10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА И СЛЕДОВАНИЕ ЕМУ

Предварительные замечания

 

При первых учениках Иисуса Он присутствовал Сам, со Своим словом. Но Этот Иисус умер и воскрес. Как же достигает нас сегодня Его призыв следовать? Иисус уже более не идет передо мной телесно, как перед мытарем Левием, чтобы призвать: следуй за Мной! Собственно, даже если бы я был готов, услышав сердцем, оставить все и сле­довать, что дает мне право на это? То, что для кого-то бы­ло таким недвусмысленным, для меня является решени­ем в высшей мере сомнительным, не поддающимся про­верке. Как мне прийти к тому, чтобы призыв Иисуса к мы­тарю мог быть действительным и для меня? Не Иисус ли говорил другим и по другим поводам совершенно другое? Разве расслабленного, которому простил грехи и которо­го спас, разве Лазаря, которого воскресил из мертвых, Он любил меньше, чем Своих учеников – и, тем не менее, не призвал их, бросив ремесло, следовать Ему, но оставил до­ма, в семье, при деле? Кто я такой, чтобы предлагать себе совершить нечто необычное, подвиг? Кто говорит мне и кто говорит другим, что я действую не по своему произволу, не прекраснодушествую? Ведь это, напротив, никак не было бы следованием! Все эти вопросы – надуманные; за­даваясь ими, мы снова и снова ставим себя вне живитель­ного присутствия Христа. Все эти вопросы не считаются с тем фактом, что Иисус не мертв, но жив сегодня и через свидетельство Св.Писания по-прежнему обращается к нам. Он для нас ныне рядом, воплощен, со Своим Сло­вом. Если мы хотим услышать Его призыв следовать, то мы должны слышать Его там, где Он Сам. Призыв Иису­са Христа совершается в Церкви через ее слово и таин­ство. Проповедь и таинство Церкви есть место присутствия Иисуса Христа. Если ты хочешь слышать призыв Иисуса к следованию Ему, тебе для этого не надо никакого лич­ного откровения. Слушай проповедь и воспринимай таин­ство! Слушай Евангелие Распятого и Воскресшего Госпо­да! Здесь Он весь, Тот же Самый, Который встречался с учениками. Да, здесь Он уже Воссиявший, Победитель Жи­вой. Никто, кроме Него, не может призывать следовать. Но поскольку в следовании речь никогда по существу не идет о решении по тому или иному делу, но всегда о решении за или против Иисуса Христа, – именно поэтому ситуация для ученика или мытаря, который был Им призван, не бо­лее однозначна, чем для нас сегодняшних. Ведь следова­ние было также послушанием тех первых призванных единственно потому, что Христос был опознан теми, кого Он зовет. Призыв как таковой многозначен. Он всецело зависит от Призывающего. Но Христос познается только в вере. К ним это относится так же, как и к нам. Те видели равви и чудотворца и верили Христу. Мы слышим Слово и веруем Христу.

Но не счесть ли преимуществом тех первых учеников то, что они там, где узнали Христа, восприняли Его недву­смысленную проповедь, то что они услышали ее из Его уст, что надо делать, – и не оставлены ли мы в этом решающем месте христианского послушания? Не обращается ли Тот же Самый Христос к нам иначе, нежели к ним? Будь это так, мы оказались бы, конечно, в безнадежном поло­жении. Но это ничуть не верно. Христос говорит с нами не по-другому, нежели говорил в то время. Ведь во време­на первых учеников дело обстояло не так, что они снача­ла признавали в Нем Христа, а потом воспринимали Его заповедь. Напротив, они узнавали Его не иначе, чем че­рез Его слово и заповедь. Они верили Его слову и запове­ди и признавали в Нем Христа. Ученикам не было дано другой возможности познания Христа, кроме как через Его ясное слово. Поэтому нужно было придерживаться то­го, что верное познание Иисуса как Христа одновремен­но включает познание Его воли. Познание Личности Иисуса не освобождает ученика от уверенности в своем деле, но, напротив, творит ее. Другого же познания Хрис­та вообще не дано. Если Христос – живой Господин моей жизни, тогда во встрече с Ним я узнаю Его слово, обра­щенное ко мне, тогда, несомненно, я узнаю Его не наяву, но через Его ясное слово и заповедь. Возражение, по ви­димости уместное, что мы, мол, и хотели бы вполне познать Христа и веровать в Него, но не можем познать Его воли, свидетельствует о смутном, искаженном познании Хрис­та. Познать Христа означает познать Его в Его слове как Господа и Спасителя. Но это предполагает познание Его ясного слова, обращенного ко мне.

Говоря же, наконец, что заповедь должна быть для уче­ников недвусмысленной, мы все же склонны иной раз са­ми решать, какие из Его слов относятся к нам, а значит, опять же превратно понимаем не только положение уче­ников, но и свое собственное. Заповедь Иисуса всегда направлена на то, чтобы потребовать веры от неразделен­ного сердца, чтобы требовать любви к Богу и к ближнему – от всего сердца и из всей души. Заповедь однозначно заключалась единственно в этом. Каждая попытка осу­ществить заповедь Иисуса без того, чтобы это уяснить, стала бы опять-таки превратным толкованием и непослу­шанием по отношению к слову Иисуса. С другой стороны, однако, мы не лишены познания конкретной заповеди. Бо­лее того, в каждом благовествуемом слове, где мы слышим Христа, ясно сказано – конечно, так, что мы знаем, – что ее исполнение осуществляется только и исключительно в вере в Иисуса Христа. Итак, дары Иисуса Его ученикам сохранены для нас во всем, ведь они становятся к нам да­же ближе через смерть Иисуса, через наше знание о Его Преображении и о ниспослании Св.Духа.

При этом должно быть совершенно ясно, что мы не можем противопоставлять историю призвания учеников остальным рассказам. Речь никогда не идет о том, чтобы мы были или стали подобны ученикам или кому другому из Нового Завета, но только о подобии Иисусу Хрис­ту и Его призыву тогда и сейчас. Ведь Его слово осталось тем же, в земной ли Его жизни, ныне ли, было ли оно об­ращено к ученикам или к расслабленному. Оно сейчас, как и тогда, остается исполненным благодати призывом к Его Царству и Его власти. Вопрос, надо ли мне сравни­вать себя с учеником или с расслабленным, поставлен опаснейше ложно. Я вообще не могу себя сравнивать ни с одним из них. Более того, я должен слушать и исполнять единственно слово и волю Христа, как я воспринимаю их через то или иное свидетельство. Св.Писание не представ­ляет нам череду разных христианских типажей, которым мы могли бы уподобиться по собственному выбору, но в каждой строке оно проповедует нам Единого Иисуса Хрис­та. Я должен слушать единственно Его. Он всюду Тот же самый и Единый.

Итак, на вопрос, где же нам нынче услышать призыв Иисуса к следованию Ему, нет другого ответа, кроме: Слу­шай проповедь, воспринимай таинства, слушай в этом Его Самого, и ты услышишь Его призыв!

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.