Скачать в других форматах:

Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет

Малахия

1:4,5. Эдом в V в. до и. э.

Хотя Эдом, по всей видимости, не присоединился к мятежу против вавилонского правления в VI в. до н. э., его территория подвергалась нападению со стороны последнего вавилонского царя Набонида. О разрушительных последствиях этих военных кампаний говорится у Авдия, Иеремии (гл. 49) и Иезекииля (гл. 25), однако в Книге Пророка Малахии подразумевается, что эдомитяне еще не покинули эту территорию. В V в. до н. э. Эдом поддерживал определенные экономические отношения с Левантом и Восточным Средиземноморьем; известно также, что в этот период здесь появились новые группы населения. Среди них, по-видимому, были кидариты (кедариты), которые обитали в Сирийской пустыне к юго-востоку от Дамаска и совершали набеги, продвигаясь на юг вплоть до Моава и Эдома. Кроме того, набатеи, которые завоевали Эдом в конце III в. до н. э., могли начать перемещаться на север в этот регион из Аравийской пустыни.

1:8. Принесение в жертву увечных животных.

С прекращением субсидирования со стороны персидского правительства (см. коммент. к 3:10) принимались различные способы урезания расходов. Вероятно, одним из них было ослабление требований по отношению к качеству жертвенных животных.

1:12. Трапеза Господня.

Это выражение встречается в Ветхом Завете только здесь. Слово, переведенное как «трапеза», использовалось и в буквальном, и в переносном смысле для обозначения стола (напр.: Ис. 65:11; в русском переводе — «трапеза»). В Иез. 40:39-43 упоминаются столы у ворот в притворе, которые использовались для заклания жертвенных животных или для хранения утвари. В контексте Мал. 1:12 «трапеза Господня» является синонимом жертвенника, который осквернили израильтяне. Метафора «трапезы» обусловлена символикой жертвоприношений, составляющих «пищу» Бога. Обсуждение этого образа см. в коммент. к Лев. 1:2.

2:5-7. Роль священства в послеплеиную эпоху. Более четырех тысяч членов священнических и левитских семей вернулись в Палестину из вавилонского плена вместе с Зо- ровавелем и Иисусом, сыном Иоседековым. И те, и другие приняли активное участие в восстановлении стен Иерусалима, наставлении в законе и религиозном воспитании народа. Однако система священнического служения, должно быть, претерпела изменения в худшую сторону (особенно во время отсутствия Неемии), поскольку в храм был допущен чужеземец (Товия Аммонитянин). Фактически левиты на какое-то время полностью забросили храм (Неем. 13:10,11). Мал. 2 согласуется с такой версией, поскольку священники этого периода уклонялись от исполнения священнических обязанностей. Должность первосвященника продолжала существовать, оставаясь за родом Садока. Из Книги Пророка Захарии явствует, что священники возложили на себя многие гражданские полномочия, принадлежавшие царю или наместнику, чтобы воспрепятствовать попыткам наместника соперничать с персидским царем.

2:11. Женитьба на дочери чужого бога. Хотя значение этого выражения не вполне ясно, скорее всего, оно относится к смешанным бракам. Женшины, которые выходили замуж за иудеев, оставались верными своим идолам, а потому мужья попадали в атмосферу идолопоклонства и подвергались искушению отступления от веры. Такие браки осуждались и Ездрой, и Неемией. Более подробную информацию о практике эндогамии (браки внутри определенной группы) см. в коммент. к Езд. 9:10-12.

2:14-16. Брак и развод в V в. до н. э. Все, что известно о браке и разводе в персидскую эпоху, исходит из еврейских документов с острова Элефантина. В брачных контрактах часто оговаривались условия приданого, выкупа за невесту, распределения собственности и детей в случае развода. Развод был делом обычным и не осложнялся экономическими проблемами, составлявшими предмет главной заботы. Причины развода, по источникам из Элефантины, объяснять не требовалось.

3:1. Поручение Ангелу подготовить путь Богу. Мысль о приготовлении пути для Господа встречается и в Ис. 40:3. Эта концепция, вероятно, восходит к существовавшему на древнем Ближнем Востоке обычаю посылать вестников, предупреждавших местных жителей о приближении царя и требовавших, чтобы к его визиту все было подготовлено.

3:2. Щелок очищающий. Щелок использовался для стирки белья и очищения от загрязнения других предметов. Его получали иззолы растения, произрастающего в Вавилонии, но не в Сирии-Палестине. Этот термин встречается еще раз только в Иер. 2:22. 3:3. Переплавка и очистка серебра. В Древнем мире серебро извлекалось из руды и исследовалось на пробу методом купеляции. В начальном процессе плавления серебро извлекалось из свинцовых руд (галенита) с содержанием менее одного процента в конкретной пробе. Свинец расплавлялся в неглубоких сосудах, изготовленных из пористого материала, например, из костяной золы или глины. Затем использовались кузнечные меха, которые нагнетали воздух в расплав свинца с образованием в нем окиси свинца (свинцового глёта). Часть окиси свинца впитывалась костяной золой, а часть в виде накипи выступала на поверхности. В идеальном случае в остатке находится серебро. С другой стороны, не исключено, что Малахия говорит здесь об анализе, установлении пробы серебра. Этот процесс включает нагревание образца серебра с большим количеством свинца для удаления различных примесей.

3:5. Чародеи.

Этот термин относится к тем, кто произносил проклятия и заклинания.

Эти специалисты хорошо знали литературу о предзнаменованиях и снах. Они обычно практиковали симпатическую (индуцированную) магию (основанную на представлении о том, что существует связь между объектом и тем, что он символизирует) и использовали свое мастерство, чтобы повелевать богам и духам. Колдовство было нитью, связующей творение воедино, а владеющие этим искусством люди и боги пользовались им как во благо, так и во зло.

3:8-10. Десятины в дом хранилища.

На Ближнем Востоке вдревности разница между десятиной и налогами ощущалась мало. И то, и другое государство взимало с поселян на свои нужды, и эти деньги обычно хранились в сокровищницах храмов. На них затем приобреталось зерно, масло и вино, которые распределялись между царскими чиновниками и религиозными чинами. При сборе и распределении десятины различие между священным и мирским стиралось. Упоминаемая здесь десятина (т. е. десятая часть доходов) была обязательным пожертвованием, направленным на поддержание религиозного культа и гражданского управления в Древнем Израиле. Десятину взимали и в других странах древнего Ближнего Востока, втом числе в Финикии и Ханаане. Израилю было заповедано отдавать десятину Богу и «есть пред Богом», вероятно в совместной трапезе. Вряд ли можно предположить, что вся десятина съедалась на этих трапезах, ибо тогда не выполнялось бы ее основное предназначение: содержание священства и резерв для поддержания бедных и обездоленных. Скорее, это предписание означает, что десятину (или ее эквивалент в серебре) следовало приносить в «дом хранилища» (храм) в Иерусалиме, свидетельствуя тем самым о ее посвящении Богу. См. коммент. к Чис. 18:21—32, где приводится более подробная информация на эту тему.

3:10. Недостаток средств в храме.

Проблема использования средств, по праву принадлежащих храму, частными лицами издавна существовала на древнем Ближнем Востоке. В шумерской молитве, адресованной богу Энки, молящийся отрицает, что он запустил руку в дары, принесенные богу. В период правления Ксеркса выделение средств на содержание храма со стороны персидского государства было отменено. Это означало, что бремя материального обеспечения всех священников, отправления религиозных обрядов и содержания храма было возложено на народ. Эта дополнительная финансовая нагрузка привела к тому, что люди стали испытывать определенные материальные затруднения и начали сокращать расходы на храм.

3:16. Памятная книга.

Выражение «памятная книга» встречается в Писании только здесь, хотя мысль о том, что у Бога есть книга, в которой Он делает записи, встречается и в других местах (напр.: Исх. 32:32; Пс. 138:16; Ис. 4:3; 65:6; Иез. 13:9). Древние ближневосточные цари часто вели записи о наиболее важных событиях, происшедших в период их правления (см. коммент. к Есф. 2:23). И в Израиле, и у других народов древнего Ближнего Востока считалось, что боги также имеют соответствующие книги. В Исх. 32:32—34 Моисей с готовностью предлагает изгладить его из книги жизни, что в итоге привело бы к его смерти. Яхве отвечает, что согрешающий будет исключен из книги жизни. Метафора памятной книги подразумевает существование списка живых. Ее можно сопоставить с книгой, которую увидел Энкиду в своем сне о преисподней; в той книге содержались имена обреченных на смерть. В месопотамской литературе упоминаются небесные таблицы с записями злодеяний (в текстах Shurpu) и таблицы с записями добрых дел. См. коммент. к Пс. 55:9.

4:2. Солнце правды.

«Солнце правды» символизирует здесь справедливость. По всему древнему Ближнему Востоку боги солнца связывались со справедливостью. Изображение деяний Яхве с использованием метафоры солнца — обычное явление в Ветхом Завете. В астральных религиях древнего Ближнего Востока солнце изображалось в виде крылатого диска. Это особенно характерно для персидской эпохи.

4:4. Хорив.

Это другое название горы Синай — места, где Бог явил Себя Моисею и дал ему Десять заповедей. Ее местоположение точно неизвестно, и исследователи обсуждают, по меньшей мере, четыре варианта: Джебел-Муса, Рас-эс-Сафсафех, Дже- бел-Сербал и гора вблизи аль-Хроб. Более подробно эта тема обсуждается в Исх. 19:1,2.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.