18.02.2010
Скачать в других форматах:

Стюарт Олиотт

Устоять в одиночку

13. История - это воплощение Божьего плана

Пожалуйста, прочитайте книгу Даниила, гл. 11:1-20.

Эта глава книги Даниила прямо вытекает из предыдущей. Она начинается словами Господа Иисуса Христа. Первый стих явно относится к десятой главе, и трудно понять, почему те, кто работал над разбивкой глав Библии, поделил главу в этом месте.

В вводном стихе Господь сообщает о том, что когда Персидская империя пришла к власти, именно Он укреплял Михаила на этой стадии небесной борьбы. Вавилон был низвергнут властью Христа. Мидяне и персы были Его земными орудиями, но подлинное ниспровержение этой земной империи - это Божественное деяние, осуществленное Сыном Самого Бога.

Последующая часть главы подытожена в вводных словах 2-го стиха: "Теперь возвещу тебе истину..." Бог намеревается дать Даниилу истинное представление о будущем. Глава 11 повествует об исторических событиях, которые были записаны прежде, чем произошли. Они были начертаны в Божественных книгах от начала (10, 21), но их следовало записать именно в книге Даниила за несколько веков до того, как они произошли.

Глава 11 является одной из самых трудных глав книги Даниила, поэтому, изучая ее, нам нужно постоянно обращаться к находящейся перед нами Библии. Восприятие главы требует упорного труда, особенно со стороны тех, кто не слишком хорошо разбирается в истории. Именно поэтому мы, в целях изучения, разделяем ее на части. Однако эта глава заключает в себе значительные и ободряющие уроки. Воспринимая их, мы поймем, что все наши усилия более, чем стоящие.

Теперь мы рассмотрим содержание отрывка 11:1-20. Усвоив его хотя бы в общих чертах, мы сможем воспринять уроки, которые в значительной мере укрепят нашу духовную жизнь.

Содержание

2. Когда наш Господь обратился к Даниилу в этом видении, шел третий год царствования Кира Персидского (10:1). Бог же возвестил Даниилу о том, что после Кира будет еще три царя, затем восстанет четвертый, который "превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого". Это будет выдающийся царь.

После Кира четвертым царем Персии был прославленный Ксеркс. Он превзошел богатством всех своих предшественников и потратил свои несметные сокровища на создание и содержание огромной армии, во главе которой и напал на Грецию. До сих пор хорошо помню, как трепетало мое мальчишеское сердце, когда я читал "Историю Геродота", в которой запечатлены подвиги Ксеркса и описаны знаменитые сражения при Фермопилах и Саламине. История исполнилась в точном соответствии с тем, что предсказал Господь престарелому пророку.

3-4. Однако Персия не сохранила своего господства. Вскоре после этого всемирной славы достигла Греция, занявшая видное положение благодаря Александру Великому, к которому и относится 3-й стих. Этот талантливый молодой император умер в Вавилоне в расцвете своей жизни, в возрасте тридцати двух лет. Ни один из его сыновей не унаследовал империю, и захваченные земли разделили между собой двенадцать его генералов. Это была эпоха заговоров и контрзаговоров, в результате которых в конце концов положение несколько стабилизировалось и владения Александра были разделены на четыре самостоятельные части, что и предсказано в книге Даниила 8:8. В ходе баталий немногочисленные мелкие царства уцелели, но в конечном результате великолепие империи Александра было утрачено, а сама она распалась на четыре царства, ни одно из которых не изведало и малой доли могущества и блеска первоначальной империи.

Таким образом, предсказанное в 4-м стихе полностью сбылось, как и покажет пристальное изучение. Наша методика подхода к этой главе должна быть ясна. Мы рассказываем историю "периода молчания" и одновременно будем ссылаться на те стихи, в которых предсказывались эти события.

5. Следующее из предсказанных событий относится к "южному царю". Под этим выражением, как явствует из содержания стиха 8, подразумевается Египет. 322-й год до Р. X. оказался свидетелем восхождения на Египетский трон некоего Птолемея Сотера, который продолжал царствовать до 305 г. до Р. X. Он взял под свое покровительство принца, по имени Селевк, обладавшего блестящим полководческим дарованием, который вскоре стал одним из его генералов. В 312 г. до Р. X. этот молодой человек победил всех своих соперников, захватил Вавилон и основал отдельную Селевкидскую империю, расположенную на севере, в Сирии. Очень скоро она значительно превзошла как размерами, так и могуществом южное царство Птолемеев.

6. Спустя некоторое время эти два царства, южное и северное, попытались сблизиться и закрепить свои отношения, породнившись. Это событие фактически произошло через тридцать пять лет после смерти Селевка. Береника, дочь южного царя, Птолемея Филадельфа, была с большой пышностью отправлена на север, чтобы стать женой Антиоха II. Однако заключение брака не дало желанного результата - сближения двух царств. Вскоре после этого умер отец Береники. Описание последовавших событий слишком пространно для такой книги, как наша, поэтому достаточно сказать, что вслед за отцом была лишена жизни и дочь; та же участь постигла ее супруга Антиоха II и их ребенка. Все они были умерщвлены. Очень скоро стало казаться, что никогда не существовало ни царицы Береники, ни какой-либо попытки сближения между севером и югом.

7. "Отрасль от корня ее", т.е. брат Береники, стал следующим царем Египта. Он был третьим среди правивших там Птолемеев и стал известен под именем Птолемея Эвергета ("Благодетеля"). Он вступил в заранее подготовленное сражение с севером, и ему удалось предать смерти тех, кто умертвил его сестру.

8. Успехи, достигнутые южным царством, были огромны. Армия Птолемея разграбила завоеванные области севера и захватили с собой в Египет покровительствовавших северу богов. На некоторое время Птолемеи достигли значительного превосходства над Селевкидами.

Окончание стиха 8: "...и на несколько лет будет стоять выше царя северного" иначе можно перевести так: "Он в течение нескольких лет будет воздерживаться от нападений на царя северного". Так он и поступал. Все эти исторические детали были открыты Даниилу за столетия до того, как произошли сами события. Продолжая изучать главу, мы, несомненно, будем все больше изумляться пророческой точности, свойственной Слову Божьему!

9. Нельзя сказать, что перевод 9-го стиха точен. Его, очевидно, следует переводить так: "Хотя он (царь севера) сделает нашествие на царство южного царя и возвратит свою землю".

Так и случилось. В северном царстве к власти пришел человек, обладавший красивым именем Селевк Каллиник. В 240 г. до Р. X. он выступил в поход против южного царя Птолемея и захватил ранее принадлежавшие ему Малоазиатские области, но в решающей битве потерпел полное поражение и вернулся в свою страну.

10. После этого сыновья северного царя, Селевк Керавн и Антиох Великий, стали готовиться к предстоящей битве. Стих 10 подробно и точно предрекает последующие события. Союз двух принцев был разрушен, поскольку Селевк погиб на поле боя, и Антиоху Великому пришлось править одному. Он провел целый ряд военных экспедиций в различных направлениях и в конце концов захватил Газу, пограничный город Птолемеева царства. Это вновь привело к открытому конфликту между севером и югом.

11. Армия Антиоха была огромна. По сравнению с ней южное царство не обладало почти ничем: оно имело только 70 000 пехотинцев, 5 000 конницы и 73 слона! Тем не менее, вдохновленные яростью Птолемея Филопатора, вооруженные силы южан вступили в бой со значительно превосходившими их полчищами Антиоха и победили! Огромное северное войско было "предано... в руки его".

12. Изумление и восхищение от нежданно одержанной победы наполнило гордостью сердце южного царя, который начал наносить северу еще большие поражения. Однако эти победы не принесли каких-либо продолжительных преимуществ, и южный царь вернулся в Египет к спокойной жизни.

13. Превосходство юга не было продолжительным. Вскоре после этого Птолемей Филопатор умер, оставив наследником четырехлетнего сына! Север вновь завладел малоазиатским регионом.

14. Теперь казалось, что с южным царством будет покончено. Филипп Македонский вступил в союз с севером и таким образом значительно укрепил противников юга. В принадлежащих Египту землях Палестины появились мятежники, правда, они не продержались длительное время. Все эти детализированные исторические события произошли для того, чтобы "утвердить видение". Иными словами, по мере того как каждое историческое событие совпадало с тем, что столь точно предсказал наш Господь Даниилу, истинность видения подтверждалась все в большей мере. Все предсказания сбылись на глазах у читателей! Ничто не оказалось ложным. Следовательно, книге можно полностью доверять. Это обстоятельство должно было принести огромную поддержку народу Господню, который, пережив черные времена, узнал с тех же самых страниц книги о том, что их ожидает в будущем!

15. Затем северный царь одержал решающую победу в Сидоне. Он подверг город осаде и построил земляные укрепления для того, чтобы дать нападающей армии возможность проникнуть в город.

16. Казалось, что Антиох Великий стал непобедимым. Никто не мог ему противостоять; он поступал так, как ему хотелось. Палестина быстро оказалась в его власти и в результате значительно пострадала.

17. Однако, несмотря на все свои усилия, Антиох по-прежнему не мог победить южное царство. Тогда он решил изменить свою тактику, одновременно с чем мы подходим к изучению более известного периода истории, о котором нам напоминает пьеса Шекспира "Антоний и Клеопатра".

Антиох пришел к выводу, что наилучшим методом борьбы с югом является хитрость. Под благовидным предлогом заключения мира он в сопровождении всякого рода высокопоставленных друзей отправился в Египет и обручил свою дочь Клеопатру с царем из династии Птолемеев. Он полагал, что в результате этого соглашения сможет наконец утвердить свою власть над югом, который ему столь долго не удавалось победить.

Его замысел потерпел жалкую неудачу. Через пять лет после заключения брака Клеопатра, не оправдав ожиданий отца, твердо стала на сторону супруга. Вновь оказалось совершенно точным божественное предсказание: "...но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того". [В английской версии этот стих звучит более точно. "Но она не будет ни стоять на его стороне, ни помогать ему" (Примеч ред. перевода)].

18. Эта неудача побудила Антиоха Великого отказаться от притязаний на юг и направить свою страсть к завоеваниям на "острова", т. е. прибрежные страны Средиземноморья. Особенно он стремился присоединить к своим владениям Малую Азию. Но опять он взялся за непосильное дело. Против него выступил римлянин Луций Сципион Азиатский. Антиох потерпел полное поражение и вынужден был заключить унизительный для себя мир.

19. Это огромное поражение положило конец территориальным притязаниям Антиоха. Не в силах по-прежнему нападать на другие страны, он сосредоточил свое внимание на решении внутренних проблем, в результате чего быстро сошел со сцены.

20. Его сменил Селевк Филопатор. Одним из своих первых указов он посылает в Палестину сановника Илиодора, поручив ему захватить капиталы, хранившиеся в сокровищнице Иерусалимскою храма. Гелиодор отправился в путь с намерением сделать это, но по возвращении сообщил, что видение предостерегло его против такого святотатства. Этот замысел, несомненно, не мог совершиться. Вскоре после этого - всего лишь спустя несколько недель после начала царствования - Селевк Филопатор таинственно исчез. Обычно считают, что его отравил Илиодор. Это было поразительное исполнение пророчества: "...после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении".

Все эти исторические события запутаны, сложны для восприятия и не представляют особого интереса. Почти ни для кого невозможно на долгое время в точности запомнить, как развивались отношения между Птолемеями и Селевкидами. Но теперь мы подошли к моменту, когда на арену истории выйдет некий Антиох Епифан. Мы уже читали о нем в 8-й главе книги Даниила. Этот царь имеет большое значение в нашем изложении событии, и мы многое узнаем о нем, обратившись к следующей части этой главы, к стихам 21-45.

Нам не следует чрезмерно беспокоиться в том случае, если мы не знаем во всех деталях историю Среднего Востока в период между созданием Ветхого и Нового Заветов. Обзор событий, проведенный нами в этой главе, едва ли более чем поверхностный. Мы стремились обратить внимание лишь на то, что каждая предсказанная Господом деталь в точности сбылась. Все запечатленное в книге Божьей, а затем и в книге Даниила, в точности соответствует тому, что записано в наших книгах по истории. Благодаря этому удивительному факту нам откроется целый ряд весьма полезных духовный уроков. Они ясны как хрусталь, и сейчас мы подходим к их изучению.

Некоторые уроки

Прежде всего, глава, подобная этой, должна обновить и укрепить наше доверие к Библии.

Как уже ранее говорилось, создавая эту книгу, я стремился побудить людей самостоятельно прочитать книгу Даниила. Я не намеревался собрать здесь свидетельства, подтверждающие мое твердое убеждение в том, что книга Даниила написана в шестом столетии до Р. X. Книга является единым целым, и веских свидетельств в пользу того, что какая-то ее часть была написана в какое-либо другое время, не существует. Зато есть множество внутренних и внешних свидетельств в пользу ее возникновения в шестом столетии. Эти свидетельства можно найти в книгах профессоров Роберта Дика Уилсона и Э. Дж. Янга. Те, кто обладает необходимым багажом знаний, без сомнения, извлекут невыразимую пользу при детальном изучении этих книг. Следует обратить внимание, что приведенные в них аргументы часто игнорировались, но ни разу не опровергались. Откровенно говоря, их и невозможно опровергнуть.

Книга, открытая перед нами, является фантастическим произведением литературы, в котором исторические события записаны до того, как они произошли! Такой феномен невозможно объяснить иначе, чем сверхъестественным происхождением. Не удивительно, что Господь Иисус Христос сказал о Ветхом Завете в целом, а значит и о Данииле: "Слово Твое есть истина" (Иоан.17:17).

Библия является не просто книгой, содержащей истину; она не только истинная книга; это книга, которая сама является истиной. Огромное большинство мужчин и женщин, окружающих нас, попросту не знает о том, во что верить и куда обращаться. Они взывают о верном слове. Они стремятся к тому, что с уверенностью можно признать за истину. Мы уверенно можем призывать их довериться Библии. Слово Божье является истиной. Оно безошибочно. Оно непогрешимо.

Представьте себе человека, который, как вы знаете, постоянно говорит вам правду. Вы уверены в этом, поскольку каждый раз, когда его слова возможно проверить, обнаруживается их истинность. Разве вы не поверите такому человеку и тогда, когда он говорит вам то, во что вы не в силах проверить?

То же самое относится к Писанию. В любой подвергающейся проверке области оно подтверждает, что говорит нам правду. Такой областью являются стихи изученной нами главы. Мы читаем то, что было предсказано, и ясно видим, что события последующей истории в точности совпали с пророчествами. Эта глава оказалась истинной в любом отношении.

Если это так, то почему я не должен верить Библии, когда она затрагивает другие темы? Она с одинаковой уверенностью говорит мне о Боге. Она сообщает, какой Бог и что Он требует от меня. Она говорит и о человеке: откуда он произошел, какова цель его существования и что является истинной сущностью волнующих его проблем. Точно так же она обсуждает и другие важные темы: как можно достичь вечной жизни, как строить свою личную жизнь, какой должна быть моя семейная жизнь, каковы мои обязательства как гражданина и огромное количество других важных вопросов. Сознание того, что книга, обсуждающая все эти темы, заслуживает полного доверия, несет нам огромное утешение. Все, что мне необходимо знать в этой жизни, содержится, как сказал д-р Фрэнсис Шеффер, в книге "истинной истины".

Как безрассудно игнорировать такую книгу или пренебрегать ею! Но еще большее безрассудство - не верить ей или подвергнуть ее сомнению! В этом мире есть истинная книга - истинная потому, что она исходит от Бога.

Нам пора прекратить извиняться за Библию. Пора перестать стесняться своей принадлежности к евангелической вере в общении с теми, кто сомневается в Писании, оспаривает его и открыто презирает людей, любящих его и доверяющих ему. Мы верим, что Библия является тем, за что она себя выдает - Словом Божьим. Эта убежденность обновляется и укрепляется, когда мы прочитываем такую удивительную главу, как Даниила 11. Святой Дух вселяет в наши сердца уверенность в том, что мы открываем книгу истины!

Второй урок, представленный нам в главе 11, можно резюмировать так: "История - это воплощение в жизнь Божьих планов".

Мог ли Господь развернуть перед Даниилом детальную панораму грядущих событий, если бы будущее не подчинялось Его контролю?

Представьте себе, что должны были думать люди, читая содержание этой главы и наблюдая, как в точном соответствии с предсказаниями на арене истории появляются и исчезают различные птолемеи и селевкиды. Они вынуждены были признать: "Все осуществляется в точном соответствии со словами Бога". Они, несомненно, проникались твердой уверенностью в том, что Бог обладает достаточной властью для осуществления Своих замыслов. Исполнилось все предсказанное. Они неизбежно должны были прийти к выводу, что и те предсказанные события, которые еще не произошли, конечно же, сбудутся.

Все происходящее в истории имеет место только потому, что запечатлено в Божьей книге. В данном случае отдельный период был открыт также и Даниилу и записан в его книге. Даже если бы это и не было сказано пророку, все равно остается неизменным тот факт, что каждый штрих истории начертан в книге Божьей. Как отмечают некоторые современные историки, история не лишена значения и смысла. Все, что случается, выполняет Божьи решения. Однако Бог никоим образом не является создателем греха. Он ни на минуту не мирится с ним. Нам трудно понять, каким образом совместить эти истины, но таков факт. Мы увидим все это в более ясном свете, когда, оказавшись на более удобном берегу, оглянемся на историю мира.

Эта истина несет нам огромное утешение. Обозревая современный мир, мы наблюдаем повсеместное проявление сил зла - подстерегающих, угрожающих, преследующих и притесняющих. Но они, да, даже они осуществляют предвечные замыслы Бога. Деятельность этих сил ничем не отличается от свершений великих мировых империй, упомянутых в книге Даниила. Мы узнали о том, что они были во власти Бога. Это столь же истинно и по отношению к силам зла в наши дни. История не вышла из-под контроля; ее конечный результат не подлежит сомнению. Все устремляется навстречу окончательному торжеству Господа нашего Иисуса Христа и окончательному вечному наказанию нечестивых.

И третий, последний урок, который нам необходимо усвоить из этой главы. Бог всегда остается Богом - даже тогда, когда Он невидим для нашего взора.

Мы видели, что Господь Иисус Христос объявил будущее пророку Даниилу. И все же, внимательно ознакомившись с историческим обозрением, ниспосланным пророку, мы обнаружим, что в этом рассказе нет ни одного упоминания о Боге. В нем содержится подлинный каталог войн, перемирий, брачных союзов, битв и приводящее в смятение множество сменяющих друг друга событий. На картине изображен только человек. Создается впечатление, что тон задает самый сильный человек, лидирующий в данный момент. Нигде нет упоминания о Боге. Кажется, что история не имеет с Ним ничего общего.

И все же объявляет обо всем этом Сам Господь! Это обстоятельство призвано лишь подчеркнуть то, о чем мы только что узнали. История - это Божьи планы, воплощенные в жизнь. Это обстоятельство остается в силе независимо от того, проявляется или не проявляется какой бы то ни было признак присутствия Бога.

Подумайте о периоде истории, упомянутом в этой главе. Армии из одного конца в другой пересекают Палестину. Внимание мира сосредоточено на Селевкидах и Птолемеях, евреи же вообще не имеют значения в мировой политике.

Империи появлялись и исчезали, а евреи по-прежнему оставались вне поля зрения. И хотя они являлись единственным в мире народом, носителем истинного знания о живом Боге, их полностью игнорировали. В глазах мира они не обладали каким-либо измеримым значением. Они переживали шквал бед, затруднений и гонений. Зачастую души их наполнял страх. Что же касается книг по истории, в них нигде не упоминается имя Бога Израилева.

Но даже тогда события развивались в точном соответствии с Господними предсказаниями и Его замыслы исполнялись как в каждом частном случае, так и в целом во всем мире. Нигде никогда не происходило что-нибудь помимо ранее запечатленного в Его книге. Это обстоятельство оставалось неизменным даже тогда, когда Он, казалось, отсутствовал в Своем мире. Вся история является Его рассказом. Даже тогда, когда Его невозможно увидеть, Он все так же направляет дела мира.

Могу ли я после всего сказанного об этой главе спросить вас: верите ли вы в это? Верите ли по-настоящему?

Мы живем во времена отступничества, когда люди, прикрываясь именем Христа, провозглашают не что иное, как разновидность религиозно окрашенного гуманизма. Присваивая себе имя христиан, они не руководствуются какими бы то ни было подлинно духовными убеждениями и отказываются почитать Слово Божье и подчиняться ему. С каждым днем видимая церковь все дальше отходит от апостольских основ веры.

Как прямой результат такого разнообразного вероотступничества совершалось и по-прежнему совершается моральное падение на всех уровнях жизни нашего общества. Более того, мы живем под угрозой ядерного террора; мы ежедневно оказываемся свидетелями изменений в международной и национальной политике; мы читаем сообщения о всеобщем экономическом хаосе. Мы сталкиваемся со все более возрастающей опасностью подвергнуться внезапному нападению на своей же улице и стать жертвой ограбления в собственном доме. Мы озираемся вокруг в поисках того, что смогло бы задержать поток зла, но напрасно. Едва ли где-либо возвысится голос, провозглашающий истину. Мы все более примиряемся с прискорбным фактом, что в любое мгновение все силы ада будут выпущены на свободу.

Можете ли вы, оказавшись даже в такой ситуации, поверить тому, что со столь полной очевидностью явствует из содержания этой главы - что Бог по-прежнему остается Богом даже тогда, когда Его невозможно нигде увидеть?

Благословен тот человек, кому

Даровано уменье Бога ощущать

На поле битвы, где всего трудней

Незримое Его присутствие заметить.

Невидим Он столь чудно и непостижимо,

Что кажется отсутствие Ею реальным.

Чем больше в мире зла, жестокости, насилья,

Тем больше скрыт Он за завесой тайной.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.