Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

5. СОТВОРЕНИЕ

 

5.0. Сколько лет Земле?

Мы уже привыкли к большим цифрам. Сегодня люди воспринимают как должное, что Земле уже много миллионов лет. Это представляют как факт: для определения возраста земли были использованы научные методы. Можно ли игнорировать их?

 

Однако немало христиан (и иудеев) продолжают отстаивать мнение, что Земле приблизительно шесть тысяч лет. Их расчеты основываются на фактах из Библии. Используя родословие, летописи и календари, они подсчитали, что общий возраст Земли составляет около шести тысяч лет (согласно иудейскому календарю сейчас приблизительно 5700 год). Однако подход, при котором Библия используется для точных подсчетов, достаточно сомнителен. Божье Слово предназначено не для этого (см. раздел 2.7.). Вы никогда не сможете настаивать на точности такого подсчета, потому что в родословном списке постоянно пропускаются целые поколения. Поэтому вполне вероятно, что земле уже больше чем 6 000 лет – возможно, намного больше. Интересный факт: по оценкам ученых возраст рисунков на стенах пещер составляет от 10 000 до 30 000 лет. И все же это далеко не миллион.

 

5.1. Верование против верования

Безусловно, подсчеты, согласно которым возраст Земли составляет миллионы лет, также имеют под собой основание. Такая цифра получилась в результате следующих методов расчета:

§         одна достаточно известная теория (астрофизического происхождения) – это теория «большого взрыва». Эта теория говорит о происхождении материи из энергии, расширении вселенной и возрасте земли. Взрыв произошел в одной определенной точке; после взрыва материя распространилась во все стороны с определенной скоростью;

§         другая теория (геологического происхождения) основывается на выводах из исследований земных пластов и сдвигов континентов. Было обнаружено, что в каждом слое земли есть ископаемые (остатки сгнивших растений и животной материи), возраст которых, как показывают измерения радиоактивных веществ, должен быть намного больше, чем тысячи лет;

§         и последняя, но не менее важная, – теория эволюции (биологического происхождения). Здесь идет речь о происхождении видов. У существующих видов есть определенное развитие. Сегодня изменения видов можно сравнить с изменениями, произошедшими тысячи лет назад, т. е. с процессом приспособления к окружающей среде. Теория эволюции Дарвина (1859 г.) предполагает, что растения, животные и люди произошли в результате длительного процесса мутации (изменений) и естественного отбора. Высшие формы жизни развились от низших либо в результате большого взрыва, либо же в результате случайного процесса подъема и падения, в котором всегда выживает сильнейший.

 

Отправная точка научных исследований – наблюдения, на основании которых ученые пытаются прийти к логическим выводам. Безусловно, это может послужить определенной цели, быть значимым и ценным в определенных (научных) рамках. Но во всех этих теориях нет сотворившей все личности Творца как точки отсчета. Ученые полагают, что этот мир – включая всех и все – появился в результате случайного процесса. Большие цифры (относительно возраста Земли) основаны на фантастической теории: жизнь образовалась «случайно», благодаря совпадению факторов. Я называю это верованием, потому что его невозможно доказать.

 

Абсолютно противоположна вера в Бога Творца. В 1-й главе Книги Бытие Он представляет Себя как Бог, Который стоит у самого начала. «В начале сотворил Бог небо и землю». «Небо» и «земля» – эти два слова утверждают, что Он сотворил всю вселенную! Безусловно, Он не начал с земли, которая уже существовала, но при этом была безвидна и пуста. Он начал с сотворения этой первоначальной материи. После этого Он действительно начал отделять составляющие и сделал порядок из хаоса, чтобы земля могла стать обитаемой. Абсолютно непонятно, как можно думать, что существовала какая-то «первоначальная клетка», которая появилась спонтанно. Ведь такая клетка содержит жизнь, и у нее очень сложная структура. Жизнь появилась не из хаоса и не по воле случая, но произошла от Самого Бога, Который есть Источник жизни.

 

5.2. Верить на основании Его Слова

Никто не может доказать этого, никого там не было. Мы не можем себе даже представить, как Бог это сделал. Это вопрос веры – веры в то, что 1-я глава Книги Бытие описывает действительно историческое событие (Быт. 2:3). Эта история была рассказана не для того, чтобы ответить на вопросы ученых – геологические, географические, космологические и т. д. Научные знания полезны, у них есть своя собственная ценность. Но нельзя приспосабливать библейские факты под научные исследования.

 

Приведем один пример. Откуда мог появиться свет, если небесные светила были созданы только в четвертый день? Если источником света было не солнце, что тогда давало (формировало) свет в течение первых трех дней? Рассказчик совсем не задумывался о том, возможен ли свет, если нет его источника. В контексте повествования все это имеет смысл. Сначала вы читаете о том, как Бог сотворил свет; если вы хотите что-то сделать, то вам нужен свет. Когда свет отделен от тьмы, то происходит смена дня и ночи. Ввиду того что еще ничего не сказано о небесном своде, ничего не может быть сказано и о сотворении света на небесном куполе.

 

Автор Книги Бытие не ставил себе целью предоставить научно подтвержденное описание сотворения – даже если бы это было возможно в рамках столь небольшой книги (ср.: Иоан. 21:25), – но скорее показать людям (убедить их), что Бог – это Творец. Суть в том, верим ли мы в то, что история, изложенная в начале Книги Бытие, – истинная история Божьего труда по сотворению мира. Эта история рассказана не научным языком XXI столетия, но так, чтобы она была понятна израильскому народу, жившему во времена автора. Здесь используется язык наблюдения. Первая глава Книги Бытие была написана для обычных людей, чьи ноги твердо стояли на земле и кто невооруженным глазом видел то же, что и мы видим сегодня.

 

5.3. Отсутствие мировоззрения

Нам часто рассказывают, что у древних израильтян было определенное представление мира. Вот каким было их мировоззрение: плоская, как круглый диск, земля, которая покоится на столбах, стоящих в воде, которая находится под землей; земля покрыта огромным куполом, который также покоится на столбах; этот купол пропускает воду, чтобы дождь и другие осадки могли просачиваться со свода небесного хранилища. Под землей и под водой находится преисподняя. Божий дворец расположен над куполом и над водами небесного хранилища.

 

Действительно, эти образы мы можем найти в Библии, но они никогда не использовались для того, чтобы представить такое мировоззрение, которое современная наука полностью отвергает. Авторы Библии использовали иллюстративный язык, который отражал их наблюдения и взгляды. Вы ведь не будете оценивать поэзию с научной точки зрения? Так же и сегодня вы не будете исправлять человека, который говорит, что солнце встает и садится!

Библия не представляет мировоззрение, но только философию мира, в рамках которой мы получаем ответ на вопрос о том, Кому мир обязан своим существованием. Мы можем увидеть Самого Бога в величии вселенной, небесного купола, незыблемой поверхности неба, куда мы смотрим. Сотворив все это, Бог доказывает, что Он контролирует потоки вод с небес, можно сказать, показывает небесным светилам их место и обеспечивает существование твердой (прочной) конструкции.

 

5.4. Представьте себе…

В теории эволюции много предположений, но они никогда не были научно доказаны. Отсутствуют многие доказательства: например, недостает звена в переходе от человекообразной обезьяны (примата) к человеку. И есть много других фактов, которые могут ослабить эту гипотезу «доказанной» теории эволюции.

 

Если вы верите в эволюцию, то вы предполагаете, что за определенный отрезок времени весь мир флоры и фауны развился из одной оригинальной первобытной клетки. Однако это далеко не так. Недостает переходных звеньев между видами животных. Такие виды, как рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие, и тысячи других видов вдруг появляются на земле (в слоях почвы) без каких-либо признаков перехода от одного вида к другому. Даже если животные появились в процессе эволюции, то как вы можете объяснить тот факт, что в одно и то же время появились и самцы, и самки? И как это возможно, чтобы растения, которые абсолютно необходимы для выживания животных, начали развиваться именно в нужное время? Откуда появилось точно необходимое количество солнечного света для роста растений?

 

Здесь мы хотим показать, что эволюция требует столько же веры, как и тот факт, что Бог есть Творец. Представьте, что у ученого была бы возможность изучить деревья на третий день творения (даже если этот день длиннее, чем 24 часа). Как бы он оценил возраст деревьев, изучая количество колец на стволе? Как бы он оценил возраст только что сотворенных гор? Сколько бы лет было человеку, когда он предстал бы перед вами уже взрослым, хотя и был бы только что сотворенным на шестой день? Бог создал возраст. Он полностью сотворил землю, со всем тем, что есть на ней. Безусловно, все развивается. Но это не эволюция. Эволюция – когда рыба становится слоном; развитие – когда волк становится собакой. Такое развитие входит в процесс Божьего творения. Бог Сам в процессе творения управляет ходом такого развития. Однако эволюционист не может и не будет рассматривать непосредственное Божественное вмешательство. И это является фундаментальным отличием веры в эволюцию от веры в Божье сотворение мира.

 

5.5. Сотворение

Сотворить может только Бог, поэтому глагол «сотворить» используется только для описания действий Бога. Сотворение предполагает, что что-то возникло из ничего. Это определяет вечное различие между Творцом и человеком как Его творением. Человек делает что-то из того, что есть у него в руках. Бог творит из того, что есть в Его руке. Мы не должны рассматривать Божий труд сотворения как волшебство (магию), как будто магия положила начало существованию мира. Для этого Богу потребовалось все утро и день дня сотворения. Это были рабочие дни Бога, Его работа, которая была полностью завершена к седьмому дню. Это была уникальная неделя в истории бытия. Другие отрывки Библии также говорят о работе Божьих рук. «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов…» (Пс. 8:4). Все исходит из Его рук (Пс. 18:1). Используются и метафоры: «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса?..» (Ис. 40:12 и дальше), «(Ты) простираешь небеса, как шатер» (Пс. 103:2), и пядью Своей измерил небеса (расстояние между большим пальцем и мизинцем руки).

 

5.6. Посредством Слова (Словом)

Бог сотворил все Словом. Он призвал все из ничего (Пс. 32:6). «И сказал Бог…» – постоянно повторяется в 1-й главе Книги Бытие. Он начинает со Слова. Его Слово творит. Слово также выражает то, что Бог хотел сотворить. Слово дает название каждому творению согласно его природе (Быт. 1:11–12) и особенным качествам. Все животные и растения были сотворены согласно их природе. Все, что должно было быть призванным к жизни, также родилось от этого Слова (Евр. 1:3). Подумайте о «перемирии» между морем и сушей (Иов 38:11). Если бы Бог должен был отозвать Свое Слово (2-е Пет. 3:5–7), то земля снова была бы окружена и затоплена водой сверху (Быт. 1:6) и снизу (Быт. 6:17).

 

5.7. Божественное сотрудничество

Всегда читайте 1-ю главу Книги Бытие в свете 1-й главы Евангелия от Иоанна. Сходство между ними не случайно. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Здесь Слово – это Божий Сын, Который еще не стал человеком. Из Книги Бытие, 1:2, мы видим, что в творении принимал участие и Святой Дух. Земля была безвидна и пуста, бесплодна и незаселенна. Нет света – тьма над бездною, покрывающая землю. Такое унылое, тоскливое состояние мира – еще не конец. Божье дыхание, Божий Дух вот-вот начнет «заниматься» этим миром. И вот уже появляется надежда. В Книге Исход, 31:3, Божий Дух связывается с творчеством (искусством), и дыхание Бога в Псалме 103:30 – это Божье созидательное присутствие: «Пошлешь дух Твой – созидаются». Дух – это дыхание жизни, которое дает и поддерживает жизнь творения, это Дух, Который гарантирует жизнеспособность. Но также это и тот Дух, Который проникает во все глубины, широты и места небесного свода (Пс. 138:7 и далее).

 

Найдите время еще раз прочитать отрывок из Книги пророка Исаии, 40:12–26, и главы 38–41 Книги пророка Иова, чтобы еще раз увидеть величие Творца по сравнению с творением. Разве вас не впечатляет Его мудрость, несравнимая с нашими ограниченными знаниями (Притчи, гл. 8)?

 

5.8. Где начало, или Кто положил начало?

В конце концов мы задаемся вопросом: где начало, или Кто положил начало? Вы можете начать свои рассуждения с настоящего момента существования мира и размышлять о первичной материи, о хаосе, из которого начала развиваться жизнь. Вы можете начать с того, что вы видите: приматы похожи на людей, поэтому приматы (человекоподобные обезьяны), должно быть, являются примитивной формой человека. Для того чтобы прийти к такому выводу, вам придется предположить, что произошло значительное развитие вида, которое не может быть научно доказано (поскольку отсутствуют многие звенья этой цепи). Или же, в качестве альтернативного подхода, вы можете начать анализировать мир не «снизу», не с того, что вы видите, но «сверху», с того, что открыто вам, – с Творца. Это то начало, которое положил Бог, Он называет Себя Началом и Концом. В начале Бог сотворил… начало без конца.

 

Каждый день в Его Слове

1.  Быт. 1:1–25 (сотворенное начало)

2.    Иоан. 1:1–10 (произнесенное начало)

3.  Пс. 18:2–8 (язык без слов)

4.  Иов 38:1–14 (ангелы радуются в начале)

5.  Пр. 8:22–31 (мудрость может быть свидетелем)

6.  Ис. 40:12–18 (кто подобен Творцу?)

7.    Иер. 10:10–16 (единственно истинный Бог)

 

Вопросы

1.  Постарайтесь дать своими словами определение понятиям «творение» и «эволюция».

2.  Возможно ли сочетание творения и эволюции, или же они взаимно исключают друг друга?

3.    Можно ли совместить повествование из 1-й главы Книги Бытие с теорией о том, что земле уже миллионы лет?

4.    Можете ли вы назвать приверженность теории эволюции верой (убеждением)? Назовите несколько слабых мест этой теории.

5.    Дает ли вам история сотворения, записанная в 1-й главе Книги Бытие, достаточное основание для того, чтобы верить в Творца?

6.  Важно ли знать, сколько длились дни сотворения?

7.    Что значит «творение Словом» (ср.: Быт., гл. 1; Иоан. 1:1–14; Евр. 1:3; 2-е Пет. 3:5–7)?

8.    Что значит, что Господь сотворил завершенное/законченное творение (творение Господа завершено)? Как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах?

9.    Как вы думаете, сможет ли человек в будущем создать что-то из «ничего», другими словами, произвести жизнь из мертвого материала?

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.