10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Праведность Христа

 

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или проро­ков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно го­ворю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам если праведность ва­ша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»

(Мф 5:17-20).

 

И ведь неудивительно, если бы ученики с таким обето­ванием, полученным от их Господа, в котором обесцени­вается все, что ценится в глазах народов, и нарекается блаженным все, что было обесцененным, могли вооб­разить, что закону пришел конец. Ведь они были под­ходящими и замечательными в качестве тех, кому все доставалось из вольной Божьей благодати, тех, кто владел всем как верные наследники Царства Небесного. Они имели полное и личное единение с Христом, Который обновлял всё. Они были соль, свет, город на верху горы. Так миновалось все старое. Казалось, вот-вот, и Иисус теперь проведет окончательную разделительную черту между Собой и всем старым, провозгласит закон древ­него союза-завета отмененным, нарушит его в Сыновней Своей свободе и отменит для общины. После всего, что произошло ученики, могли подумать, как Маркион, ко­торый, полагая, что это иудаистская подделка, произвел следующее изменение текста: «Вы полагаете, что Я при­шел исполнить законы или пророков? Я пришел нару­шить, а не исполнить». Многократно после Маркиона читали и излагали таким образом слова Иисуса. Но Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков...» Христос подтверждает силу закона и древнего союза-завета.

Как это понимать? Мы знаем, что это обращено к по­следовавшим, к тем, кто связан единственно с Иисусом Христом. Никакой закон не мог препятствовать единению Иисуса с Его учениками, это ясно из изложения Луки (9:57 и след.) Следование – это связь с Иисусом Христом, единственно и непосредственно с Ним. Тем не менее, здесь воз­никает совершенно непредвиденная связь учеников с ветхозаветным законом. Иисус двояким образом говорит при этом Своим ученикам: и то, что связь с законом еще не есть следование Ему, но и то также, что связь с Личностью Иисуса Христа, минующая закон, не может быть названа следованием. Он указывает тем, кому Он даро­вал Свое совершенное обетование и полное единение, как раз на закон. Поскольку Он делает это, а Ему следуют уче­ники, потому и для них закон имеет силу. И возникает во­прос: Что имеет силу – Христос или закон? С чем я связан? Единственно с Ним или опять-таки с законом? Христос ска­зал, что между Ним и Его учениками закон ступить не может. Но Он говорит также, что нарушение закона озна­чает отделение от Него. Что это значит?

Закон – это закон древнего союза-завета, не новый за­кон, а тот, старый закон, на который указывали богатый юноша и искушающий книжник как на явную волю Божью. Единственно потому, что Христос связывает Сво­их последователей с этим законом, и возникает новая заповедь. Речь, таким образом, идет не о «лучшем», чем у фарисеев, законе; это тот же закон, который должен остаться и соблюдаться в каждой букве, до конца света, который должен быть исполнен до каждой йоты. Речь, впрочем, идет, о «превосходящей праведности». У кого нет этой превосходящей праведности, тот не войдет в Царство Небесное – именно потому, что отошел от следования Христу, Который указывает ему на закон. Но никто не смог бы обладать этой превосходящей праведностью, кро­ме именно того, к кому это обращено, кроме призванного Христом. Условием для превосходящей праведности является призыв Христа, Сам Христос.

Так становится понятным, что Христос в этом месте На­горной проповеди впервые говорит о Себе. Между превос­ходящей праведностью и учениками, от которых Он ее требует, находится Он Сам. Он пришел исполнить закон древнего союза-завета. Это предпосылка для всего осталь­ного. Иисус признает Свое полное единство с Божьей во­лей Ветхого Завета, закона и пророков. На самом деле Он ничем не дополняет Божьи заповеди, Он соблюдает их – это единственное, чем Он их дополняет. Он исполняет за­кон, именно это Он говорит о Себе. В этом истина. Он ис­полняет его до йоты. Но в силу того, что Он это исполняет, «произошло всё», что должно было произойти для испол­нения закона. Иисус будет делать то, чего требует закон, ради этого Он должен принять мученическую смерть; ибо единственно Он понимает закон как Божий закон: т.е. ни – что закон есть Бог, ни – что Бог есть закон настолько, что на место Бога ставится закон. Так превратно закон был истолкован Израилем. Грехом Израиля было обожест­вление закона и озаконивание Бога. И, наоборот, обезбоживание закона и отделение Бога от Его закона стало бы греховной превратностью для учеников. Бог и закон в обоих случаях были разъяты – или, соответственно, уравнены, – что одно и то же. Иудеи уравняли Бога и закон для того, чтобы править с помощью Божьего закона. Бог открылся в законе, и все, больше Он не Господин над законом. Если бы ученики надумали отделить Бога от Его законов, то сде­лали бы это для того, чтобы для своего блага править от имени Бога. В обоих случаях смешаны дар и Даритель, Бог отрицается с помощью закона или обетования о спасении.

Противостоя обоим превратным толкованиям, Иисус придает новую силу Божьему закону. Бог есть Даритель и Господин закона, и закон исполняется в личном приоб­щении к Богу. Нет исполнения закона без личного при­общения к Богу, и нет личного приобщения к Богу без исполнения закона. Первое значимо для иудеев, второе – для грозящего ложного истолкования учениками.

Иисус, Сын Божий, находящийся в полном единении с Богом, придает, стало быть, закону новую силу тем, что Он пришел исполнить закон древнего союза-завета. По­скольку Он был единственный, Кто это делал, то Он и толь­ко Он мог верно, учить закону и исполнению закона. Ученики должны были узнать и постигнуть это, когда Он это говорил, поскольку они знали, кто Он был. Между тем как иудеи не могли постигнуть этого, пока они Ему не ве­рили. Потому они должны были отвергнуть Его учение о законе как богохульство, а именно: как хулу на закон Бо­жий. Так ради истинного закона Иисус должен был стра­дать от ревнителей ложных законов. Христос умирает на кресте как богохульник, как законопреступник, поскольку Он придал силу истинному закону, отвергая ложно поня­тый закон.

Исполнение закона, о котором говорит Иисус, может, следовательно, произойти не иначе, как через то, что Иисус в качестве грешника будет отправлен на крест. Он Сам как Распятый есть полное исполнение закона.

Этим сказано, что Иисус Христос, и только Он, испол­няет закон, поскольку только Он находится в совершен­ном единении с Богом. Он Сам ступает между учениками и законом, но не ставит закон между Собою и Своими учениками. Путь учеников к закону ведет через крест Гос­подень. Так Иисус, указывал на закон, который исполня­ет единственно Он, по-новому связывает учеников с Собой. Он должен отвергнуть связь, возникающую помимо зако­на, поскольку это есть пустое прекраснодушие, и оттого это не связь, а полное освобождение от цепей. Беспокой­ство же учеников о том, что связь с законом может отде­лить их от Иисуса, устраняется. Оно может проистекать только из ложного понимания закона, что на деле и отде­лило иудеев от Бога. Вместо этого становится ясно, что чис­тая связь с Иисусом может быть дарована только в связи с законом Божьим.

И если Иисус находится между учениками и законом, то не для того, чтобы освободить их от исполнения зако­на, но чтобы с новой силой содействовать исполнению за­кона. Именно находясь в связи с Ним, ученики поставлены в это самое послушание. И по исполнении йоты закона с этой йотой для учеников отныне также не покончено. Ис­полнено, и все. Но как раз поэтому здесь остается в силе то, что великим наречется в Царстве Небесном тот, кто со­творит и научит. «Сотворит и научит» – нужно ведь поду­мать о законоучении, которое освобождает от дела тем, что хочет заставить закон служить только познанию, чтобы было невозможным его исполнение. Такое учение не мо­жет ссылаться на Иисуса. Закон сотворен, и сам он дол­жен твориться. Кто, следуя Христу, остается в нем, тот исполнил закон, тот сотворит и научит закону, следуя Христу. Только творец закона может пребывать в едине­нии с Иисусом.

Учеников отделяет от иудеев не закон, но «превосхо­дящая праведность». Праведность учеников «возвышает­ся» над книжниками. Она превосходит их, она – нечто чрезвычайное, особенное. Здесь впервые звучит понятие περισσευειν которое в стихе 47-м имеет для нас большое значение. Мы должны спросить: в чем состоит праведность фарисея? В чем состоит праведность ученика? Несомнен­но, что фарисей никогда не заблуждался насчет Св.Пи­сания, закон пусть будет изучен, но не сотворен. Фарисей хотел быть пленником закона. Его праведность заключается в его непосредственном, буквальном исполнении заповеданного в законе. Его праведностью было его дело. Полная одинаковость его дел с заповеданным в законе бы­ла его целью. И однако же должен был оставаться зазор, который покрывался бы прощением. Его праведность остается несовершенной. Праведность учеников также могла бы заключаться только в деле исполнения закона. Кто не исполняет закон, не может быть назван праведным. Но дело учеников превосходит дело фарисеев тем, что в действительности это – совершенная праведность, в отли­чие от несовершенной у фарисеев. Как так? Превосход­ство праведности ученика состоит в том, что между ним и законом стоит Тот, Кто совершенно исполняет закон и в единении с Которым был ученик. Он видел себя не как неисполнившего, но как уже исполнившего закон. Прежде чем он начинает быть послушным закону, закон уже исполнен, его притязание уже осуществлено. Праведность, которой требует закон, уже налицо; это праведность Иису­са, Который идет на крест ради закона. Однако посколь­ку эта праведность есть не только оказанное благо, а совершенное и истинное единение с Богом, потому Иисус не только обладает праведностью, но и является ею. Он яв­ляется праведностью учеников. Своим призывом Иисус частично отдал ученикам Себя Самого, Он даровал им Свое единение, сделал их участниками Своей праведно­сти, даровал им Свою праведность. Праведность учеников – это праведность Христа. Желая сказать единственно это, Иисус приступает к Своим словам о «превосходящей пра­ведности», указав, что исполнит закон. Христова же пра­ведность действительно есть праведность учеников. Она, конечно, в строгом смысле остается дарованной правед­ностью, будучи дарована призывом следовать Христу. Это праведность, которая заключается именно в следовании и уже по наречении блаженства получает обетование Царства Небесного. Праведность учеников есть правед­ность у Креста. Это праведность нищих, просящих ми­лостыню, голодных, кротких, миролюбцев, гонимых – ради призыва Иисуса Христа, зримая праведность тех, кто именно благодаря ей и является светом в мире и городом на горе – ради призыва Иисуса Христа. В том правед­ность учеников «превосходит» таковую у фарисеев, что она покоится единственно на призыве Иисуса к единению с Тем, Кто единственно исполняет закон; праведность уче­ников является действительной праведностью тем, что она отныне творится волею Божьей – исполнить закон. Рав­но как и праведность Христа следует не изучать, но имен­но соделывать. Иначе она не превосходит того закона, который изучается, не исполняясь. Об этом соделывании Христовой праведности учениками говорит все последо­вавшее за этим. Оно заключено в слове «следовать». Это действительное, простое дело в вере в праведность Хрис­та. Праведность Христа – это новый закон, закон Хрис­та.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.