Скачать в других форматах:

Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет

Иона

1:1-17 Бегство Ионы

1:1. Хронология. Иона известен из 3 Цар. 14:25 как пророк, чье служение приходилось на время правления царя Иеровоама II (первая половина VIII в. до н. э.; см. коммент. к 4 Цар. 14).

1:2. Ниневия. Современный Куюнджик на реке Тигр в Северном Ираке, примерно в 600 милях от Персидского залива вверх по течению реки. В VIII в. до н. э. Ниневия еще не обрела предстоящей ей славы. В начале VII в. до н. э. Сеннахирим сделал этот древний центр поклонения богине Иштар столичным городом, украсив и расширив его площадь почти до двух тысяч акров. Археологи провели успешные раскопки известного дворца Сеннахирима, «которому нет равных». Он знаменит своими настенными рельефами, изображающими сцены осады Лахиса в Иудее. Обнаружены также остатки храма богини Иштар, который находился на попечении царей еще с 2400 г. до н. э. 1:2. Ассирия и Израиль в первой половине VIII в. до н. э. Ассирия представляла серьезную угрозу для Израиля в IX в. до н. э. Израиль входил в коалицию, противостоявшую попыткам Салманасара III расширить свои владения за счет Средиземноморской области (см. коммент. к 3 Цар. 22:1). В 841 г. до н. э. израильский царь Ииуй подчинился Ассирии и стал платить ей дань (см. коммент. к 4 Цар. 10:34). В предшествующие этому десятилетия Ассирия, однако, была существенно ослаблена, а во время правления Иеровоама II многие десятилетия прошли без проявления антагонизма со стороны Ассирии по отношению к Израилю. 1:3. Фарсис. Фарсис был самым отдаленным из известных в то время географических пунктов. Хотя точное его местоположение неизвестно, чаще всего считают, что он находился на юге Испании, хотя ряд исследователей высказываются в пользу Карфагена в Северной Африке. При этом с полной уверенностью можно сказать, что это был крупный порт на западном побережье Средиземного моря.

1:3. Иоппия. Иоппия находилась южнее современного Тель-Авива на Средиземном море. Этот портовый город упоминается в египетских и финикийских текстах, а также в хананейских источниках (письмах из Амарны). В период монархии он часто попадал под контроль филистимского города Аскалона.

1:3. Корабль. Торговые суда были разных размеров и в среднем развивали скорость от двух до четырех узлов. В эпоху Соломона корабли, идущие в Фарсис, не возвращались обратно в течение трех лет. Корабль такого класса мог иметь команду, состоящую не менее чем из двенадцати человек. Перевозили в основном зерно, вино и оливковое масло.

1:3. Плата за провоз. Многие исследователи на основании лингвистических данных приходят к выводу, что Иона нанял весь корабль полностью. Так это или нет, несомненно, что плата за провоз была весьма значительной.

1:5. Каждый взывал к своему богу. Боги-покровители редко бывали космическими божествами, поэтому моряки считали, что бурю вызвали их личные или родовые боги. В Древнем мире, где господствовал политеизм, людям было трудно понять, какой конкретный бог действовал и почему. Члены корабельной команды взывали к своим богам в надежде, что их боги-покровители могут как-то повлиять на другие божества, которые вызвали эту бурю. Они взывали к помощи, но без надлежащего покаяния. Считалось, что чем больше призывов обращалось к богам, тем лучше, поэтому капитан будит спящего Иону, чтобы и он воззвал к своему божеству.1:7—10. Жребий. Хотя бросание жребия иногда использовалось для установления связи с божеством, во многих случаях обходились просто бросанием монеты или вытягиванием соломинки. В результате, в данном случае жребий бросали не для того, чтобы узнать виновного, но решить, кто первый мог добровольно предоставить о себе информацию, которая помогла бы выяснить, чем оскорблены боги. Вполне понятно, что никто не хотел начинать с себя. Чтобы определить, на кого пал жребий, каждый ставил свой особый знак на каком-то предмете, и все помеченные предметы помешались в ящик или коробку, где они перемешивались и встряхивались, пока не выпадал какой-то один из них.

1:9. Бог иебес. Иона, отвечая на их вопрос, называет только свою национальность (еврей) и Бога, которому он служит. Самое главное, что он сообщает о своем Боге — Он Бог небес, Творец, тот Бог, Который и может послать такую бурю.

1:10. Он уже объявил им. Он уже сказал им ранее, что убежал от своего Бога, но это их не касается, это его проблема, впрочем, не из ряда вон выходящая, а вполне обычная. Они приходят в еще больший ужас, когда осознают, что побег Ионы от Бога небес подвергает их всех опасности пострадать от гнева Бога Ионы.

1:11-16. Что мы должны делать? Следующий вопрос корабельщиков касается умиротворения богов. В религиозном мышлении Древнего мира редко возникал вопрос о необходимости покаяния, поскольку трудно было определить, чем руководствовались в своих действиях боги. Поскольку боги не отличались нравственностью или последовательностью в своих действиях, гнев божества мог быть вызван просто его капризами, а в основе его наказаний лежал произвол или необдуманные решения. Поэтому верующие стремились умиротворить гнев бога. С разными богами можно было примириться разными способами, поэтому они советовались с Ионой. 1:12. Бросьте меня в море. Члены команды не спешили выполнить этот наказ Ионы, поскольку они верили, что обычно божества оберегают жизнь тех, кто им поклоняется. Выбросив его в море, они рисковали вызвать гнев и возмездие со стороны Бога Ионы.

1:16. Принесение жертвы. Когда море начало успокаиваться, моряки принесли жертвы. Скорее всего, это было зерно, которое не сжигали на деревянном корабле, но выбросили в море. В другом варианте (поскольку весь груз уже был выброшен за борт) речь может идти о жертве, которую они принесли на суше на обратном пути (никакого смысла продолжать курс на Фарсис не было). 1:16. Дали обеты. Обеты в Ветхом Завете и вообще в Древнем мире обычно сопровождались принесением жертвы. Так, например, моряки могли дать обет о принесении некоей памятной жертвы в честь Яхве каждый раз в годовщину этого события. Обеты были признанием того, что моряки испытали на себе действие божественной силы. Данный текст не обязательно указывает на то, что они оставили своих богов и поверили в единого Бога Яхве. Признание силы одного бога не исключало возможности почитания других богов.

2:1. Большой кит. В оригинале говорится о том, что Иона был проглочен «большой рыбой», т. е. дано только самое общее описание. Не имеет смысла ставить вопрос о том, обозначает ли данный еврейский термин только рыбу, или допускает применение по отношению к млекопитающим, поскольку здесь он используется как общее понятие, обозначающее любое морское существо. Хотя можно провести изучение размеров глотки разных видов животных, обитающих в Средиземном море, настоятельность, с которой в тексте подчеркивается прямое вмешательство Бога, позволяет полагать, что не следует ожидать чего-то ординарного. По представлениям древних, крупные морские животные представляли силы хаоса, которые были покорены богом-творпом в процессе сотворения мира. Здесь, как и всегда, Яхве изображается как властелин моря — и это животное просто подчиняется Его повелению.

2:2-11

Молитва благодарения Ионы

2:2—7. Молитва Ионы. Эта молитва, по-видимому, была гимном или отрывком из известного произведения. Море считалось местом, где владычествует хаос, и там обитала только смерть. Однако, попав в чрево кита, Иона воспринял это как избавление, дарованное Господом.

2:3—11. Связь Ионы с Господом. 1осподь являет Свое присутствие в храме, поэтому молитва Ионы застала Его там. Хотя Иона осознавал, что ослушался Бога, он все еще считал себя приверженцем Господа. Он не впал в идолопоклонство.

2:10. Обет Ионы. В молитве не говорится, в чем конкретно состоял обет Ионы, но большинство обетов в Древнем мире было связано с совершением определенных ритуалов. В Книге Левит говорится о жертвоприношениях, связанных с обетом (см. коммент. к Лев. 3:1-5 и 27:2-13). Поскольку обет, принятый Ионой, не уточняется, вполне вероятно, что он мог исполнить его, принеся жертву благодарения. Не следует думать, что он дал обет незамедлительно вернуться в Ниневию. В гимне, посвященном Шамашу, бог солнца воспевается как спаситель мореплавателей, попавших в свирепые волны, и принимающий от них жертвы возлияния.

3:1-10

Иона и жители Ниневии

3:1-4. Путь в Ниневию. До Ниневии из Иоппии (где предположительно кит мог извергнуть из себя Иону) было около 550 миль. Караваны, двигавшиеся со скоростью около 25 миль в день, могли пройти это расстояние примерно за месяц. 3:3. Город великий. Размеры Ниневии определяются по времени, которое потребовалось Ионе, чтобы обойти весь город и выполнить данное ему поручение. Он не обходил Ниневию по периметру окружавших ее стен, но шел в места скопления народа, чтобы провозгласить свою весть. Он, должно быть, прошел через множество ворот и мимо нескольких храмов. В течение дня у него, вероятно, была возможность не раз сделать важные заявления.

3:4. Весть Ионы. Иона провозглашал весть о грядущем суде, что было обычным пророческим посланием. Не следует смешивать пророческое и миссионерское служение. Пророк в Древнем мире выполнял поручение от Бога нести весть, обращенную к определенной аудитории. В задачу миссионера входит нести Божью весть о спасении всему человечеству. Послание пророка редко было приятной вестью для его слушателей, в отличие от миссионерской вести. В послании Ионы нет и намека на призыв к покаянию или к оставлению ложных богов. В нем не было повеления о том, что Бог хочет от них, так же как и обвинения в их злодеяниях. В нем не было предложено и определенных условий. Пророк в Древнем мире шел с вестью не для того, чтобы провозгласить важные богословские доктрины или привить людям определенное религиозное мировоззрение. Он шел в мир, чтобы доставить людям послание от Бога. 3:4. Пророки в Древнем мире. Пророчество в древнем мире было хорошо известно, поэтому ситуация эта не была для ассирийцев непонятной. В документах времени Ашшур- банипала, т. е. через столетие после Ионы, встречается немало упоминаний об ассирийских пророках и их вестях. Пророки играли роль официальных и неофициальных советников царя. В пророчествах, сохранившихся со времен Ашшурбанипала, весть обычно носит позитивный характер, подтверждая правильность действий царя, его решений и его политики в целом. В более ранних пророчествах из Мари (XVIII в. до н. э.) чаще встречаются пророчества негативного плана, но и там пророки еще рассматриваются как предоставляющие информацию, весть царю.

3:5—10. Вера в пророчества. Жители Ниневии поверили, что весть Ионы была от бога, который, по всей вероятности, собирался выполнить свои угрозы. К такому выводу они могли придти, сопоставляя весть Ионы с известными им предзнаменованиями. Считалось, что знамения, которые они наблюдали в природе, соответствовали тому, что совершали боги в реальной жизни людей, в их истории. Одним из наиболее доступных способов наблюдать за знамениями считалось исследование внутренностей животных, которых ежедневно приносили в жертву. По форме внутренних органов, особенно печени или почек, судили о том, благоприятны или неблагоприятны эти предзнаменования. Другим источником сведений служило изучение поведения животных, полета птиц, движения небесных тел и ряда других природных явлений. Если за несколько дней или недель до провозглашения вести Ионой знамения были неблагоприятные, то люди с легкостью поверили в то, что весть его истинна. Если же это подтвердилось гаданием на внутренностях жертвенных животных, предвещавших неотвратимость наказания, то слово Ионы было, вероятно, воспринято со всей серьезностью.

3:5. Восприятие вести чужеземца. Тот факт, что Иона был иностранцем и нес весть чужого для них божества, не имело большого значения. В условиях многобожия Древнего мира, где существовали сотни богов. любой из них мог, согласно верованиям древних, повлиять на их жизнь в хорошем или в плохом смысле. В представительные делегации из других стран иногда включались пророки, поэтому вмешательство важных богов могло существенно повлиять в ту или иную сторону на ход любых переговоров. Если собственные гадания ниневитян подтвердили прорицания Ионы, то у них не было никаких оснований подозревать предательство или обман. Тот факт, что он был чужеземцем, для них скорее служил доказательством истинности его вести, поскольку, по их разумению, ему не было никакого смысла преодолевать такое большое расстояние, если его не побудил на то его Бог. Следует напомнить, что Иона не призывал их сменить религию и не стремился сместить с престола их национального бога.

3:5—10. Отклик. Отклик жителей Ниневии одновременно и типичный, и нетипичный. Необычен он с той точки зрения, что в религиозной практике ассирийцев и вавилонян о посте практически ничего не известно. Встречается лишь несколько примеров, когда царь надевал вретище, одежду, «приличествующую кающемуся грешнику» (Асархаддон, Ашшурбанипал). Типичный подход заключался в том, чтобы попытаться умиротворить божество путем совершения определенных ритуалов (принесением жертв, возлияний) или путем заклинаний, которые помогали предотвратить божественные акции. Вполне вероятно, что ниневитяне использовали подход, которым пользовались израильтяне, стремясь отвратить от себя божественный гнев. Стремление умиротворить разгневанного бога — это типичный подход в религии. Они не имели представления, что именно вызвало гнев Яхве, но обращение к религиозному опыту израильтян, вероятно, открыло им, что Бог заинтересован в справедливости и что покаяние в совершении несправед ливых деяний должно быть сопряжено с постом и облачением во вретище, что непременно сопровождало траур. Их ритуалы (вретище и пост) и нравственные реформы показывают, что они восприняли весть

Ионы серьезно, но не свидетельствуют об обращении. В политеизме Ассирии, вероятно, не было понятия монотеизма, завета или закона. Жители Ниневии не избавились от своих идолов и не проявили стремления заменить своих богов Богом Израиля. Признание силы божества совсем не то же самое, что принятие его в качестве своего и единственного Бога.

3:6. Встал с престола своего. В Ассирии был обычай замещать царя, которому, согласно предсказаниям или знамениям, угрожала опасность, другим человеком. Этот человек должен был воссесть на троне и облачиться в царские одежды. Между тем, сам царь совершал акты очищения. Часто после определенного времени такого заместителя царя убивали. Считалось, что это должно уберечь от опасности самого царя. В данном тексте нет упоминания о такой замене, но действия царя подразумевают, что такая процедура могла иметь место.

3:8. Скот, покрытый вретищем. Возложение вретища (грубой ткани из козьей шерсти) на

скот показывает, насколько далеко ниневитяне были от понимания Бога Израиля. Даже животные могли оскорблять божество, поэтому они исполняли тем самым ритуал умиротворения Бога.

4:1-11

Наглядные уроки

4:1—4. Негодование Ионы. Иона рассердился, что Бог так легко поддался языческой тактике умиротворения. Он раздосадован и не может взять в толк такую явную богословскую несуразицу, когда Яхве с готовностью проявляет Свое сострадание, поскольку это подразумевает, что Бога Яхве можно подкупить. Ведь ниневитяне ставили Его в один ряд со своими богами. 4:5—9. Растение и червь. Растение, под сенью которого находился Иона, по-видимому, относилось к семейству тыквенных. Как и в случае с китом (или большой рыбой), здесь применяется лишь общий термин, не позволяющий точно определить растение. «Червь» же, который подтачивает это растение из семейства тыквенных, скорее всего, насекомое (наподобие тли). 4:8. Знойный восточный ветер. Вероятно, речь не идет о hamsin (или сирокко), поскольку в таком случае солнце не сыграло бы предназначенной ему роли. Восточный ветер, который дул из пустыни, был проблемой для Палестины, но для ниневитян этот ветер часто приносил дождь. Здесь это особый тип восточного ветра, но данный термин встречается только в этом тексте, а потому его значение точно неизвестно.

4:11. Население Ниневии. Специалисты по Ассирии оценивают население Ниневии (город и прилегающие селения), когда она была столицей, примерно в 300 тыс. человек, поэтому приведенная цифра в 120 тыс. на более ранний период времени вполне допустима.

 




Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.