Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

22. ХЛЕБ И ЧАША

 

22.0. Особенное переживание

Те из вас, кто знает, что такое минута молчания (например, в День Победы), могут признаться, что в этот момент испытывают смешанные чувства. Вы останавливаетесь, на минуту откладываете все свои дела, чтобы подумать о всех тех людях, которые отдали свою жизнь ради свободы, но в то же время вы ощущаете радость, потому что получили эту свободу. Многие люди отдали свою жизнь ради нашей свободы, потому мы и празднуем этот день.

Эти два чувства – смиренное размышление и радость – также присутствуют и в праздновании Вечери Господней. Вечеря Господня – это не пир, но и не только лишь грусть. Церковь хлебом и вином вспоминает о смерти и воскресении Христа. Мы делаем это с благоговением, изумленные и пораженные, ведь Он отдал Себя на смерть, и одновременно переполненные радостью, ибо Он отдал Себя из любви к нам. И Его любовь продолжает жить, потому что живет Он!

 

Если вы поймете это, то та особенная атмосфера, которая царит в церкви во время празднования Вечери Господней, не будет казаться вам похоронной! Ведь воспоминание вызывает смешанные чувства. Приведем слова из формы празднования Вечери Господней: «Мы лелеем благословенное воспоминание о горькой смерти Твоего драгоценного Сына Иисуса Христа».

 

22.1. Установление

Важно понимать, что Вечеря Господня, как и крещение, была установлена Христом. В противном случае она не имела бы силы (ср.: раздел 21.1.)! Установление Христом Вечери Господней произошло в особенный момент – во время празднования Пасхи, освобождения народа от египетского рабства. Как было тогда принято, Иисус прервал прием пищи, как это делали все отцы семейства. Существовала традиция во время преломления хлеба произносить слова: «Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в Египте». Это были горькие воспоминания о прошлом. Но Христос самостоятельно изменяет слова на «это Мое тело»! Безусловно, эти слова должны были удивить слушателей. И затем, во время передачи чаши, Иисус добавил слова установления: «Это кровь Моего завета». Кровь Иисуса освобождает от всего и всякого греха. Теперь «тост» освобождения обретает большую глубину. И, таким образом, прежняя Пасхальная литургия приобретает новое значение. Удивительно, что Господь совсем не упоминает о пасхальном ягненке. Ведь Он Сам – Пасхальный Агнец, Который будет заклан за Свой народ.

 

22.2. Самопожертвование

Что именно происходит во время Вечери за столом Господним? Этот вопрос поднимался уже много раз: особенно интересна тема сущностного присутствия Христа. Что значат слова «это есть Мое тело», «это есть Моя кровь»? Буквально ли хлеб превращается в тело Христа (учение римско-католической церкви о пресуществлении), или тело присутствует, хотя скрыто за знаками? Или же это не больше чем знак, указывающий на тело?

 

Прежде всего, подумайте о том, на что указывает Господь Иисус словами «это есть». Все, кто принимал участие в Пасхальной трапезе, понимали, что «хлеб страданий», о котором по традиции говорил отец семейства, не был тем самым хлебом из Египта. И в то же время это не только лишь знак, но и переживание. Воспоминание – это не просто взгляд назад, но реальное переживание, это больше чем ритуал.

 

Суть не в самих хлебе и вине. Вечеря Господня еще раз объясняет вам, кто есть Тот, Который отдает Себя за вас, – Сам Христос, и с Ним все, что Он приобрел (Бельгийское исповедание, артикул 35). Вы можете увидеть это в словах Иисуса: Он связывает Себя с хлебом и вином. Когда Он говорит о Своем теле и о Своей крови, то не имеет в виду некое вещество (субстанцию), но Себя. Кровь и тело – Сам Христос принесен в жертву на кресте. Он как бы говорит: «Это то, кем Я являюсь для вас». Он принес Себя в жертву, и это показывает Его сущность.

 

22.3. Значительный и проникновенный

Христос называл Себя живым хлебом. Хлеб символизирует Его, принесшего Себя в жертву. Он полностью отдал Себя, сделавшись нашим живым хлебом. Его смерть – это наш хлеб жизни. И Он говорит: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:57). Естественно, здесь не идет речь о том, что, когда вы едите этот кусочек хлеба, вы таким образом кусаете Его тело. Тело Христа дает жизнь (Иоан. 6:48, 51), безусловно, не потому, что божественная жизнь сама по себе течет через нас, но потому, что в этом теле завершен труд искупления (Б. Кампхайз)! Иисус хотел сказать как можно проникновеннее, что мы должны полностью и искренне принять Его жертву.

 

Близко к этому и значение чаши. Чаша указывает на кровь Христа, иллюстрирует Его жертву. За вашу свободу Он заплатил Своей драгоценной кровью. Поэтому чаша является провозглашением освобождения. Чаша – это знак абсолютной радости, которую дает нам наше избавление. Прежде чем передать чашу по кругу, за нее благодарят. Господь полностью отдает Себя вам. Когда вы принимаете чашу с верой, Христос становится лично вашим. Он остается на небесах по правую руку от Бога, но в то же время и вручает Себя нам – в чаше, которую передают по кругу.

 

Вкушение тела Христова и питие Его крови означают следующее: вы говорите о том, что полностью принимаете Его именно так, как Он хочет отдать Себя вам через Свою жертву. По сути мы вкушаем и пьем Христа на каждом богослужении в церкви. Мы вкушаем и пьем, принимая Его Слово (Иоан. 6:63). Но во время празднования Вечери Господней такая иллюстрация становится особенно четкой. Все наши мысли должны быть пропитаны Христом.

 

22.4. Общение

Общение – неотъемлемая часть празднования Вечери Господней. Вы сидите за одним столом с Иисусом Христом, где Он – Хозяин. Совместная трапеза формирует отношения. Общение означает достаточно близкие отношения. И Христос в общении использует язык любви. Это и неудивительно, потому что Он говорит о Своей жертве. Но Христос не только отдает Себя нам, Он также просит, чтобы и мы отдали себя Ему. Когда мы находимся за столом Господним, то принимаем Его, Он становится един с нами, а мы – едины с Ним. Вы можете сказать, что это даже больше, чем верить во Христа. Это – переживание того, что вы связаны с Ним (единство веры), ведь вы можете видеть, понимать и чувствовать, насколько сильно Он любит вас! Он хочет, чтобы таким образом мы еще раз встретились с Ним. И верующий отвечает «да» на призыв Христа быть в общении с Ним.

 

Может быть, эти слова покажутся вам слишком личными. Но Бог использует именно такие слова, чтобы описать отношения с Ним. Поэтому неудивительно, что брачный союз и союз со Христом поставлены в один ряд (Еф. 5:32). Здесь мы видим ссылку на знакомые слова – «плоть от плоти моей, кость от костей моих». Вера в Него затрагивает все ваше существование. Это всеобъемлющий личный союз (Быт. 2:23–24). «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1-е Кор. 6:17).

 

Крещение указывает на заключение завета, вхождение в него. Крещение характеризует начало. Вечеря Господня же предназначена для общения в завете. Это переживание очень близких отношений со Христом. И не только с Ним! Это переживание также связано и с единством между Отцом и Сыном. Вы можете принимать участие в узах Божьей любви между Отцом, Сыном и Духом, существующей от начала вечности. Через Господа Иисуса вы приходите к Отцу, отдавшему ради вас Своего Сына. Вечеря Господня, прежде всего, не является решением верующего – не мы инициируем такое единство, но по благодати мы призваны войти в него. Вы восстанавливаете свое положение перед Богом Отцом. Вы можете вернуться в Его присутствие, и Он полностью принимает вас. Вы живете только тогда, когда связаны со Христом! Так, как это было в Эдемском саду. Это напоминает о дереве жизни, которое было в Эдемском саду, а также называлось таинством Эдемского сада (Ж. Кальвин). Через смерть Христа на Голгофе вы можете как бы снова прикоснуться к этому дереву жизни (см. раздел 6.4.).

 

22.5. Дух связывает

Без Святого Духа у вас не было бы ничего, кроме кусочка хлеба и глотка вина. И это не принесло бы вам никакой пользы. Но Дух Святой удостоверяет, что, когда вы вкушаете хлеб и вино устами веры, вы связаны узами со Христом.

 

Именно Святой Дух формирует такие узы. Христос не «стягивается» ради нас с небес, но через Дух мы приходим ко Христу. Дух создает единство. Сначала Он ведет вас ко кресту. Это произошло 2000 лет назад, раз и навсегда! Эта жертва не требует повторения (даже в виде бескровной жертвы римско-католической мессы). И только на основании искупления возможно сегодня пребывать в узах со Христом. Посредством греха мы разорвали эти узы, но Он восстанавливает их. Вера направляет взор к жертве на кресте, но также стремится к общению с Господом на небесах посредством Духа (Кол. 3:1). И Святой Дух обеспечивает такие отношения. Он удостоверяет, что ваше воспоминание (о жертве Христа) является реальным. Поэтому воспоминание о смерти Христа – это не просто мысленное возвращение к прошлому событию, это празднование уз, в которых мы состоим с живым Христом на небесах, Который был мертв! И действительно во время празднования что-то происходит. Дух использует вкушение хлеба и питие вина для того, чтобы объединить нас со Христом. Посредством трапезы Дух устанавливает единство. Благодаря действию Святого Духа мы становимся причастниками Христа на небесах, и это так же реально, как принятияе хлеба и вина. Это невозможно объяснить. Это остается таинством веры.

 

Небеса над столом Вечери Господней открыты. Господь Иисус принимает своих гостей. Он – Хозяин, Он выходит к тем, кого Он искупил. «И жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Мы отделены пространством, но все равно едины. Дух преодолевает любые расстояния.

 

22.6. Влияние Вечери Господней

Влияние Вечери не определяется ее умеренностью (маленький кусочек хлеба и глоток вина). Могут ли такие простые компоненты оказывать столь сильное влияние на вашу душу? Невозможно постичь, как это происходит. И то, как действует Дух, также сокрыто от нас. Христос показывает, что эта Вечеря насыщает нашу духовную жизнь. Стоит сказать, что нам тяжело постичь даже то, как обычный хлеб поддерживает нашу жизнь. Вы верите, что он питает вас, и на основании этой веры вы принимаете пищу, будучи уверены, что она будет поддерживать в вас жизнь. Так же вы не можете понять, как Вечеря Господня может поддерживать вашу духовную жизнь. Но вы верите во Христа по Его слову. И такое доверие это ваша рука и уста, с помощью которых вы становитесь причастниками Вечери Господней. Может ли неверующий человек сделать Вечерю Господню бессмысленной? Нет сомнения, что и в таинстве, преподаваемом неверующему, есть Христос. Но неверующий отвергает истину, суть таинства – общение со Христом, и таким образом не получает обещания прощения грехов и настоящего общения со Христом.

 

 

22.7. Совместные узы

Совместное принятие пищи объединяет людей. И Господь хочет объединить верных Ему людей друг с другом. Здесь вновь используется слово «общение/общность». Узы веры – крепкие узы. Духом мы связаны друг с другом. Павел говорит: «И мы многие одно тело» (1-е Кор. 10:17). Один хлеб, и все мы являемся причастниками этого хлеба. Узы со Христом формируют узы между братьями. Господь связывает людей воедино.

 

Не всегда празднование Вечери Господней проходило благочестиво. В 11-й главе Первого послания к коринфянам (1-е Кор. 11:17–34) мы читаем, что таким празднованием злоупотребляли. Вечерю Господню праздновали после принятия пищи, после «вечери любви». По традиции богатые приносили еду для бедных, чтобы те могли вдоволь поесть. Но происходило наоборот: богатые объедались так, что бедным оставалось только смотреть на них. Многие из них упивались. Слова Павла «приносит осуждение себе тот, кто не размышляет о Теле», касаются общины, тела Христова! Невозможно желать единства со Христом и одновременно игнорировать и оставлять без внимания других людей в общине. Это немыслимо! Ничего не зависит от того, какими достоинствами вы обладаете, приступая к столу. Будь так, никто не был бы принят. Вечеря Господня особенно предназначена для тех, кто осознает себя недостойным стоять перед Богом и признает это. Единственное достоинство, с которым я могу подойти к столу, – это мое недостоинство (Ж. Кальвин). Разве хлеб и вино – это не знаки и гарантия Его желания простить нас?

 

22.8. Связь с будущим

Общение за Господним столом направляет наш взгляд в будущее. Празднуя последнюю Пасху, Христос сказал: «Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Луки 22:16). «Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Луки 22:18). «И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, чтобы вы ели и пили за трапезою Моею в Царстве Моем» (Луки 22:19–20). Господня Вечеря приоткрывает будущее, она же является и подготовкой. Это «перекус» в пути. Предназначение его – вызвать у вас желание принять участие в праздновании, в брачном пире Агнца. Поэтому мы можем говорить о предвкушении вечной радости, которая ждет нас. Вы испытываете радость, если действительно верите во Христа. Он уверяет вас в замечательном будущем, которое придет благодаря Его жертве, источнику любви! В хлебе Он – хлеб жизни, в вине Он – источник радости. «Встаньте и поднимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше» (Луки 21:28), – сказал Христос, прежде чем установил Вечерю Господню. Найдите время прочитать отрывок из Книги пророка Исаии, 25:6–12, чтобы увидеть картину общего пира всех народов, когда жизнь превратится в один большой праздник. Слово «евхаристия» буквально значит «благодарение», «благодарю тебя». Вечеря – выражение вашей благодарности, благодарение Бога за Его благодать во Христе. «Послушай, как преклоняющиеся с песнопениями окружили престол! И собралось их десять тысяч тысячей...» (Псалом 23, Книга хвалы).

 

22.9. Отступление: участие детей в Вечере Господней

1. За. Дети принимали участие в Пасхальной вечере. Взамен Пасхальной вечере пришла Вечеря Господня. Почему детям не разрешают принимать участие в заветной трапезе Нового Завета? Вечеря Господня это семейная трапеза, и ее празднуют всей семьей, так же как и Пасху.

 

Против. Действительно, Вечеря Господня была установлена во время Пасхи. Но это не причина для того, чтобы утверждать, что Вечеря Господня это именно продолжение Пасхальной трапезы. Господь установил связь между Пасхой и преломлением хлеба с передачей чаши. Но эти два действия имели место не только во время Пасхальной трапезы, также они были характерны и для других праздничных трапез иудеев. Вечеря Господня действительно напоминает Пасхальную трапезу – так же как освобождение от рабства греха напоминает нам об освобождении из египетского рабства. Но Господь Иисус установил что-то совершенно новое. И это особенно видно из того, что Он не связал Вечерю Господню с тем моментом, когда ели пасхального агнца. В тот вечер Он не указал на Себя и не сказал: «Я Пасхальный Агнец». Более того, Вечеря Господня это не семейная трапеза, какой была Пасхальная. Господь Иисус праздновал ее вместе с апостолами. Вечеря Господня празднуется не в семье, а в общине верующих.

 

2. За. Посредством крещения дети становятся членами церкви и принадлежат Божьему завету. Вечеря Господня празднование этого завета. Таким образом, на основании крещения у детей есть право принимать участие в вечере церкви. Почему разрешается крещение младенцев, но не разрешается участие детей в трапезе за Господним столом? Разве дети не принадлежат к церкви? «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне», – говорит Хозяин.

 

Против. Неправомерно использовать аргументы крещения младенцев как основание для того, чтобы разрешить детям приступать к Господнему столу. Все согласны со следующим порядком: сначала крещение, затем Вечеря Господня. Вы не можете поменять местами крещение и Вечерю Господню. Крещение может быть преподано только один раз, тогда как Вечеря Господня должна проводиться регулярно. То, что недопустимо для крещения, заповедано для Вечери Господней.

 

Еще одно важное различие между крещением и Вечерей Господней: в крещении вы не принимаете активного участия. Но в Вечере Господней подразумевается, что вы сами должны быть активны. Господь Иисус говорит: «Примите, едите, пейте». И тот, кто ест и пьет, должен различать тело Господне. Здесь слово «различать» значит «тщательно оценивать, понимать важность». Тот, кто ест и пьет, провозглашает смерть Господню. Это вероисповедное утверждение. И, прежде всего, это присуще взрослым людям. Кроме того, в Новом Завете нет ни малейшего указания на то, что Вечеря Господня предназначена и для детей, тогда как идет речь о крещении детей: «Крестилась она и домашние ее» (Деян. 16:15)!

 

3. За. Дети верят так же, как и родители. Когда вы не позволяете им приступать к столу Господнему, этим вы отрицаете, что они могут верить. Разве Сам Господь Иисус не приводил в качестве примера веру детей? Более того, разве дети не открыты особенным образом для языка знаков таинства? Их вера нуждается в укреплении, так же как и наша. Будете ли вы требовать от молитвы ребенка того же, чего и от молитвы взрослого? И разве Бог не примет молитву ребенка?

 

Против. Для празднования Вечери Господней вы должны быть в состоянии испытывать себя, а это предполагает определенную зрелость. Вечеря Господня это вечеря общины верующих. Именно так Господь Иисус представляет ее ученикам, а апостол Павел общине. Конечно, это не значит, что дети не верят, – их вера даже может быть примером для взрослых. Взрослые должны стать такими, как дети, но дети не должны быть такими, как взрослые. Ребенок все еще должен возрастать в познании веры для того, чтобы осознанно принимать участие в праздновании. Вы не можете требовать от ребенка, чтобы он (или она) дал свое слово.

 

В принципе это истинно, что Вечеря Господня для крещеных христиан. Только для тех, в жизни которых крещение стало видимым словом Бога и рассматривается как видимый ответ самого человека (1-е Пет. 3:21). Крещение младенца ждет продолжения в его жизни, личного исповедания человеком своей веры. Кальвин называет это «вторичным применением таинства». Во время крещения дети все еще не могут исповедовать свою веру. Такое «вторичное применение» происходит позже, когда дети говорят «аминь» крещению. Тот, кто не может исповедовать веру, не может и испытывать себя. Когда родители пытаются положить хлеб и вино Вечери Господней в рот своих детей, тем самым они заставляют своих детей принимать участие в Вечере. Это неуважительно по отношению к личному решению, которое эти дети должны принять. Крещение младенцев основывается на Божьем обещании, которое Он дает детям. «Вечеря Господня для детей» не основывается на Божьем Слове, но есть преждевременным ожиданием ответа, которого Господь ждет от них позже (Х. де Йонг). В таком случае мы заставляем детей принять как должное то, что они лично должны были бы исповедать позже, в будущем.

 

4. Как все это происходило во время Реформации? Люди были убеждены в том, что крещеные дети должны были исповедовать веру в раннем возрасте. Вера и крещение неразрывно связаны друг с другом, это же истинно и относительно крещения и Вечери Господней. Без необходимости не стоит откладывать участие в Вечере Господней. На практике это значило, что 12–15-летние дети допускались к столу Господнему. Их участию предшествовал курс катехизиса по основным вопросам веры. Необходимо было иметь знания о Боге, Троице, знать Десять заповедей и молитву «Отче наш». В те дни публичное провозглашение веры было известно как конфирмация: произнесение «да» и «аминь» Божьим обещаниям, их подтверждение. Но после этого занятия по катехизису не прекращались! Потому что оставалось еще очень много тем для изучения! Занятия по катехизису продолжались до тех пор, пока люди не вступали в брак.

 

В XVI веке подростки 12–15 лет были более ответственными, становились зрелыми раньше, чем современные подростки. Они рано вступали в брак. Сегодня многие молодые люди публично исповедуют свою веру после того, как им исполнится 18 лет. Это приводит к увеличивающемуся временному разрыву между крещением и участием в Вечере Господней, тогда как вера подростков нуждается в постоянном ободрении и укреплении. Сегодня мы слышим голоса в поддержку того, чтобы молодым людям разрешили принимать участие в Вечере сразу после того, как они приняли решение верить в Господа (в раннем возрасте включительно) после нескольких лет наставлений. Молодые люди постепенно «врастают в это» и могут начать праздновать Вечерю Господню раньше. Они могут продолжать развиваться и возрастать в познании на занятиях по катехизису и полагаться на пасторское водительство в жизненных вопросах. Подобные идеи все еще вызывают множество вопросов. Как, например, после четырех лет наставлений можно проверить твердость решения исповедовать веру? В какой момент 16-летний молодой человек готов праздновать Вечерю Господню? Как применять дисциплину (недопущение к Святой Вечере), когда это касается молодых людей, которым еще надо многому учиться? Необходимо взвесить все «за» и «против».

 

Каждый день в Его Слове

  1. Исх. 12:12–28 (установление Пасхи)
  2. Исх. 24:6–11 (трапеза и питие пред Божьим лицом)
  3. Луки 22:24–30 (спор за Господним столом)
  4. Деян. 2:41–47 (с хлебом и вином)
  5. 1-е Кор. 11:17–22 (злоупотребление Вечерей Господней)
  6. Откр. 3:14–22 (Он приходит к нам вечерять)
  7. Откр. 19:6–10 (брачный пир Агнца)

 

Вопросы:

  1. Почему Вечеря Господня является такой особенной? Как вы сами переживаете Вечерю Господню?
  2. Общение – неотъемлемая часть Вечери Господней. Это близкие отношения со Христом и друг с другом. Не преувеличивают ли значение таких близких отношений?
  3. Можете ли вы все еще недостойно участвовать в Вечере Господней, как это происходило в коринфской церкви? Как можно оскорбить Вечерю Господню?
  4. В форме для Святой Вечери перечисляются грехи. Видите ли вы здесь Десять заповедей? С какой целью составлен такой список?
  5. В некоторых церквях люди избегают участия в Вечере Господней. Даже для тех, кто уже исповедал свою веру, вполне обычно не принимать участия в Вечере. Есть ли какая-то ценность в таком отказе от участия? Как вы думаете, можно ли называть крайностью участие в Вечере Господней всех подряд?
  6. Как вы думаете, только члены вашей общины могут принимать участие в Вечере Господней или же могут участвовать и гости из других церквей?
  7. Обсудите различные способы празднования Вечери Господней: сидеть за столом, передавать хлеб и чашу по рядам и т. д.
  8. Взвесьте аргументы за и против участия детей в Вечере. Также рассмотрите этот вопрос с точки зрения тех детей, которые хотели бы участвовать, но не могут и потому чувствуют себя исключенными. Что вы можете сказать этим детям?
  9. Замечаете ли вы иногда во время празднования Вечери Господней некую связь с будущим?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.