25.01.2010
Скачать в других форматах:

Пол Барнетт

Второе Послание к Коринфянам

5:1-10    8. Смерть и суд

Описанный выше процесс умирания сейчас достигает своей кульминации в смерти. Однако нынешний век, который проходит, похоже, потребует еще одной жертвы. Смерть делает тщетным и ставит под вопрос все, что человек делал, все, на что надеялся, все, отчего страдал. Похороны — печальное событие, они часто ставят людей в тупик, особенно тех, у кого нет христианской надежды.

Павел не романтизирует и не представляет смерть в привлекательном виде, как иногда делают верующие; он остается реалистом и сохраняет трезвость. Как и сам процесс увядания, так и его конец — разрушение нашего «земного жилища (дома)» — есть суровая реальность нашего существования. Однако смысл безрадостного реализма Павла в отношении умирания и смерти в том, чтобы показать, что им противостоит свет всепроницающей силы Божьей. Ибо как сила Божья действует в умирающем человеке, так и сила Божья в своей полноте присутствует в его смерти.

Через ст. 4:16 - 5:10 проходит сквозной мотив разделения истории на век настоящий и век будущий. И хотя Павел быстро переходит от одного образа к другому, контекст «двух веков» подспудно присутствует во всем этом фрагменте. В предыдущих предложениях он говорил о жизни верующего как о «внутренней» (принадлежащей веку грядущему) и «внешней» (принадлежащей веку настоящему). Обе стороны нашей жизни подвержены воздействию сил, характеризующих соответствующий век — внешне мы исчерпываем себя посредством «страданий», а внутренне мы воссоздаемся посредством Духа. В следующем отрывке (5:1 —9) он будет писать не о внутренней и внешней жизни, а о совокупном образе человеческого существования в нынешнем веке, которому на смену приходит иной совокупный образ существования в веке грядущем.

Хотя существует мнение', что убежденность Павла во всеобщем воскрешении верующих с пришествием Христа, как это выражено в 1 Кор. 15:12-27, в данном отрывке уступает вере в бессмертие отдельно взятого христианина, тщательный разбор обоих текстов показывает, что это не так. Во-первых, Павел во втором послании уже признался в своей вере во всеобщее воскресение; несколькими стихами ранее он писал, что Бог «воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (4:14; ср.: 1:9,10). Вера Павла в воскресение верующих, как грядущее историческое событие, во втором послании не убывает. Во-вторых, и в 1 Кор. 15:35—54, и во 2 Кор. 5:1—9 мы обнаруживаем несколько ключевых слов, относящихся к системе координат «настоящий/новый век». В обоих отрывках мы находим слова «нагие», «земные», которые противопоставляются «небесному» существованию, а также указание на то, что конечность бытия и смерть «облекаются» и «поглощаются» (ср.: 1 Кор. 15:37 («голое зерно»] и 2 Кор. 5:3; 1 Кор. 15:40 и 2 Кор. 5:1,2; 1 Кор. 15:53,54 и 2 Кор. 5:4). Неоднократное использование этих слов, несущих в обоих посланиях одинаковый смысл, свидетельствует о неизменности учения Павла о христианской надежде.

Следует понять, что Павел в вышеуказанных отрывках пытался решить две проблемы. В первом послании Павел писал с учетом контекста нынешнего и грядущего века, а поворотным пунктом между ними будет глас «последней трубы», оповещающей о пришествии Христа и воскресении мертвых (1 Кор. 15:52,53,42). Отвечая на вопросы и возражения коринфян, Павел привел примеры из области природы, чтобы показать целесообразность человеческого существования, которое протянулось из нынешнего века в следующий, но по внешней форме и проявлениям в этих веках отличается.

Во втором послании он пишет вообще о всех верующих, которые сталкиваются с перспективой смерти до прихода нового

 

1 См. обсуждение этого вопроса: G. Е. Ladd, A Theology of the New Testament (Eerdmans, Grand Rapids, 1975), pp. 550—557.

 

века. Если в предыдущем послании акцент был сделан на том, что «все изменимся» (1 Кор. 15:51), то во втором — на том, что, «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах» (5:1). В данном послании Павел, следовательно, подтверждает, что смерть ни в коем случае не лишает верующего славы грядущего века.

1. Образ 1: новое, постоянное жилище (5:1)

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

Совсем не обязательно, вслед за некоторыми учеными, думать, что Павел сейчас поверил в свою смерть до пришествия Господа. Мы видим, что о смерти здесь говорится условно (если), а не утвердительно («когда»)1. По мнению апостола возвращение Господа вполне может предшествовать его смерти. Акцент в этом стихе делается, скорее, на противопоставлении второстепенной, непостоянной, нынешней формы существования (буквально «земного нашего дома») и основной, постоянной формы нашего грядущего существования (жилища на небесах, дома не-рукотворенного, вечного).

Понятно, почему смерть здесь уподобляется разрушению дома или хижины, ведь апостол был странствующим кожевенником, который, среди прочего, делал и чинил палатки (Деян. 18:3; ср.: 2 Пет. 1:13). Человеческая жизнь, действительно, как «палатка» — временна и хрупка. А новое жилище вечно и от Бога (ст. 1). То, что оно нерукотворно, позволяет предположить, что мы должны мыслить его как храм. Иисус использовал эти слова, говоря о храме Своего воскресшего тела (Ин. 2:21; Мк. 14:58). Нам важно, что, когда один дом будет разрушен, у нас будет другой дом\ смерть не означает бездомность. Дом-палатку мы сменим на жилище на небесах. Временного промежутка между нынешней и будущей жизнью не будет. Харрис полагает, что слова «мы имеем» (настоящее время) означают незамедлительность приобретения нового, когда старое закончится1. За утерей одного сразу же последует приобретение иного, более ценного жилища.

2. Образ 2: желание «обрести одежду» (5:2-5)

Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. 4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. 5 На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа.

Павел сейчас переходит от образов, связанных с жилищем, к образам, связанным с одеждой. Только один раз он упоминает здесь жилище, в которое мы должны облечься (ст. 2), объединяя таким образом две метафоры, а затем уже последовательно и непрерывно использует образ переодевающегося человека. Такая, заимствованная из повседневной жизни картина имеет одну необычную особенность.

Обычно, прежде чем надеть новую одежду, мы снимаем старую. Образность Павла предполагает, что второй набор одежды надевается поверх первого. Вероятно, он желает показать, что между сменой одной одежды на другую нет временного промежутка, то есть ни на мгновение мы не остаемся нагими.

Что подразумевает такая картина? Два набора одежды представляют, соответственно, наше существование в нынешнем и будущем веках. В нынешнем веке мы... воздыхаем под бременем (ст. 4). Но это не выражение недовольства нашим нынешним существованием, томление по смерти, которая должна прекратить эту нынешнюю жизнь ([мы] не хотим совлечься, ст. 4). Это, скорее, острое желание облечься в благословения, приготовленные Богом для нас в новом веке.

Тем не менее он мимоходом замечает, что даже если мы совлечены, то есть если пришествию Христа предшествует смерть, мы не окажемся нагими (ст. 3). Это явно отсылает нас к его учению 

 

1 Рассуждения автора построены на английском переводе Библии. Синодальный текст дает как раз утвердительный вариант перевода. Примеч. пер.

 

1 См. полезное обсуждение всего этого отрывка: М. J. Harris, 42 Corinthians 5:1-10: Watershed in Paul's Eschatology', Tyndale Bulletin 22 (1971), pp. 32-57.

 

о крещении: «Все вы, в Христа крестившиеся, в Христа облеклись» (Гал. 3:27)'. Стремление Павла избежать обнажения происходит скорее из человеческого желания не умереть до второго пришествия, а не из-за чувства вины перед всевидящим Божьим оком. Понимая, что, став христианином, он «в Христа облекся», Павел избавляется от страха «обнажения» перед всевидящим Божьим оком.

Чтобы подкрепить свою мысль, Павел, не распространяясь, вводит еще один образ. Он желает, чтобы это бренное существование не просто прекратилось, но до своего истечения поглотилось бы жизнью (ст. 4). Павел рисует новый век (жизнь) будто крупную рыбу, которая одолевает и проглатывает целиком более мелкую (то есть его бренное существование в нынешнем веке).

Наша тоска по жизни нового века происходит не из нас самих. Если оставить нас самих по себе, нам может и не понравиться наш новый дом или новые одежды. Именно Бог милостиво подготовил нас ко всему, что принесет нам великое будущее (ст. 5).

Посредством Духа, Который принадлежит новому веку, но Которого Бог дал нам сейчас, нас готовят к пребыванию в новом жилище, в новых одеяниях. Присутствие в нас Духа выражается острой тоской, которую верующие испытывают по тому будущему пребыванию с Богом. Причиной нашего «воздыхания» по нему является Дух, Который, однако, пока не присутствует в нас в Своей полноте, которая оставлена до грядущего века. То, что мы сейчас имеем — это Дух как залог полной оплаты в будущем. «Залог» (ср.: 1:22) использовался во времена Павла в торговых сделках; сегодня то же греческое слово означает кольцо для помолвки, как залог и гарантия брачного дня.

*

3. Образ 3: предпочтение быть дома с Господом (5:6—9)

Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 7ибо мы ходим верою, а не видением, — 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела

1 Здесь endysasthai означает приблизительно то же самое, что и ependysas-ihai во 2 Кор. 5:2,4.

 

Третий образ, который Павел использует, чтобы изобразить формы существования в нынешнем и будущем веках, относится к домашней жизни. В основе его лежит простой факт, что человек единовременно может находиться только в одном месте. Он либо водворяется в теле (ст. 6), либо водворяется у Господа (ст. 8). Он предпочитает выйти из тела, ибо это означает водвориться у Господа (ст. 8). Такие образы говорят, однако, не о пребывании в бездушном пространстве, а о теплых отношениях, на что указывают слова «у Господа».

Хотя грядущий век присутствует в нас как данный Богом «залог Духа» (ст. 5), наша жизнь в настоящем времени характеризуется верою, а не видением (ст. 7). В грядущем веке мы должны «видеть» и быть у Господа, но в нынешнем веке мы связаны с ним верой, проявляемой в ответ на благовестие. Эта здравая корректива должна уменьшить энтузиазм некоторых христиан, которые, подобно коринфянам, желая увидеть эффектные и чудесные знамения, требуют от Бога в настоящем времени то, что принадлежит будущему. Писание ясно говорит в пользу непоколебимой надежды на будущее, а не в пользу возвышенной эсхатологии с ее нереалистичными ожиданиями, которые в конечном счете пагубны для веры и свидетельства.

Когда Павел пишет о великой перспективе быть у Господа, он не позволяет нам терять связь с нашим нынешним существованием в теле (ст. 6), в отношении которого он дважды говорит мы всегда благодушествуем* (ст. 6, 8). Определенность относительно будущего позволяет верующему не терять мужества в настоящем перед лицом столкновений и боли. Более того, в нынешнем существовании мы ревностно стараемся... быть Ему угодными (ст. 9), Тому, на Чье судилище нам должно явиться (ст. 10). Однако не стоит думать о Нем, как о строгом судье, твердо решившем осудить своих служителей. Они Его друзья, Им спасаемые, которым предназначено вечно с Ним жить (ст. 6, 8). Как и ребенок, желающий угодить доброму, дающему воодушевление

NIV переводит это слово как «уверенны».      Примеч. пер.

учителю, мы желаем угодить Господу всем, что делаем. Надежда на будущее, поэтому, должна в настоящем времени вселять в нас не мечтательную непрактичность, а мужество и целеустремленность.

4. Вопросы без ответов

Суждения Павла о грядущем веке в этих стихах оставляют некоторые вопросы без ответов. Если смерть предшествует пришествию Господа, то «уснул» (1 Фес. 4:14,17)1 ли верующий, или находится^ Господа? Ожидает ли почивший христианин «последней трубы» или находится на небесах? К сожалению, «программа» личной эсхатологии не изложена Павлом четко — ни в этом отрывке, ни в других писаниях. Любая попытка собрать воедино логичную сумму ответов на эти вопросы будет несовершенной и до некоторой степени спекулятивной. Однако, даже с этими оговорками, мы можем утверждать, что верующий будет находиться с Господом и после Его пришествия (1 Кор. 15:23), и когда, умирая, он «разрешается», чтобы быть с Христом (Флп. 1:21—23). С точки зрения Павла нынешний век закончится, а будущий век начнется в тот момент, когда он либо умрет, либо услышит «последнюю трубу», то есть с тем, что придет сначала.

Поэтому нам не избежать некоторого теоретизирования по поводу того, что можно назвать «промежуточным состоянием» существования между смертью и всеобщим воскресением. Для Павла смерть означает «приобретение», которое он объясняет «желанием разрешиться и быть с Христом». Рассматриваемый отрывок позволяет предположить безотлагательное приобретение «жилища от Бога», когда «палатка» будет разрушена (ст. 1). Выйти из тела означает сразу же водвориться у Бога (ст. 8).

У нас нет сведений о телесном состоянии верующего между смертью и воскресением тела. Смысл написанного Павлом в том, чтобы вселить в нас чувство полной безопасности относительно нашего будущего, даже если мы не можем подробно описать «промежуточное состояние». С одной стороны, Павел заверяет колоссян, что «их жизнь сокрыта с Христом в Боге» и что «ко-

 

1 Синодальный перевод Библии передает это глаголом «умереть». · Примеч. пер.

 

гда... явится Христос», они «явятся с Ним в славе» (Кол. 3:3,4). Как сказано в одном гимне:

Так близко, близко к Богу, Ближе и быть невозможно, Ибо в лице его Сына Я такой же близкий, как и Он1.

С другой стороны, апостол, следуя Господу (Ин. 11:11), говорит, что верующие «уснут». Почившие христиане только производят впечатление умерших. Нам будет спокойнее, если мы будем представлять их «уснувшими» под защитой Бога, чтобы быть пробужденными и воссоединиться с живущими верующими, когда придет Христос (1 Фес. 4:14,15).

5. Видение силы в немощи

Сильные и парадоксальные противопоставления характеризуют весть отрывок 4:7 — 5:9. Апостол писал ранее о сокровище в глиняных сосудах (4:7), о смерти и жизни (4:12), о внешнем увядании и внутреннем обновлении (4:16), о свете и временных страданиях и о вечной славе в безмерном преизбытке (4:17). Сейчас он говорит о земном доме и доме на небесах (5:1), о совлечении и облечении (5:6,8), о водворении в теле и выходе из него (5:6,8) и об устранении от Бога и водворении у Него (5:6,8).

Вполне вероятно, что Павел использует эти противопоставления, чтобы исправить ложное учение незнакомцев. Их озабоченность такими видимыми вещами, как Израиль, храм, закон и обрезание, вполне может считаться «зачарованностьютем, что видимо» (ср. 4:18) или «жизнью видением» (ср. 5:7). Их надежда явно была ограничена религиозными и политическими системами того времени.

Хотя Павел верен практическому выражению христианства в таких делах, как, например, сбор денег для нужд христиан (см. гл. 8,9), он знает, что сиюминутные решения, какими бы важными они ни были, не имеют отношения к наивысшей реальности — смерти и суду. Иисус-еврей Моисеева завета, провозглашаемый незнакомцами, не мог принести утешения умирающему,

 

С. Paget. 'A mind at "perfect peace" with God'.

 

грешному человеку, человеку в его немощи. Для незнакомцев сила Божья проявлялась в том, «что видимо», в величии и успехе, а для Павла сила Божья проявляется в нашей немощи. По мере внешнего увядания, мы внутренне воссоздаемся посредством духа для нового века. В тот момент, когда наше тело-палатка будет разрушено, у нас уже будет другое, лучшее, постоянное славное тело — вечный дом от Бога на небесах.

6. Судилище (5:10)

Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Выслушивая судебные разбирательства в городах Римской империи, местный правитель должен был восседать на судейском месте. Действительно, ранее и Павел стоял перед судейским местом Галл иона в Коринфе (Деян. 18:12), так же как некогда Господь стоял перед судом Пилата (Мф. 27:19). Однако грядет время, когда Павел и все остальные, включая Галлиона и Пилата, должны будут явиться пред судилище Христово, где на всякую тайну будет пролит свет (1 Кор. 4:5). Поэтому Павел, который знает, что в тот момент, когда он умрет, у него будет «от Бога жилище» (ст. 1), боится не осуждения (ибо во Христе его нет; Рим. 8:1), а объективной оценки. Это не утеря спасения — которое не может быть утеряно, — а утеря похвалы, которая находится под угрозой. Такое понимание полностью согласуется с учением Господа об отчетности домоправителя перед своим господином о добросовестном использовании врученных ему даров (Лк. 12:42—48). Божьим даром Павла было апостольство; ему было доверено благовествование (1 Кор. 9:17). Когда-нибудь он предстанет пред 1осподом, чтобы дать отчет о добросовестности своей миссионерской деятельности. Каково бы ни было наше служение, будет полезно помнить, что сделанное каждым из нас будет однажды обнаружено перед судом Христа.

Насколько добросовестно мы использовали наше время? Насколько хорошо мы использовали наши возможности? Насколько целеустремленными мы были в нашем христианском служении? Учение о «судилище», перед которым должны предстать все, включая верующих, напоминает нам, что спасены мы были не для бесцельной и равнодушной жизни, а для жизни, наполненной служением Господу. Взвешенная точка зрения, на которую нас наводит перспектива быть на суде у Господа, заключается в том, что хотя мы и оправдываемся только верой, вера эта должна выражаться в любви и послушании (Гал. 5:6; Рим. 1:5). Мы спасаемы не добрыми делами, а для добрых дел (Еф. 2:8,10). Однажды все мы будем стоять перед судом Господа и все, что мы из себя представляем и представляли, станет видимым. Павел относился к этому очень серьезно, ибо сразу же после этого он напишет: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей...» Здоровый страх Божьего суда должен быть истинным мотивом служения Господу, осуществляемым всяким верующим в благовествовании.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.