22.06.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Величие Бога в проповеди

ЧАСТЬ І. Зачем превозносить Бога в проповеди?

ГЛАВА 1. Цель проповеди слава Бога

 

Сентябрь 1966 года. Тогда я был молодым студен­том и собирался поступать на медицинский факуль­тет. Позади осталось еще одно лето, за которое я ус­пел пройти курс химии, влюбиться до беспамятства в мою будущую супругу Ноуэл и переболеть монону-клеозом. Пожалуй, за всю мою жизнь я никогда еще так сильно не болел. В связи с этим я три недели про­вел в больнице. Эти три недели стали для меня вре­менем решений. Три недели, за которые я не прекра­щаю благодарить Бога.

Я хорошо помню то время. Новый учебный год начался с недели Духовного возрождения. В качестве докладчика был приглашен Гарольд Джон Окэнгей. Это был первый и последний раз, когда я слышал его проповедь. Лежа на больничной койке, находясь все­го в двухстах метрах от него, я слушал его лекции, пе­редаваемые по студенческой радиостанции. Слово Бо­жье, проповеданное пастором Окэнгей, навсегда из­менило мои планы относительно собственной жизни. Я до сих пор помню, как мое сердце букваль­но разрывалось от глубокого желания общаться с Писанием так же, как это делал Окэнгей. Через те проповеди Господь призвал меня к служению Слову.

Я просто не мог сопротивляться Его зову. С тех пор я убедился в том, что одним из субъективных призна­ков Божьего призвания к служению проповедником, по словам Сперджена, «является сильное, всепогло­щающее желание работать»1.

После выписки из больницы я забросил органи­ческую химию и, чтобы получить степень бакалав­ра, стал изучать философию, настроившись при этом на лучшее библейское и богословское образо­вание. Спустя двадцать два года (ко дню написания этих строк) я могу засвидетельствовать, что у меня ни разу не было ни тени сомнения, что мое призва­ние проповедовать от Бога. Сегодня я понимаю это ясно, как никогда. И вот, спустя чуть более двух десятков лет, я, спасенный от власти греха служи­тель Слова, нахожусь в Гордон-Конуэльской семи­нарии в качестве докладчика на лекциях, посвящен­ных Гарольду Джону Окэнгею. Этот факт еще раз заставляет меня трепетать перед силой провидения Господа.

Быть приглашенным на эти лекции большая честь. Я молю Бога, чтобы они стали достойной да­нью памяти д-ра Окэнгея, который никогда не знал меня. Это еще раз убеждает меня в том, что проповед­ник подобен сеятелю, который сеет семена, видит всходы будущих деревьев и даже собирает с них пло­ды. Проходит год, два, проповедника уже нет, но де­ревья продолжают цвести и приносить плоды уже в вечности.

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не воз­вращается, но напояет землю, и делает ее способ­ною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10, 11).

Д-р Окэнгей так никогда и не узнал, какую роль сыграли его проповеди в моей жизни. В вашем слу­жении Бог также скроет от вас многое из того, что Он произрастит через вас. Конечно, Господь покажет до­статочно благословений, чтобы надежда и радость слу­жения не покидала вас, но не настолько, чтобы вы возгордились, видя результаты своей работы. Потому что Бог желает, чтобы было превознесено Его имя, а не имя проповедующего. Последнее предложение, наконец, и подвело нас к основной теме книги «Ве­личие Бога в проповеди». В первой части книги мы рассмотрим три аспекта служения проповедника:

   Цель проповеди слава Бога.

   Основание проповеди крест Христа.

   Дар проповедования сила Духа Святого.

Бог-Отец, Сын и Дух Святой должны стать всем: началом, продолжением и концом любой проповеди. Слова апостола, которые относятся к любому хрис­тианскому служению, имеют особое значение для про­поведника:

Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь (Рим. 11:36).

Шотландский проповедник Джеймз Стюарт од­нажды сказал: «Цель искренней проповеди — оживить совесть святостью Бога, напитать разум истиной Бога, поразить воображение красотой Бога, открыть серд­це для любви Бога, предать себя воле Бога»2. Другими словами, цель проповеди — Бог, основание пропове­ди — Бог, все остальное дается Божьим Духом.

Как на проповеднике, на мне лежит ответствен­ность взывать к величию Бога, чтобы главным тези­сом проповеди стало верховенство Его свободной и суверенной воли; объединяющей темой — рвение слу­жить великому Богу; главной целью оставалось бы по­знание бесконечного и неистощимого Бога; всепро-ницающей атмосферой проповеди признавалась бы святость Бога. В этом случае, какая бы сторона жиз­ни не рассматривалась — будь то семья, работа, от­дых, дружба или же язвы современности: СПИД, раз­воды, наркомания, депрессия, бедность, различного рода злоупотребления, голод или, что еще хуже, го­лод душ, не познавших Христа, — все это будет отда­но Богу.

Джон Генри Джоуэтт, проповедовавший на протя­жении тридцати четырех лет в Англии и Америке вплоть до 1923 года, признавал, что великим пропо­ведникам прошлого — таким, как Роберт Дейл, Джон Ньюман, Чарлз Сперджен — была присуща способ­ность, проповедуя, не погрязать в проблемах, а раз­решать их в свете Евангелия. Он, в частности, сказал: «Они всегда говорили о деталях нашей жизни, но и всегда стремились навести мосты с улиц деревень до

Небесного Царства. Души верующих попадали в те веч­ные места, где обитает Бог... Чего же не хватает пропо­ведникам сегодня? Им не хватает широты мысли и ощущения Вездесущего»3. Эти строки, написанные еще в начале века, сегодня, в конце 90-х, ощущаются го­раздо острее: необходимость возродить проповедь воз­росла в десятки раз. Страницы этой книги не прото­колы разговоров эстетов, обсуждающих на выставке едва уловимые оттенки красок новой картины. Еще можно найти людей, предпочитающих торжественные церковные службы, потому что они не могут смотреть на «дешевую комедию», разыгрываемую на богослу­жениях в некоторых церквах. Сперджена, пожалуй, вполне можно было бы отнести к представителям вы­сокоинтеллектуальной элиты. Однако ему не было равных по удивительной простоте и привлекательно­сти проповеди. Его проповеди были полны присут­ствия Бога, а воздух был наполнен благоговением. Он говорил: «Великие проповедники никогда не появят­ся, если не появятся талантливые богословы»4.

Он так думал не потому, что ставил детальное изу­чение Библии на первое место, а потерянные души — на второе. Нет, он беспокоился о первом потому, что беспокоился о втором.

Около ста лет тому назад жил и творил Исаак Уотте. О нем писали так: «Заботясь о душе, он обращал ее к Богу»5. Другими словами, Уотте обращал людей к Богу потому, что заботился людях.

Сегодня же, говоря о современной проповеди, можно сказать: «В желании быть услышанными проповедники становятся психоаналитиками». По­добное отступничество означает две веши. Во-первых, этим мы принижаем само призвание проповедника. Во-вторых, при составлении проповеди знание пси­хологии людей не занимает достойное место. Почему же мы сомневаемся в силе и ценности проповеди, цент­ром которой является Сам Бог? Один из ответов потому что люди никогда не слышали таких пропове­дей. Пакер однажды поделился своими воспомина­ниями о Мартине Ллойд-Джонсе, проповеди которо­го он в 1948—1949 годах посещал каждый воскресный вечер. Пакер писал: «Ничего подобного я прежде не слы­шал. Слова, произнесенные им, сильные и неожидан­ные, были похожи на удар молнии... Его проповеди рассказали мне о Боге больше, чем любая другая про­поведь»6.

Могут ли прихожане наших церквей, покидая воскресные богослужения, унести с собой ощущение присутствия Господа, осознание Его суверенной воли, память о Его благодати и видение Его беско­нечного бытия? Попадают ли они хоть раз в неделю, хоть на один час (чего мы вправе желать) в атмосфе­ру святости Бога, проникающую во все их внутрен­ности, о которой они будут помнить всю последую­щую неделю?

Коттон Матер, живший около трехсот лет тому на­зад в Новой Англии, писал: «Важнейшей целью и стремлением всего проповеднического поприща долж­но стать желание восстановить в душах владычество Бога»7. Это не просто громкие слова. Матер, как ис­следователь Писания, сказал это вполне осознанно. Именно такой вывод он сделал, читая Рим. 10:14,15:

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не бу­дут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое

На основании этого текста мы можем сделать вы­вод, что проповедование — это возвещение Благой вес­ти посланником Бога.

Итак, что же должен возвещать проповедник? О какой Благой вести идет речь? Поскольку стих 16 яв­ляется цитатой Ис. 52:7, то будет вполне правомерно обратиться к Ветхому Завету и рассмотреть контекст. Давайте прислушаемся к этим строкам. Может, и мы услышим то, что услышал Коттон Матер?

Как прекрасны на горах ноги благовестника, воз­вещающего мир, благовествующего радость, пропо­ведующего спасение, говорящего Сиону: «воцарил­ся Бог твой!»

Благая весть, мир, спасение — все, о чем говорил проповедник, — сводится в этом отрывке Писания всего к трем словам: «Воцарился Бог твой!» Матер имел полное основание применить эти слова к про­поведнику, когда писал: «Целью и стремлением всего проповеднического поприща должно стать желание восстановить в душах владычество Бога».

Все, о чем говорили пророки и учителя, будь то в дни Исайи или же во времена Иисуса, можно свести всего к трем словам: «Воцарился Бог твой!» Бог — Властелин вселенной, Который обладает безраздель­ной властью над Своим созданием. Его творение то и дело поднимает мятеж то в одном уголке вселенной, то в другом, в глазах многих — презрение к Нему. Но Господь посылает в мир Своих пророков, чтобы воз­вещать: «Воцарился Бог твой!» Не вечно Ему терпеть презрение, и однажды Он отстоит славу Своего име­ни, обрушив на головы мятежников Свой святой гнев. Но Господь также посылает в мир и пророков, чтобы возвещать: «Вот, объявляется амнистия и пол­ное прощение тем бунтарям, которые обратятся ко Мне, которые примут присягу в вечной верности Мне». Под последним указом — подпись кровью Иисуса Христа.

Матер был абсолютно прав, когда говорил, что главной задачей проповедника должно стать желание восстановить владычество Бога. Почему? Давайте же порассуждаем. Чего желает Бог, требуя от нас полно­го подчинения Ему? О чем думает, предлагая принять прощение?

Исайя дает однозначный ответ. Так говорит Гос­подь о Своей милости к Израилю:

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради сла­вы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному (Ис. 48:9—11).

В каждом Его суверенном и милосердном деянии видно неизменное стремление вознести Свое имя и явить творению Свою славу.

Однако Он хочет не только царствовать, но и на­полнить землю славой Господней (Чис. 14:21; Ис. 11:9; Abb. 2:14; Пс. 57:5, 72:19). Трудно переоценить значе­ние последнего факта для проповедника, так как Гос­подь хочет, чтобы новое человечество, искупленное кровью Христа из всякого колена, народа и племени (Отк. 5:9), пело Ему торжественный гимн в унисон Его славе8. Слава Божья не может отражаться ярко, как в зеркале, в сердцах тех, кто принуждает себя прекло­нить голову перед Ним в знак покорности. Свет Его славы не будет отражаться ярко, если творение под­чиняется Ему в рабском страхе, если нет радости в ответ на явление Славного.

Все это может означать только одно. Если Бог по­сылает в мир глашатаев, чтобы возвестить: «Воцарил­ся Бог твой!», то цель Его — не принудить людей под­чиниться, а привести создание в неописуемый вос­торг от вида Его великолепия. Мы можем отражать Его величие лишь в том случае, если находим радость в своей покорности. Заставить себя подчиняться — значит оскорбить Его, ибо если нет радости и смире­ния, то нет места и славе Восседающему на троне.

Иисус так говорил об этом:

...Подобно Царство Небесное сокровищу, скры­тому на поле, которое нашед человек утаил, и от ра­дости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то (Мф. 13:44).

Другими словами, величие Небесного Царства подобно сокровищу, которое человек нашел и теперь готов с радостной покорностью перед Царствующим, восхищаясь Его великолепием, отдать все, что имеет, чтобы приобрести это сокровище. Если Царство Бо­жье воспринимается как сокровище, то покорность нам будет в радость. Следовательно, если цель про­поведи — прославить Бога, то способ ее достиже­ния — не заставить, а, наоборот, пробудить радост­ное желание склонить свое колено пред престолом Господа.

Во Втором послании к Коринфянам апостол Па­вел писал:

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса (2 Кор. 4:5).

В шестом стихе Павел развивает эту мысль, он го­ворит уже не просто о господстве, а о самой сути сво­ей проповеди:

Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять све­ту, озарил наши сердца, дабы просветить нас познани­ем славы Божией в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4:6).

Только смирение перед Божьим Сыном может про­светить человеческие души до такой степени, что в них можно будет увидеть, как в зеркале, ясное и славное отражение Его величия и красоты.

И между моим стремлением удовлетворить все свои нужды и Его желанием прославить Свое имя нет ни­какого противоречия. Наоборот, они дополняют друг друга. В этом и заключаются чудо Евангелия и сила, освобождающая человека от рабства греха9. Цель про­поведи — слава Бога, отраженная в людских сердцах, радостно преклоняющихся пред Ним. Дайте в вашей проповеди место Его величию. Пусть ваши слушате­ли утолят свою жажду по Его славе. Пусть Небесное Царство станет сокровищем.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.