05.12.2009
Скачать в других форматах:

Уолтер Мартин

Царство культов

Глава 7 Спиритизм — культ античности

 

 

 

Старейшей формой религиозного культа, дошедшей до нашего времени, и фактически одной из наиболее смертоносных, если исходить из непреложности божественного суда, является спиритизм, который иногда ошибочно называют спиритуализмом.

 

В 1949 году доктор Чарльз Брэйден писал, что, по оценкам руководителей спиритизма, «в Америке насчитывается от пятисот до семисот тысяч спиритистов, а в мире — от полутора до двух миллионов» (These Also Believe, New York, 1960, p. 356).

 

Что касается Соединенных Штатов, то сейчас эта цифра явно устарела. Международная генеральная ассамблея спиритистов, Национальный спиритистский альянс Соединенных Штатов Америки и Национальная спиритистская ассоциация церквей сообщили (последние данные на 1976 год), что насчитывают более 200 церквей с членством свыше 10 тысяч человек и более 200 служителей. Сюда не входят данные по другим странам мира, например по Европе и Южной Америке, где движение намного сильнее, чем в США. В одной только Южной Америке насчитывается более четырех миллионов спиритистов. Спиритизм обретает сейчас новую жизнь, даже в так называемую эпоху «физики и квантовой механики»!

 

Доктор Маркус Бах, известный ученый либеральной школы, исследовавший множество спиритических явлений, утверждает, что, по его мнению, «raison d'etre спиритизма заключается в проверке и доказательстве непрерывности жизни вместе с утешающей уверенностью в том, что жизнь хороша».

 

Далее доктор Бах рассказывает, что однажды во время сеанса он увидел настоящее воссоединение семьи: «Сын убеждал свою мать, что жизнь «там» является продолжением жизни на земле и что вообще нет двух миров, а только один взаимопереплетающийся и взаимосвязанный, прочно объединенный памятью и любовью к жизни. Сознание не может умереть. Личность не может быть уничтожена. Человеческий дух, несомненно, вечен».

 

Доктор Бах заканчивает свое наблюдение следующим заявлением: «Я покинул комнату, переполненный утешением относительно жизни и смерти. Если это все правда, думал я, то будет очень трудно остаться к этому равнодушным. Я всегда верил в существование загробной жизни. Традиционная церковь тоже в это верит. Но спиритизм пошел еще дальше. Он предлагает нам веру в то, что духи с заинтересованностью участвуют в человеческих делах и что можно достичь их, увидеть и общаться с ними. Чувство уверенности и утешения не исчезало. Чувство реальности случившегося не уходило. Я прошел мимо грота Честерфильда. Кто-то молился внутри часовни. Спиритизм приводит верующих к Богу».1

 

Мы не можем согласиться с доктором Бахом в том, что «спиритизм приводит верующих к Богу», ибо Священное Писание прямо говорит: спиритизм — это маскарад демонических сил, притворяющихся умершими духами с целью обольстить сатанинской властью тех, кто по глупости верит свидетельству бесов, а не авторитету Слова Самого Бога. Нужно прочитать всего лишь 1 Царств 28, чтобы понять, что встреча царя Саула с медиумом в Аэндоре повлекла за собой проклятие Бога и смерть Саула, ибо Бог прервал сеанс, поразив волшебницу (ст. 12), ожидавшую обычной подделки знакомого ей духа, и позволил, чтобы Самуил сам рассказал Саулу о недовольстве Бога и о Его грозящем гневе.

 

Спиритисты неоднократно пытались доказать, что Библия поддерживает спиритизм и постоянно цитируют ее в попытке заверить нас, будто многие библейские герои, не исключая апостолов и даже Самого Господа, являлись на деле медиумами и придерживались такой практики.

 

Спиритизм, несомненно, привлекателен для многих людей, поскольку, как указывает доктор Бах, он утверждает их в возможности существования после смерти и воссоединения со своими родными, чему учит и Писание, но Писание запрещает человеку общаться с близкими через сатанинские каналы, если тот не хочет навлечь на себя Божий гнев.

 

Настоящее и прошлое спиритизма

 

После I Мировой войны религиозную панораму земного шара заполонили быстро размножавшиеся различные формы спиритизма, уникальность которого состояла в том, что он предлагал общение с загробным миром и получение оттуда информации. Многие священнодейства современного спиритизма были разоблачены компетентными специалистами как мошенничество. Классический пример того — исследование Гоудини и Даннингера «Магия и Тайна» (Magic and Mystery, New York, 1967). Кроме него можно привести разоблачение бывшего медиума М. Ламара Кина «Мафия психики» (The Psychic Mafia, New York, 1976) и совместное исследование врача-христианина Пола Майера и фокусника-христианина Дэнни Корема «Мошенники» (The Fakers, Grand Rapids, 1980).

 

Однако не все психические или спиритические явления могут быть разоблачены как мошенничество. Духовное измерение жизни игнорировать нельзя. Настоящие спиритисты черпают силу у того, кого Библия называет «рыкающим львом», который ищет, «кого поглотить» (1 Пет. 5: 8), другими словами, у сатаны. Спиритизм, как мы это увидим, прямо противоречит Библии, Слову Божию. Похожий на обман покупателя, спиритизм в то же время является библейской ересью.

 

В современной американской жизни настолько открыто и повсеместно признается возможность сверхъестественного восприятия и проявления духов, что Дюкский университет открыл специальное отделение по изучению экстрасенсорного восприятия (сокращенно называемого ЭСВ). Открыты и другие центры по исследованию психики и ощущений, выходящих за пределы нормальных чувств. Все они учреждены с одной целью, утверждающей то, что запретил Бог — освоить психическое измерение.

 

Лучшим пособием для изучения спиритизма является, разумеется, Библия, содержащая исторический очерк спиритизма в наиболее точной и достоверной форме.

 

В книге Исход Писание наглядно повествует о древних египтянах, практиковавших культ магического волшебства и некромантию, которые и были использованы священниками демонических богов Египта, чтобы повторить чудеса Моисея, когда тот появился перед фараоном по воле Бога (Исх. 7: 11, 22; 8: 18).

 

В Писании также ясно показано отношение Бога к тем, кто практикует запрещенный грех. Господь назначил смертную казнь для всех ворожей и чародеев, как запечатлено в Исх. 22: 18 и Лев. 20: 27. Ветхий Завет именем Бога проклинает тех, кто вызывает мертвых и «волшебников» (Лев. 19: 31 и 20: 6), то есть, говоря нашим языком, духов и медиумов.

 

К нарушителям Божией заповеди пророк Даниил причисляет тайно-ведцев, волхвов, гадателей, обаятелей, чародеев, усердствующих, наряду с халдеями, в искусстве объяснения слов и видений (Дан. 1: 20; 2: 2, 27; 4: 4; 5: 7). Пророк Исайя тоже повествует о древних спиритах, чародействовавших в Израиле (Ис. 8: 19; 19: 3; 47: 9). Царь Саул до своего отступничества по приказу Бога изгнал их из Израиля (1 Цар. 28: 3, 9), равно как и праведный царь Иосия после него (4 Цар. 23: 24-25). Писание свидетельствует о падении Манассии вследствие обращения к спиритизму (4 Цар. 21: 6, 2 Пар. 33: 6) и идолопоклонства вопреки Божией заповеди. Мнение Библии о спиритизме записано в таких местах, как Исх. 8: 18, Лев. 19: 31, 1 Цар. 15: 23, 4 Цар. 9: 22, 2 Пар. 33: 6, Мих. 5: 12 и Наум 3: 4).

 

Итак, Библия выносит суровый вердикт, запрещающий человеку познавать скрытые духовные тайны вселенной, тем более что волшебство, гадание и чародейство уводят человека дальше по этому нечестивому пути. Египтяне, вавилоняне, халдеи и хананеи, по свидетельству Писания, практиковали спиритизм, и практика эта так или иначе пережила века. Спиритизм получил современное рождение в Хайдсвилле, Нью-Йорк, в 1848 году через Кэйт и Маргарет Фокс, двух наиболее знаменитых провозвестников спиритизма XIX века.

 

Возрождение спиритизма

 

Современный спиритизм родился, по мнению большинства церковных историков, 31 марта 1848 года. В этот день госпожа Фокс из Хайд-свилля, Нью-Йорк, услышала странные звуки в верхних комнатах и в подвале своего дома. Маргарет и Кэйт Фокс оказывались особо чувствительными к этим звукам, и через эту свою чувствительность они стали медиумами, а их система общения получила название «выстукивание Рочестера».

 

Через некоторое время сестры Фокс заявили, что звуки возникали якобы вследствие того, что они похрустывали суставами пальцев ног, но спириты нынешних времен отметают это объяснение, и сегодня их коттедж в Лилидейл, Нью-Йорк, стал местом паломничества спиритистов, где высится большой плакат, гласящий: «Смерти не существует», и где продолжают жить древние обычаи тех, кого Бог осудил как творящих мерзость (Вт. 18: 9-12).

 

Список увлекающихся спиритизмом далеко не мал. Доктор Бах перечисляет количество известных людей, проявивших интерес к феноменам психики и их исследованию, причем в него входят Джеймс Фенимор Купер, Уильям Куллен Брайен, Роберт Дэйл Оуэн, Дэниел Вебстер, Гарриет Бичер-Стоу, Элизабет Барретт Браунинг, Гораций Грили, Элиша Кейн, английский физик и писатель сэр Оливер Лодж, бывший пастор вошедшей в историю церкви конгрегационалистов в Пейнсвилле, Огайо, Э. Ли Ховард, путешественник и писатель Шервуд Эдди, Артур Конан-Дойль и сэр Уильям Крукс, причем последний был удостоен различных степеней по меньшей мере пятью английскими университетами и был создателем трубы Крукса и открывателем таллия. Согласно Баху, «Крукс сообщал о проявлениях левитации, он слышал, как играет аккордеон без прикосновения человеческих рук, видел, как светящаяся рука пишет на стене, и как один медиум держал тлеющие уголья голыми руками. Все это Крукс подверг научной проверке, доказывая существование сил, необъяснимых никакими физическими законами».

 

Хотя с перечисленными людьми можно не согласиться, мы обратимся прежде всего к Библии, которая призывает «все испытывать, хорошего держаться» (1 Фес. 5: 21).

 

Интересно заметить, что спиритизм привлекает прежде всего тех людей, которые пережили большую потерю в жизни, и после каждой большой войны спиритизм овладевает теми, кто не хочет расставаться с погибшими.

 

Одним из великих провозвестников современного спиритизма был Эндрю Джексон Дэвис, малообразованный, но крайне усердный в спиритическом общении.

 

В 1847 году Дэвис напечатал свои «Принципы природы, ее божественные откровения и глас к человечеству», прославившиеся тем, что они выдержали в Соединенных Штатах более пятидесяти изданий. Современные спириты почитают Дэвиса одним из величайших пророков движения. В 1852 году спиритизм появился в Англии, а в Германии в 1856 году были проведены выставки так называемых «спиритических или автоматических надписей».

 

Другими знаменитыми медиумами были Дэниел Дуглас Хоум, Уильям Стэйнтон Моузиз и Леонора Пайпер. Главным образом благодаря трудам этих людей знаменитый британский ученый сэр Уильям Крукс признал подлинность спиритизма, а его свидетельство немало повлияло на доктора Уильяма Джеймса, известного философа и психолога из Гарварда.

 

«Американ Меркури» детально рассказала об одном из исследований Джеймса в области спиритических явлений, которое и по сей день сохраняет научную ценность как подтверждение сверхъестественной деятельности и эмпирическое доказательство существования жизни за пределами смерти тела. Приводим цитату из его статьи «Домохозяйка, которая смутила две страны».

 

В городе Бостон в 1885 году миссис Леонора Пайпер, жена бостонского торговца, не особенно образованная, сделала шаг, послуживший началом ее сорокалетней карьеры спиритического медиума, карьеры, смутившей лучшие умы, проводившие исследования психики в Соединенных Штатах и Европе, столь научно обоснованным доказательством, что оно так и не было опровергнуто. Миссис Пайпер заинтересовалась спиритизмом в результате посещения ясновидца, когда она пыталась облегчить послеродовые боли. Во время сеансов она впадала в транс и могла с поразительной точностью отвечать на вопросы, касающиеся совершенно незнакомых ей людей, уже умерших.

 

Примерно в течение 26 лет она продолжала эти занятия как медиум под воздействием «разных духов», руководивших ею во время сеансов до 1911 года, пока духи не сообщили, что ее здоровье не выдержит дальнейшего общения с ними.

 

В 1924 году миссис Пайпер провела серию специальных сеансов, и отчет об этих сеансах, сделанный с фантастической точностью, занимает более трех тысяч страниц.

 

Миссис Пайпер дала, например, 88 сеансов, где за ней постоянно внимательно наблюдали члены Британского общества по исследованию психики. Профессор Оливер Лодж, впоследствии сэр Оливер Лодж, один из наиболее одаренных ученых, глубокий исследователь психики, составил список, отразивший 41 специфическую ситуацию, когда госпожа Пайпер привела факты и общие сведения о людях, участвовавших в сеансах, причем сведения не были известны самим этим людям во время проведения сеансов! Все это было дотошно перепроверено и не было опровергнуто.

 

Миссис Пайпер обладала также удивительной способностью находить в трансе потерянные предметы и сообщать о событиях, происходящих за многие сотни миль от места, где она находилась. Профессор Уильям Джеймс засвидетельствовал это, когда миссис Пайпер сообщила ему, что его тетя, жившая за сотни миль от Нью-Йорка, умерла той ночью. Вот как говорит Джеймс:

 

«Вернувшись домой примерно через час, я нашел телеграмму, где было написано: «Тетя Кейт скончалась вскоре после полуночи»«.

 

Доктор Джеймс, уверившийся в способностях миссис Пайпер, дошел до того, что пригласил зарубежных профессоров, с которыми она не была знакома, и она верно назвала имена профессоров, и некоторых их родителей, и даже болезни, от которых те умерли. Джеймс как-то написал о ней:

 

«Теперь я верю, что она владеет силой, до сих пор не объясненной.»

 

Британское общество по исследованию психики заручилось поддержкой детективов и сыщиков, не спускавших глаз с миссис Пайпер ни на минуту, пока она находилась в Англии, и доктор Ричард Ходжсон, посвятивший всю свою жизнь разоблачению «чудес психики», поднял руки в знак полной капитуляции, когда она, ни разу не встречавшаяся с ним, назвала его имя, имена членов его семьи еще живых и двух уже умерших.

 

Ходжсон вызвал ее в Англию, и там она, под руководством духа, назвавшегося «доктор Финьюи», общалась с Ходжсоном, в течение трех месяцев тщательно исследовавшем ее За это время она точно сообщала о передвижении людей в других городах, а затем, уже под руководством духа по имени Джордж Пилью, сообщала Ходжсону о событиях и фактах, которые были позже подтверждены более чем тридцатью друзьями Пилью. Дух Пилью правильно отклонил претензии более чем ста человек на то, что они знали его при жизни, и указал тех, кого он действительно знал!

 

Под руководством Пилью миссис Пайпер в совершенстве перевела сочиненную экспромтом фразу на греческом языке, произнесенную специалистом по классической филологии. Миссис Пайпер абсолютно не знала греческого языка, но его знал Джордж Пилью. Она также передавала с абсолютной точностью, опять же под действием Пилью, что делал в тот момент отец Пилью, живущий в другом городе.

 

Профессор Джеймс Гислоп из Колумбийского университета был поражен, когда он опрашивал миссис Пайпер с помощью доктора Ходжсо-на в Сионе семнадцать раз и она правильно назвала его имя и дала верные ответы на вопросы, хотя не могла знать вопросы заранее. Доктор Гислоп окончательно уверился в способностях миссис Пайпер, когда поговорил через нее с духом своего скончавшегося отца!

 

Сама миссис Пайпер не считала способности, которыми она располагала, чем-то сверхъестественным. Она заявила:

 

«Я никогда не слышала ни о чем из сказанного мною во время транса, что не скрывалось бы в моей собственной памяти, или в памяти сидящих в зале, или какого-нибудь другого человека в каком-то другом месте в мире. Теория телепатии очень импонирует мне как наиболее правдоподобное объяснение проблемы. «

 

Несмотря на это скромное заявление миссис Пайпер убедила сэра Оливера Лоджа, сэра Уильяма Крукса, доктора Уильяма Джеймса, доктора Ходжсона и доктора Гислопа (после того как они потратили более 150. 000 долларов на «самое продолжительное исследование в области психики») в том, что она несомненно обладала сверхъестественными способностями.

 

От такого рода доказательства нельзя отмахнуться, его, несомненно, следует внимательно изучить, поскольку оно явно свидетельствует не только о существовании духовного измерения, но и о способности некоторых людей проникать в это измерение. В соответствии со Священным Писанием, такого результата можно достичь только посредством связи с силами тьмы, у которых миссис Пайпер стала средством коммуникации.

 

Мы не хотим создать впечатление, что все подобные психические феномены подлинные и потому демонические. Подавляющее большинство свидетельств об этой деятельности является мошенничеством. Существует множество доказательств (смотрите указанную литературу) намеренных обманов под видом спиритизма. Христианские авторы Дэнни Корем и Пол Майер стоят на трезвой точке зрения, которой должны придерживаться и христиане, сталкиваясь с психическими явлениями: «Читатель из-за многих приведенных опровержений может подумать, что я исключаю любую возможность вмешательства сверхъестественных факторов в нашу нынешнюю реальность. Нет, я верю, что такое вмешательство возможно и оно имеет место... Цель этого трактата — не только развенчать многое из того, что считают сверхъестественными явлениями, но и описать те сверхъестественные силы, которые существуют, и их природу» (Корем и Майер, с. 32).

 

Очень важно повторить еще раз, что подчас деятельность медиумов оказывается просто мошенничеством, обманом или искренним самообманом. Этот псевдоспиритизм столь же опасен в своей нехристианской сути, как и настоящее общение с духами. В своем классическом разоблачении ложных медиумов Гоудини и Даннингер писали: «Остается фактом, что большое количество медиумов-самозванцев играли на доверчивости и чувствах публики, склонной поверить во что угодно, лишь бы им создали видимость продолжения жизни тех, кого они любили и кто шагнул за пределы этой жизни (Гоудини и Даннингер, указ, пр., с. 17).

 

Спиритизм существовал буквально во все эпохи и постоянно в отношении его были справедливы две истины. Первая та, что спиритизм распространен повсеместно и сопутствует всем религиозным группам, включая иудаизм и христианство. Он возвещает непрерывность жизни и вечное движение человека к совершенству в духовном мире. Вторая та, что вечный Бог осудил эту практику самым строжайшим образом, утверждая, что объяснение духовного мира должно исходить только от Него (Быт. 40: 8) и что тот, кто вторгается в духовные сферы, заслуживает смерти (Исх. 22: 18).

 

Нас неоднократно самым суровым образом призывают не обращаться к медиумам и не стараться попирать власть, принадлежащую Богу (Лев. 19: 31). Лишь прельстившиеся могут предпочесть сатанинское учение вере в Слово Божие, а учение спиритизма, как мы увидим, имеет именно такую природу.

 

1.                  Marcus Bach, They Have Found a Faith, New York, 1946, pp. 116, 121.

2.                   

 

 

Доказанные случаи спиритических проявлений

 

Ниже приводятся два примера спиритических явлений, в которых я усматриваю несомненное воздействие оккультизма (демоническое вмешательство), как он представлен в Библии. Оба примера сопровождаются доказательствами, свидетельствующими об их природе. К сожалению, есть много христиан, которые страдают от иллюзии, что любые сеансы спиритизма являются фальшивкой и не могут иметь демоническую суть.

 

Я действительно считаю, что многие свидетельства о спиритической деятельности являются плодом либо чрезмерно активного воображения, либо откровенного обмана со стороны «исполнителя». Спиритизм, подлинный или мошеннический, приносит большие доходы. Тяга легкой наживы овладевала многими, побуждая их назваться или действительно стать медиумами и обратиться к оккультной или мошеннической практике спиритизма. Бывший медиум М. Ламар Кин назвал громаднейший лагерь спиритов в Честерфильде «ответом спиритизма на Диснейлэнд». В первый же сезон туда съехались более 65. 000 паломников со всех уголков света. Они потратили более миллиона долларов на то, чтобы пообщаться со своими умершими родственниками. 1

 

Случай I

 

О первом из этих примеров сообщил доктор Маркус Бах, хорошо известный религиозный обозреватель и писатель. Стремление к беспристрастности побудило его посетить громаднейший лагерь спиритистов в Честерфильде и сеансы, изучив которые, он убедился в их подлинности.

 

 

 

26 августа я приехал в Честерфильд, Индиана, и сразу же отправился в лагерь спиритистов в окрестностях города. Его называют городом мира, Новым Иерусалимом, Великой Меккой. Вопреки ожиданию увидеть ветхий скит для общения с мертвыми, я попал, к немалому удивлению, в прямо-таки буколическое место отдыха. Над покрытым травой амфитеатром и гротом, находящимся в «саду молитв», возвышались две большие гостиницы и двадцать коттеджей.

 

В духе нерушимых традиций спиритизма там создан «религиозный пантеон». Спириты утверждают, что ему нет ничего подобного в мире. Статуи Авраама, Будды, Зороастры, Магомета, Лао Цзы, Конфуция, Вардхаманы, Зевса, Осириса и Иисуса в натуральную величину намекают на универсальность спиритизма в его притягательности и применимости. Венчает эту идиллию индеец, поднимающий голову к незримым небесам духовного мира. 2

 

Прибыв в эту Мекку современного американского спиритизма, доктор Бах посетил два сеанса. Он оставляет нам свидетельство скептика, уверовавшего в явления спиритизма:

 

Несколько мгновений, и мои глаза привыкли к темноте. Я различил смутные контуры Прессинга, стоящего рядом со мной. Он наклонился ко мне и мрачно прошептал:

 

— Ну, когда же все начнется?

 

Не успел я ответить, как...

 

Здравствуйте, доктор Бах! Здравствуйте мистер Прессинг! — донеслось до нас из темноты. Это был нервный детский голос со слегка плутовским тоном. Это мог быть дебют смазливого сироты, а могла быть и актриса из театра кукол.

 

Добрый вечер, — ответил мистер Прессинг.

 

— Кто вы? — спросил я.

 

Дружелюбный певучий голос ответил мне:

 

— Я Сильвия... Мы очень рады, что вы здесь, доктор Бах, — сказала она с явной учтивостью в голосе. — Это будет очень интересный сеанс. Есть хорошие вибрации. Смотрите!

 

Маленькая труба медленно приподнималась с пола. Она замедлила движение чуть выше другой трубы, побольше, и неуверенно остановилась.

 

— Кто вы? — настаивал я.

 

— Сильвия, — выразительно сказал голос, — разве я не сказала, что Сильвия?.. Я могу вызвать для вас других духов, если хотите.

 

- Как? — потребовал я. — На небе миллионы духов, как вы их найдете? Позовите мне Боба Уайтхэнда.

 

- Боба Уайтхэнда? — было похоже, что голос на секунду приглушило ветром, — Боба Уайтхэнда? — пронеслось как эхо, — я постараюсь. Это делается вибрациями... Сейчас я постараюсь найти Боба Уайтхэнда, но посмотрите на трубу, доктор Бах!

 

Труба поднялась метра на полтора над полом и медленно качалась в пространстве...

 

- Куда вы хотите передвинуть трубу? — спросила Сильвия.

 

- Поднесите ее ко мне, — сказал я.

 

Озаряемая святящимися полосами труба приблизилась ко мне и остановилась прямо у моего уха.

 

- Положите ее мне на руки, Сильвия, — попросил я.

 

- Держите!

 

Я протянул свои руки, и труба спланировала на них. Теперь, подумал я, надо не упустить шанс найти веревочки. Держа легкую, как пух, трубу левой рукой, я со всех сторон обвел ее правой. Веревочек не было.

 

- Возьмите трубу руками за оба конца, — сказала Сильвия.

 

Я так и сделал, держа трубу согнутыми в локтях руками.

 

- Теперь я поговорю с вами из трубы.

 

Голос Сильвии действительно зашептал из трубы. Я приложил трубу к правому уху: голос шел оттуда, и говорила Сильвия.

 

- Ладно, — согласился я, — интересно, — и быстро убрал руки. Труба неподвижно повисла в пространстве.

 

Разговор Сильвии с Прессингом я не помню, так как был поражен медленным передвижением вверх второй трубы. Без остановки она поднялась почти до потолка. Повисев там, она начала медленно двигаться по кругу, подобно вертолету. 3

 

После этого доктор Уильям Джеймс обратился к доктору Баху, и они говорили минут двадцать. Труба продолжала свое левитационное движение, и когда доктор Джеймс перестал говорить, Сильвия, капризное духовное существо, взяла трубу, словно подвешенную в воздухе, и вдруг труба с грохотом врезалась в стену прямо за доктором Бахом. Доктор Бах приводит реакцию мистера Прессинга: «Какого дьявола случилось?»

 

В качестве ответа прозвучал шаловливый смех Сильвии:

 

— Я хотела показать вам работу полтергейстов! Ну, как оно?

 

Несколько секунд в комнате было тихо. Ничего не было видно, кроме светящихся полос вокруг маленькой трубы. Потом голос Сильвии сказал:

 

- Кажется, у меня есть для вас Боб Уайтхэнд.

 

- Отлично! — ответил я деловым тоном. — Боб, Боб! Ты меня слышишь?

 

Святящаяся голова появилась в метре над полом. Она не материализовывалась в том виде, как обычно описывают материализацию духов. Она просто возникла из ничего. Почти как свет фонаря, отраженный на лице человека. Я увидел черты моего друга, убитого во Франции. Привидение держалось в комнате всего несколько секунд, а потом исчезло. Как его объяснить? Если бы это было настоящее человеческое лицо, освещенное фонарем, то его нужно было укрыть за занавеской в центре комнаты. Но я знал, что никакой занавески не было. Кроме того, почему свет фонаря не рассеивался по комнате, занавеске или аппаратуре, если она применялась? И если это был кто-то, исполняющий роль Боба Уайтхэнда, то как он мог получить такое подчеркнутое сходство с Бобом, если никто не знал, что я попрошу вызвать именно Боба? Событие было необъяснимо, и оно оставило самые яркие впечатления за весь день.

 

Сильвия попрощалась с нами. Маленькая труба заняла свое исходное положение. 4

 

Доктор Бах вспоминает еще один случай на сеансе, который, несомненно, был подвергнут им тщательному изучению и анализу, поскольку также предполагал личное знакомство. Бах рассказал о нем следующим образом:

 

Я подробно фиксировал свои мысли о происходящем — о левитации, кача-тельных движениях спиритов в ритм, напоминающий морской прибой, когда больше четырех человек разговаривали одновременно шепотом, возбужденно, торопливо, повелевающе. Вдруг вселенная духов растворилась. Несколько секунд, показавшихся вечностью, ничего не происходило. Потом порывистый поток эктоплазмы взвился от пола и принял вид девушки. Еще не успев принять очертания, фигура заговорила:

 

— Марк, дорогой Марк, дорогой Марк...

 

Мои знакомые называют меня Марком; мои близкие знакомые называют меня дорогим Марком, и я понял, что это будет «семейный дух»! Я встал и приблизился на расстояние чуть больше метра,

 

— Да, — сказал я. — Кто ты?

 

В ответе слышалась крайняя разочарованность:

 

— Неужели ты не узнаешь меня?

 

Я не узнавал ее. Я понятия не имел о том, кто это. Я слишком погрузился в размышления о личных контактах с духами... Я даже не предложил ей как-то намекнуть, кем она собиралась мне представиться. Совершенно незнакомый человек, решил я.

 

- Я тебя не знаю, кто ты?

 

- Пола, — донесся ответ.

 

Ее имя и обходительность, с которой это было сказано, всколыхнули в моей памяти воспоминания о давно забытой драме. Двадцать лет назад моя сестра Пола умерла в возрасте двадцати трех лет. Ее дочь Джанет умерла незадолго до того. Их смерть считалась глубочайшим горем нашей семьи, но время и путешествия затуманили прошлое. Никакой медиум или спирит не могли бы раскопать это имя в моей памяти, поскольку я и думать забыл о Поле. Я ни разу не вспомнил о ней во время сеанса. Я посмотрел на стоящее передо мной привидение повнимательнее.

 

- Как я выгляжу? — спросила она.

 

- Прекрасно, — ответил я.

 

- Рост нормальный? — прошептала она. — Тебе не кажется, что я должна быть выше?

 

- Нет. Примерно такого роста я тебя и помню.

 

- Я старалась, — серьезно сказала она. — Правда, получилось?

 

- Да, — заверил я ее, вспоминая, что по одной из теорий о материализации дух «собирает» эктоплазму и придает ей на память человеческий облик, которым он обладал на земле.

 

... Была ли похожа на Полу эта фигура и ее очертания? Должен признать, что да. Очень сильно. Внешность была узнаваема и убедительна. Похожее на «ложный фасад» плоское тело в двух измерениях с чем-то похожим на руки, покрытые мрачной серо-белой пленкой. Лицо, хоть и очень похожее на маску, все же потрясающе напоминало ее. Были и какие-то иллюзорные белокурые волосы. Не могу сказать, точно ли я слышал голос Полы. За двадцать лет я уже совсем забыл его. Однако это была Пола.

 

Почему бы и нет, спрашивал я себя, стоя там. Спиритисты в Честерфильде знали, что я приеду. Если, как говорят некоторые, у них есть хорошо налаженная система шпионажа, они могли бы легко выйти на мою семью и добыть описание Полы. Если это кто-то переодетый, лицедей или марионетка-чревовещатель, то, конечно, он мог бы имитировать фигуру Полы. Сама мысль преследовала меня больше, чем привидение. Я был рад прийти хоть к какому-нибудь выводу. Я все отчетливее испытывал желание подойти и дотронуться до фигуры. Я приблизился, слегка отошел в сторону, чтобы красный свет падал прямо на лицо духа. Нас отделяло чуть меньше метра. Пола рассказывала о жизни в мире духов. Я поспешно задавал вопросы: «Видела ли ты Иисуса? Как жизнь на небе? Как там со временем? Можешь ли ты находиться везде одновременно? Называют ли там духов методистами, реформатами, пресвитерианами, католиками?»

 

По ее голосу было похоже, что она смеется. Она отвечала «нет, нет» на все вопросы, кроме вопроса о небе. Наше общение было как запретный, тайный разговор с человеком, когда время очень ограничено. Ее черты вроде бы стали яснее. Но возможно, это была просто шутка памяти.

 

Тут мне пришла в голову мысль.

 

- Пола, — сказал я, — помнишь ли ты катехизис, который мы учили дома?

 

- Конечно же!

 

- Пола, помнишь ли ты первый вопрос в катехизисе?

 

- Помню.

 

- Какой это был вопрос? — я спросил почти со страхом.

 

Ответ пришел сразу:

 

- Какое ваше главное утешение в жизни и в смерти?

 

- Давай дальше, — попросил я.

 

— То, что я, с телом и душой, и в жизни, и в смерти не принадлежу самому себе, — она прервала ответ. — Тут, где мы находимся, эти слова приобретают еще большее значение!

 

Затем быстро, как бы на одном дыхании, она рассказала, что служение Богу значит развитие личности. Жизнь на духовном уровне есть развитие. Как движение по спирали. Как восхождение нравственности ко все более высокому «небу». Несколько раз она прерывала рассказ вопросами «Понимаешь? Это ясно?», словно чувствовала, что ее слова жизненно важны, всеобъемлющи. Смерть, утверж дала она, не была ужасным результатом греха. У нее нет жала. Она не является • ни врагом, ни другом. Это часть божественного плана, плана без начала и конца.

 

Шепот становился все слабее:

 

- Я больше не могу оставаться. Сейчас мне надо будет уйти.

 

- Пола, еще одно. Ты можешь обнять меня?

 

- Я тебя поцелую, — ответила она. — Подойди ко мне.

 

- Подойди ты ко мне, — я хотел, чтобы она приблизилась к красному свету, и она так и сделала. Теперь нас разделяло менее полуметра. Ее лицо светилось, оно казалось прозрачным, но плоским.

 

Я наклонился вперед и пригнул голову. Эктоплазменные руки, напоминавшие паутину, обвили мою шею. Что-то мягкое, льняное скользнуло по лбу, и Пола исчезла, словно под землю.

 

Я вернулся к своему креслу и сел... Сеанс закончился. 5

 

Честерфилвдский лагерь не всегда посещали такие доброжелательные инспекторы, как доктор Бах. В 1960 году рекламная кампания спиритов лопнула мыльным пузырем, разоблачив одно из предпринятых там мошеннических мероприятий. М. Ламар Кин, бывший медиум и бывший постоянный член оргкомитета Честерфильда, рассказывает:

 

«Два сочувствующих исследователя, Том О'Нил и доктор Андрия Пухарич, пытались снять первый в мире фильм о материализации духа. О'Нил был убежденным спиритистом, редактором ежемесячной газеты Psychic Observer, официальным служителем Ассоциации спиритистов Индианы... и близким другом... завсегдатаев лагеря. Пухарич был врачом и исследователем психики, которого О'Нил взял, чтобы придать делу наукообразность...

 

Эксперимент обернулся крахом для спиритистов. В окуляре прибора ночного видения предполагаемые фигуры духов из мерцающей эктоплазмы, материализующиеся из воздуха, оказались просто-напросто людьми, завернувшимися в марлю, которые входили через скрытую дверь из соседнего помещения. Инфракрасный фильм подтвердил наблюдения Пухарича. На пленке с несомненной точностью запечатлелись знакомые всем лица лагерных медиумов, одетых в марлевую ткань и исполнявших роль духов» (Кин, цит. пр., с. 41-42).

 

Случай II

 

Еще одно доказательство спиритизма записано Артуром Хиллом в книге «Спиритизм: история, проявления и учение» (Нью-Йорк, 1919, с. 74-75), где мистер Хилл рассказывает о Дэниеле Дугласе Хоуме, необычайном медиуме, практикующем коммуникацию с потусторонним миром и левитацию.

 

В 1885 году Дэниел Д. Хоум, молодой человек шотландско-американского происхождения, прибыл на Британские острова, и именно в случае с ним и его претензиями на обладание спиритическим талантом объективный наблюдатель находит доказательства сверхъестественных проявлений, в которых еще не усомнился ни один исследователь.

 

Имеется много описаний того, как Хоум устанавливал связь с силами потустороннего мира, но физические явления или проявления духов, открывающиеся фантастическими способностями Хоума, оказались лучшими свидетельствами наличия у него сверхъестественной силы.

 

Сэр Уильям Крукс, знаменитый британский ученый и признанный авторитет в области спиритических явлений, засвидетельствовал, что в случае господина Хоума несомненно присутствует «действие неизвестных науке факторов».

 

В присутствии сэра Уильяма и Хоума «аккордеон, находящийся под столом, и в отдалении от медиума, сыграл мелодии, а в руках самого мистера Крукса мог сыграть всего несколько нот, но отнюдь не мелодии». Деревянная плашка на столе, в метре от Хоума, поднялась на двадцать пять сантиметров и плавала в воздухе больше минуты, мягко перемещаясь вверх и вниз, будто на воде, причем руки самого медиума держали супруги Уолтера Крукса и Уильяма Крукса. Карандаш постоял на столе острием вниз и попытался писать, но упал; тогда плашка приблизилась к нему и поддерживала, пока карандаш предпринимал вторую попытку. Столы, которые никто не трогал, скользили по полу. Появлялись светящиеся облака и материализованные руки, держащие цветы. Сам Хоум поднялся в воздух, как это бывало со многими святыми. Все происходило при нормальном освещении, обычно от газового рожка.

 

Однако самая знаменитая из левитации была показана в 1865 году в Лондоне на Букингем-Гэйт 5 в присутствии лордов Линдси и Эдэр и капитана Винна. Хоум, перемещаясь по воздуху или создавая видимость полета, вылетел в одно окно, а залетел в другое. Окна находились в 196 сантиметрах друг от друга и в двух с половиной метрах над землей, причем между ними не было никакого выступа или опоры... Трудно поверить, что все, что показал Хоум, является обманом или галлюцинацией. Как очень часто бывает, достоверность исторических фактов, за которые ручается всего несколько человек, большинство из которых умерло, недоказуема, и когда указанные события имеют природу, не имеющую параллелей в нашем личном опыте, то легче всего предположить, что все это было сделано обманным способом. Но мы должны признать, что подобная логика является предвзятой, ибо в любом другом случае мы бы посчитали решающим слово такого выдающегося ученого, каким был сэр Уильям Крукс, особенно когда его подкрепляли столь солидные свидетельства.

 

Следует отметить, что не все исследователи спиритических явлений признают достоверность этого конкретного события. Гоудини и Даннингера оно не убедило, как и некоторых других. 6

 

Есть еще много примеров, которые мы могли бы привести в подтверждение заявлений спиритов об их способности контактировать с силами потустороннего мира, и такие примеры, несомненно, задокументированы. Вопрос, однако, в том, одобряет ли подобные контакты Слово Божие, и если нет, то не является ли эта практика непослушанием воле Божией, порочащим душу человека.

 

Как мы уже отметили, Библия очень выразительно высказывает свою точку зрения на эту проблему, и, готовясь к обсуждению богословской сущности и расхождений спиритического учения с христианским, мы должны в первую очередь учитывать божественную точку зрения на спиритизм и спиритическую деятельность.

 

В связи с этим отметим по меньшей мере два специфических момента из повествований доктора Баха и мистера Хилла. Напомним, в случае доктора Баха привидение, претендующее на то, чтобы быть его умершей сестрой Полой, явно противоречило Новому Завету и в частности 15-й главе 1 Послания к коринфянам, где смерть названа врагом (ст. 26). Смерть действительно нацеливает жало против человечества, жало, которое может быть выдернуто только верой в воскресение Иисуса Христа, позволяющей воскреснуть тем, кто верит в Него (ст. 55-57).

 

Полезно напомнить, что в Послании к римлянам апостол Павел особо явственно свидетельствует о реальности греха, зла и о духовной смерти или отлучении от общения с Богом. Пятая и шестая главы, в частности, указывают, что только Христос восстанавливает общение человека с Богом, и делает Он это, лишая сатану власти (Евр. 2: 14). В откровении Нового Завета смерть считается результатом греха (как и в Быт. 3). Она является частью божественного замысла, она допущена Богом, Который проложил путь и к избавлению от нее, то есть к ее конечному уничтожению путем воскресения во Христе. Хотя смерть является частью божественного плана, она не нейтральна; на деле она является «последним врагом», подлежащим истреблению (1 Кор. 15: 26).

 

Мы, конечно, можем согласиться с высказыванием мистера Хилла по поводу Дэниела Хоума и его сверхъестественной силы, но не надо забывать, что Хоум являлся подлинным спиритом-медиумом, отрицающим Божественность Христа, искупление и воскресение в теле нашего Господа. Силы, двигавшие им (спириты ошибаются, думая, будто это они управляют духами), исходили не от Бога. Наоборот, это были демонические силы, о которых говорится в Библии и которые она осуждает. Отец духов, Всемогущий Бог будет судить их, а также известного нам как «князя, господствующего в воздухе», сатану.

 

1.                  The Psychic Mafia, New York, 1976, p. 43.

2.                   

3.                  They Have Found a Faith, Markus Bach, p. 99.

4.                   

5.                  Там же, сс. 104-106.

6.                   

7.                  Там же, сс. 108-109.

8.                   

9.                  Там же, с. 117-121.

10.               

11.              Magic and Mystery, New York, 1967, p. 97.

12.               

 

 

Богословие спиртизма

 

Вот «семь принципов' спиритизма:

 

1.                  Отцовство Бога.

2.                   

3.                  Братство людей.

4.                   

5.                  Непрерывное существование.

6.                   

7.                  Общение духов и служение ангелов.

8.                   

9.                  Ответственность человека.

10.               

11.              Грядущее воздаяние и вознаграждение за совершенное на земле добро и зло.

12.               

13.              Путь бесконечного развития.

14.               

Секретарь Национального союза спиритистов

 

(The Seven Principles of Spiritism, pp. 2-3).

 

1.                  Спиритизм — это Наука, Философия и Религия непрерывной жизни, основанная на доказанном факте общения через медиумов с теми, кто живет в Духовном мире.

2.                   

3.                  Спиритист — это тот, кто в качестве своей главной религии исповедует общение между этим и духовным миром через медиумов и кто старается формировать свой характер и поведение в согласии с высочайшим учением, полученным в этом общении.

4.                   

Национальная ассоциация спиритистов, «Определения»

 

(Definitions, 1914, 1919).

 

 

 

Бесконечный Разум охватывает и контролирует всю вселенную, не имеет ни очертания, ни формы, он безличен, вездесущ и всемогущ.

 

Он учит, что во всем пребывает искра божественного.

 

Что любая душа с веками взойдет к высотам возвышенным и славным, где Бог есть Любовь и Любовь есть Бог.

 

Суть и дела спиритизма // «Справочник по спиритизму»

 

(What Spiritualism Is and Does, Spiritualist Manual, 1940).

 

Человек — это духовное существо, которое эволюционировало от низших форм жизни через период сознательности до состояния высших нравственных и духов ных способностей и которое переживает неповрежденным разложение тела.

 

Добрые дела, исходящие из доброго сердца, содержат силу, созидающую прият ное местопребывание в духовной жизни, и наоборот, грешники возводят жилища собственной несчастной жизни. Нечестивец должен заплатить за свои злые дела здесь, на земле, или в будущем и достичь состояния праведности перед тем, как вступить на путь, ведущий к духовному счастью и совершенствованию.

 

Философия спиритизма, там же.

 

Спиритизм — это излияние духа на человечество, божественное откровение из сфер света. Это высочайшее слово истины, до которого надо расти, глубину, красоту и величественный смысл которого мы так и не осознали в совершенстве.

 

Спиритизм есть всеобщий учитель, великий искупитель, освободитель человече ских душ от рамок суеверия и невежества, разгоняющий облака заблуждении, так долго окутывавших мир, и освещающий тьму материального мира.

 

Что такое спиритизм, там же.

 

В сборник духовных песен спиритистов вошли хорошо известные христианские гимны, но с соответствующими изменениями. Мы приводим один из них, чтобы показать, с каких богословских позиций сделаны изменения. 1

 

 

 

Таков, как есмь, таков, как есмь,

 

Без дел, без слов, сотворен я Тобой таков.

 

В Тебе жизнь я нахожу,

 

О, Бог любви, к Тебе иду.

 

Таков, как есмь, без слепоты,

 

Без уз души, ума, без нищеты

 

Твое в себе я нахожу.

 

О, Бог любви, к Тебе иду.

 

Таким, как есмь, примешь меня,

 

Пускай не обрету ученость я,

 

И до высот святости не дойду,

 

О, Бог любви, к Тебе иду.

 

 

 

Совершенно нелепо думать, что Иисус был более божественным, чем любой дру гой человек. — Вайссе.

 

Том Пэйн — это седьмая небесная сфера, на одну выше Господа, хотя он вошел в духовную жизнь на много веков после Христа. — Вайссе.

 

Чудесное зачатие Христа есть просто мифическая сказка. — Ховис.

 

Высшие духи не проповедуют искупление Христа — ничего подобного этому. — Ночолас.

 

Ваше учение об искуплении является пределом помешанного воображения, оно неправедно и аморально. — Холл.

 

Мы сожалеем и осуждаем то, что спиритисты отдают своих детей учиться догматам искупительной жертвы или спасения верой вместо дел. — Резолюция, принятая на Конвенции спиритистов в Брэдфорде, Англия.

 

Все передовые спиритисты — хотя немногие обладают смелостью признать это открыто — отвергают брак в юридическом смысле и верят в учение о сближении — Создатель Общества свободной любви, спиритист, в письме в New York World в 1856 году.

 

Цитаты знаменитых спиритистов взяты из книги

 

Уильяма Эдварда Бидервулфа «Спиритуализм

 

W. Biederwolf, Spiritualism. Grand Rapids, 1952, p. 32).

 

Я нахожусь сегодня здесь, будучи одним из основателей спиритизма, с тем, чтобы разоблачить его как абсолютную ложь от начала до конца, как самое пустое из всех суеверий, самое злое богохульство из всех известных миру. — Р. Б. Дэвен-порт, «Смертельный удар по спиритуализму» (R. В. Davenport, The Deathblow to Spiritualism, 1888, p. 76), см. также газету The New York Daily Tribune, Oct. 22, a также New York World, Oct. 21, 1888.

 

ЛиРой Эдвин Фруч, «Спиритизм сегодня»

 

(LeRoy Edwin Froom, Spiritualism Today, Washington. 1963, p 6)

 

Лорд Даудинг, ярый защитник спиритизма, говорит в своей книге «Много обителей» (с. 107): «Первое, с чем приходится столкнуться ортодоксальному христианину, то, что учение о Троице практически не имеет сторонников в передовых кругах мира спиритов. Божественность Христа как равного Отцу подвергается всеобщему отрицанию. Иисус Христос действительно был Сыном Божиим, но точно так же, как мы являемся детьми Божиими... Нас (то есть ортодоксальных христиан) учат вере в прощение грехов кающимся через благо жертвы Христа и искупления. С этим учением Император (псевдоним одного знаменитого спирита) энергично борется во многих своих работах».

 

Цитируется по книге «Спиритуализм»

 

Стаффорда Райта (London, 1959, р. 11).

 

Сэр Артур Конан Дойль: «Спиритизм есть величайшее откровение, полученное когда-либо миром».

 

 

 

Я видел духов, бродивших по комнате и беседовавших как в хорошей компании.

 

 

 

Мы осознаем, что нас постоянно охраняют.

 

 

 

Опыт показывает, что немногие серьезные мыслители быстро принимали учение духов и что среди спиритов вряд ли найдется хоть один, кто миновал бы многолетний период ученичества.

 

История спиритизма // «Справочник по спиритизму», с. 131.

 

Любая Человеческая Душа, вошедшая в жизнь, является дитем БОГА, и возможности ее развития в свое время реализуются, и каждый будет ими пользоваться. Спиритизм провозглашает: «ПИ ДЛЯ КАКОЙ ДУШИ НЕ ЗАКРЫТ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НИ ЗДЕСЬ, НИ В ТОЙ ЖИЗНИ».

 

Там же, с. 181.

 

Мы не верим в «волшебниц», «бесов», «стихии» или «астральные тела», чье существование не может быть доказано. Мы не понимаем, почему они должны существовать. Эта точка зрения не является научной, не соответствует Законам Природы, она опровергается нашей философией и естественными науками. Мы повторяем вам еще раз, что наши убеждения содержат только то, что согласуется с Законами Природы и может быть конкретно доказано.

 

Там же, с. 181.

 

Мы верим в существование умных и невежественных духов. Ни одно существо не является «плохим» по своей природе — зло всегда возникает из невежества. Сам по себе уход из физического тела не меняет состояние духа, который и есть действительная личность. Он должен научиться стремлению и прогрессу к высшим и лучшим состояниям, что мы и делаем на земле.

 

 

 

«Чудо» — это то, что противоречит Законам Природы, и потому чудес не существует. Чудеса, о которых вы говорите, могут сделать сегодня наши Сенситивы (часто называемые медиумами) путем использования совершенно естественных сил, когда обеспечиваются необходимые условия для их проявлений.

 

Там же, с. 182.

 

Мы не верим в существование таких мест, как чистилище или ад Общающиеся с нами духи просто поменяли одну форму жизни на другую. Та жизнь может иметь вид рая или ада в зависимости от того, какой захочет ее сделать сам дух; то же самое относится и к нашей жизни на земле.

 

Там же, с. 183.

 

Даже самая деградировавшая личность может со временем достичь величайших высот. Намного легче, однако, начать совершенствование во время земной жизни. Каждый человек должен заработать свое спасение; все имеют одинаковую возможность сделать это, искупив соделанное зло и преодолев искушения и соблазны, услаждающие наши земные чувства.

 

Там же, с. 184.

 

Вердикт Духа Святого

 

Приведенные цитаты ясно раскрывают суть некоторых из основных положений спиритизма. Взятые из общепризнанной литературы, они при сопоставлении с соответствующими христианскими истинами открывают нам, что спиритизм никоим образом нельзя рассматривать как христианство. На деле это особо опасная форма культизма, враждебная почти во всех своих проявлениях историческим учениям христианского вероисповедания. Вряд ли есть нужда опровергать спиритизм, поскольку собственные его заявления имеют такую антихристианскую направленность, что убеждают сами по себе.

 

Возможно, самый поразительный пример неизменного отношения Бога к спиритизму и медиумам запечатлен в тринадцатой главе Деяний и заслуживает внимательного исследования:

 

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совос-питанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр... Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, — ибо то значит имя его, — противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого (Деян. 13: 1-4, 6-11).

 

Содержание главы показывает, что Павел и Варнава были отделены Самим Духом Святым (стихи 2, 4) проповедовать Слово Божие, как велел Дух.

 

Исполняя служение Святого Духа, они нашли волхва или медиума, лжепророка, иудеянина по имени Вариисус (ст. 6).

 

Из повествования мы узнаем, что этот человек намеренно препятствовал проповеди Евангелия проконсулу страны Сергию Павлу, разумному человеку, пожелавшему услышать Слово Божие (ст. 7). Суд Божий обрушился на волхва (ст. 11), но прежде чем он свершился, согласно стихам 9 и 10, Павел «исполнился Духом Святым», когда смотрел на него. В своем строгом обличении медиума Павел называет его человеком, исполненным всякого коварства и злодейства, сыном дьявола, врагом всякой праведности Божией, совращающим с прямых путей Господних.

 

Писание напоминает, что мы — храм Духа Святого (1 Кор. 6: 19). Дух Божий пребывает внутри каждого христианина, и Писание же заверяет нас: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4). Следовательно, христианин не может быть одержим бесовскими силами. Никакая бесовская сила не в состоянии выдержать присутствия и силы Духа Святого. Вот почему в тринадцатой главе Деяний Библия рассказывает нам, как Павел обращался с силами тьмы, будучи верующим, исполненным Духа Святого, имея дерзновение и ничуть не сомневаясь при этом, что Божия сила, благодать и всепронизывающее присутствие Его дадут ему победу над медиумом, лжепророком или «сыном диавола» (как наглядно охарактеризовал Дух Святой Вариисуса через апостола Павла).

 

В заключение главы о спиритизме мы выделим три важных фактора исторического и богословского сопоставления спиритизма с Евангелием Иисуса Христа.

 

Первое. Спиритизм как культ с самого начала противостоял иудейско-христианской религии. Чтобы принять его, требуется отречься от основных положений христианской веры — от богодухновенности и непогрешимости Библии, от учений о Троице, Божественности Христа, о Его непорочном зачатии и заместительной жертве, о телесном воскресении нашего Господа. Библейское учение о спасении благодатью, через веру в Иисуса Христа, без дел закона предается анафеме в богословии спиритистов, полагающихся на прогрессивную эволюцию или развитие в «мире духов» для достижения окончательного совершенства.

 

Ни один разбирающийся в спиритизме человек, изучавший Библию, ни на секунду не сможет отрицать это, и приведенные цитаты, взятые из публикаций самих спиритистов, предоставляют более чем веские основания так думать.

 

Второе. Нельзя забывать и то, что наряду с абсолютным большинством спиритических сеансов, оказывающихся мошенничеством, есть действительно сверхъестественные проявления, причину которых Библия усматривает в работе демонических сил и которые, следовательно, подлежат осуждению Бога (Вт. 18:9-11; Левит 19:31; 20:6; 1 Цар. 28:3-9; 4 Цар. 21:6; 2 Пар. 33:6; и Ис. 47:9).

 

Третье. Христиане должны усвоить, что спиритизм практикуется людьми, которые игнорируют библейского Бога и указанный Им путь к святости, то есть спасение через Его Сына, посланного в мир (Ин. 3:16, 36).

 

В духе христианской любви мы должны посвятить себя благовестию среди спиритистов, опровергая их учение и указывая им на гол-гофского Христа, Который один «берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29) Спиритизм, должным образом изученный, оказывается, несомненно, культом, появившимся еще во времена античности, но его движущая сила исходит от сатаны, который пообещал очень давно, в древнем саду Едема: «Нет, не умрете», - и который, по словам Иисуса Христа, «лжец», «был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Ин. 8:44).

 

1.                  Перевод на основе оригинала из сборника «Гимны христиан» — Прим. пер.

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.