25.01.2010
Скачать в других форматах:

Дэвид Приор

Первое Послание к Коринфянам

1:1-9     1. Совершенная церковь

Прежде чем обратиться к тому, как Павел описывает коринф­скую церковь с точки зрения Бога, полезно вкратце сосредото­чить внимание на ее основных особенностях, отмеченных в этих двух посланиях.

Это была большая церковь, ибо многие коринфяне обрати­лись к Христу. Она включала множество разных группировок под началом определенного лидера. Некоторые христиане вели себя слишком заносчиво: во время братских трапез богатые держались особняком, позабыв о бедных. Церковной дисциплины не было почти никакой: царила распущенность, как в нравственном от­ношении, так и в учении. Они не хотели подчиняться никакому авторитету и нередко подвергали сомнению подлинность апос­тольства Павла. Бросалось в глаза отсутствие смирения и уваже­ния к другим: одни были готовы тащить своего брата по вере в суд, а другие - - праздновать вновь обретенную свободу во Хрис­те, нисколько не обращая внимания на то, что их ближние не столь крепки духом. Одним словом, они жаждали впечатляющих даров Духа и скупились на любовь, укорененную в истине. Вот к такой церкви и обращается с приветствием Павел.

1. Приветствие Павла, обращенное к церкви в Коринфе (1:1-3)

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сос-фен брат, 2 Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Гос­пода нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 Благо­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Павел представляет себя почти так же, как и в начале Посла­ния к Римлянам, Второго послания к Коринфянам, Послания к Галатам, Послания к Ефесянам и Послания к Колоссянам: как апостола, посланного Богом. Следовательно, он с самого начала заявляет о своем апостольском призвании тем коринфянам, ко­торые в этом сомневались.

Приветствие состоит из обычных греческих и еврейских слов, наполненных христианским содержанием: вместо греч. chaire («приветствие») Павел использует с/шп$(«благодать») и, кроме того, в евр. shalom акцентирует внимание на Господе Иисусе Христе.

В ст. 2 для описания церкви в Коринфе Павел использует ряд язвительных фраз. При ближайшем рассмотрении складывает­ся впечатление, что он намеренно обыгрывает корневое слово kalein («призывать»). Например, основная тема размышлений Павла (особенно во вступительных отрывках послания) - - «Ве­рен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Хри­ста, Господа нашего» (1:9); «А мы проповедуем Христа распято­го... для самих же призванных... Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:23,24); «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1:26).

Ясно, что мысли Павла сосредоточены на идее призвания, ко­гда он исследует природу своих взаимоотношений с коринфской церковью, а также когда вспоминает об обстоятельствах возник­новения в Коринфе христианской общины. В принципе, он осо­знает, что его призвание, а также призвание коринфских христи­ан (как каждого в отдельности, так и всех вместе) исходит от Бога. Он как будто говорит: «Бог призвал меня стать апостолом, Бог призвал каждого из вас стать святым, наслаждаться общением с Его Сыном, Иисусом». Если бы Бог не призвал его, он не был бы апостолом, а они не смогли бы узнать, что Иисус Христос - - это Божья премудрость и сила, не говоря уже о том, чтобы стать Его особым, избранным народом, Его святыми. Этот постоянный акцент на Божьем призвании указывает, что для характеристики церкви в Коринфе Павел не случайно использует и слово ekklesia (букв, «собрание призванных»).

Итак, Бог призывает каждого по имени, и каждый отвечает призванием имени Господа (ср.: ст. 2). Тот факт, что коринфяне, а также бесчисленное множество людей во всяком месте призы­вают имя Господа нашего Иисуса Христа, доказывает, что Бог уже довольно явственно обратил к ним Свой призыв, предоставляя им возможность услышать его и ответить на него.

Таким образом, все слышащие Божий призыв и отвечающие на него, являются членами Божьей ekklesia. Бог отдел ил их Сво­им призывом и сохранил для Иисуса Христа (освященные во Хри­сте Иисусе). Между такими людьми во всяком месте существует такая же тесная близость, как между Павлом и коринфскими христианами.

Павел говорит не о своей церкви, а о церкви Божиеи. Он несет ответственность за рождение и жизнь коринфской церкви, как за все,*созданное человеком, и, тем не менее, это церковь не Пав­ла, а Божия. Нередко мы довольно свободно употребляем выра­жения «моя церковь» или «наша церковь», и в этой связи полез­но указать на вносящий надлежащие коррективы пример Павла. Многие проблемы в церкви на самом деле вращаются вокруг эго­истического желания властвовать, занимать ведущие позиции в жизни и деятельности церкви, что свойственно и пасторам, и отдельным рядовым членам церкви. Вместе с тем, ни один хри­стианин или группа христиан не могут особым образом притя­зать на Иисуса: Он - - Господь у них и у нас.

Что касается самого Павла, то для него, вероятно, не было никакого различия между призванием стать святым наряду со всеми верующими и призванием стать апостолом: одно было тесно связано с другим, первое сближало его со всеми верующи­ми, а второе ставило особняком от них.

Краткое резюме сути уникального апостольства, вверенного Павлу как одному из первых учеников Иисуса, можно найти в декларации «Евангелие и Дух», впервые опубликованном в 1977 г.1 В нем говорится: «Благодаря Божественному откровению и вдох­новению, эти мужи являлись авторитетными представителями Бога и Его Сына, а также их свидетелями и истолкователями. Их личный авторитет как учителей и наставников — авторитет, дарованный и подтвержденный воскресшим Христом, — был окон­чательным и не допускал никакого отклонения от того, что они говорили».

Повелев Павлу оставить яростное гонение на христианскую Церковь, Бог призвал его к апостольскому служению. Это при­звание не было вторичным по отношению к первоначальному. Так призывается каждый христианин: назначенное нам служе­ние является частью того, что называется спасением во Христе. Быть может, необходимо какое-то время, чтобы это понять и осмыслить, и, тем не менее, каждый христианин призван к слу­жению (ср.: Деян. 26:15 и дал. и Гал. 1:15 и дал.).

Конечно, призвание Павла к апостольству, хотя во многом и отличавшееся от призвания других апостолов (ср.: 1 Кор. 15:8,9), играло решающую роль в утверждении его апостольского авто­ритета перед коринфской церковью, когда другие (считавшие себя не просто апостолами, но «высшими» апостолами, то есть гораздо более авторитетными и деятельными, чем Павел) под­вергали его апостольство сомнению (ср.: 1 Кор. 4:18,19, а также 2 Кор. 10—13). Это заставило Павла задаться глубокими и мучи­тельными вопросами относительно своего призвания к апостоль­ству. Быть может, нам не приходится сталкиваться именно с та­кой проблемой, однако надо помнить, что призвание к спасе­нию неизбежно подразумевает призвание к служению.

Общину Божьего народа, находившуюся в Коринфе, Павел называет не частью церкви, а церковью Божиеи в Коринфе. Рав­ным образом в послании, которое почти наверняка было напи­сано позднее в Коринфе, он говорит о домашней церкви Аки-лы и Прискиллы (Рим. 16:5). Иными словами, идет ли речь о христианах, собравшихся в каком-нибудь населенном пункте, или просто у кого-нибудь в доме, между ними нет никакой раз­ницы, кроме численности. Церковь - - это единое целое. По существу, здесь мы находим библейское обоснование для того, чтобы рассматривать любую домашнюю церковь как церковь из­начальную, сформировавшуюся из этого первоначального един­ства1.

1 Joint Statement of the Church of England Evangelical Council and the Fountain Trust, published as Theological Renewal Occasional Paper No. 1, April/ May 1977.

1 Относительно дальнейших выводов по этому поводу см. мою работу: The Church in the Home (Marshalls, 1983).

Несколько интригующе звучит упоминание о человеке по имени Сосфен, который выступает как соавтор Павла. Хотя, не­сомненно, это имя было достаточно известно в то время и мож­но предположить, что речь идет о том Сосфене, который стал начальником синагоги вместо Криспа, обратившегося к Христу (см.: Деян. 18:8 и 17). Тот факт, что Павел упоминает о Сосфене без каких-либо пояснений, показывает, что последний был хо­рошо знаком христианам Коринфа. Обращение в веру двух веду­щих служителей иудейской общины, совершившееся одно за другим, вероятно, повергло их всех в некоторое смятение. Похо­жая ситуация сложилась в Оксфорде в начале 1960-х гг., когда «Общество гуманистов» переживало расцвет. Его председатель обратился в христианскую веру, в результате чего было решено созвать чрезвычайное собрание общества. Однако новый пред­седатель тоже обратился в веру через несколько недель, и опять возникла необходимость во внеочередном собрании. Случай с Сосфеном должен вдохновлять нас проповедовать Иисуса Хрис­та тем, кто, казалось бы, самым прочным образом укоренился в своей официальной должности и занимает несовместимую с ве­рой позицию.

 

2. Уверенность Павла в коринфской церкви (1:4—9)

Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Бо-жией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — 6 Ибо сви­детельство Христово утвердилось в вас, — 7 Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. 9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Гос­пода нашего.

Единственное, что большинство людей знают о коринфской церкви наверняка, — это то, что в ней царил полный хаос со мно­жеством проблем, грехов, разобщением и ересью. В этом смысле она ничуть не отличается от любой современной церкви. Цер­ковь — это сообщество грешников, а не святых. Даже когда речь заходит о церквах, имеющих прекрасную репутацию, их члены и пасторы хорошо знают, что эти церкви полны немощи и греха. Печально то, что недовольные члены таких церквей нередко наивно полагают, будто в какой-то другой церкви дела идут на­много лучше. Это создает предпосылки для перехода из одной церкви в другую. Наверное, одно из самых лучших противоядий для такого рода болезни - - это снова обратиться к словам Пав­ла из 1 Кор. 1:4-9, где он говорит о печально знаменитой свои­ми беспорядками коринфской церкви.

Нам следует запомнить основную истину: Павел, прежде все­го, смотрит на коринфскую церковь как церковь во Христе, и лишь потом принимает во внимание какую-либо другую истину о ней. Это строгое утверждение веры редко укореняется в помест­ных церквах. Там изучают наличие каких-то досадных мелочей и сетуют по их поводу, однако часто совершенно не видят того, что Бог уже сделал во Христе. Если первые девять стихов послания нырвать из контекста, любой читатель придет к довольно печаль­ному выводу относительно положения в коринфской церкви. Заявления о вере, надежде и любви, часто повторяющиеся в тек­сте, потеряют тогда свой контекстуальный смысл и станут не более чем благочестивыми мечтаниями. Утратив перспективу, намеченную в ст. 4-9, сегодня народ Божий погибает во многих уголках земли: он или становится церковью, возлагающей надеж­ды на серьезное духовное возрастание до достижения зрелости, или каждый в отчаянии заставляет другого прилагать больше уси­лий, больше молиться, больше верить и больше действовать, поскольку только это кажется правильным.

Если на самом деле верно, что домашняя церковь и церковь в каком-либо регионе ничем не отличаются друг от друга, кроме численности, тогда сказанное Павлом о коринфской церкви во Христе представляет собой точное описание любой Божьей церк-м11 Его уверенность в коринфской церкви основывается на вели­кодушии и верности Бога.

J) Церковь сполна наделена всеми Божьими дарами (4— 7)

«Благодать Божия, дарованная вам...», «в Нем вы обогатились нссм...», «вы не имеете недостатка ни в каком даровании» — та-• • «иы три утверждения, свидетельствующие о великодушии Бога по отношению к искупленным грешникам Коринфа. Важно сра­зу же подчеркнуть, что эти утверждения относятся ко всей Бо­жьей церкви в Коринфе, а не к отдельным верующим. Если мы хотим постичь полноту Божьего благословения, если хотим на опыте пережить все дары Его благодати, которые являются на­шими во Христе, нам следует стремиться к единению с другими верующими. Никто в отдельности не может утверждать, что «не имеет недостатка ни в каком даровании», - - и об этом ясно сви­детельствуют гл. 12 и 14 Первого послания к Коринфянам.

Однако потенциально поместная церковь на самом деле об­ладает всеми дарами в своей корпоративной жизни и должна с молитвой уповать на то, что Бог даст возможность этим дарам созреть. Отдав нам Своего Сына Иисуса, Бог отдал все, что у Него было, больше Ему нечего дать, а потому в Нем мы имеем все. Если мы хотим, чтобы постепенно эти дары стали реальностью нашей церковной жизни, то должны полнее войти в богатство Его благодати и, кроме того, должны быть готовы увидеть Его явление (7), Его раскрытие. Такая надежда обладает внутренним потенциалом, помогающим двигаться вперед в уповании на то, что мы, как церковь, призваны стать невестой Христа, потому что тогда (и только тогда) мы обретем реальную полноту, пред­назначенную нам во Христе.

Говоря о дарах Божьей благодати1, Павел особо подчеркива­ет, что церковь обогатилась всяким словом и всяким познанием. Здесь используются два слова, logos и gnosis. Вполне вероятно, что Павел сосредоточивает свое внимание на этих двух группах даров, так как коринфяне практиковали именно их (ср.: гл. 12—14). Кро­ме того, здесь, вне всякого сомнения, содержится раннее упо­минание о распространявшемся учении гностицизма; речь идет о смешении разного рода ересей 11 в. (дающем о себе знать уже в середине I в.), о сути которых до сих пор нельзя говорить с пол­ной уверенностью; эти еретические течения, оформившиеся в гностицизм, привели к образованию духовной элиты, претен­довавшей на то, что лишь она обладает истинным знанием, лишь она может выразить его словами и лишь она имеет настоящий

1 Слова charts («благодать») и charisma («дар») восходят к одному и тому же корню.

 

авторитет для того, чтобы направлять жизнь церкви и руково­дить ею1.

Павел непреклонен в своей уверенности, что Бог полностью одарил все собрание дарами познания и слова, и, без сомнения, он также имеет в виду конкретных друзей из Коринфа, наделен­ных различными дарами. Говоря о дарах слова, он, вероятно, подразумевает такие дары, как пророчество, наставление, про­поведь, благовестив, говорение на языках и их истолкование, а также любое использование дара слова, содействующее созида­нию церкви. Что же касается познания, то церковь как единый организм имеет доступ ко всякой мудрости, ведению, различе­нию и истине (Кол. 2:3), следовательно, она не нуждается в ка­ких-то особых учителях-гуру (ср.: 1 Ин. 2:20 и 27).

По отношению к проповеди Павел делает два важных замеча­ния (иногда в завуалированном виде) в довольно трудной для по­нимания фразе: Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас (6). Смысл, вероятно, таков: по мере того как сам Павел на протяже­нии полутора напряженных месяцев возвещал Божьей церкви в Коринфе о «неисследимом богатстве Христовом» (ср.: Еф. 3:8), ее члены стали ценить все богатство своего наследия как детей Божьих и постепенно переживать это на опыте. Иными слова­ми, они обогатились соразмерно качеству и ясному преподнесе­нию истины в проповедях Павла. Следовательно, два замечания, сказанные здесь о проповеди, таковы: во-первых, привилегия и обязанность проповедника заключается в том, чтобы раскрывать и объяснять все, что принадлежит нам во Христе; во-вторых, од­ного лишь произнесения проповеди недостаточно: необходимо, чтобы она утвердилась (букв, «закрепилась») в жизни слушателей, и для этого нужна работа Божьего Духа (1 Фес. 1:5), вселяющего в нас уверенность, просвещающего нас и приносящего нам веру.

Таким образом, церковь полностью наделена всеми дарами Божьей благодати. Их надо отыскать, объяснить и усвоить. Что­бы это произошло, проповедь должна свидетельствовать о вечном

 

1 Полезное резюме о коринфской ветви гностицизма, насколько его осо­бенности можно проследить в этих посланиях, содержится в комментарии К. Баррета ко Второму посланию к Коринфянам (pp. 36-42). Дик Лукас (см.: The Message of Colossians and Philemon: Fullness and Freedom [FVP, 1980]) выделяет семь аспектов того, что называется «колосской ересью», многие из которых, вероятно, в зачаточном состоянии присутствовали и в Коринфе (pp. 22-24).

 

богатстве Христа. Такая проповедь предполагает действие Духа, необходимое для того, чтобы это богатство укоренилось в жизни христианской общины.

2) Церковь будет полностью утверждена верностью Бога (8,9)

Павел не только весьма высокого мнения о возможностях Божьей церкви в Коринфе, но и полностью уверен в том, что в будущем Господь ее не оставит. С чем бы ей ни пришлось столк­нуться, Павел не сомневается в верности Бога: Он призвал чле­нов церкви в общение Его Сына, Он же утвердит (здесь упо­треблено то же самое слово, что и в ст. 6) их до конца. Фраза из ст. 9 (koinonia Иисуса Христа) может означать или то, что цер­ковь представляет собой общение Иисуса Христа, то есть сооб­щество людей, призывающих Господа Иисуса и принадлежащих Ему, или то, что Бог призывает нас стать причастными Его Сыну, Иисусу. Второе истолкование представляется более предпочти­тельным, особенно ввиду того что позднее Павел вновь обраща­ется к этой истине, стремясь заострить внимание на том, сколь греховно разделение по принципу принадлежности к тем, кто «только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь» (1 Кор. 3:5).

Если мы, по воле Самого Бога, призваны приобщиться к Его Сыну, Иисусу Христу, тогда Бог не покинет нас и не откажется от Своих обетовании. Таков смысл словаpistos («верный»). Мы мо­жем полностью положиться на Бога: Он не человек, Он не мо­жет отказаться от Самого Себя и, следовательно, всегда будет верен Своему слову. Он Сам обязал Себя перед церковью «со­вершенством святых» (ср.: Рим. 8:28-30).

Предел, полагаемый Богом, - - это не просто конец жизни каждого отдельного человека, о котором Он, конечно же, Сам заботится: речь идет о дне Господа нашего Иисуса Христа (8). Если мы обратимся к развитию этой темы в послании, нам станет ясно, что этот день означает полное раскрытие (откровение) подлин­ной природы Иисуса Христа, раскрытие истинного качества на­шего служения во имя Христа (3:10-15), а также во имя внутрен­них побуждений и помышлений нашего сердца (4:5). Это день (с радостью предвосхищаемый в каждом совершении Господней трапезы), когда мертвые во Христе воскреснут (15:23,52) к не­тленной жизни, которую Павел называет «духовным телом» (15:44). Итак, это день, наступления которого Павел жаждет, выражая это в своей молитве в конце послания (16:22): Маран-афа-- «Господь наш грядет!»

Божья верность простирается до это го дня и за его пределы в полноту вечности. Бог сохранит Свой народ неповинным в этот день, то есть тогда, когда раскроются тайны человеческого серд­ца и мы будем испытывать законный страх, что, в конце концов, будем признаны виновными перед Ним. Бог сделает так, что никакое обвинение не будет воздвигнуто против Его народа, как со стороны людей, так и со стороны сатаны, великого «клевет­ника братии наших» (Отк. 12:10).

В этот день всем станет ясно, что именно Бог оправдывает, и тех, кого Он оправдал, Он тем самым и прославил (ср.: Рим. 8:33). В этот день главенство принадлежит Иисусу, это Его день, Он решает и определяет. Так как нас призвали стать Его причаст­никами, в этот день мы становимся причастниками и Его верхо­венства. Как бы то ни было, Новый Завет учит, что мы будем су­дить вместе с Иисусом Христом (ср.: 1 Кор. 6:2,3).

Если мы призваны стать причастниками Иисуса, то должны пребывать в Нем (ср.: 1 Ин. 2:28 и дал.), ибо это единственный способ постепенно Ему уподобиться. Когда мы, благодаря Бо­жьей благодати, постоянно действующей в нас, уподобимся Ему, всякая вина и даже ее причина перестанут существовать. Эту радикальную цель и преследует Бог, призывая нас приобщиться к Своему Сыну.

В отношении нашего восприятия поместной церкви практи­ческое значение этой «славной надежды» становится достаточ­но ясным. Оно наверняка должно означать, что мы безоглядно преданы Божьей церкви там, где оказались по Его воле, что не­колебимо верим в желание и способность Бога уподобить цер­ковь, в которой мы находимся, Иисусу Христу и что мы целиком и полностью уверены: Он призвал нас стать святыми, как свят Он Сам. Таковы выводы, к которым Павел приходит в остальной части послания.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.