12.10.2005
Скачать в других форматах:

Второе Гельветическое Исповедание

Глава VI. О провидении Божьем

Всё управляется Божьим провидением. Мы верим, что все творения, будь они на небе или на земле, сохраняются и управляются провидением премудрого, вечного и всемогущего Бога. Ибо Давид свидетельствует об этом: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю» (Пс. 112:4-6). И снова: «И все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:3,4). Павел также заявляет: «Ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28) и ещё: «Ибо всё из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Поэтому и св. Августин весьма верно и в согласии с Писанием заявляет в книге: «Господь сказал: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего” (Мф. 10:29)» (De Agone Christi, гл. 8). Говоря это, он хотел показать, что даже наименее ценное с точки зрения человека находится под контролем Божьего всемогущества. Ибо сама Истина говорит, что Бог питает птиц небесных и одевает лилии полевые; Она также говорит, что все волосы на нашей голове сочтены (Мф. 6:26 и далее).

 

Эпикурейцы. Поэтому мы осуждаем эпикурейцев, отрицающих провидение Божье, и всех тех, кто богохульно утверждает, что Бог занят небесами, не обращая внимания и не заботясь о нас и наших делах. Давид, царский пророк, вместе с нами осуждает их, говоря: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? [Они] говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:3,7-9).

 

Не должно с презрением относится к средствам (инструментам). Тем не менее, мы не отвергаем как ничего не стоящие средства, посредством которых действует божественное провидение, но учим, что должно приспосабливаться к ним в той степени, в какой Слово Божье предлагает их нам. Посему мы не одобряем безрассудные утверждения тех, кто полагает, что если всё в мире управляется Божьим провидением, наши попытки и усилия тщетны. Достаточно, если мы всё предоставим управлению божественного провидения, и не будем ни о чём заботится или что-нибудь делать. Ибо хотя Павел понимал, что плыл под [руководством] провидения Бога, Который сказал: «Так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11), добавив ещё и обетование: «Ни одна душа из вас не погибнет… ибо ни у кого из вас не пропадёт волос с головы» (Деян. 27:22,34), всё же когда моряки вознамерились покинуть корабль, Павел сказал сотнику и воинам: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Ибо Бог, определивший всему свой конец, установил начало и средства, посредством которых оно достигнет своей цели. Язычники приписывают всему слепую фортуну и случайную возможность. Однако св. Иаков не желает, чтобы мы говорили: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город», но к этому добавляли: «Вместо того, чтобы… говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”» (Иак. 4:13,15). То же самое говорит и Августин: «Всё, что самодовольным людям кажется совершающимся в природе по воле случая, происходит согласно Слову, ибо происходит по Его установлению» (Толкование на Псалом 147-й). Так, казалось случайным, когда Саул, ища ослиц своего отца, неожиданно нашёл пророка Самуила. Однако ещё до этого Господь сказал пророку: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой» (1 Цар. 9:16).

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.