03.12.2009
Скачать в других форматах:

Вильям Хендриксен

Библия о жизни после смерти

ЧАСТЬ IV. КОНЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

 

Глава 46

 

Конечное состояние нечестивых. Означает ли геенна аннигиляцию или же вечное наказание тела и души?

 

Прочитайте Вторую Книгу Паралипоменона 28:1-4; Евангелие от Матфея 10:28.

 

1. Происхождение слова "геенна".

 

В результате последнего суда нечестивые отправятся в ад как телом, так и душой. Слово "ад" означает место вечного наказания нечестивых. В Новом Завете на языке оригинала использованы три слова: ад (десять раз; см. главу 17), геенна (двенадцать раз) и тартар (один раз). Конечно, используются и их синонимы, например "печь огненная", "озеро огненное", "вторая смерть" и др. Мы уже обращались к слову "ад", теперь же обратимся к слову "геенна". Без этого слова нельзя обойтись, рассматривая тему "Конечное состояние нечестивых".

 

Это необходимо сделать, так как мы нередко слышали заявления о том, что не следует вместо слова "геенна" употреблять слово "ад" или употреблять их как синонимы, ибо такого места, как ад, не существует. "Геенна означает просто аннигиляцию", - так говорят свидетели Иеговы (русселиты). Так ли это?

 

Обратимся к этимологии слова "геенна", что является лучшим способом изучения смысла слова. Геенна происходит от Ге-Енном, т.е. земли Еннома, долины принадлежавшей Енному, а потом его сыновьям. Вы можете найти эту долину на любой хорошей карте Иерусалима (на южной стороне города немного на запад). Вначале эта долина была прекрасным местом. Но, к сожалению, она не осталась такой. В этой долине была построена одна из идолопоклоннических высот. Впоследствии она была названа Тофет, что означало, по мнению одних, "место плевания" или "мерзость", по мнению других, - "огненное место". Оба толкования соответствуют сути. Похоже, что на вершине этой горы была глубокая дыра, в которую складывались дрова и зажигались потоком серы (см. Ис. 30:33). Нечестивые цари Ахаз и Манассия проводили своих сыновей через этот ужасный огонь в качестве жертвоприношения отвратительному идолу Молоху (2 Пар. 28:3; 33:6). Другие следовали их беззаконию (Иер. 32:35). Иеремия предсказал, что Божий суд поразит Тофет: Бог посетит ужасное беззаконие Ге-Еннома таким сильным уничтожением, что это место станет называться "долиной убийства" (Иер. 7:31-34; 19:2; 32:35). Боявшийся Бога царь Иосия разрушил идолопоклонническую высоту и положил конец мерзостям, связанным с ней (4 Цар. 23:10). Позже там сжигались отходы из Иерусалима. Поэтому, когда бы вы ни посмотрел и на эту долину, всегда увидели бы этот горящий мусор.

 

Теперь становится ясно, почему Ге-Енном стал символом вечных обителей нечестивых, а именно символом ада. Ге-Енном превращается (в греческом) в "геенну" - слово, которое обозначает место никогда не кончающегося мучения.

 

Ради того, чтобы читатель не запутался, подчеркнем, что существует только одно место вечного наказания. Ад и геенна то одно и то же, пока речь идет о месте. Но когда это место называется адом, то имеется в виду обитель душ нечестивых людей до судного дня; когда говорится "геенна", то обычно имеется в виду обитель нечестивых людей, их тел и душ, после судного дня.

 

2. Означает ли "геенна" мгновенную аннигиляцию или вечное мучение?

 

Слово "геенна" использовано двенадцать раз в следующих местах:

 

Матф. 5:22: человек, говорящий своему брату "безумный", находится в опасности геенны огненной.

 

Матф. 5:29; 18:9; Марк. 9:47: если глаз человека соблозняет его, то должно вырвать его и бросить, " ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну".

 

Марк. 9:43: "лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый".

 

Марк. 9:45: "лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый".

 

Матф. 10:28; ср. Лук. 12:5: Бог может уничтожить и тело, и душу в геенне.

 

Матф. 23:15: "делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас".

 

Матф. 23:33: "как убежите вы от осуждения в геенну?"

 

Иак. 3:6: "язык ... воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны"

 

Итак, очевидно, что геенна - это место, к пребыванию в котором Бог приговаривает нечестивых и где испытывают наказание их тела (глаза, руки, ноги и др.) и души.

 

Но, кроме этого, наказание в геенне бесконечно . Там горит огонь неугасимый (Матф. 3:12; 18:8; Марк. 9:43; Лук. 3:17). И он не просто горит, но в геенне Бог сжигает нечестивых неугасимым огнем, приготовленным и для них и для сатаны с его ангелами (Матф. 3:12; 25:41). Червь их никогда не умирает (Марк. 9:48). Их посрамление (Дан. 12:2) и узы будут вечными (Иуд. 6, 7). Они будут мучимы огнем и серой, и дым мучения их будет восходить во веки веков, они не будут иметь покоя ни днем, ни ночью (Откр. 14:9-11). Да, "день и ночь, во веки веков" (Откр. 20:10; ср. 19:3).

 

Мест в Писании, где проводится мысль о вечном наказании тела и души, настолько много, что остается только удивляться, как, несмотря на все это, сегодня есть люди, которые утверждают, что они принимают Писание, но которые тем не менее отвергают идею никогда не кончающихся мук. Вместо того, чтобы отвергать ее, каждый должен стремиться посредством детской веры в Иисуса Христа спастись от них!

 

Можно услышать возражение: "Но разве Писание не учит уничтожению нечестивых?" Да, но это уничтожение не является мгновенной аннигиляцией, после которой от нечестивых ничего не останется и они перестанут существовать. Уничтожение , о котором говорит Писание, является вечным уничтожением (2Фес. 1:9). Их надежды, радости, возможности, богатства погибли, а они сами мучаются от этого, и эти муки длятся вечно. Когда Иеремия говорит о пастырях, которые уничтожили овец, имеет ли он в виду, что последние перестали существовать ? Когда Осия восклицает: "Погубил ты себя, Израиль" (Ос. 13:9), разве он хотел сказать, что народ был аннигилирован ? Имел ли в виду апостол Павел (Рим. 14:15), что, употребляя в пищу мясо, мы можем аннигилиро вать брата? Или что он сам однажды аннигилировал веру?

 

Самым сильным, возможно, аргументом против идеи о том, что нечестивые просто аннигилируются, а праведные будут жить вечно, является тот факт, что в Матф. 25:46 одно и то же слово описывает длительность наказания как нечестивых, так и блаженство праведных: нечестивые идут в муку вечную, а праведные в жизнь вечную.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Чему учат свидетели Иеговы в отношении значения слова "геенна"?

 

2. Расскажите о происхождении слова "геенна".

 

3. Какое различие есть между словами "ад" и "геенна"? Обозначают ли эти слова два разных места, и если нет, то что они обозначают?

 

4. Докажите, что геенна не может означать аннигиляцию, а обозначает ад как место вечного наказания.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Каково значение слова "тартарары" и где оно встречается?

 

2. Что называется огненным озером и где встречается этот термин?

 

3. Что такое "вторая смерть" и где встречается это понятие?

 

4. Объясните, как вы понимаете стихи 9-12 главы 14 Откровения.

 

5. Объясните, как вы понимаете стихи 43-48 главы 9 Евангелия от Марка.

 

 

Глава 47

 

Конечное состояние нечестивых. Присутствует ли Бог в аду? Реален ли адский огонь?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 25:30, 41; Откровение 20:10, 15

 

1. Описание ада.

 

Всегда были и есть люди с очень живым воображением. Некоторые из них искусно изображают ужасы ада. Все отвратительное для взора привлекает их, и они рисуют ад с большими подробностями. Они создают картины ада так, будто они только что вернулись оттуда. Например, в одной старой церкви я видел такую картину: утро воскресения, люди восстают из могил, бесы хватают нечестивых за пятки, над огнем висят котлы, в каждом из которых пятьдесят и более человек; бесы мешают уголья; несчастные люди, подвешенные на крюках за собственные языки, беспощадно избиваются плетьми.

 

В знаменитой "Божественной комедии" Данте словом рисует картины ада. Однако Данте - настоящий художник, гений. С редкостным мастерством он изобразил особые адские наказания, которые соответствовали сути совершенного греха. Так, люди, которые провели свою жизнь в постоянных ссорах и мести друг другу, теперь в аду вечно будут разрывать друг друга на куски:

 

"Они друг друга били не руками только,

 

но головой, и грудью, и ногами,

 

зубами вырывая куски мяса".

 

Сатана у Данте, будучи самым великим грешником, вечно пожирается тремя другими грешниками Иудой, Брутом и Кассием.

 

В средние века любили создавать такие представления об адских мучениях. Когда же мы откроем Библию, то увидим, что она гораздо более сдержанна в описаниях ада. Конечно, в ней рассказывается о сути адского наказания, но главная цель этого заключается в том, чтобы предупредить грешника и побудить его искать надежное убежище от гнева Божьего во Христе.

 

В предыдущих главах было показано, что ад означает вечное наказание . Пропобуем подытожить описание обителей для нечестивых в Библии. Необходимо всегда иметь в виду, что, как было показано ранее, самые жуткие адские мучения ожидают тех, которые, хотя и знали путь, но отвергли его. И ни для кого ад не будет приятным местом. Совсем нет. Для всех, кто оказывается в нем, он становится местом отчаяния и мрака, но, конечно, не в одинаковой мере для всех.

 

Описание может быть кратко выражено словами, которые можно расположить в двух параллельных и хиастических парах:

 

(а) вдали от (в) огонь

 

(б) вместе с (г) тьма

 

(а) вдали от

 

Нечестивые будут испытывать вечное уничтожение вдали "от лица Господа и от славы могущества Его" (2Фес. 1:9). Они пойдут в "муку вечную"(Матф. 25:46), услышат страшные слова: "...отойдите от Меня..." (Матф. 7:23; 25:41; Лук. 13:27). Место их обитания будет находиться вне брачного пира, за закрытыми дверями (Матф. 8:11, 12; 2:13; 25:10-13). Там будет жених, а также те, кто принял приглашение. Снаружи сыны царствия, которые отвергли милостивые призывы, тщетно стучат в дверь (Лук. 13:28). Снаружи псы (Откр. 22:15). Злые духи низвержены вниз, в бездонную пропасть (Откр. 9:1, 2, 11; ср. 11:7; 17:8; 20:1, 3). Так они бесконечно удаляются от присутствия Бога и Агнца.

 

(б) вместе с

 

Тем не менее адские мучения ни в коем случае не заключаются только в разделении . Они заключаются также в противоположном, а именно, присутствии , в самом ужасающем присутствии, которое только можно вообразить. Нечестивые будут вечно находиться рядом с сатаной и его ангелами (Матф. 25:41; Откр. 20:10, 15). В аду нет любви (Ис. 14:9-11).

 

(в) огонь

 

В Писании ад описывается как место огня, место пламени (Ис. 33:14; 66:24; Матф. 3:12; 5:22; 13:40, 42, 50; 18:8, 9; 25:41;

 

Марк. 9:43-48; Лук. 3:17; 16:19-31; Иуд. 7; Откр. 14:10; 19:20; 20:10, 14, 15; 21:8). Этот огонь не гаснет. Он будет пожирать проклятых во веки веков.

 

(г) тьма

 

Наконец, ад - это также место обитания тьмы. Для некоторых это место "тьмы внешней" (Матф. 8:12; 22:13; 25:30). Здесь злые духи содержатся "в вечных узах, под мраком" (Иуд. 6). "Блюдется мрак тьмы на веки" для блуждающих звезд (Иуд. 13).

 

Эти четыре элемента можно также расположить хиастически. Быть вдали от Бога, Света, означает быть во тьме. Быть вместе с сатаной и его ангелами означает быть с ними в огне, который приготовлен им.

 

2. Сказанное выше требует ответа на два вопроса.

 

А. Присутствует ли Бог в аду?

 

Б. Реален ли адский огонь?

 

Первый вопрос можно сформулировать иначе: каким образом нечестивые могут быть изгнаны из присутствия Господа? Разве Бог не вездесущий? (Пс. 138:7-12). Ответ: хотя Бог действительно присутствует везде, не везде присутствует Его любовь. Ад является адом, потому что в нем присутствует Бог во всем Своем гневе (Евр. 12:29; Откр. 6:16). Небеса являются небесами, потому в них присутствует Бог во всей Своей любви. Именно такого присутствия любви навеки лишены нечестивые.

 

Второй вопрос, в свою очередь, вызывает новый вопрос: если ад есть место огня, как он может одновременно быть местом тьмы? Разве эти два понятия не исключают друг друга?

 

Мы отвечаем: "не обязательно". Мне довелось знать одного человека, который подвергся радиационному облучению, хотя это произошло, когда он находился в темной комнате. Поэтому вполне вероятно, что в каком-то буквальном или, если хотите, полу буквальном, но все же физическом смысле ад является местом пламени, местом горения, хотя это также обиталище тьмы.

 

Те, кто отрицают это, указывают на притчу, записанную в Лук. 16:19-31. Но если богач в своем бестелесном состоянии не горел физически , разве это доказывает, что нечестивые, получив свои тела, не будут мучимы огнем в каком-то физическим смысле? Также надо иметь в виду, что богач в притче показан как имеющий тело (например, он просит, чтобы был смочен его язык). Находясь как бы в теле, он испытывал муки в этом огне. Мне

 

не понятно после этого, как можно не соглашаться с тем, что ад является местом огня. Неужели непонятно, чему учит эта притча? Она учит, что ужасное наказание сначала для души, а позже также и для тела ожидает нечестивых. И эта мысль проходит через все Писание.

 

И хотя идея непосредственного огня, огня в каком-то смысле физического, не является неверной, все же справедливо утверждать, что она в соответствии с Писанием не исчерпывает всей концепции . Вечный огонь был приготовлен "для дьявола и его ангелов". Кроме того, Писание связывает еще два понятия с этим огнем, а именно божественный гнев и, как результат, муки нечестивых. Рассмотрите этот вопрос самостоятельно, изучив такие отрывки, как Быт. 18:20, ср. 19:24; Втор. 32:22; Пс. 12:6; 19:8; 21:9; 140:10; Иер. 4:4; Амос. 1:4, 7, 10 и т.д.; Наум. 1:6; Мал. 3:2; Откр. 14:10, 11.

 

На Голгофе огонь гнева Божия за грехи людей побудил Иисуса, в особенности в результате мучения от трех часов тьмы, крикнуть: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?" Сойдя в этот ад, Он избавил нас от самой великой беды и приобрел для нас самые великие благословения.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. В дополнение к тому, что было сказано в предыдущей 46 главе, какие еще характеристики присущи описанию ада в Библии?

 

2. Вдали от чего, от кого? В чем? Вместе с кем?

 

3. Покажите, основываясь на Писании, что ад является местом как огня, так и тьмы.

 

4. Присутствует ли Бог в аду? Если да, то в каком смысле?

 

5. Реален ли адский огонь? Объясните.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Можно ли понимать адскую тьму буквально?

 

2. Если ее понимать буквально, то исчерпывается ли этим концепция тьмы в применении к аду?

 

3. Что значит "Иисус сходил в ад"? Есть ли такое выражение в Библии? Соответствует ли мысль, высказанная в нем, духу Писания?

 

4. Каким образом распятие Христа на Голгофе проливает свет на природу ада?

 

5. "Только проклятые в аду знают, как страдал Иисус, когда Он умер на кресте". Верна ли эта мысль?

 

 

Глава 48

 

Конечное состояние праведных. На что будет похожа вселенная?

 

Прочитайте Книгу пророка Исайи 11:6-9; Послание к Римлянам 8:18-22; Второе Послание Петра 3:13.

 

Очевидно, что когда небеса и земля мгновенно обезлюдят ся (Христос, Его ангелы и души искупленных спускаются с небес; верующие с земли поднимаются с земли встретить своего Господа в воздухе; неверующие приведены перед судный престол Христа), вселенная подвергнется славному процессу преобразования, так что из старых "неба и земли" появятся новые "небо и земля". Мы читаем: "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" (Откр. 20:11).

 

Этот процесс преобразования предусматривает следующее:

 

1. Великий пожар.

 

Небеса и земля, которые сейчас существуют, подвергнутся огню, который, будучи зажженным Самим Богом, постепенно расплавит все элементы в сильном жаре. Из вселенной (за исключением ада) будут удалены вся ржавчина греха и всякий след проклятья (2Пет. 3:7, 11, 12).

 

2. Обновление.

 

Огонь не покончит со вселеннойосле огня по-прежнему останутся земля и небеса, но славно обновленные, как объясняется во 2Пет. 3:13; Откр. 21:1-5:

 

"Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда".

 

"И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с людьми, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова эти истинны и верны".

 

3. Замечательная самореализация.

 

Органический мир достигнет полного самовыражения, полной свободы. Именно эта мысль так прекрасно выражена в Рим. 8:18-22. В этом отрывке апостол говорит, что в настоящее время творение покорено суете. Слово "суета" не означает мелочную гордость. Тщетность , отсутствие результата - вот в чем смысл (ср. Еккл. 12:8). Это слово означает, что в настоящее время в результате человеческого греха творение не может достичь самореализации: его возможности ограничены, как будто зажаты в тисках, находятся в заключении. Оно ограничено в развитии, хотя и стремится к совершенству, но достичь его не в состоянии. Природу можно сравнить с очень сильным человеком, чемпионом мира по боксу или борьбе, который скован таким образом, что он никак не может проявить свою большую физическую силу. Так же обстоят дела и с современной вселенной, которая находится под проклятием. Болезни уничтожают урожаи и прочее; какой славный день будет, когда ограничения, наложенные грехом, будут удалены и мы увидим славное творение, возвращающее себе прежний вид, переходящее "в свободу славы детей Божиих" и больше не подверженное тщетности .

 

4. Совершенная гармония.

 

В настоящее время состояние природы можно описать как "борьбу от начала и до конца". Мира и гармонии не хватает повсюду. Нельзя сказать, что природа в значительной мере является послушным слугой человека. Страх и ужас характеризуют многие конфликтующие области вселенной. Почти везде война. Но тогда вся природа, славно преображенная, будет петь симфонию. Различия, конечно, будут, но удиви тельное сочетание звуков, цвета и целей приведут к единству. И пророчество Исаии (11:6-9) найдет свое окончательное исполнение. (Мы совсем не подвергаем сомнению, что в соответствии с контекстом отрывка это пророчество, предвосхищая будущее, исполнилось в настоящее время в приходе Христа во плоти.)

 

Эта конечная гармония показана символически (обратите, пожалуйста, внимание на слова, выделенные курсивом): "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком ... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море".

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Что присуще великому процессу преобразования?

 

2. Что такое великий пожар?

 

3. Славное обновление?

 

4. Что такое замечательная самореализация?

 

5. Что такое совершенная гармония?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Доказывает ли 2Пет. 3:10, что вселенная будет уничтожена урановой бомбой?

 

2. Подразумевают ли такие отрывки, как Рим. 8:18-22 и Ис. 11:6-9, что в новом мире будут растения и животные?

 

3. Покажите, что пророчество Ис. 11 нашло свое предвосхищаю щее исполнение в современном мире.

 

4. Катастрофическая гибель мира, ярко описанная во 2Пет. 3:8-13, выступает в гармонии или в противерчии с идеей эволюции?

 

5. Сравните вселенную до грехопадения со вселенной после великого пожара.

 

 

Глава 49

 

Конечное состояние праведных. Что сказал Иисус о доме во славе?

 

Прочитайте Второзаконие 33:27; Евангелие от Иоанна 14:1-4.

 

1. Этот дом необходим.

 

В сердце дитя Божия заложено стремление к вечному дому, да, даже нужда в нем. Когда он становится старше и теряет или вот-вот потеряет преданную мать, надежную сестру, проповедующего отца, верную и любящую жену, то его внимание переносится с земли на небеса. Если он был служителем, то, не раз, конечно, проповедовал о небесах, но когда скорбь постигает его собственный дом и он начинает замечать, как этот дорогой ему дом быстро разрушается, он не может не думать о небе больше, чем думал до этого. То, что однажды было проповедью, становится исповедью сердца.

 

Да, небесный дом необходим, ибо на земле нет удовлетворения, здесь встает проблема за проблемой. В такой же ситуации были и ученики. Поэтому в последний вечер перед распятьем, собравшись вместе со Своими учениками в горнице, Иисус сказал им: "Да не смущается сердце ваше".

 

Сердца учеников были наполнены смешанными чувствами. Они были печальны из-за невеселой перспективы остаться без Христа; чувствовали стыд за проявление своего эгоизма и гордости; растеряны из-за предсказания, что один из них предаст Господа, другой отречется от него, и все попадут в ловушку из-за Него; и, наконец, они колебались в своей вере, вероятно, думая: "Как может быть Мессией тот, которого вот-вот должны предать?" Но в то же время они любят своего Господа. Они надеются сверх всякой надежды. Поэтому Иисус говорит им: "Веруйте в Бога и в Меня веруйте".

 

2. Как описан этот дом.

 

Иисус продолжает: "В доме Отца Моего обителей много".

 

Дом Отца - это настоящий ДОМ, ибо это место, в котором дети Божии будут наслаждаться самым благословенным общением , как видно из всего контекста. И это есть именно то, что превращает обычный дом в ДОМ. Однажды я прочитал о том, как маленький мальчик, возвращаясь из школы, забежал в дом и быстро из него выбежал. Прохожий, видевший все это, спросил: "Почему ты вошел в дом, а потом быстро выбежал из него?" Мальчик ответил: "Я попал в чужой дом. Я думал, что это наш. А наш находится рядом". Тогда человек спросил его: "Но разве дом, в который ты зашел и так быстро выбежал, не такой же хороший, как твой дом?" "О, он даже лучше нашего", - сказал мальчик. "Почему же ты тогда не остался в нем?" - задал прохожий последний вопрос. Ребенок ответил: "Потому что там нет мамы".

 

Таким образом, первое, что мы узнаем о нашем небесном доме, - это то, что он принадлежит Отцу нашего Господа Иисуса Христа ("в дом Отца Моего"); поэтому это ДОМ для Него, а следовательно, ДОМ и для нас. И поскольку это ДОМ Отца, мы можем быть уверены, что это будет очень славное место. Если даже здесь и сейчас те, кто обращаются от тьмы к свету, познают то, что "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку" (1Кор. 2:9), то насколько более точно эти слова будут описывать ДОМ, который приготовлен для нас?

 

Во-вторых, Иисус заверяет нас, что этот дом - это просторное место. Конечно, небеса - это место. Нам нет необходимости уделять этому много внимания. Разве не вознесся Иисус на небеса? И разве Иисус, Енох и Илия не находятся там и в теле и душою? Где точно находятся небеса, не так важно. За последние пятьдесят лет наши взгляды на размеры вселенной настолько изменились и в такой степени раздвинулись границы знаний о ней, что едва ли остались основания сомневаться, что в этих огромных просторах наверняка найдется место для небес.

 

А теперь обратите внимание на следущее. Иисус сказал, что в этом большом доме есть много обителей. Другими словами, небеса не похожи на блочное здание, где одна семья ютится, возможно, в одной комнате. Наоборот, небеса подобны прекрасному дому со многими искусно отделанными и просторными покоями, в которых люди никогда не толпятся. "На небесах места много, места для Меня, но также места для вас", - одна из идей, которая содержится в Библии. (Идея различия, меры славы, хотя и верна сама по себе, как мы видели ранее, но здесь речь об этом не идет).

 

В-третьих, ДОМ - это безопасное место. Небеса - это место полного покоя.

 

В-четвертых, ДОМ - это место отдыха. Представьте себе младенца, отдыхающего на руках матери, а потом вспомните, что руки матери могут устать, потому что их сила ограничена. Руки Бога не устают никогда. "Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами (руками) вечными".

 

В-пятых, ДОМ - это место полного понимания и совершенной любви. Вне дома вас часто не понимают, ваши мотивы воспринимаются превратно; но этого не происходит дома, если ваш дом - действительно ДОМ.

 

Наконец, ДОМ - это место постоянства . Этот дом нельзя забывать, потому что он не просто шатер, раскинутый то здесь, то там, который вскоре должен быть собран и уничтожен. Дом Отца - ДОМ, в котором человек живет вечно, "водворясь у Господа".

 

3. Этот дом приготовлен.

 

"Если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю место, приду опять и возьму вас к Себе (или "будете лицом к лицу со Мной"), чтоб и вы были, где Я".

 

"Приду опять" относится непосредственно ко второму пришествию. Иисус говорит Своим ученикам, что посредством Своего унижения (в особенности через смерть на кресте) и возвышения Он готовит место для них. Вполне возможно, что содержание этого отрывка гораздо глубже отмеченного нами. Кто может точно сказать, каким образом Иисус и сейчас готовит нам место на небесах? И мы, наверное, никогда не постигнем вся глубину этих слов, пока телом и душой не вступим в новую жизнь на новой земле под новым небом.

 

Хотим обратить ваше внимание на следующее. Можно было ожидать, что Иисус скажет: "И когда пойду и приготовлю место, приду опять и возьму вас в это место". Но наш Господь говорит иное, намного более утешительное: "Возьму вас к Себе". Присутствие любящего Христа сделает дом Отца настоящим ДОМОМ и настоящим небом для детей Божиих. Где будет Иисус, там же будут Его ученики. Они будут восседать с Ним на престоле! Все это только символы. Реальность будет намного более славной (см. Откр. 3:12; 3:21; 14:1; 19:11; 20:4).

 

4. Этот дом достижим.

 

"А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете", - говорит Иисус. "Вы знаете Меня. Я есмь путь". Эти слова являются скрытым приглашением: "Идите к Отцу по этому пути, т.е. целиком посвящая себя Мне и в жизни и в смерти".

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Покажите, что у человека есть потребность в небесном доме.

 

2. Опишите небесный дом.

 

3. На что следует обратить особое внимание в стихе 3 главы 14 Евангелия от Иоанна?

 

4. Каков путь к этому дому?

 

5. В каком смысле Иоан. 14:4 является скрытым приглашением?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Дает ли книга Откровение дополнительные сведения о небесном доме? Где и какие?

 

2. В чем смысл слов из Откровения "великий город, святой Иерусалим"?

 

3. Сообщает ли нам Откр. 21:16 что-либо о форме и размерах неба?

 

4. В чем смысл Втор. 32:11, 12?

 

5. Проливает ли этот отрывок (см также Пс. 102:13, 14) свет на наше будущее блаженство, когда мы "водворимся у Господа"?

 

 

Глава 50

 

Дальнейшие вопросы и предупреждения.

 

Прочитайте Первое послание Иоанна 3:1-3

 

Служителям церкви приходится отвечать на много вопросов, касающихся конечного блаженства верующего . Некоторые из этих вопросов относятся к промежуточному состоянию, потому что, как было ранее замечено, не всегда есть возможность разделить эти состояния.

 

1. Каковы будут наши отношения к ангелам на новой земле и новом небе?

 

Ответ: На этот вопрос, как и на многие другие, пока конкретно отвечать сложно. Известно очень мало. Но можно утверждать, что в общем эти отношения сохранятся такими, каковы они на сегодняшний день. Ангелы - быть "служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. 1:14). С другой стороны, мы знаем, что человек был создан, чтобы господствовать (Быт. 1:26). Возможно ли, чтобы в стране славы ангелы по-прежнему служили нам? Практически не возникает сомнений в том, что человек останется более высоким творением, чем ангелы (1Кор. 6:3; ср. Откр. 5:11). Вполне также возможно, что даже в славе ангелы многому будут учиться у нас (ср. Ефес. 3:9, 10), и, вероятно, мы научимся многому у них, особенно из их песен преклонения перед Богом и Агнцем (Откр. 5:11,12; 7:11, 12).

 

Между искупленными и ангелами будут постоянные тесные взаимоотношения.

 

Ангелы:

 

Ангелы силы Христа (2 Фес. 1:7), их и нашего превознесенного Главы (Еф. 1:21, 22; Кол. 2:10).

 

Вестники добра, нашего спасения, видевшие Господа не только при Его рождении, но и при Его воскресении и последующей славе (1 Тим. 3:16; ср. Лук. 2:14; 24:4; Деян. 1:11).

 

Небесные хористы (1 Кор. 13:1; ср. Лук. 15:10; Откр. 5:11, 12).

 

Защитники детей Божиих (2Фес. 1:7-10; ср. Пс. 90:11; Дан. 6:22; 10: 10, 13, 20; Матф. 18:10; Деян. 5:19; Откр. 12:7), хотя последние превзойдут их и позже будут судить их (1Кор. 6:3; ср. Евр. 1:14).

 

Примеры послушания (1Кор. 11:10; ср. Матф. 6:10).

 

Друзья искупленных, постоянно следящие за ними, глубоко заинтересованные в их спасении и служащие им во всем, также в проведении суда Божия над врагами (Гал. 3:19; 1Кор. 4:9; 2Фес. 1:7; ср. Матф. 13:41; 25:31; Лук. 16:22; 1Пет. 1:12; Евр. 1:14; Откр. 20:1-3).

 

"Слава Богу" - вечный гимн ангелов. В стране совершенства этот гимн станет нашим и должен быть нашим уже сейчас.

 

2. Мы так часто слышим выражение "оказаться на небесах", но Библия сообщает нам, что кроткие наследуют землю (Матф. 5:5). Насколько верны оба утверждения?

 

Ответ: В состоянии конечного блаженства мы будем наслаждаться и использовать для славы Божией новое небо и новую землю, всю Божию, славно обновленную вселенную. Состояние святости, радости, славы, которое уже сейчас есть на небесах, объемлет всю искупленную вселенную (Откр. 21:1-3). Мы сами телом и душой будем приспособлены для этой новой вселенной.

 

3. В соответствии с Первым посланием к Корифянам 15:50, где нам сообщается, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия, можно ли сделать вывод, что физический состав воскресшего тела будет иным?

 

Ответ: Как ясно показывает контекст (см. особенно стих 50; также стихи 53 и 54), в отрывке идет речь не о физическом составе воскресшего тела, но сообщается, что воскресшие тела будут бессмертными и нетленными, им не будет присуща слабость и испорченность, которыми отличаются наши тела сейчас. Они будут подобны на измененное тело нашего воскресшего Господа (Филип. 3:21).

 

4. В чем смысл образа стеклянного моря?

 

Ответ: Посредством образа стеклянного моря Господь заверяет нас в том, что мы будем гораздо более четко видеть смысл путей божественного провидения, чем мы видим их сейчас. "Праведные дела" Бога будут тогда "открыты" (Откр. 15:1-4).

 

5. Когда Иоанн говорит: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем", - имеет ли он в виду, что, когда во время Своего второго пришествия явится Христос, мы перестанем быть детьми Божиими и займем более высокое положение?

 

Ответ: Что может быть выше, чем быть дитем Божиим? См. 1 Иоан. 3:1. Теперь мы дети. И тогда мы будем детьми. Но слава, которой эти дети будут обладать, еще не открыта. Мы еще не носим венец победителей. Мы еще не вступили на новое небо и новую землю. Наши тела еще не похожи на славное тело Христа.

 

6. О каких ложных идеях в отношении конечного состояния блаженства верующего вы можете еще предупредить?

 

Ответ: Во-первых, я бы предостерег самым серьезным образом против утверждений, которые не основываются на том, что явлено в Писании.

 

Во-вторых, я предостерег бы против мнения, которого некоторые придерживаются, что жизнь после смерти (в промежуточном или конечном состоянии) будет совершенно иной, так что между ней и нынешней жизнью не будет никакой связи. Например, отвергается открыто или завуалированно сохранение личностного самосознания.

 

В-третьих, я бы предостерег против всяких мыслей о последнем времени, которые уделяет слишком много внимания тому факту, что верующие в это время будут радоваться в виду отсутствия боли, забот, труда, болезней, забывая, что главной причиной для радости может быть только отсутствие греха (как корня всех этих бед).

 

И, наконец, я бы предостерег от любого прдположения, что сам человек будет в какой-то мере источником вечной радости на новой земле и новом небе. Мы должны предвкушать лишь наслаждение прекрасной славой нашего Бога. Такие отрывки как Пс. 72:25; Рим. 11:36; 1Кор. 10:31; Откр. 7:15; 21:3; 22:3, 4 подтверждают эту мысль.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Каково будет наше отношение к ангелам на новой земле и небе?

 

2. Верующие наследуют небо или землю?

 

3. В чем смысл образа стеклянного моря?

 

4. Объясните 1Иоан. 3:2.

 

5. Против каких ложных идей, связанных с крнечным состоянием блаженства верующего, мы должны предостерегать себя?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Проливает ли Рим. 8:16, 17 свет на 1Иоан. 3:1?

 

2. В чем точное значение 1Иоан. 3:1?

 

3. Можно ли сделать вывод, основываясь на Евр. 1:14, что после того, как мы обретения спасения, ангелы больше не будут нам служить?

 

4. Объясните 1Кор. 6:3.

 

5. Объясните 1Пет. 1:12: "Во что желают проникнуть ангелы".

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.