15.01.2010
Скачать в других форматах:

Алек Мотиер

Послание к Филиппийцам

3:4-8  16. Приобретения и потери

Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

1.Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, ко лена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

2.По ревности — гонитель Церкви Божией, по прав де законной — непорочный.

3.Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

4.                       Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрес ти Христа.

Павел понимал, насколько важно защитить свои великие позитивные утверждения равными по значимости негативными утверждениями. Поэтому он расширил свой призыв радоваться о Господе, показав фи-липпийцам, что для его исполнения они должны иметь религию, которая соответствует их статусу народа Божьего завета. Он настоятельно подчеркивал работу Святого Духа и центральное место Господа Иисуса и параллельно отрицал правомерность надежды на плоть (ст. 3). В его доктрине о спасении отрицалась любая форма «самодеятельной» заслуги перед Богом.

Что такое эта «плоть», на которую не должен надеяться христианин (ст. 3), на которую, как считает Павел, он мог бы надеяться, если бы позволительна была такая надежда (ст. 4), и на которую, как он видит, другие люди возлагают свои упования (ст. 46)? Плоть — это любой человек, не имеющий личных отношений с Господом Иисусом Христом.

В бизнесе есть достаточно обычная вещь — изменение метода ведения документации и отчетности, и можно представить себе бизнесмена, вспоминающего (с удовольствием или с сожалением!) тот год, когда они ввели новую систему. Павел отваживается именно так посмотреть в этих стихах на Христа. Он оглядывается назад, на то время или, скорее, в свете Деян. 9, на тот день, даже час и минуту, когда вся система его личной духовной бухгалтерии сломалась и все накопленные за годы «доходы» резко снизились до нуля, а его изумленному взору предстал Христос, которого он до сих пор презирал и отвергал, предстал в качестве абсолютно достаточного «кредита», способного покрыть все его расходы. Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (ст. 7).

Мы не можем не отметить персональную природу этого соглашения, его полнейшую индивидуальность. Когда Христос встретился с Павлом, с ними больше никого не было (Деян. 9:5—6; 22:9; 26:13 и далее). В Послании к Филиппийцам Павел подробно не останавливается на внезапности своего обращения, но едва ли возможно представить его более личным. Христос завладел им, и это было так же ощутимо, как сделка с наличными деньгами! Это ударение на удивительном персонализме в новозаветном христианстве жизненно важно для «радости о Господе». Мы не можем поверить, что Павел ввел эту ноту личного свидетельства в Флп. 3:4 просто для иллюстрации, и, конечно, это было сделано не для саморекламы. А скорее потому, что если «мы» (ст. 3) — то есть христианская церковь — действительно намерены служить Богу духом,

хвалиться Христом Иисусом и отвергать надежду на плоть, то мы должны помнить, что осуществить это мы можем только в том случае, когда «вы», и «он», и «она», и «я» лично находим Господа и дорожим Христом для себя лично.

Итак, до такого слияния со Христом все есть плоть. Павел в стихах 4—6 описывает себя как плоть, так как он еще не пришел к личному единению с Иисусом. Иными словами, слово плоть описывает наше состояние от рождения и до тех пор, пока Бог не приведет нас к новому рождению (ср. Ин. 3:3—7).

Но Павел говорит даже более решительно. Слово плоть он относит здесь к человеку, достигшему высшей точки нравственного и религиозного развития. В современном употреблении слово «плоть» часто обозначает довольно грубые проявления безнравственной природы. Но мы начинаем осознавать наше истинное положение перед Богом и невероятную красоту нашего Спасителя только тогда, когда отбрасываем это распространенное понимание и признаем, что «плоть» — всякий человек, не только в своем худшем, но даже и в своем лучшем проявлении, и поэтому еще он не может быть принят Богом.

Сначала мы видим преимущества, данные Павлу от рождения (ст. 5). У него с младенчества были духовные привилегии завета, так как он был обрезанный в восьмой день. И если мы спросим: «Какая польза от обрезания?», — то вспомним собственный ответ Павла: «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им [т. е. иудеям] вверено слово Божие», или еще: «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования» (Рим. 3:2; 9:4). Павел был рожден для обладания всем этим и введен в права на свое наследство на восьмой день жизни. Он заявил еще о национальном преимуществе чистого израильского происхождения (потомки Авраама включали и нечистую линию — Измаила). Исаак был отцом также и Исава. Но Израилем

стал преображенный Иаков, от которого произошли двенадцать племен народа Божьего. Затем упомянуто наследственное преимущество Павла: колено Вениами-ново. Несмотря на то что Апостол не принадлежал колену Иуды, царскому племени, он был из племени, которое дало первого царя Израиля, а позднее — единственное среди других одиннадцати племен оставалось лояльным по отношению к Давиду и его наследникам. Наконец, он упоминает родительское преимущество: Еврей от Евреев. Он был ребенком благочестивых, убежденных, ревностно религиозных родителей, со всеми последствиями, которые это влекло за собой (ср. Лк. 1:6,15).

А теперь добавьте к этому списку природных преимуществ личные дополнения Павла (ст. 56—6). Он говорит о позиции, деятельности и достижениях. По отношению к закону Божьему он занял самую уважаемую и ответственную позицию из возможных. Он был фарисей, «по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26:5), и стремился жить в соответствии с тем, что считал законами Божьими, вплоть до мельчайших деталей в повседневной жизни. Он твердо верил, что это единственно правильный путь и что такова воля Божья, и поэтому ревностно противодействовал всему, что, как ему казалось, посягало на достоинство его религии; он был даже «хулитель и гонитель» церкви (1 Тим. 1:13) — что позднее причиняло ему такую боль. Однако тогда он считал, что достиг своей цели и что он по правде законной — непорочный.

Нет смысла говорить: «Ну, ведь это было лишь следованием букве закона и ограниченным достижением в праведности». Это бесспорно справедливо, но какое это было достижение! И бесполезно замечание, что Павел оценивал свои достижения глазами не обновленного духовно человека и что его стандарты были недостаточно высокими. Это снова правда, но какие это были стандарты! Тем не менее все это была «плоть», потому что слово «плоть» определяет жизнь

любого и каждого, мужчины, женщины и ребенка, не имеющих живого, личного общения с Иисусом Христом. Оно относится и к тем, кто дошел до глубочайшего падения в грехе, и к тем, кто достиг величайших нравственных, религиозных и духовных высот. Сам Иисус сказал обо всем этом: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6—7).

Давайте, однако, последуем за Павлом дальше. Определив, что такое «плоть», он обращается к выяснению ее ценности. Помните, что его тема здесь — «уверенность», то есть он пытается показать, что именно дает человеку уверенность в присутствии Бога. Бесспорно, его нравственные достижения были результатом его личных усилий; они могли быть хорошим примером и замечательным вкладом в человеческое социальное благополучие; но могли ли они дать ему уверенность перед Богом? Подготовили ли они его к этому испытанию? Нет, не подготовили. Человек, даже самый привилегированный, самый нравственный, религиозный, ревностный и преданный, еще не становится вследствие этого угодным Богу. Павел подсчитал свои преимущества и достижения одно за другим и признал, что в результате получился ноль. Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (ст. 7). Слово «преимущество» в греческом тексте стоит во множественном числе, то есть Павел по пунктам занес в графу «кредит» свои преимущества, ничего не забывая, не пропуская и не исключая, все свои «доходы», все до одного. Но когда бухгалтер просмотрел список сверху вниз, подсчитал и под окончательной суммой подвел черту — в итоге оказалось непреклонное, единственное слово: «убыток» (тщета). После всего сказанного не остается сомнений в том, что тщетны его усилия и что, конечно, нет у него основания для уверенности перед лицом Бога.

Но теперь на место «тщеты» встает «Христос». Как человек «приобретает» Христа — единственное основание для уверенности перед Богом? Положительный ответ, данный в стихе 9, предваряется негативными утверждениями. Мы узнаем, что находим Христа вовсе не благодаря нашим усилиям. Никто никогда так не стремился к праведности, как Павел, и, однако, он не видит Христа, стоящего как награда на самой верхней ступеньке лестницы его собственных заслуг. Он не может «приобрести» Христа до тех пор, пока не подсчитает все свои праведные дела и не признает их тщетою. «Не труды моих рук могут исполнить требования Твоего закона... Грязный (несмотря на все мои старания) я бросаюсь в фонтан» *. С другой стороны, Христос не приобретается и путем религиозного обряда. Обрезание не спасает, несмотря на то что совершать его повелел Бог (Быт. 17), оно спасает не более, чем крещение могло спасти Симона волхва (Деян. 8:13,21—23), хотя обряд крещение тоже божественного происхождения. Даже священные обряды, на которые просто полагаются как на таковые, должны стать пунктами в той графе, итог которой — «тщета», если речь идет о том, чтобы приобрести Христа.

А если мы не можем обрести Христа, то у нас нет никакой надежды. Павел, отказываясь как от бесполезных от всех своих унаследованных и приобретенных «преимуществ», не желал ничего взамен, кроме Христа. Все это ради Христа я почел тщетою, говорит он. Он — единственная замена; Он вседостаточен, и Он пришел к Павлу и к нам «чрез веру» (ст. 9). Однажды замечательный миссионер Джон Г. Пэйтон безуспешно пытался найти в местном языке эквивалент слову «вера» и был прерван человеком, находившимся в большой беде и нуждавшемся в помощи. «Пожалуйста, можно мне прийти и сильно опереться на вас?» —

* А. М. Топлэди, Скала веков, ущелье для меня. — A.M. Toplady, Rock of ages, cleft for me.

спросил он. Вера — это сильная опора на Христа: не труд, а отказ от усилий; не деятельность, а прекращение действий; просто опереться на Него всей тяжестью наших нужд и найти в Нем приятие перед лицом Бога и праведность, которую мы никогда бы не обрели нашими собственными делами.

Итак, Павел подошел к концу всех дорого стоивших ему усилий, но принят был Богом лишь благодаря тому, что просто уверовал во Христа. К тому моменту, когда он писал филиппийцам, это был опыт далекого прошлого. Этот опыт принадлежал давно прошедшему дню на пути в Дамаск. Разве Павел не мог предложить более свежего свидетельства? Мы замечаем, что в стихе 8 появляется настоящее время глаголов. В стихе 7 записано, что я почел; в стихе 8 — почитаю. Именно здесь Павел обращается к объяснению того, что значит «хвалиться Христом Иисусом». К настоящему моменту он убрал с дороги все другие возможные объекты прославления. Все личные заслуги, приобретенные добродетели, усилия добиться праведности, все, что могло бы послужить к славе человека, потерпело крах. Один Христос стоит на сцене, исключительный (то есть исключающий все остальные) объект хвалы.

Нам тут же приходит мысль, что годы, прошедшие от почел стиха 7 до почитаю стиха 8, были для Павла годами роста. Стихи кажутся заключенными в раму намеренно контрастных выражений: что, то есть не совсем определенное число вещей, стало все; тщета, оценка, данная фарисейству, — теперь сор, то есть категорически обозначена как никчемность; простое упоминание о Христе с течением лет наполнилось личным опытом переживания Его, так что теперь Павел называет это так: превосходство познания Христа Иисуса, Господа моего. Восхваление Иисуса — это не что-то статичное. Радость о Господе идет рука об руку с растущим познанием Господа.

Есть четыре момента, в которых Павел отмечает развитие, или укрепление, его за те годы, что он знал Господа Иисуса. Во-первых, отмечен рост в познании Господа. Как мало он знал об Иисусе в тот день на пути в Дамаск! Так же мало в действительности знал о Нем любой из нас в момент нашего обращения! Но обращение происходит не благодаря величине познаний, а благодаря простоте веры, когда душа переходит от тьмы к свету и от власти Сатаны к Богу (Кол. 1:13). Павел искренний человек, поэтому, свидетельствуя о том далеком дне, он не пытается изображать то, чего не было в действительности. Христос — достаточно емкое слово. Но Павел говорит о превосходстве познания Христа Иисуса, Господа моего. В этой фразе — полнота и богатство апостольской истины, данные откровением, и собственное глубокое удовлетворение, которое нашел Апостол в ней и в Господе. И теперь он не может ограничиться односложным упоминанием. Он хочет выразить полноту славы Спасителя: Христа Иисуса, Господа и вместе с тем свою уверенность в том, что он лично знает Христа — уверенность, которая не уменьшилась с течением лет и не потеряла своей остроты: Господа моего.

Он возрос в познании и все больше хвалится Христом Иисусом. Лучше узнав Господа, Павел стал более преданным Ему. Во время своего первого опыта он почел тщетой все, что в другом случае мог бы счесть доходной частью своего баланса: что (ст. 7). Теперь ничто не припрятано. Ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, — говорит он, — все почитаю тщетою. Как христианин следует примеру Павла в посвящении? Постепенно, через все более глубокое познание Христа, так как чем полнее мы знаем Его, тем лучше видим Его славу и с тем большей радостью отдаем Ему и ради Него — все.

Но в жизнь Павла во Христе вплеталась и более темная нить. Годы принесли возрастание страданий: для Него я от всего отказался. Не все в опыте Павла

было целиком добровольным. Иногда он был вынужден отказываться от каких-то вещей ради Христа; иногда они были вырваны у него другими людьми. Он лишился кожи на спине в результате побоев в Филиппах (Деян. 16:22 и далее), он утратил свободу в кеса-рийской, а затем в римской тюрьме; и еще многое кроме этого (2 Кор. 11:23-28). Павел пережил сам все то, о чем он говорил другим: «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Иначе говоря, мы никогда по-настоящему не хвалимся Христом, если не подвергаемся каким-то образом в то или иное время испытаниям. Суть в том, что хвалиться о Христе — это не христианское приятное времяпрепровождение или летний вид спорта, а дело жизни. Чем мрачнее день, тем больше Его слава, когда Он видит, что мы все равно радуемся о Господе.

Павел понимал страдания очень позитивно. Во-первых, какой бы урон он ни терпел и каким бы образом он ни пришел к нему — по собственному решению, действиями других или волей обстоятельств — все это для Него (ст. 8). Не было ничего, что он не воспринимал бы как бывшее от и ради Христа. Он принимал все, как свершение Его воли и все терпел во славу Его. Во-вторых, тяготы, которые он выносил, были шагом вперед в переживании Христа, то есть опытом, благодаря которому Павел все больше лично осознавал некоторые грани своих отношений с Христом. Часто христиане, оглядываясь назад, на время испытаний, могут засвидетельствовать, каким близким и дорогим стал им тогда Господь и что они получили уроки, которым нельзя было научиться никаким иным способом. Так всегда было для Павла — мелкие неприятности и большие несчастья, смех и слезы, поддержка и разочарования, болезни и боль — все было дверью в богатство Христа.

Так современно звучащее свидетельство Павла (ст. 8) дает нам точное слово — удовлетворение. Он спокойно смотрит на все и принимает страдания, которые

унесли его былые преимущества. А затем дает свою оценку: все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Кто хочет растратить жизнь на массу ерунды? Павел очень далек от того, чтобы сожалеть о том, что прошло или от желания вернуть прошлое. Вступить во владение всем этим он хочет не больше, чем вернуть сор прошлой недели, да и то лишь при условии, что это путь к большей близости со Христом. Только Христос дает удовлетворение; только Христа он хочет приобрести. Павел живет с Христом с той первой встречи с Ним (ст. 7), но все время он жаждет большего. Мы, спасенные, имеем Христа, и Его нельзя у нас отнять; в процессе освящения мы стремимся все полнее приобрести Христа, и это движущая сила в нашей жизни. Христос — единственная надежда на спасение, тогда как наши обряды, привилегии, религия и работа дают в результате лишь тщету. Один Христос всегда остается подлинной радостью для христианина. Именно так мы исполняем заповедь радоваться о Господе (3:1). Будем же и мы, подобно Павлу, искать только Христа как свое богатство, будем решительными, как он, в оценке всего остального в свете полной радости, которую дает лишь Господь.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.