18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

14. Антиох Епифан

Пожалуйста, прочитайте книгу Даниила, гл. 11:21-45.

Вторая часть 11-й главы книги Даниила представляет собой достаточно сложную область исследования. Прежде всего мы изучим почву, а затем извлечем из нее несколько драгоценных камней.

Мы обращаемся к продолжению видения, которое наш Господь ниспослал престарелому пророку в конце шестого столетия до Р. X. Сверхъестественным образом укрепленный ангелами, старик оказался способным принять видение будущего. Он узнал о том, что Мидо-Персидская империя уступит место Греции, а та, в свою очередь, разделится на четыре империи. Позднее он оказался во власти событий, происходивших между династиями двух держав. До 20-го стиха в главе приводится детальное изложение отношений, связывавших южное царство Птолемеев, базировавшееся в Египте, и северное царство Селевкидов, расположенное в Сирии.

После знакомства с первой частью видения наше доверие к Библии уже укрепилось и усилилось; надеюсь, к тому же результату приведет исследование стихов, которые теперь находятся перед нами. Мы воспользуемся тем же методом изучения, что и в предыдущей главе. Не станем отвлекаться от цели, приводя чрезмерное количество исторических деталей, но постараемся с предельно возможной ясностью воссоздать историю этого периода. Поступая таким образом, мы будем ссылаться на конкретные стихи главы, в которых упоминается данное событие. И вновь мы увидим, насколько точно был предсказан каждый момент. Мы еще раз удостоимся чести ознакомиться с ходом исторических событий, которые были записаны до того, как произошли!

Антиох Епифан

21. Из содержания предыдущей главы мы узнали, что Антиоха Великого сменил Селевк Филонатор, который таинственным образом исчез вскоре после начала своего правления. Следующего человека, занявшего трон северного царства, звали также Антиох. Он присвоил себе имя "Епифан" ("Прославленный"), но был столь необыкновенной личностью, что современники говорили о нем как об "Епимане" ("Безумце").

Краткий перечень прилагательных может сжато характеризовать личность Антиоха. Это коварный, могущественный, жестокий, безрассудный, алчный и безнравственный царь. Но кроме всего этого, он был одержим неистовыми страстями. Этому новому царю "не воздадут царских почестей". Антиох не удостоился титула царя, поскольку не обладал правом наследования трона. Путь, приведший его к трону, в точном соответствии с предсказанием, содержащемся в этом стихе, был путем интриг и лести.

22. Вскоре после этого новый правитель севера воевал с Птолемеем Египетским, которому нанес полное поражение. Одновременно он сокрушил одного из своих самых близких союзников, который здесь упоминается под именем "князь завета".

23. Следующим шагом в его сношениях с Египтом было заключение с ним союза. Каким-то образом ему удалось расположить к себе сердца египтян, и благодаря этому он достиг подлинного возвышения. С этого момента его власть и влияние стали все более увеличиваться, подобно восходящей звезде, хотя властвовал он лишь над "малым народом".

24. Очень скоро Антиох Епифан оказался властителем непомерно огромного царства, управляя которым он самолично раздавал угодным людям всевозможные богатства. Однако сопутствующий ему успех не уменьшил ею притязаний. Он по-прежнему стремился разрушить "крепости" Египта.

25-26. Был предпринят новый поход на Египет. Из-за предательства в собственных рядах египтяне сочли невозможным сопротивляться Антиоху. Война закончилась страшной резней. Когда Селевкиды двинулись на корпуса египтян, вспомнил ли кто-нибудь о пророчестве, согласно которому "падет много убитых"?

27. В конце концов оба противоборствующих царя встретились за столом переговоров. Наш Господь сказал Даниилу: "У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь..." Именно это и произошло. Антиох сделал вид, что намеревается разделить власть с Филометором, который, в свою очередь, притворился, что ему верит! Каждый пытался обвести вокруг пальца другого. Но еще не наступило время, определенное Богом для окончания войн между Египтом и Сирией. Именно таково значение стиха 27.

28-29. Антиох вернулся домой - богатый, безбожный и кажущийся непобедимым. В 168 г. до Р. X. он еще раз выступает в поход против Египта. "Но последний поход не такой будет, как прежний",- сказал Господь. Именно так принято было среди древних евреев говорить о том, что новый поход не достиг успеха предшествовавших походов, и это в точности соответствовало действительности.

30. Причиной неудачи стали "корабли Киттимские". Речь идет о флоте видного римского полководца-мореплавателя Попилия Лена. Услышав о продвижении войск Антиоха, он сразу же отплыл к берегам Египта. Прибытие римского флота так расстроило Антиоха, что он не смог захватить Египет и, охваченный яростью и разочарованием, отправился в Палестину. Там он вошел в сговор с евреями, которые отреклись от своей веры, и все свои помыслы устремил на обетованную землю.

31. Антиох напал на Иерусалим и, овладев цитаделью, которая возвышалась над храмом, захватил в плен женщин и детей. Теперь он начал предпринимать систематические попытки уничтожить всякий след иудейской религии и привить евреям образ мышления и культуру греков. Жестокости Антиоха не было пределов. В своем богоборчестве он осквернил храм, отменив ежедневные всесожжения, и на месте жертвенника воздвиг языческий алтарь.

32. Прибегнув к лести, Антиох убедил евреев-отступников стать его союзниками и способствовать его замыслам. Но это отнюдь не означает, что все иудеи отступили от веры отцов. В составе нации по-прежнему были люди, которые знали Бога и продолжали поступать в согласии с Его законом. Безымянное множество мужчин и женщин самоотверженно совершали бесчисленные доблестные деяния, но не уступили требованиям языческих ритуалов, насильственно насаждаемым Антиохом. Пытки и мученичество не отпугнули их ни от сохранения личного благочестия, ни от совершения тайных богослужений. В скором времени было организовано широко распространившееся сопротивление Антиоху, и время притеснений стало для остатка гонимых праведников временем, проявления духовной силы и незабываемых подвигов.

33. Носители духовных истин стали тайно учить народ, проповедуя Писание, руководя молитвенной жизнью и поддерживая надежду на приход Мессии. Эта деятельность неослабно продолжалась, несмотря на то, что подвижники, несущие слово истины своим братьям, непрестанно подвергались гонениям и наказаниям, страдая "от меча и огня, от плена и грабежа". Бесконечные жестокие преследования совершались в пору подъема подлинной веры и воскрешения истинной религии в сердцах людей.

34. В конце концов стало казаться, что остаток благочестивых людей не выдержит дальнейших испытаний. Именно в это время произошло восстание Маккавеев. Однако Иуда Маккавей не мог избавить праведников от всех постигших бед, особенно потому, что, движимые страхом перед тяжелыми последствиями, к нему и к верующим присоединились многие лицемеры.

35. Времена гонений заставили некоторых исповедников Божьих пасть. Другим же эта пора принесла очищение и исправление, а значит, духовное укрепление. Зная, что в назначенное время Бог положит этому конец, они никогда не уступали.

Итак, в этой части главы мы проследили за возвышением Антиоха Епифана и его деятельностью. И вновь мы подчеркиваем, сколь чудесно события, происшедшие во втором столетии до Р. X., были предсказаны за четыреста лет до их свершения. Многие подробности, приведенные в 11-й главе книги Даниила, до сравнительно недавнего времени были неизвестны историкам, но все же в точности предсказаны и запечатлены столетиями раньше. Мы снова и снова ободряемся, осознавая сверхъестественность происхождения Писания и находя доказательства того, что Бог неоспоримо контролирует ход истории даже тогда, когда кажется, что Его нигде невозможно обнаружить. Мы извлекли эти уроки ранее, но так склонны их забывать, что не следует стыдиться повторения.

Важный принцип

Мы ознакомились с содержанием тридцати пяти стихов 11-й главы. Но начиная со стиха 36, глава претерпевает странные изменения. Кажется, она продолжает описывать Антиоха Епифана. И в то же время события, изложенные в ней, никоим образом невозможно отнести к этому царю.

Вплоть до стиха 35 содержание главы было безукоризненным с точки зрения истории. С поразительной точностью предсказывалась одна деталь за другой. И в 36-м стихе мы не замечаем какого-либо видимого изменения темы. Создается впечатление, что речь по-прежнему идет о бесчестном Антиохе Епифане. Однако многие детали попросту не соответствуют ему, да в сущности и не могут соответствовать. Подойдя к началу 12-й главы, которая является продолжением того же видения, мы поймем, что речь идет о конце мира! Появляется упоминание о воскресении из мертвых и о предопределении к вечной жизни и к вечному осуждению.

Как нам все это понять? Судя по всему, пророк, рассматривая Антиоха Епифана, глядит сквозь него и видит в нем символ или прообраз кого-то другого, подобного ему, кому предстоит явиться в будущем.

Это не должно вызывать у нас особого удивления. Нам следует припомнить "небольшой рог", описанный Даниилом в 7-й главе. Этот "небольшой рог" представлял зловещую личность, которая явится в конце мира и заставит народ Божий претерпеть скорби, подобные тем, что происходили прежде.

Как мы помним, в 8-й главе Антиох Епифан, о котором мы только что прочитали, был также назван "небольшим рогом". Два различных человека одинаково характеризуются на протяжении двух последующих глав той же книги. Одним из них был тот, кто уже жил и умер. Другому же еще предстоит явиться. Мы обнаружим, что оба они наделены одной и той же характеристикой потому, что в определенном смысле тождественны друг другу.

Мы узнали, что последнему антихристу будут предшествовать многочисленные антихристы, существующие задолго до его прихода. История изобилует выдающимися людьми, которые, возвеличив самих себя, пытались принудить народ Божий замолчать. Они - предшественники последнего антихриста. Когда один из них появляется на сцене, совершенно невозможно отличить, кто перед вами - очередной антихрист или последний. Вас можно будет понять, если вы, подвергнувшись злобному противодействию такого человека, сочтете его последним антихристом. Вы осознаете свою ошибку только после того, как последующие события докажут, что это не он. В данное время простительно полагать, что подобный человек вполне может быть той последней страшной личностью, приход которой предвещает последние часы истории человечества. Очевидно, что в глазах благочестивого мужчины или женщины две различные личности фактически могут казаться одним и тем же человеком!

Если это свойственно восприятию христиан, то мы не должны удивляться, обнаружив, что так же воспринимает события и Даниил. Пророк, заглядывающий в будущее, вполне может ставить знак равенства между двумя различными людьми, а его пророчество, естественно, относиться то к одному, то к другому из них. Многие пророки отождествляли таким образом не только личности будущего, но и грядущие события. Последующий ход истории показывал, что оба события были четко разграничены, но пророк, который предсказывал их, детализируя разграничения между ними, говорил о них как об одном. Не осознав эту особенность пророчества, мы всегда будем ограничивать себя в его понимании.

Именно эту особенность мы находим в 11-й главе книги Даниила. Господь показывает Даниилу, что за Антиохом Епифаном скрывается человек греха, Антиох же является только его прообразом. Начиная с 36-го стиха Даниил по-прежнему рассказывает об Антиохе. Однако несомненно то, что при этом он больше нсето имеет в виду антихриста, поскольку некоторые пещи никоим образом невозможно отнести к Антиоху. Ясно представляя себе это, мы вновь продолжим изучение главы.

Человек греха

36. Стих 36 рассказывает о царе, который будет делать все, что захочет. Перед нами иллюстрация человека, который приходит к власти, процветает, усиливает свое влияние и затем выступает против всяких богов. Хотя Антиох Епифан и присвоил себе божественный титул, он никогда не поступал соответственно ему, потому что в течение всей своей жизни устанавливал известную форму религии. Выступая против Бога богов, он никогда не выступал против религии в целом. Тем единственным, в чьем лице исполнится пророчество этого стиха, должен быть человек, "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2Фес.2:4)

Учитывая, что дальнейшее содержание главы преимущественно относится не к Антиоху Епифану, мы нуждаемся в объяснении каждой отдельной фразы. Хотя в большей части Ветхого Завета язык пророчеств надо понимать дословно, толкование его апостолами все же показывает, что на буквальном значении этого языка настаивать не следует. Рассказывая о событиях конца света, пророки пользовались единственным языком, который им был доступен. Но этот язык был слишком ограничен, чтобы равнозначно описать предсказываемые ими события. Поэтому буквальное значение пророчеств следует наделять более полным и более возвышенным значением, чем это позволяют сами слова.

37. Было бы затруднительно относить содержание 37-го стиха к Антиоху. Человек, о котором идет речь в этом стихе, пренебрегает каким бы то ни было богом, что, повторяем, попросту нельзя сказать о царе Сирии. В данном случае изображается человек, попирающий все, чем дорожили его отцы, лишенный способности к человеческой любви и какого бы то ни было чувства сострадания.

38-39. Единственный бог, которому поклоняется эта личность,- сила. Ей он посвятит все, с ее помощью станет действовать против своих врагов и раздавать награды тем, кто встанет на его сторону.

40. Наступит время, когда два противника встретятся лицом к лицу. С одной стороны выступит царь, олицетворяемый Антиохом Епифаном и названный здесь "царем северным". С другой стороны появится царь, олицетворяемый Птолемеями и названный здесь "царем южным". Наступят времена битв, когда антихрист будет озабочено выискивать возможности расширить свои территории.

41. Он победит всех, кто станет ему сопротивляйся, и единственным народом, избежавшим его ярости, будет тот, что уже является врагом народа Божьего.

Содержание 41-го стиха невозможно отнести ко времени правления Антиоха, поскольку речь идет о нации Моаиа. Эта нация уже не существовала во дни Антиоха и не существует теперь. Поэтому, очевидно, этот стих нельзя истолковывать в буквальном значении, хотя его языку и присуща буквальная форма.

Едом, Моав и Аммон являются традиционными врагами народа Божьего. Не имея возможности истолковать этот момент в буквальном значении, нам следует наделить сказанное здесь духовным смыслом, как, например, мы часто поступаем применительно к пророчествам Ветхого Завета. Мы считаем это метафорической ссылкой на то, что во времена антихриста единственными, кто избежит его злобы, станут те, кто уже противодействует народу Божьему.

42-44. Никто и нигде в мире не избежит ярости этого человека. Он окажется всепокоряющей силой, безраздельно господствующей и требующей всеобщего подчинения. Восстание против него будет невозможным, ибо он подавит его, где бы о нем ни услышал.

45. В конце концов он воздвигнет свой трон на священной и праведной земле, так что, по словам Павла, "в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фес.2:4).

Вы можете со мною не согласиться, но я не сомневаюсь в том, что в стихах 21-45 перед нами предстает Антиох Епифан, сливающийся с последней, страшной эсхатологической личностью, которая к концу главы стремительно и всецело овладевает нашим вниманием. Содержание главы завершается утешающим уверением в том, что он "придет к своему концу, и никто не поможет ему".

Серьезный подход

Я не рассчитываю на то, что все читающие эту книгу будут полностью согласны с приведенной интерпретацией. Не стесняйтесь не соглашаться с моим толкованием, если только можете выдвинуть что-то лучше его! Однако никто из вас не вправе не согласиться с истиной, что ко времени конца мира явится воплощенный антихрист и его приход придаст элемент опасности нашей христианской жизни.

Из Слова Божьего явствует, что судный день не может наступить, пока прежде не совершится отступление и не откроется "человек греха, сын погибели" (2Фес.2:3).

Есть люди, которые лелеют некие пророческие взгляды, побуждающие их верить в то, что весь мир в конце концов будет "христианизированным". Они грезят о наступлении дня, когда всякое правительство, учреждение, предприятие и школа окажутся под мощным воздействием христианства. Они стремятся к ожидающим их впереди блаженным временам. Увы, подобных мечтателей постигнет большое разочарование. Злые люди будут все более и более преуспевать во зле (2Тим.3:13) до тех пор, пока не явится зловещая личность, преисполненная такого беззакония, какого никогда прежде не видел мир.

Когда придет этот человек, мы поймем, что многочисленные "небольшие роги", возникавшие в ходе истории, были не более, чем его предвестниками. Он окажется хуже любого из ранее существовавших, и гонение, которое он обрушит на народ Божий, будет беспримерным.

Именно поэтому мы настаиваем на серьезном подходе к христианскому образу жизни. Именно поэтому мы против фривольности и поверхностности, которые столь характерны для современного христианства. Христианскую церковь ожидают страшные времена, худшие, чем что-либо предшествовавшее им. Вновь появятся мученики. Никому не следует избирать христианский путь, не приняв во внимание эти факты и не подсчитав цену следования за Христом. Мы лучше подготовимся к грядущим временам, если усвоим из содержания этой главы урок, который уже несколько раз повторяли, изучая книгу Даниила. А именно: ничто не происходит без одобрения Отца нашего небесного. История мира - в Божьих руках.

В стихах 27, 29, а также в стихе 35 упоминается о том, что "конец отложен до времени" или придет "в назначенное время". В стихе 36 говорится: "...что предопределено, то исполнится". Бог по-прежнему держит в своих руках бразды правления даже тогда, когда кажется, что все события истории вышли из-под контроля. Если бы не так, Он не являлся бы Богом!

Предсказания этой главы становятся реальностью благодаря тому, что осуществляемый Им контроль абсолютен. То же касается и обетования, содержащегося в конце 45-го стиха. Осознав власть Бога над историей, мы можем быть уверены не только в пришествии антихриста, но и в том, что он придет к своему концу.

Эта глава должна помочь нам понять также и то, что никакие гонения не могут помешать нашему общению с Богом. В самые мрачные времена "люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать" (32).

Жестокие притеснители могут подавить любое открытое богопоклонение и запретить любые христианские собрания. Они могут изъять у нас печатные Библии и христианскую литературу. Они могут объявить вне закона христианскую деятельность, лишить нас всех прав, угрожать нам жестокими наказаниями и не разрешать народу Господнему проявлять какие бы то ни было признаки своего существования. Однако они не в силах нарушить наше общение с Богом. Они не могут помешать нам чтить Бога. Установлено, что даже современные психотропные лекарства, воздействующие на разум человека, не в состоянии полностью устранить то наслаждение и утешение, которые доставляет Его близость. Есть то, на что не способны силы зла, какими бы необузданными они ни являлись. Именно поэтому остаток праведников всегда будет существовать. Даже в самые черные времена всегда найдутся те, кто будет открыто проповедовать другим людям истину Божью. В конечном счете ни одно гонение не привело к чему-либо иному, кроме содействия распространению евангельской истины. Растения Божьи пышно растут не в теплицах, а на ветру, под градом, снегом и палящим зноем.

Но и этот урок не последний среди тех ободрений, которые может принести нам чтение данной главы. Она вселяет в нас уверенность в то, что зло в конечном счете не восторжествует.

Вспомним Антиоха Епифана. Его приход к власти, казалось, повлек за собой конец любой истинной веры. Палестина была единственной страной в мире, где находились истинные верующие, и в то же время именно на нее обрушилось его злое господство. Нельзя было сомневаться в том, что предпринятый им истребительный поход увенчается успехом. Но этого не произошло. Он не смог уничтожить веру.

Что же с ним случилось? Преисполнившись стремлением завоевать Персию, он, оставив Лисия для борьбы с Маккавеями, отправился навстречу своей цели. Тем не менее его замысел оказался сорванным, поскольку персы были предупреждены.

Антиох вознамерился захватить в Персии значительное количество сокровищ и использовать их для финансирования похода против Вавилона. Но ему пришлось отказаться от этой мысли. По пути в Вавилон он получил известие о том, что на родине его собственный генерал побежден Маккавеями и что в Иерусалимском храме вновь восстановлен жертвенник Иеговы.

Казалось невозможным победить Антиоха в сражении, умертвить его или уничтожить как политика. Однако этот внешне непобедимый человек, услышав неблагоприятные вести, был так сильно потрясен, что занемог, отправился в постель и умер, охваченный страхом и тревогой. Бог подул на него, и он исчез!

То же происходило с каждым последующим антихристом, и то же вновь постигнет последнего из их числа. Размышляя о его гордыне и власти, нам не следует забывать, что он всего лишь тот, "которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2Фес.2:8).

"Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие... аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель" (Откр.19:5-6).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.