22.06.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Величие Бога в проповеди

ГЛАВА 3. Дар проповеди сила Духа Святого

Величие Бога требует, чтобы нашей неизменной целью в проповеди стало стремление превозносить имя Бога и являть Его народу Божье величие. Оно так­же требует, чтобы крест Христа стал силой наших про­поведей и смирением нашей гордости. Однако сами, без Его помощи, мы не сможем действовать. Сила, с помощью которой мы достигаем этой цели, есть сила суверенной власти Духа Святого.

Все в нашей проповеди зависит от действия силы Духа Святого! Любая проповедь, если она исходит из искреннего сердца проповедника, возможна только при осознании своей безнадежной слабости. Пробуж­даясь воскресным утром ото сна, вы вдруг начинаете ощущать запах серы, исходящий из ада, и освежаю­щий ветер, дующий с небес. Вы открываете конспект проповеди и понимаете, как жалко выглядит то, что написано. Вы падаете на колени и из глубины души взываете к Богу: «Господи, как я слаб! Прах я пред Тобой! Прости меня за дерзость, я помыслил, что че­рез три часа мои слова станут „запахом смертонос­ным на смерть" и „запахом живительным на жизнь". Бог мой, кто достоин этого поприща?»

Филлипс Брукс, обращаясь к молодым проповед­никам, говорил: «Никогда не думайте о себе так, буд­то вы достойны служить проповедником. Бойтесь, если вы когда-либо поймали себя на этой мысли»1. Почему он так говорил? Потому, что Небесный Отец всегда сможет найти способ смирить вас пред Собой. Если вы считаете, что Бог уготовил вам служение про­поведника, то послушайте, что говорит нам апостол Павел:

...Мы не хотим оставить вас, братия, в неведе­нии о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеять­ся не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых... (2 Кор. 1:8,9).

И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился (2 Кор. 12:7).

Опасность думать о себе больше, чем должно, и полагаться на собственные силы настолько ужасна, что Бог будет смирять нас каждый раз, когда мы ста­нем надеяться на себя, надеяться на свои ораторские способности.

Павел проповедовал «в немощи и в страхе и в ве­ликом трепете» (1 Кор. 2:3), благоговея перед славой Господа, пребывая в сокрушении духа; он сораспялся Христу, избегая всякого красноречия и блеска мыс­ли. И что же? Его проповедь являлась «в духе и исти­не» (1 Кор. 2:4)!

Ни восхищающая убедительность фактов, ни яр­кость примеров, ни ясное доктринальное учение не смо­гут произрастить в сердцах верующих что-либо до­стойное, если в нашей проповеди не будет явления Духа и Его силы. Цель проповеди слава Божья, от­раженная в радостном служении Божьих созданий.

Но разве можно вознести Ему достойную славу через такое внешнее человеческое служение, как про­поведь? Первое послание Петра (4:10,11) содержит поразительный ответ на этот вопрос:

Служите друг другу, каждый тем даром, какой по­лучил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божий; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Хри­ста, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Петр говорит, что наши слова и дела должны быть основаны на силе Божьей. Результатом же их станет слава Божья. У Кого в руках власть, Тот и дает силу Тому и слава. Итак, чтобы достичь нашей цели, т. е. цели проповеди, нам необходимо проповедовать бо-годухновенное Слово в силе Духа Божьего.

Я бы хотел в оставшейся части этой главы раскрыть два аспекта проповеди: Писания как богодухновен-ного Слова и силы Божьей как результата помазания Духом. Мы не сможем воздать Ему должной славы, если не научимся полагаться на Слово Духа, силу Духа и пребывать в смирении и кротости.

Положитесь на Библию дар Слова Духа

Ах, как много нужно сказать об использовании Писания в проповеди! В этом смысле «полагаться на Святого Духа» означает искренне верить, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изре­кали его святые Божий человеки, будучи движимы Ду­хом Святым» (2 Пет. 1:21) и что всякое Слово Писа­ния «не от человеческой мудрости», а «от Духа Свя­того» (1 Кор. 2:13).

Служение проповедника процветает там, где Биб­лия почитается за богодухновенное и безошибочное Слово Бога. Проповедьумираеттам, где Писание почи­тается всего лишь за сборник ценных высказываний.

Однако нельзя утверждать, что успех проповеди можно обеспечить лишь простым признанием безо­шибочности Библии. Существует много других «спо­собов» снизить эффективность, силу и авторитет про­поведи. Как часто слова Писания вырываются из кон­текста. Как часто в церкви культивируется атмосфера двусмысленности. Как часто люди утверждают, что Писание было написано для людей того времени и не имеет сегодня к нам ни малейшего отношения.

Там, где процветает подобное отношение к учению, там Библия будет молчать, а проповедь станет всего лишь способом высказывания мнения верующих по тем или иным вопросам современности. Разве это имел в виду Павел, когда писал письмо Тимофею?

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (на­шим) Иисусом Христом, Который будет судить жи­вых и мертвых в явление Его и царствие Его: пропо­ведуй слово, настой во время и не во время, обли­чай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого уче­ния принимать не будут, но по своим прихотям бу­дут избирать себе учителей, которые льстили бы слу­ху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:1-4).

Слово! Вот центр всего! Всякая христианская про­поведь должна разъяснять библейский текст и учить слушателей применять его истины в жизни. Наш ав­торитет как проповедников, посланных Богом, утверж­дается на нашей верности Писанию, и наоборот. Мно­гие проповедники сегодня говорят, будто они в своих проповедях раскрывают смысл Писания, ограничи­ваясь при этом всего лишь простым упоминанием тек­стов. Они не показывают своей пастве, что все их утверждения и рассуждения исходят исключительно от Слова Божьего, из конкретных мест Писания. В ре­зультате некоторые служители практически не откры­вают Библию.

Одна из самых больших проблем проповедников, особенно молодых, состоит в том, что они не исполь­зуют текст Писания для подтверждения мысли, ска­занной в проповеди. Неужели их учили, что текст

Библии нужно прочитать только в самом начале про­поведи, а затем, отложив ее в сторону, продолжать де­литься своими мыслями на протяжении тридцати минут или более? В результате наши верующие будут на ощупь пробираться по Слову Божьему, всякий раз удивляясь неужели то, что они услышали, действи­тельно есть в Библии?

Нам нужно научить наших слушателей открывать Библию, следить пальцем по строчкам, которые мы зачитываем. Нам нужно цитировать стихи и объяс­нять их значение. Точно указывайте строчку, цитиру­емую вами. В противном случае слушатели не смогут уследить за ходом вашей мысли, будут листать стра­ницы Писания, в недоумении пытаясь понять, отку­да проистекает ваша мысль. Затем берите следующий стих и также объясните его значение. Если для под­тверждения мысли требуется зачитать другой стих, то читайте его! Не говорите просто: «Как сказал Иисус в Нагорной проповеди...» Всегда и везде каждая строка Писания должна быть истолкована с точки зрения ее практического применения. Если мы передаем Сло­во только в устной форме, то тем самым мы просто принижаем способности прихожан.

Подобное отношение не приносит славы Божьему Слову и Духу Святому. Я призываю вас полагаться в своей работе на силу Духа Святого, насышая пропо­веди Его Словом. Нам также следует полагаться на Духа Святого в таком деле, как толкование Писания. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал, что истолковывает духовные вещи духовным людям (т. е. тем, в которых живет Святой Дух), так как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2:13,14). Чтобы понять Писание, необходимо содействие Духа Святого. Благодаря Ему в процессе толкования стиха мы ничего не добавляем и не убав­ляем от него. Напротив, мы настойчиво, дисципли­нированно, смиренно принимаем истину, не повреж­дая ее. Как часто бывает, что мы бьемся над стихом, но в определенный момент Дух Святой раскрывает нам его во всей полноте.

Я призываю вас последовать примеру Джона Уэс-ли, тому, как он полагался на силу Духа: «Господи, пусть эта книга всегда будет передо мной! Чего бы это ни стоило, дай мне Твою книгу! Вот она! Здесь со­крыто все знание, нужное мне. Мне нужна только эта книга»2.

Я, конечно, не утверждаю, что чтение других книг или знание жизни не нужно. Однако очень опасно отрицать необходимость изучения Библии. Когда пас­тор заканчивает семинарию и приступает к служению в церкви, то в его жизни уже нет ни занятий, ни зада­ний, ни преподавателей. Есть только пастор, Библия и его книги. Подавляющее большинство проповедни­ков вряд ли принимают такое же решение, как Джо­натан Эдварде, когда ему было чуть больше двадцати: «Решено, буду изучать Писание со всей настойчиво­стью, постоянством, во всякое время, когда только выпадет возможность, постепенно постигая, возрас­тать в познании Писания»3.

Авторами самых сильных проповедей являются те проповедники, которые постоянно изучают Слово Божье. Их радость это закон Господа, над которым они размышляют день и ночь. Сперджен писал о Джо­не Беньяне: «В каждом сосуде его тела течет кровь Сло­ва Господа. Он источает саму суть Библии. Ни одна фраза, сказанная им, не обходится без цитаты из Пи­сания, ибо вся душа его преисполнена Его Словом»4. Такими же должны быть и наши души. Вот что озна­чает «полагаться на дар Слова Духа».

 

Полагайтесь на дар силы Духа Святого

Немаловажным элементом проповеди является испытание на себе силы Духа Святого. В Первом по­слании Петра (4:11) говорится, что если кто служит, то пусть служит по силе, которую дает Бог, чтобы во всем прославился Господь (не слуга!). Слава достает­ся Тому, Кто дает силу. Как же проповедовать в силе Духа? Или, другими словами, как служить (например, через проповедь), используя силу Духа? Апостол Па­вел писал:

...Я более всех их потрудился; не я впрочем, а бла­годать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10).

Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении языч­ников вере, словом и делом... (Рим. 15:18).

Что нам необходимо сделать, чтобы проповеди ста­ли явлением силы Бога, а не нашей собственной?

Я сам каждый раз, когда проповедую, ищу ответы на эти вопросы. Меня иногда не удовлетворяет каче­ство моих проповедей — впереди еще много работы. Я хотел бы увидеть всю полноту плода, который при­носят мои проповеди, но даже в своей собственной церкви я еще не вижу той силы возрождения и про­буждения, которую хотел бы видеть. Я борюсь с разо­чарованием, приносимым в церковь грехом, слабос­тью свидетельства погибающему миру о Христе. По­этому было бы слишком самонадеянным сказать, что я знаю, как надо проповедовать в силе Духа Святого. Именно поэтому я могу лишь поделиться тем, чему сам научился в своих поисках явления силы Духа Свя­того через проповедь.

Для себя я вывел пять принципов, которым стара­юсь следовать в процессе подготовки к проповеди. Мне они необходимы для того, чтобы будущая про­поведь была сказана не моей, а Божьей силой.

Представьте меня сидящим на стуле у кафедры моей Вифлеемской баптисткой церкви. Воскресное утро. Время — 10 часов 15 минут. Перестают звучать последние аккорды гимна, один из моих ассистентов выходит и зачитывает отрывок из Писания, по кото­рому будет проповедь. Пока он еще продолжает чи­тать, я склоняю голову пред Господом для того, чтобы перед этим святым моментом — проповедью — мыс­ленно повторить свои пять принципов.

1. Я смиряюсь перед Господом, признавая свою пол­ную беспомощность, и еще раз осознаю истинность Ин. 15:5:

Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Я признаю, что без Него мое сердце перестанет бить­ся, глаза перестанут видеть, память предаст меня. Без Него я не смогу сосредоточиться только на Нем. Без Него я начну сомневаться в Его существовании. Я не смогу дарить людям любовь, испытывать святой страх перед истиной, которую предстоит возвещать через проповедь. Без Него мои слова уйдут в пустоту и не будут услыша­ны, ибо кто, как не Он один, может воскресить разум слушателей? Что я могу без Тебя, Бог мой?

2. Поэтому я молю Его о помощи. Я взываю, чтобы

Он даровал мне понимание, силу, смирение, любовь,

память, свободный дух. Все это так нужно для пропо-

веди, дабы воздать Ему славу, подарить Божьему наро-

ду радость, возбудить единство избранных Божьих. Я

вспоминаю Его слова: «Призови Меня в день скорби;

Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15).

И я с радостью принимаю Его приглашение. Я, конечно же, молю Его не об избавлении. Я готовлюсь к каждой проповеди практически в постоянной мо­литве о помощи. Я поднимаюсь в воскресенье за три с половиной часа до начала церковной службы и про­вожу два часа в молитве. И все это время я ищу под­держки и помощи в Слове, чтобы Его обетования ста­ли опорой для следующего шага.

3. Я доверяюсь Ему. Доверяясь Ему, я не просто

надеюсь на Божью милость и благость, но и на Его

конкретные обещания, данные Им, которые я могу

применить в данный час. Я полагаю, что упование на такие слова Бога, обращенные ко мне, становится ме­чом, побеждающим нападки сатаны во время пропо­веди. Недавно меня укрепили слова Пс. 39:18:

Я же беден и нищ, но Іосподь печется о мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже мой! не замедли.

Я запоминаю стих ранним утром, повторяю его про себя в момент перед проповедью, верю ему и защи­щаюсь им от сатаны.

4.   Я проповедую с уверенностью, что ни одно Его слово не останется тщетным. Я могу засвидетельство­вать, что несмотря на то, что Господь медлит с явле­нием всех благословений (которые ятакхочу увидеть), Он не раз являл Свою славу мне и Своему народу в радостном смирении пред Ним. И поэтому я предпри­нимаю последний шаг...

5.   Я благодарю Господа. В конце проповеди я воз­даю Ему благодарность за то, что он укрепил меня на проповедь истины Его Слова, цены, заплаченной на кресте, на провозглашение в силе Духа (хоть в какой-то степени) во славу Его имени.


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.