосвязи с Апостольским символом веры:

Матфея 28:19 связывает Троицу с крещением и обязательством исполнять Христовы заповеди.

Ефесянам 1:3-4 говорит о многообразных путях участия Троицы в деле нашего спасения.

– Бытие 17:1 показывает, что Божье всемогущество не просто факт. Оно имело огромное значение в жизни Авраама (и каждого верующего). Все что Аврааму нужно было делать, так это ходить праведно пред Богом, ибо Господь способен позаботиться об Аврааме.

– Бытие, глава 1 повествует о Божьей работе в творении, а также о месте, которое Бог определил для человека (ст.26).

Или вот несколько примеров относительно учения о Святом Писании:

2 Тимофея 3:16 связывает богодухновенность Святого Писания с важностью ветхозаветного учения для наставления, обличения и т. д. Указывается также и цель: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

2 Петра 1:20 показывает, что Божественное происхождение Святого Писания очень важно для его истолкования.

Псалтирь 18:8 не просто констатирует факт совершенства Господнего закона, но и объясняет его предназначение: закон укрепляет душу. Мы можем продолжить и дальше.

Однако и сейчас ясно, что Святое Писание – это не собрание разрозненных мыслей, которые мы каким-то образом должны связать воедино. Взаимосвязь учений представлена в самом Писании. Поэтому Церковь, создавая символы веры, сделала всего лишь две вещи. Во-первых, она собрала воедино истины, которые были записаны в разных частях Святого Писания. Во-вторых, она часто выражала эти истины собственными словами. Но поступая так, Церковь не создавала учение. Скорее, она излагала учение в том виде, в каком оно было представлено в Библии. Символы веры и исповедания веры объединяют и формулируют учения, которые содержатся в самом Писании. Таким образом, доктрина это не высшее понимание откровения (Ходж) или завершенный продукт, созданный из сырья Святого Писания (Кайпер), но основная структура Божьего многогранного откровения.

В таком случае, необходимо решить вопрос, возможна ли в принципе проповедь по катехизису. Если катехизис – это созданная человеком система, состоящая из аморфных элементов, заимствованных из Святого Писания, тогда проповедь по катехизису невозможна. Однако в катехизисе излагается учение, содержащееся в самом Святом Писании. Поэтому, проповедь по катехизису возможна. Конечно, формулировки катехизиса не безошибочны, но истины, которые в нем выражены, – это истины Писания, а не богословия. Проповедь по катехизису – это проповедь Божьего Слова. На самом деле, проповедь по катехизису – это хороший способ правильно относиться к тому, что апостол Павел называет «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Прощаясь со старейшинами эфесской церкви, он сказал, что «не упускал возвещать всю волю Божию» (Деян. 20:27). Эту волю или замысел[49] можно отождествить с тем, что Павел в той же речи называет Евангелием благодати Божией (ст.24) и проповедью Царства (ст.25). Употребление слова «воля» или «замысел» доказывает, что Божья спасительная работа – не импровизация. Она совершалась согласно Его воле и замыслу. В данном контексте апостол Павел подчеркивает слово «вся» – он проповедовал всю волю Божию. Ни одна составляющая Божьей работы спасения не была проигнорирована в проповеди Павла. Поэтому нельзя винить апостола, когда Бог осуждает и наказывает слушателя. Ибо Павел не излагал сокращенную версию Евангелия. Апостол Павел использовал (на мой взгляд, правильно) данное выражение в качестве правила для проповеди. Ни одна часть всей совокупности замысла Божьего спасения грешников не может быть предана забвению в проповеди. Однако очень легко пренебречь одной из составляющих всей воли Божией. Служитель, выбирая текст для проповеди, рискует однобоко подойти к выбору текста. Когда для служителя приоритетом являются нужды общины, он склонен подыскивать тексты для проповедей, на основании которых можно ответить на насущные вопросы членов церкви. В таком случае, его поход также будет односторонним. Однако в случае с катехизисом ситуация совершенно иная. Катехизис, сосредоточиваясь на доктринальной структуре Божьего откровения, содержит в себе обзор содержания Святого Писания. В таком виде катехизис полезен общине для понимания основного содержания Божьего откровения. Он также полезен и для служителей, так как способен предотвратить однобокий подход к проповеди. Как постоянная практика проповеди по библейскому тексту полезна для проповеди по катехизису, так и проповедь по катехизису полезна для проповеди по библейскому тексту.

Два практических возражения

Итак, мы ответили на главный вопрос: проповедь по катехизису нельзя отменить на основании того, что проповедовать можно только на тексты из Святого Писания. Однако против практики проповеди по катехизису были выдвинуты дополнительные возражения. В этом разделе я бы хотел обсудить два возражения, согласно которым катехетическая проповедь неприемлема по практическим причинам. Время от времени возникают заявления о том, что проповедь по катехизису по определению невозможно применить на практике. Бытует мнение, будто проповедуемые доктрины оторваны от реальной жизни, и проповедь по катехизису не находит отклика в жизни слушателей[50].

Одна из сложных задач, которые ставятся перед проповедником, состоит в том, чтобы слушатели понимали, как применить услышанное Божье Слово в собственной жизни. Проповедь должна быть применима в жизненных обстоятельствах людей. Она должна коснуться сердец слушателей, дабы они осознали важность послания для их собственной жизни и понимали, как применить его на практике. Однако, это общий аспект проповеди. Требование относительно актуальности проповеди для слушателей касается не только проповеди по катехизису. Это требование относится к практике проповеди как таковой. Проповедуя на определенный текст Святого Писания, проповедник обязан выполнить это требование. Конечно, время от времени проповедники не достигают желаемого результата. В таком случае, их проповеди не находят отклика в сердцах слушателей. Однако это не значит, что в целом невозможно применить этот текст в жизни людей. В таком случае, значит ли это, что вообще невозможно проповедовать по катехизису таким образом, чтобы подчеркивалась важность доктрины для повседневной жизни? Всякий, кто знаком с содержанием Гейдельберского катехизиса, ответит отрицательно.

Такой ответ обусловлен способом объяснения учения в этом катехизисе. Дело в том, что в Гейдельбергском катехизисе применение показано в объяснении учения. Общий настрой задается первым вопросом/ответом катехизиса: «Каково твое единственное утешение в жизни и смерти? Душою и телом, в жизни и смерти я принадлежу не себе, а истинному Господу и Хранителю моему Иисусу Христу...». Эти строки затрагивают личность человека и находят отклик в его жизни. Эти слова свидетельствуют о том, что я не оставлен. Я не буду жить и умирать в одиночестве. Иисус Христос искупил меня Своей Кровью. Он заботится обо мне. Когда дальше в катехизисе рассматривается то, что мне нужно знать, – это не скучный перечень необходимого. Все предельно просто и ясно. Мне необходимо знать, во-первых, как велики мои грехи и мое несчастье. Во-вторых, как мне избавиться от всякого греха и несчастья. В-третьих, как мне надлежит благодарить Бога за это избавление. Такое изложение определяет способ объяснения учения. Во всех последующих вопросах/ответах катехизис показывает, как я лично вовлечен в этот процесс. Давайте, к примеру, рассмотрим учение о Троице. То, что Бог Один в трех Ипостасях это реальность, факт. Но какое значение имеет этот факт для нашей жизни? Катехизис говорит о Троице, ссылаясь на Апостольский символ веры. Он исповедует факт триединства на основании откровения: «Но если есть только одна божественная Сущность, почему же ты говоришь о трех: Отце, Сыне и Святом Духе? Потому что Бог так явил Себя в Слове Своем, сказав, что три разных Его Лица есть единый истинный и вечный Бог». Но ранее катехизис уже показал, какова для нас важность трех Ипостасей Бога: Бог-Отец и наше творение; Бог-Сын и наше искупление; Бог-Святой Дух и наше освящение (Восьмой день Господень). Бог, будучи триединым Богом, действует в нашей жизни.

Благодаря практическому характеру Гейдельбергского катехизиса, по нему очень легко проповедовать учение, которое найдет отклик в сердцах слушателей. Многие пасторы в начале своего служения на собственном опыте поняли, что вывести практическое применение на основании проповеди по катехизису намного легче, чем на основании проповеди по библейскому тексту. Следует признать, что способ изложения Вестминстерского краткого катехизиса отличается от Гейдельбергского катехизиса. Возможно, по этой причине возникло возражение против проповеди по катехизису, согласно которому проповедуемое учение не является актуальным для слушателей. Краткий катехизис не излагает учения, которое обращено лично ко мне и к вам. Его предназначение кристально чистое объяснение доктрины. О людях в нем говорится обычно в третьем лице. Давайте, например, рассмотрим по праву знаменитый первый вопрос/ответ этого катехизиса[51]: «Каково основное предназначение человека? Основное предназначение человека прославлять Бога и радоваться Ему вечно». В данном случае, мы все же видим применение учения. Если основное предназначение человека прославлять Бога и радоваться Ему вечно, тогда я должен стремиться прославлять Бога и иметь с Ним близкие отношения. В порядке исключения, нам также оказана помощь и во втором вопросе/ответе катехизиса: «Какой критерий дал Бог, чтобы указать нам, как мы можем прославлять Его и радоваться Ему вечно? Слово Божье, которое содержится в Священных Писаниях Ветхого и Нового Заветов, является единственным правилом, содержащим для нас указания, как мы можем прославлять Бога и радоваться Ему вечно». В таком случае легко составить проповедь, которая найдет отклик в сердцах слушателей.

Однако в других случаях, если быть честными, все намного труднее. Возьмем, к примеру, учение о Троице, представленное в шестом вопросе/ответе: «Сколько Лиц (Ипостасей) имеет наш Бог (Божество)? У Божества есть три Лица (Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух. И эти три являются одним Богом, будучи одинаковыми по сущности и равными по силе и славе». В данном случае, в катехизисе нет никаких объяснений, почему эта доктрина важна. Однако следует помнить, что основной предпосылкой как Большого, так и Краткого Вестминстерского катехизиса является убежденность в том, что исповедуемые в них истины важны для жизни верующих людей. Кроме того, есть основание для напоминания общине не только о факте существования доктрин, но и об их важности. Уже в ранних толкованиях Вестминстерского Краткого катехизиса отмечается практическое применение исповедуемых в нем истин[52]. Поэтому было бы неправильным утверждать, будто проповедь по катехизису фактически представляет собой проповедь без практического применения.

Второе практическое возражение против использования проповеди по катехизису касается практики ее ежегодного повторения. Гейдельбергский катехизис после своего составления был разделен на 52 дня Господних. Преследовалась цель проповедовать по катехизису в течение 52 Господних дней (воскресений) года. Катехизис Жана Кальвина состоял из 55 дней Господних. Это значит, если только год в Женеве не был длиннее, чем у нас, что проповедование по катехизису Кальвина занимало более тринадцати месяцев. Современные церкви, в которых существует обычай проповеди по катехизису, в некоторой степени, более гибки[53] в этом отношении. Но, по моему мнению, в большинстве общин цикл проповедей по катехизису проходит в течение восемнадцати месяцев. Разве такое повторение не ведет к безжизненности церкви? Ведь большинство членов церкви вынуждены слушать одно и то же снова и снова.

Первый ответ на данное возражение состоит в том, что служители, которые ввели правило о проповеди по катехизису, считали повторение преимуществом, а не недостатком. Они осознавали необходимость постоянного повторения учения, дабы члены церкви были глубоко в нем укоренены. Поразмыслив над этим обоснованием, мы вынуждены согласиться с ним. Катехизис в краткой форме излагает учение о Боге и Его великих деяниях в истории: творении, обетовании об искуплении, Христовой работы спасения, освящении и восстановлении всего сущего. Эти учения следует повторять снова и снова, так как они являются столпами христианской веры[54]. Опыт показывает, что без постоянного повторения из памяти исчезают даже хорошо усвоенные знания. Будучи школьниками, вы могли выучить наизусть названия всех пятидесяти штатов США, но с течением времени без повторения вам будет очень трудно удержать в памяти выученный материал. Только представьте (и это не выдумка!), что человек просит одного знакомого, отправляющегося в Нью-Йорк, передать посылку другу, который на самом деле проживает в Лос-Анджелесе. Или, что еще хуже, человека, который отправляется в Индию, просят доставить пакет в Индонезию. Если не освежать в памяти знания, полученные на уроках географии, мы можем стать главными героями таких историй. Подобное не должно произойти со знанием о Боге. Обращаясь к Нему с молитвой, мы должны знать, кем Он является. Прославляя Его, мы должны знать, что Он совершил для нас. Когда мы о чем-то просим Бога, нам следует знать, что Он обещал нам. Каждый день нашей жизни протекает в Его присутствии. Поэтому необходимо знать Его волю, дабы исполнять ее. Чтобы жить с Богом, нам нужно постоянно помнить о Его откровении. Аспекты веры подразумевают повторение. Апостол Павел говорит в Фил. 3:1: «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно». То есть Павел учил об этом ранее, и он знал, как быстро можно о них позабыть, потерять в круговерти повседневной суеты. Вот почему он повторяет эти истины и пишет о них, – дабы община могла заново обрести их (см. также Фил. 3:18).

Подобным образом следует повторять основное содержание Святого Писания, чтобы оно не ускользало от нашего внимания. Проповедь по катехизису представляет собой важное средство для обновления в памяти знания о могучих деяниях Божиих. Мы должны жить во Христе, «будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как мы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол.2:7).

Тематическая проповедь

В заключение, хотелось бы отметить тот факт, что служители часто ощущают необходимость в тематической проповеди. Я бы не удивился, узнав, что немало служителей время от времени читают катехетические проповеди, так сказать, приватного характера. Я слышал такого рода проповеди, но сейчас позвольте мне привести гипотетический пример. В определенный момент служитель понимает, что его общине необходимо более глубоко изучить вопрос о крещении. Поэтому он решает проповедовать по тексту из Матфея 28:19. Проповедуя, он рассматривает все тексты из Нового Завета, в которых употребляется слово «крещение». Этот пастор последовательно объясняет крещение Иоанна Крестителя, крещение, установленное Иисусом Христом, и крещение Святым Духом. Конечно же, такую проповедь никак нельзя называть текстуальной проповедью. В данном случае, текст из Матфея 28:19 может использоваться в качестве официального текста, который служит как бы поводом для тематической проповеди. Увидеть это достаточно легко. В данном тексте сильно подчеркивается связь между Троицей и крещением, но эта тема не освещается в проповеди. Из текста служитель заимствует только слово «крещение». На самом деле, такого рода проповедь очень похожа на проповедь по разделу катехизиса, посвященному таинству крещения, не являясь таковой по сути.

Следует отметить два отличия. Во-первых, такой подход смешивает слова с концепциями. Создается впечатление, будто библейское учение о таинстве крещения можно изучить посредством собрания всех текстов, в которых используется слово «крещение». Однако, можно легко доказать несостоятельность такого подхода. Чтобы понять библейское учение о таинстве крещения, необходимо исследовать учение об обрезании, которое предшествовало крещению. Однако если причиной сбора материала для исследования является только слово «крещение», тогда тексты об обрезании не играют никакой роли. При таком подходе игнорируется множество текстов, которые необходимы для понимания предмета исследования. С другой стороны, используется слишком много ненужного материала. Например, в двух текстах, которые упоминают крещение Святым Духом, употребляется слово «крещение». Однако эти тексты не говорят о таинстве крещения. Проповедь о крещении, основанная только на словах, с одной стороны, включает в себя слишком много отвлеченного материала, а с другой – слишком мало материала по существу.

Вторая проблема, связанная с такого рода проповедью, заключается в том, что она игнорирует богатое доктринальное наследие, которое Церковь приобретала на протяжении многих столетий. Церковь проповедовала и учила о крещении в течение многих веков. За это время она научилась избегать различных ловушек и заблуждений. Церковь сталкивалась с еретическими учениями, которые она осознанно отвергала на основании учения Святого Писания. Все это игнорируется, когда какой-нибудь служитель пытается пройти самостоятельно этот путь, как если бы он жил в конце первого столетия от Р. Х. При подготовке проповеди по определенной теме, служителю лучше воспользоваться мудростью, которую приобрела Церковь за многие столетия учительства. Другими словами, тематическую проповедь лучше проповедовать по катехизису. В действительности, качественная текстуальная проповедь и катехетическая проповедь представляют собой, по моему мнению, идеальную пару. Текстовая проповедь объясняет особое значение особого текста. Она меняется в зависимости от текста Святого Писания. Она может подчеркнуть определенный аспект Божьей работы, которая была совершена тысячи лет назад, или обратить внимание на некую составляющую Божьего закона. Текстуальная проповедь характеризуется калейдоскопическим разнообразием. Она всегда нова, она всегда вызывает удивление. Кроме того, на вопросы об определенных нуждах, можно легко ответить с помощью подходящих для этой цели текстов. Однако община не должна терять из виду величайшие темы, главную структуру Святого Писания. В таком случае можно избежать ненамеренного однобокого подхода и противостать лжеучениям и суетности нашего времени. Вера поместной общины нуждается в прочной опоре. Эту опору обеспечивает катехизис.

В таком случае, проповедь по катехизису представляет собой действенное средство, с помощью которого община сможет оставаться «послушной тому образу учения, которому предала себя» (Рим.6:17).


[1]   Ф. Шафф, The Creeds of Christendom. With a History and Critical Notes (исправлено Дэвидом С. Шаффом; 3 том. 6 издание; Grand Rapids: Baker Book House, 1990) 1, стр.536

[2]   Там же. В данной ссылке показано несогласие Шаффа с такими учеными как Ван Альпен и Нимеер в том, что разделение на пятьдесят два воскресенья было введено намного позже 1566 года.

[3]   Д. Н. Бакхузен ван ден Бринк, De Nederlandse Belijdenisgeschriften in authentieke teksten met inleiding en tekstvergelijkingen (2 изд.; Amsterdam: Uitgeverij Ton Bolland, 1976) стр.30

[4]   См. текст, представленный в работе В. Низеля, Bekenntnisschriften und Kirchen-ordnungen der nach Gottes Wort reformierten Kirche (3 издание. Zurich: Zollikon, n.d.) стр.149. Само изложение правила крайне сложно для понимания. По этой причине я предлагаю вашему вниманию перевод: «Кроме того, следует соблюдать практику проповеди по катехизису на воскресных вечерних богослужениях во время, удобное для общины... После этого (служитель) должен попросить некоторых молодых людей рассказать наизусть определенное число вопросов/ответов катехизиса, которые объяснялись на предыдущем богослужении, а также вопросы/ответы, которые будут разъясняться в следующей проповеди (по этой причине мы разделили катехизис на дни Господни), и которые они ранее изучали в школе или дома. После выслушивания вопросов/ответов молодых людей перед всем собранием, служитель должен объяснить следующие вопросы/ответы. Он должен за один год, по крайней мере, один раз, объяснить весь катехизис». В книге церковного порядка есть и другие постановления относительно использования катехизиса. Например, на каждом воскресном вечернем богослужении необходимо читать три страницы краткого изложения учения катехизиса (стр.184). В городах и селениях служение объяснения катехизиса должно проводиться в каждое воскресенье и в праздник. В книге церковного порядка Палатината также содержатся особые молитвы, которые необходимо произносить после проповеди по катехизису (стр. 200).

[5]   См. цитату из работы В. Холвега, Neue Untersuchungen zur Geschichte undLehre des Heidelberger Katechismus (Neukirchen: Neukirchener Verlag, 1961) стр. 137

[6]   См. работу Бакхузена ван ден Бринка, op.cit., стр. 151

[7]   См. французский текст Низеля, op. cit., стр. 3, в котором не упоминается о делении на Господни дни. Текст на латыни был опубликован П. Бартом и В. Низелем под названием Joannis Calvini Opera Selecta (2 том; Monachii in Aedibus: Kaiser, 1970), стр.72; деление на Господни дни в катехизисе Кальвина в данной работе представлены в форме глав. Перевод на английском языке был опубликован в собрании сочинений Ж. Кальвина, под названием Calvin: Theological Treatises (XXII том, Library of Christian Classics; перевод Д. К. С. Рейда; Philadelphia: Westminster Press, n.d.), стр. 88

[8]   См. перевод в книге Рейда, op. Cit. стр.62

[9]   Там же, стр. 69

[10] Однако катехетическое наставление проходило не только в церкви. Родители и школьные наставники также были обязаны обучать детей. См. работу Ван Веера, Catechese en catechetische stof bij Calvijn (doct. diss. Free University; Kampen: Kok, 1942), 61, стр. 90

[11] Там же, стр.171

[12] Латинская и немецкая версии Большого катехизиса представлены в работе Д. С. Миллера, Die symbolische Bucher der evangelisch-lutherische Kirche (Новое издание, девятое репринтное издание; Gutersloh: E Bertelsmann, 1900), стр.375. Перевод Большого катехизиса на английском языке представлен в Книге согласия, а также в сборнике The Confessions of the Evangelical Lutheran Church (переведено и издано Г. Таппертом; Philadelphia: Fortress Press, 1959), стр. 358. Проповеди, на основе которых составлен Большой катехизис, опубликованы в томе 51сочинений М. Лютера: Sermons (издано и переведено Джоном В. Доберштайном: Philadelphia: Fortress Press, 1559), стр. 137

[13] См. работу Т. Л. Хайтьерна, "De prediking als catechismus-prediking," in Handboek voor de prediking (издано С. Ф. Х. Г. Беркельбахом ван дер Шпренкелем и П. Г. Роскамом Аббингом; Amsterdam: Holland, 1948) 11, стр. 287

[14] Т. Хоэкстра утверждает, что в XVI столетии было составлено множество отличных правил для катехетического наставления в лютеранских церквях, хотя на практике они, в своем большинстве, не исполнялись. См. статью Т. Хоэкстры, "Catechese" in Christelijke Encyclopaedie (Kampen: Kok, 1925) том 1, стр. 428. Однако, В. Джефтер доказал на основании множества примеров, что практика проповеди по катехизису широко применялась в лютеранских церквях. См. работу этого автора, посвященную вопросу проповеди по катехизису в TRE, том 17 (Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988) стр. 753-769. Проповедь по катехизису, по мнению Джеттера, способствовала появлению нового рода евангельского христианства (стр.756). В его исчезновении он винит, прежде всего, Просвещение (стр.774).

[15] См. работу К. Дейка, De dienst der prediking (Kampen: Kok, 1950) стр.406

[16] М. Микрон, De Christlicke Ordinancien der Nederlandtscher Ghemeinten te Londen (W.F. Dankbaar; 's Gravenhage: Martinus Nijhoff, 1956), стр.68 Достойны внимания правила, согласно которым старшие дети должны были наизусть произносить определенную часть катехизиса, а вся община была обязана присутствовать на этих служениях.

[17] М. Лютер, Table talk («Застольные беседы»), № 4692, см. работу М. Б. Ван Веера, op. сit., стр,153 подстрочная ссылка №16.

[18] Текст этого постановления опубликован и объяснен в работе А. Троелстра, De toestand der catechese in Nederland gedurende de voor-reformatorische eeuw (Utrecht; Groningen: J.B. Wolters, 1901), стр.105

[19] См. работу А. Трулстры, op. cit., стр.112

[20] А. Троелстра, op. cit p. 108. В. Джеттерс отмечает, что проповедь по катехизису стала доброй традицией Церкви. Ламбетский синод требовал, чтобы священники проповедовали по основным статьям вероучения четыре раза в году. См. статью А. Троелстры, "Katechismuspredigt", стр. 747

[21] См. статью "Katechismuspredigt", стр.747

[22] Цитата представлена в работе А. Трулстры, op. Cit., стр.126

[23] М. Б. Ван Веер, op. Cit., стр.169. Смотрите также введение Лютера к его работе по катехетической проповеди (1528 год). «И до настоящего времени в церкви существует обычай преподавать народу основы христианской веры и жизни четыре раза в году. Посему, мы решили проповедовать об этих вещах ежеквартально, на протяжении двух недель, четыре дня в неделю, в два часа после полудня». Sermons 1, Luther's Works, 51 том (издано и переведено Джоном В. Доберштайном; Philadelphia: Fortress Press, 1959), стр.135.

[24] Д. Т. Мюллер, op. Cit. 375 стр.; перевод представлен в работе Т. Г. Тапперта, op. Cit. Стр. 358.

[25] См. работу А. Трулстры, op. cit., стр.127; M. Б. Ван Веера, op. cit., стр.153

[26] Цитаты из работы Lehrbuch der Kirchengeschichte (3 издание; Bonn: Adolph Marcus, 1831) том 2/1, стр.71 См. также статью "Katechismuspredigt,", стр.747

[27] Проповеди по Апостольскому символу веры обычно не читались публично, так как считалось, что этот символ веры только для верных (но не для оглашенных, а тем более внешних). По этой причине, проповеди по Апостольскому символу веры зачитывались на особых собраниях для особых людей. См. работу И. Н. Д. Келли, Early Christian Creeds (New York: Longman, третье репринтное издание, 1983), 32; стр.62

[28] Т. Хоекстра, Gereformeerde homiletiek (Wageningen: Zomer & Keuning, [1937]), стр.369

[29] Текст заимствован из Acta van de Nederlandsche Synoden der zestiende eeuw, Ф. Л. Рутгерс, (2 издание; Dordrecht: Van den Tol, 1980), стр.2

[30] Ф. Л. Рутгерс, op. Cit., стр.148. Это правило повторяется на национальном Дортском синоде в 1578 году, op. Cit. стр. 251; и смягчается на синоде в Миддельбурге, в 1581 году, op. Сit. стр. 409

[31] Ф. Л. Рутгерс, op. сit. стр.60; рассмотрение данного вопроса представлено на стр. 212

[32] Ф. Л. Рутгерс, соответственно стр. 418 и 438 . См. также стр. 371

[33] Ф. Л. Рутгерс, Acta van de Nederlandsche synoden der zestiende eeuw, стр. 501

[34] См. постановления провинциального синода в Брилле в работе А. Н. Хендрикса, "De Catechismusprediking," 3 articles in De Reformatie, стр.54, 48. (1979), стр.757

[35] Заимствовано из статьи С. Тунинга в De Reformatie, том 62, №33 (1987), стр.683

[36] Развитие проповеди по катехизису описано в работе Г. Д. Д. Шотеля, Geschiedenis van den oorsprong, de invoering en de lotgevallen van den Heidelbergschen Catechismus (Amsterdam 1863).

[37] См. работу А. Н. Хендрикса, "De catechismusprediking", стр.774; а также работу С. К. Горблера, "Kategismusprediking en gemeente-opbou" , стр.123.

[38] Это событие произошло на Дельфтской конференции (1613 год). См. тезисы Д. Де Линда Ван Вейнгаардена, De Dordtsche Leerregels of de VijfArtikelen tegen de Remonstranten (2 издание; Utrecht: Ruys: 1905), стр.52. В связи с этим, представляет интерес книга церковного уклада Утрехта от 1612 года, опубликованная под влиянием ремонстрантов. В ней содержится статья о проповеди по катехизису. Этой практики следует придерживаться там, где она была ранее утверждена (что противоречит правилу из принятой всеми реформатскими церквями Нидерландов книги церковного уклада, согласно которому проповедовать по катехизису необходимо во всех церквях). В данной книге церковного уклада также утверждается, что правило о проповеди по катехизису является временным. См. Christelijcke kerckenordeninge der stadt, steden, ende landen van Utrecht (Utrecht: Samuel de Roy, 1612), стр.10.

[39] Х. Каан в краткой форме излагает трудности, связанные с проповедью по катехизису, следующим образом:

- небрежность самих служителей, которые либо не проповедовали по катехизису, либо не призывали людей посещать катехетические служения;

- служители были вынуждены опекать две и более церкви, вследствие чего не могли уделять достаточного внимания ни одной;

- служителям было трудно убедить людей отказаться от работы или игр в воскресный день;

- нежелание ремонстрантов проповедовать по Гейдельбергскому катехизису;

- правительство разрешало людям заниматься полевыми работами по воскресным дням.

См. работу Х. Каана, De groote Synode van Dordrecht in 1618-1619 (Amsterdam: De Standaard, n.d.), стр.94

[40] См. Acta ofte Handelinghen des Nationalen Synodi (Dordrecht: Canin, 1621) 1, стр.30-41. Советы, в целом, касались катехетического учения и проповеди. В нашем кратком обзоре мы ограничимся рассмотрением замечаний относительно проповедования.

[41] Там же, стр.51

[42] Доктор Мартин Ллойд-Джонс, Preaching and Preachers (Grand Rapids: Zondervan, 1972), стр.187

[43] Т. Хоэкстра, Gereformeerde homiletiek (Wageningen: Zomer & Keuning, n.d.), стр.157; см. также стр. 160 Предназначение Слова в общине верующих — это объяснение и применение Божьего Слова.

[44] Т. Хоэкстра, Gereformeerde homiletiek, 371 стр. Смотрите также работу К. Тримпа, De preek Een praktisch verhaal over het maken en houden van preken (3 издание; Kampen: Van den Berg, 1996), стр.9

[45] Чарльз Ходж, Systematic Theology (London and Edinburgh: Thomas Nelson and sons, 1883), том 1, стр, 1-17 цитата заимствована из второй страницы. В данном случае, Ходж говорит о задаче (систематического) богословия. Однако, на основании его ссылок на христологию, становится очевидным, что он видит исповедания веры на одном и том же (высоком) уровне.

[46] А. Кайпер, Principles of Sacred Theology (перевод Д. Х. Врис; репринтное издание, Grand Rapids: Baker, 1980), стр. 299

[47] А. Кайпер, Principles of Sacred Theology, 296; стр.597; см. также стр.567 и стр.570

[48] См. критику Ходжа в работе Д. М. Фрейма, The Doctrine of the Knowledge of God (Grand Rapids: Baker, 1987), 77 стр. Я вполне согласен с критикой Фрейма относительно того, что факты, имеющиеся в Святом Писании, не являются необработанным материалом без истолкования. Скорее, Библия описывает и истолковывает собственные факты.

[49] Это слово «boule» используется в книге Деяний апостолов для описания человеческих решений или планов (Деян. 5:38, 27:12, 42), а также Божьего замысла относительно Давида в Деян. 13:36. Это слово используется трижды для описания Божьей воли об Иисусе Христе в Деян. 2:23, 4:28 и 20:28. Два первых текста ограничиваются обзором смерти Христа. В них утверждается, что смерть Господа Иисуса Христа была в соответствии с Божьим замыслом.

[50] См. второе возражение против проповеди по катехизису в статье Д. Мак-Леода "Preaching and Systematic Theology": «Кроме того, в исповеданиях веры и катехизисах представлены доктрины, которые не имеют ничего общего с экзистенциальным контекстом ‘жизненных обстоятельств’ Святого Писания, и таким образом, искажают его практическую значимость или способствуют тому, что мы пренебрегаем ею (то есть практической значимостью)», в книге С. Т. Логана, The Preacher and Preaching.- Reviving the Art in the Twentieth Century (Phillipsburg: Presbyterian and Reformed, 1986), стр.269

[51] По данному вопросу рекомендую статью Б. Б. Уорфильда "The First Question of the Westminster Shorter Catechism" в The Westminster Assembly and Its Work (Репринтное издание. Grand Rapids: Baker, 1981), стр.379

[52] См., например, монументальный двухтомный комментарий по Краткому катехизису, автором которого является Томас Бостон, Commentary on the Shorter Catechism (Репринтное издание. Edmonton: Still Waters Revival Books, 1993). См. раздел, посвященный учению о Троице, том 1, стр.142, с краткими указаниями по применению в конце раздела.

[53] В Книгу церковного уклада, принятую на Дортском синоде (1618-1619 гг.), было включено раннее постановление, согласно которому служители всех реформатских церквей обязаны кратко объяснять суть христианского учения, изложенного в Гейдельбергском катехизисе, на вечерних богослужениях, «дабы проходить его в течение одного года». Данный текст представлен в работе Т. Л. Хайтьемы, "De prediking als catechismus-prediking,", стр. 291. Утрехтский синод от 1905 года дал больше свободы действий, но добавил: «Настолько, насколько возможно, стремиться к этому» (пройти катехизис за один год). См. работу И.Янсена, Korte verklaring van de kerkenordening (Kampen: Kok, 1923), стр.296. См. также В. В. Д. Ван-Она, With Common Consent: A Practical guide to the Use of the Church Order of the Canadian Reformed Churches (Winnipeg: Premier, 1990), стр.247. Решение о проповедовании по катехизису на вечерних богослужениях обусловлено тем, что традиционно именно эти служения были посвящены изучению доктрин.

[54] См. также статью Е. Г. Ван-Тейлингена, "Der Katechismus in der Predigt" в работе, составителем которой является Л. Конен, Handbuch zum Heidelberger Katechismus (Neukirchen: Neukirchener Verlag, 1963), стр.192-194

Николас Г. Гоотьес

Н.Г. Гоотьес родился 16 июля 1948 г. в Леевардене (Нидерланды). Он окончил Богословский университет Реформатских церквей в Нидерландах в Кампене. В 1976 г., получив степень магистра богословия, был рукоположен на служение в Реформатской церкви в Лейдене. Спустя три года его пригласили преподавать в Корейскую теологическую семинарию в Пусане.

В 1985 г. Гоотьес получил степень доктора богословия в Кампене, защитив докторскую диссертацию по теме «Духовность Бога».

Общий синод Канадских реформатских церквей, который проводился в апреле-мае 1989 г., назначил профессора Гоотьеса преподавателем догматики в богословском колледже в Гамильтоне, где он сменил ушедшего на пенсию профессора Я. Фабера.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Cергей
03.01.2011 | 22:10
Я согласен о полезности проповедовать по катехизису, ведь это приводит наши церкви к целенаправленности и сохранности правильного понимания доктрин Слова Божьего и это направляет нас к единству и единомыслию и идентичности с церквями и также связи с нашими предшественниками и всей историей церкви.