28.09.2010
Скачать в других форматах:

Клаас Схилдер

Сатана на горе Преображения

 

«При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе».

(Марка 9:5,6)

 

 Так же как и все Божье откровение обнаруживается постепенно, и каждый новый день  знаменует некоторое его раскрытие, так и история Христовых страданий характеризуется постепенным развитием, которое ведет к ярко выраженной кульминации. Как в хорошей драме, так и в этом повествовании кульминация указывает на резкий контраст между диаметрально противоположными силами.

 

Иллюстрацией  такой кульминации являются стихи из Евангелия от Марка 9:5,6. Прежде чем мы приступим к рассмотрению данного текста, нам следует проследить цепь событий, изложенных в предыдущей главе. В восьмой главе  написано, что Дух Святой повел Христа в Кесарию Филиппову, где Он столкнулся с «сатаной», который пытался отговорить Господа от исполнения Его миссии. Затем Дух ведет Христа на гору Преображения. Важно отметить, что сатана снова сопровождает Иисуса. Сопровождает Иисуса? Нет, не сопровождает! Иисус Сам берет с Собой человека, которого впоследствии назовет сатаной. На самом деле, Иисус считает его одним из трех Своих самых близких учеников. Вот почему, говоря человеческим языком, этот факт придает данной истории такой волнующий драматизм.

 

Сатана, в лице Симона Петра, вознамерившись извратить учение Господа, попытался прервать Его речь, обращенную к ученикам, о неизбежности Своих страданий и смерти. Иисус учил спокойно, говоря простым, разговорным языком. Но сейчас (какая огромная разница!) сами небеса отверзаются, дабы объяснить неизбежность страданий и смерти Иисуса Христа. Моисей и Илия сошли с небес на высокую гору, чтобы показать Иисусу, а не людям, путь Его страданий и смерти.

 

Тем не менее, даже в этот момент, когда ослепительное сияние небесной славы создает резкий контраст мрачной тени креста, даже сейчас сатана из плоти и крови сопровождает Иисуса. Как бы там ни было, но он обязан сопровождать Его. Этого пожелал Сам Господь. Будучи ведомым Духом, Иисус берет Симона Петра с Собой. Так происходит, потому что Сын Человеческий должен пройти Свой жертвенный путь до конца, не обращая внимания на протесты, вдохновляемые сатаной, Своей невесты Церкви.

 

В Кесарии Филипповой сатана подстрекал Симона Петра  противиться самой мысли о страдании и смерти. А теперь он в добром расположении духа просит о продлении жизни. Но как в первом случае, так и во втором  Петр действует как сатана.

 

Вполне возможно, что в таком противостоянии духовно противоположных сил даже и природа должна была по-своему отобразить этот ужасающий контраст. Бог, будучи великолепнейшим Художником, знает, что следует сделать, дабы в определенный момент природа и Дух заговорили на одном языке. Это искусство Бога особенно ярко проявляется в истории страданий Христа и благодаря ему нам становится понятно, почему некоторые считают, что преображение Господа произошло ночью. Согласно повествованию Луки, одной из причин восхождения Иисуса на гору было Его желание помолиться в уединенном месте. А мы знаем, что Иисус предпочитал молиться в ночное время. Кроме того, мы замечаем, что ученики, спустя некоторое время, уснули. Этот факт также говорит в пользу того, что действие происходило ночью. Более того, если мы помним, что Господь и ученики, спустившись с горы, встретились с впавшим в отчаяние отцом и его смертельно больным сыном, то и этот факт подтверждает,  что преображение произошло ночью. Такое толкование, по крайней мере, указывает на то, что должно было пройти время, необходимое для всех этих событий – путешествия, преображения и встречи с отцом и сыном.

 

Если верно то, что Сам Бог пожелал, чтобы события на горе произошли после наступления темноты, тогда данное обстоятельство еще больше усиливает их драматический эффект. В таком случае, они напоминают нам Рождественскую ночь, которая (как поется в одном из наших гимнов) «намного прекрасней, чем день». Когда покров ночи опустился на Вифлеемские поля, тогда явились ангелы, дабы небесным светом рассеять тьму. Но между этими событиями существует разница. В Вифлееме небесный свет был излит ангелами, а на горе Преображения величественное сияние исходило от людей. От ангелов исходило много сияния, но от людей – больше. Кроме того, ангелы в Рождественскую ночь возвещали о Христе, Который в то время был младенцем. Но сейчас мы видим двух мужей, которые постоянно находятся в присутствии Божьем и, будучи представителями искупленного человечества, стоят ближе к Богу, нежели ангелы. Эти мужи, Моисей и Илия, по всей видимости, говорят не только о Христе, но и о Его «отбытии в Иерусалим». В это время Христос уже не ребенок, а мужчина, готовый совершать великие дела.

 

Небеса так прекрасно подчеркнули уникальность этого события! При одной только мысли об этом мы сгораем со стыда. Ведь Небо, ничего не упустив, создало атмосферу полупрозрачного сияния как наиболее подходящего фона для данного события. Однако люди, как всегда, совершенную красоту отравляют уродством. Сатана в Кесарии Филипповой  достаточно ужасен,  но  на горе Христова Преображения он намного хуже. Согрешить завтра  намного хуже, нежели согрешить сегодня, так как каждый день предлагает благодать еще обильнее и поэтому усугубляет преступление.

 

Нет нужды в детальном рассмотрении слов Симона Петра, ведь история всем хорошо известна. Небеса отверзлись, и две сияющие фигуры, позже признанные как Моисей и Илия, предстали на горе, на которой Иисус пожелал встретиться с Богом. Они осенили Сына Человеческого ореолом  блистательного сияния. Это был их час. Так как тьма все еще покрывала  землю и окружала Иисуса со всех сторон,  простые люди (редчайшая привилегия!) могли поделиться своей славой с Сыном, дабы Он воссиял их светом.

 

Три ученика, Петр, Иаков и Иоанн, внезапно проснулись, потрясенные таким обилием небесного света. Перед этим их глаза отяжелели от сна. Но сейчас они в изумлении протирают глаза, не в силах сказать ни слова. Петр не может долго молчать, он говорит:   «Господи! Какое счастье, что мы здесь. Давай построим три кущи. Одну для Тебя, вторую для Моисея, а третью для Илии. Мы с радостью сделаем их для Тебя и Твоих гостей». Таков смысл его слов. Под кущами он подразумевал шатры, которые можно легко и быстро соорудить из подручных материалов, таких как ветви деревьев, хворост, листва и т. д. 

 

Было бы неправильным вкладывать в слова Петра больше того, что он действительно имел в виду. Одни люди очень смело толковали его импровизированную речь. Другие предполагали, что Симон своим предложением соединит Ветхий Завет, представленный Моисеем и Илией, с Новым Заветом Иисуса Христа без наличия законно приемлемого события. А некоторые считали, что Петр желал оставить этот суетный мир. Такое толкование делает  импровизированные кущи Петра прототипом монастыря и монашеской жизни. К сожалению, многие вкладывают в слова Петра намного больше, чем он имел в виду на самом деле. Мы не будем следовать их путем.

 

Однако это не значит, что речь Петра из-за своей спонтанности не обладает никакой значимостью. Конечно, Петр не осознавал всего, что говорил, так как он «не знал, что сказать». Однако Бог наполнил его слова смыслом и содержанием. Посредством этого чуда Бог выявил в Петре то, что было сокрыто в нем. Бог, Который и сейчас направляет ход истории, Бог, Который Духом Своим ввел Петра в общество Иисуса, Моисея и Илии, именно Он влагает глубокое значение в слова апостола.

 

Приступив к рассмотрению этих слов в свете Божьего понимания, мы тотчас же заметим две вещи. Во-первых, глупый смысл предложения Петра. Только подумайте! Он пожелал построить кущи для небесных гостей, соорудить примитивные шалаши для посланников Небес! С таким же успехом он мог бы попытаться закрыть луч света в коробке. Да! Петр действительно приготовил своего рода приветствие для представителей Небес. Как если бы земля могла приглашать небо к себе! О, как же все-таки слова Петра отличались от учения Самого Иисуса! Ведь Он говорил о небесном приглашении, когда небеса принимают землю. Он убедил верующих в том, что однажды искупленные примут их, детей земли, и пригласят  поселиться не в примитивных хижинах Петра, но в вечных, небесных обителях. Каким же, в самом деле, глупым было предложение этого ученика.

 

Однако оно было не только глупым! Его слова были греховны. В данном случае Христос не произнес укорительного слова, однако речь Петра заслуживала жесткой реакции: «Отойди от Меня, сатана!»

 

Но мы также должны признать,  что слова Петра обнаруживают великую любовь. Обратите внимание на его пламенную готовность служить Господу. Посмотрите на его жертвенность. Он не думает о шатре для себя и двух других апостолов. Вся его забота направлена на Господа и Его небесных гостей. Воистину, это пример безграничной любви, которая спонтанно бьет ключом из наивного источника. Такая любовь отдает все без остатка Христу. Петр полагает, как мы заметили, что если он начнет собирать ветви и хворост, другие ученики незамедлительно и с готовностью станут помогать ему. Вот почему он произносит: «Мы соорудим кущи». Как хорошо, что в данном случае присутствует местоимение «мы». Ведь это слово выражает наслаждение ученика тем, что он служит Господу.

 

Но мы отклонились от темы, нам следует вернуться назад. Итак, факт остается фактом – предложение Петра было греховным. Греховность этого предложения заключалась в следующем – Петр желал увековечить абсолютное блаженство, которое ему посчастливилось увидеть. Этим желанием он выражал несогласие с великой темой, которая обсуждалась Христом и Его гостями. Илия и Моисей указывали Христу на крест и смерть. И в этот ужасающий момент Симон Петр возжелал крепко ухватиться за этот блистающий венец, захотел постоянно обладать этой ослепительной красотой, став вечным сопричастником изобилующего небесного света. Он мог бы молиться так: «О, солнце, стой неподвижно под этой горой, и ты, луна, вовеки пребывай над этим клубящимся сиянием небесной славы».

 

В то время как Христос, пребывая в атмосфере небесного света и жизни, добровольно выбирает смерть и адскую тьму, сатана из плоти и крови пытается помешать Ему, говоря: «Господи, продолжи этот час жизни и света, сделай из этого мгновения вечность. Давай забудем этот мир и людей, обитающих в нем, позабудем о храме, о бесчисленных миллионах людей, предадим забвению Израиль и глубокую, мрачную долину человеческих страданий. Давай наслаждаться непревзойденным блаженством, скажи преходящему мгновению: остановись, ты – прекрасно!»

 

Было бы неправильным предположить, что желание Петра не представляло собой настоящего искушения для человеческого духа Христа.

 

Его совершенная человеческая природа любила свет и стремилась к обильной жизни. Также и Его душа, если бы на мгновение отвернулась от своего призвания, желала бы вечно сохранять это небесное видение. Вот почему слова Петра соответствовали характеру сатаны, который является искусителем. Если бы Спаситель даже в мыслях пожелал избежать лавины страданий, уготованных для Него Богом как в Гефсимании, так и на Голгофе, Он бы  не исполнил Своего предназначения. Такое отношение стало бы препятствием на Его пути повиновения, и все мы погибли бы с Ним. Прославление Христа после креста – триумф Бога. Но Христос, пожелав прославления до креста, уступил бы победу сатане.

 

Какой резкий контраст мы наблюдаем на горе Преображения. Мы видим Христа в окружении Его Церкви. Представлены две ветви этой Церкви – воинствующая и прославленная. Первая представлена Петром, другая – Моисеем и Илией. Прославленная Церковь действует с позиций вечных принципов, а воинствующая – подчиняясь внезапному порыву. Первая руководствуется четкими постановлениями Божьего вечного правосудия, а вторая – сиюминутными желаниями бедного, заблуждающегося человеческого сердца. Небесам следовало бы поторопиться. Посмотрите, как Небо реализует свой замысел до полного его свершения. Оно посылает своих лучших представителей в то место, где Иисус ожидает и молится. Но Петр не желает уходить – ему и здесь хорошо. В то время как все духовное во вселенной ведет Христа к смерти на кресте, Петр молится об отсрочке! Конечно, всякий, кто хорошо разбирается в духовных реалиях, признает, что данный момент чрезвычайно важен, ведь он представляет собой конфликт между временем и вечностью.

 

Если кто-то спросит, на каком основании мы так серьезно рассматриваем глупые причуды Петра, тогда мы ответим вопросом на вопрос: «Почему Святой Дух повелел написать об этом событии в Святом Писании?» Конечно же, данное повествование не было какой-то азбукой для психолога-любителя, на основании которой он мог бы составлять описания психологических характеров. Это повествование  записано для тех, кто желает рассматривать его в свете Христа и всего Святого Писания.

 

В данном случае можно вспомнить одну из картин Рафаэля в Ватикане. На холсте четко показан контраст между светом и тенью. На втором плане, мрачном и темном, изображен бесноватый мальчик, его отчаявшийся отец и группа учеников, беспомощно прижавшихся друг к другу. Но один из учеников указывает на струящийся сверху свет. Высоко на горе Господь окутан ослепительным сиянием. Таким способом Рафаэль отделил свет от тьмы: свет вверху, а тень и мрак – внизу.

 

Однако в евангельском повествовании Святой Дух изобразил все иначе. На Его холсте свет и тень пребывают на вершине горы одновременно. На стороне Бога, Небес и Христа все залито светом, а на стороне Симона Петра и воинствующей Церкви все покрыто тьмой. Именно так нам следует научиться рассматривать эту картину. Только видя на холсте обе стороны одновременно, мы сможем понять, насколько Христос важен для нас. Только в таком случае мы сможем действительно осознать, что являемся мятежниками, восстающими против собственного спасения, что мы по природе  как типичные прообразы сатаны пытаемся с особой жестокостью противостать и извратить Божий предопределенный замысел.

 

Таким образом, можно утверждать, что ночь преображения превосходит по своей значимости Рождественскую ночь. Но чем больше мы начинаем думать об этом превосходстве, тем больше  должны заливаться краской стыда. Так как отличительной чертой этой ночи, по сравнению с ночью Рождественской, является то, что вместе с Христом на горе Преображения находится человечество, Его Церковь, Его Невеста. Однако Церковь, к сожалению, разделена на две части. С одной стороны, Церковь Христова пребывает уже на небесах, ее желания совпадают с небесными желаниями и она указывает Иисусу на задачу, которую Он должен выполнить в Иерусалиме. С другой стороны, воинствующая Церковь в лице Симона Петра ничего не видит и ничего не понимает. Пребывая в окружении Божьего обширного замысла, она все же не может осознать его значимости. Она не только невосприимчива к Божьему замыслу, она осмеливается высказать свое мнение относительно того, чего не понимает! Однако ее высказывание преисполнено глупости и греха. К сожалению, все разделено, все противопоставлено друг другу:  Церковь воинствующая – Церкви прославленной, плоть – Духу, человеческая наивность – небесному закону.

 

Есть только одна Личность, Которая может заменить разделение единством – это Иисус Христос!

 

Каждый из нас должен усвоить урок из этого события. Если у нас есть некоторые хорошие черты характера Петра, тогда нам следует их развивать. В то же время, мы должны искоренять зло, которое роднит нас с Симоном Петром. Итак, мы отметили, что у Петра были хорошие качества, поэтому нам следует извлечь полезный урок из его поведения. Текст дает нам подсказки избирательным использованием слова. Петр, как говорится в Писании, делая предложение, «ответил и сказал». На какой вопрос он отвечал? Ведь ему не задавали вопросов. На самом деле, говоря, он протирал заспанные глаза. Тем не менее, слово «ответил» четко указывает на важную истину. Петр знал, что все эти события на горе касались его лично. Все очень просто! Каждое искупительное деяние, каждое послание с небес, каждое проявление благодати, каждое возвещение об осуждении, короче говоря, каждый аспект откровения касается каждого из нас лично. Петр может научить нас тому, что если в определенный момент Бог что-то делает, тогда и мы должны что-то делать. События – это Божьи слова. Когда Бог говорит, мы обязаны отвечать.

 

Но как? Как нам дать  соответствующий ответ?  Как  превратить присущие нам любовь и пыл в осознанное рвение? Возможно, мы сможем узнать ответ, прочитав повествование до конца. Помните, оно завершается словами: «Слушайте Его! Слушайте Его!»

 

В этом-то и заключалась ошибка Петра. Он слушал не достаточно внимательно. До тех пор, пока мы не будем внимательно прислушиваться к словам Христа, до тех пор наша любовь и рвение останутся, к сожалению, неосознанными. До тех пор мы будем осквернять атмосферу Божьей совершенной святости.

 

Если бы кто-либо мог провозглашать достойные вещи, не дисциплинируя себя посредством внимательного слушания проповедуемого Слова, тогда бы Петр был достойным тому примером. Ведь только подумайте о его качествах. У него было рвение, любовь, он мог спонтанно ответить на вопрос. Кроме того, и это поразительно, Петр был необыкновенно проницательным. Сам Бог просветил его видение. В данном случае мы не должны позабыть об одной важной вещи. Никто не говорил Петру, кто именно был с Христом на горе. Тем не менее, он сразу же понял кто эти мужи. Он был уверен в этом. Петр сказал: «Это Моисей, а это Илия». Более того, следует помнить, что он никогда не видел их ранее! Тем не менее, своей уверенностью Петр обязан тому факту, что Бог как будто бы шестым чувством просветил его внутреннюю интуицию и даровал ему привилегию, посылаемую людям только в моменты апокалипсических видений, в моменты, когда вечность прорывается сквозь время и пространство. Вне сомнений, эти особенные привилегии Петр ценит превыше остальных. Да, если бы когда-либо существовал человек, который мог бы интуитивно определить истину без слушания проповедуемого Слова, то им  был бы только Петр на горе Преображения.

 

Но в итоге мы имеем только глупость и грех.

 

Поэтому нам следует склонить головы и трепетать, услышав глас с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Сатана, который пытался извратить учение Христа в Кесарии Филипповой, сейчас пребывает в смятении. Он не слушал учение Христа о неизбежности Его страданий и смерти, в чем нуждался весь мир. Следовательно, он не может понять, почему Небеса так спешат. Вот почему Божий глас громогласно звучит, пробиваясь сквозь густой туман и мрак разума Петра и через него к воинствующей Церкви. Суть Божьего послания заключается в следующем: «Слушайте Его». Никогда не забывайте превосходство пророческого служения Христа, благодаря которому Он объясняет исключительную важность Своей смерти. Слушайте Его, пока Он говорит!

 

Таким образом, Бог объединяет Слово, ставшее плотью, со словом Святого Писания, не отделяя одно от другого.

 

А вы, религиозные энтузиасты, вы слушаете? Мистические души, порывистые характеры, наивные дети, вы слушаете? Вы, поклонники спонтанности, блуждающие в собственной туманности, вы слышите глас с небес? Слушайте Его! Сверхъестественная проницательность, непосредственное знание, благодаря которому Петр узнал небесных гостей – возможно, вы часто мечтали о ней. Однако вам следует держаться за Слово. Ведь Слово намного выше интуиции Петра. Вы завидуете его спонтанной речи, не так ли? Вы думали, что такой способ передачи страха и удивления наиболее приемлем для принятия в небесные реалии? Но слушайте глас с небес. Вы обязаны возвратиться к Слову.

 

Если таково учение по данному вопросу, тогда нам следует довольствоваться им. Мы должны устанавливать кафедру возле креста. Только в таком случае мы сможем сдерживать необузданные порывы и глупую наивность и не произносить неподобающих слов в святом присутствии Иисуса. Нам следует повременить со спонтанными выражениями, пока Небеса не пригласят нас (а не мы Небеса) в вечные кущи. В тот чудный день глупость и грех будут полностью истреблены в воинствующей Церкви.

 

Когда придет тот день, нам будет позволено следовать спонтанным порывам. Тогда закон будет начертан на наших сердцах. Тогда право импульсивного поведения, благодаря которому люди наслаждались раем, будет возвращено нам. Любая форма, которую мы сможем понять, будет выражать сущность святых вещей. Петр, услышав все учение Христа, с помощью живого Христа, будет целиком соответствовать Моисею и Илии. Тогда он сможет строить кущи так быстро, как захочет. Ибо в том Царстве всякий шатер будет повторять очертания и характеризоваться основным стилем единого и величественного дома Отца. «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис.4:5,6).

 

Мы оставляем это описание, прекрасно понимая, что не сможем рассмотреть значимость Святого Духа, наполняющего его, если будем обращать внимание только на Петра или только на  Христа. Мы должны быть также почтительны к Святому Духу как мы почтительно относимся к Рембрандту, рассматривая его произведения. Рассматривая  холсты Рембрандта, мы воспринимаем свет и тень одновременно, позволяя духу художника влиять на нас.

 

Позволим таким же образом влиять на нас Духу Божьему, Который одновременно изобразил глупость Петра и славу Христа. Он изобразил глупость грешника, противопоставленную мудрости нашего великого Пророка, изобразил наивность, навлекающую на себя разрушение, резко отличающуюся от неотвратимого продвижения Божьего предопределенного совета, который ведет нас к жизни через Христа, Господа нашего.

 

 

Об авторе

 

Клаас Схилдер родился 19 декабря 1890 года в городе Кампен. Его отцом был Иоганн Схилдер а матерью –  Гретье (урожденная Ляйдеккер). Схилдер посещал реформатскую среднюю школу (гимназию), по окончании которой, сдав экзамены, поступил в богословский колледж реформатских церквей (17 сентября 1909 года). В этом учебном заведении его профессорами были Л. Линдебоом, М. Ноордтзей, А. Г. Хониг, Х. Бауман, Д. Риддербос, Т. Хукстра, а также Д. Д. Ессер и А. Ноордтзей, которые впоследствии стали профессорами богословия в государственном университете Утрехта.

 

В этом богословском колледже он сдал предварительный экзамен 24 июня 1910 года, первую часть экзамена на соискание кандидатской степени 11 октября 1912 года, а вторую (которая гарантировала ему получение степени кандидата богословия) – 23 января 1914 года (с отличием). После сдачи двух церковных экзаменов, подготовительного и окончательного, Клаас Схилдер был рукоположен на служителя Слова в реформатских церквях. Он начал пасторское служение в церкви в Амбт-Фолленхоув. Там же он женился на Анне Иоганне Вальтер 21 июня 1914 года. Впоследствии Схилдер служил в церквях в Флаардингене, Горинхеме, Дельфте, Угстгейсте, а 27 июня 1928 года стал проповедником в церкви Роттердам-Дельфсхавена.

 

26 сентября 1933 года Клаас Схилдер становится почетным пастором церкви Дельфсхавена, ожидая решения относительно его назначения  на должность профессора богословского колледжа в Кампене. В этом колледже он начал свою преподавательскую деятельность вступительной лекцией (17 января 1934 года), в которой  подверг критике учение доктора Хайтьемы,  отражающее ошибочное учение Карла Барта. Клаас Схилдер каждый день читал лекции, за исключением того времени, когда он посещал США в 1939 и 1947 годах. В годы немецкой оккупации он  более или менее регулярно продолжал читать свои лекции.

 

Клаас Схилдер

Клаас Схилдер родился 19 декабря 1890 года в городе Кампен. Его отцом был Иоганн Схилдер а матерью –  Гретье (урожденная Ляйдеккер). Схилдер посещал реформатскую среднюю школу (гимназию), по окончании которой, сдав экзамены, поступил в богословский колледж реформатских церквей (17 сентября 1909 года). В этом учебном заведении его профессорами были Л. Линдебоом, М. Ноордтзей, А. Г. Хониг, Х. Бауман, Д. Риддербос, Т. Хукстра, а также Д. Д. Ессер и А. Ноордтзей, которые впоследствии стали профессорами богословия в государственном университете Утрехта.

 

В этом богословском колледже он сдал предварительный экзамен 24 июня 1910 года, первую часть экзамена на соискание кандидатской степени 11 октября 1912 года, а вторую (которая гарантировала ему получение степени кандидата богословия) – 23 января 1914 года (с отличием). После сдачи двух церковных экзаменов, подготовительного и окончательного, Клаас Схилдер был рукоположен на служителя Слова в реформатских церквях. Он начал пасторское служение в церкви в Амбт-Фолленхоув. Там же он женился на Анне Иоганне Вальтер 21 июня 1914 года. Впоследствии Схилдер служил в церквях в Флаардингене, Горинхеме, Дельфте, Угстгейсте, а 27 июня 1928 года стал проповедником в церкви Роттердам-Дельфсхавена.

 

26 сентября 1933 года Клаас Схилдер становится почетным пастором церкви Дельфсхавена, ожидая решения относительно его назначения  на должность профессора богословского колледжа в Кампене. В этом колледже он начал свою преподавательскую деятельность вступительной лекцией (17 января 1934 года), в которой  подверг критике учение доктора Хайтьемы,  отражающее ошибочное учение Карла Барта. Клаас Схилдер каждый день читал лекции, за исключением того времени, когда он посещал США в 1939 и 1947 годах. В годы немецкой оккупации он  более или менее регулярно продолжал читать свои лекции.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.