03.12.2009
Скачать в других форматах:

Корнелис Г. Врейхденгил

Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам

3. Благодатью вы спасены

Ефесянам 2,1-10

Дополнительный отрывок: Римлянам 3

                        Вступление

В предыдущем уроке (Еф. 1,15-23) мы видели, как Христос возвышен превыше всего. Он - Глава Церкви и наполняет членов Своего тела на земле славой Своей благодати. Спустившись в начале второй главы с этой "высоты", апостол возвращается к прошлому Церкви. Не к Божественному прошлому (об этом мы читали в гл. 1,4), а к земному.

И какая картина представляется ему? Он видит лишь мрак, смерть и гибель (ст. 1-3). Как язычники (ст. 1-2), так и евреи (ст. 3) находятся в одинаковом состоянии вины и потерянности. Грех, смерть и дьявол держат их в железных оковах. Все они обречены на гибель.

Что сделал в этой вопиющей нужде рода человеческого Бог? Он ниспослал в эту беспросветную тьму Своего Сына, и Тот приобрел человечеству спасение из этого невыразимо глубокого падения. Его благодать превзошла нашу вину, Его самоуничижение глубже нашего падения. Его жизнь сильнее нашей смерти. Итак, Павел после беспросветного мрака видит милующую любовь Божью (ст. 4-7). Милосердный Творец воскрешает людей из мертвого состояния. Его спасение и милосердие резко выделяются на первоначально изображенном фоне мрака и потерянности.

В заключение Павел дает краткий обзор описанных им греха и благодати, опять очень выразительно подчеркивая односторонний характер Божьей благодати (ст. 8-10).

Первые семь стихов этой главы порой называют "малой Библией". В них отражена вся весть Библии. Мы читаем здесь о Божьем гневе, о Его милосердии, а также о Его планах на будущее. Он представлен нам как Бог, Который судит, спасает и прославляет нас. В данном уроке речь идет именно об этих трех понятиях.

                        Разбор

                             Прежняя виновность (членов) церкви (ст. 1-3)

Главный глагол этого длинного (ст. 1-5) предложения - "оживотворил" (ст. 5). Но сначала речь идет о прежнем состоянии членов церкви, "мертвых по преступлениям и грехам вашим".

Ужасно положение, в котором некогда находились те, о ком в конце этой главы написано, что они являются святым храмом, жилищем Божьим (ст. 21-22). Какое могучее действие благодати!

Упомянутые в первом стихе христиане из язычников, а также появляющиеся в стихах 3-5 христиане из евреев до своего присоединения к Церкви Христовой были духовно мертвы. Адам и Ева, вкусив от запретного плода, сразу же умерли духовной смертью. Слово "мертвый" здесь означает: без света, без силы, без жизни, без цели, удален от Бога, отделен от Него. По природе каждый из нас перед Богом словно труп, мы ни видим, ни слышим Его.

Мы были мертвыми по своим "преступлениям и грехам". Значит, мертвыми в духовном смысле, по отношению к Богу, а не по отношению к жизни в грехе. До своего оживотворения мы с удовольствием жили (в греческом подлиннике: "ходили" или "гуляли") в нем (ст. 2), то есть мы активно грешили. Слово "преступления" подчеркивает нашу вину перед Богом, слово "грехи" говорит о невыполнении наших обязательств (т.е. бить мимо цели). Значит, эти два слова объединяют в себе грехи всякого рода.

В такой атмосфере жили члены церкви в своем "некогда", то есть до своего обращения. Они жили:

- "по обычаю мира сего", то есть по духу времени мира, отчужденного от Бога, лежащего во зле,

- по воле "князя, господствующего в воздухе", то есть дьявола, движущего и держащего в своей власти все злые силы,

- по воле "духа, действующего ныне в сынах противления", то есть подчинялись воле всех обольщающих духов времени, которые находятся под руководством сатаны и соблазняют человека на грех, на непослушание Евангелию и на восстание против Бога.

К этим сынам противления,- продолжает Павел,- принадлежали и мы, христиане из евреев (ст. 3). Таким образом перед требованиями святого Бога апостол ставит израильский народ на одну доску с язычниками. Хотя Израиль имеет завет Божий и Его обетования, но по природе он не имеет никаких преимуществ перед другими. Здесь с суровой беспощадностью произносится одинаковый приговор и евреям, и язычникам, и тем самым всему человечеству.

Пред Богом все достойны осуждения, все совратились с пути (Рим. 3,9 и далее). Все некогда жили "по плотским похотям", то есть в соответствии с развращенной человеческой природой. Из-за своей развращенной воли и омраченного разума все люди жили в грехах. Так жили набожные евреи, народ Божий, несмотря на все их благочестивые дела и тщательное соблюдение всех заповедей и запретов. Собственно говоря, они далеко отошли от Бога. Так жили и язычники в своих грубых грехах. Плоть есть плоть, благочестивая она или безбожная! Как язычник, живущий без закона, так и еврей, живущий с законом, отказались от послушания Богу. Поэтому все они были чадами гнева Божьего. Павел говорит: "Мы (евреи)... были по природе чадами гнева, как и прочие (язычники)".

Какую потрясающую картину бедственного положения природного человека рисует здесь Павел! Как мертвый, над которым тяготеет гнев Божий, он идет своим греховным путем навстречу вечной смерти. По крайней мере, если не вмешается Бог.

                             Благодатная милость Божья (ст. 4-7)

К счастью, Бог вмешался. Если бы Он не сделал этого, человечество было бы безвозвратно потеряно и обречено на вечную гибель. В этих стихах милость Божья резко противопоставляется нашей потерянности и заслуженному нами гневу. Вместо того, чтобы гневом Своим уничтожить человека, Бог помиловал его.

Бог не только праведный, но и милостивый. Его любовь к погибающему человеку неизмеримо велика. Ради него Он отдал даже Своего Сына. По словам Павла, Он сделал это еще тогда, когда мы были мертвыми по своим грехам и преступлениям. Значит, в человеке не было ничего, за что Бог мог бы полюбить его. Наоборот, "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,8).

Христос, однако, не только умер, но и воскрес, и вознесся на небо. Об этом Павел говорил в предыдущей главе (ст. 20). Здесь он говорит о том, какой плод это принесло для Церкви (ст. 5-6).

Желая наглядно представить Божий труд благодати, апостол Павел использует три выражения с предлогами "с" и "в" - "со Христом" или "во Христе". С одной стороны, это указывает нам на труд Христа, с другой стороны, это говорит нам о том, что верующие своей верой имеют в нем участие.

По Своей великой милости и любви Бог Свою Церковь

1. оживотворил со Христом (ст. 5),

2. воскресил с Ним (ст. 6),

3. посадил на небесах во Христе Иисусе (ст. 6).

Оживотворение со Христом указывает на воскрешение духовно мертвых грешников к духовной жизни (ср. Кол. 2,13). Бог соединил Свою Церковь с Господом Христом, так что воскресение Главы в день Пасхи стало в то же время воскресением членов Его тела из духовной смерти.

Не пропустим заключенного двумя тире восклицания: "Благодатию вы спасены". Описывая Божий труд благодати, апостол Павел столь сильно тронут контрастом между заслуженным нами гневом и подаренной Божьей благодатью жизнью, что не может не воскликнуть, преклоняясь и удивляясь: " Благодатию вы спасены".

Только теперь апостол может продолжать: "И (нас) воскресил с Ним". Это не повторение предыдущих слов. Здесь Павел ведет своих читателей дальше, выше - для верующих сопричастие к воскресению Христа означает, что они, словно ожившие из мертвых, предают свои члены Богу в орудия праведности (Рим. 6,13). Другими словами, после рождения свыше начинается обновление жизни - борьба против греха и освящение. Вот о чем здесь идет речь. Человек, получивший рождение свыше, то есть новый человек, силой Святого Духа начинает ходить в обновленной жизни (см. Гал. 5,16 и Рим. 8,4).

Наконец, Павел ведет своих читателей к кульминационному пункту, представляя им, где заканчиваются оживотворение и воскресение: "...и посадил на небесах во Христе Иисусе". Церковь, о которой говорит Павел, на самом деле еще находится на земле, но во Христе Иисусе (это имя Спасителя и Посредника), в ее Главе, она уже на небе. Жизненно связанная с находящимся на небе Христом, Церковь хорошо знает скрытые небесные силы Его вечного Царства. Это возвышение является явной противоположностью земному, находящемуся под влиянием демонов (ст. 2).

Словом, с того момента, как Бог воскресил нас от греховной смерти, мы посредством Святого Духа принимаем участие в Божественной духовной жизни превознесенного Христа. Новая жизнь возрождения - это жизнь, исходящая от живого и прославленного Христа. Эта новая жизнь не от мира сего, а от неба, у нее небесная природа, она направлена на небесное (Кол. 3,1-3). Следовательно, мы будем искать Христа и горнего.

В 7 стихе Павел указывает на цель нашего оживотворения и воскресения, которой Бог хочет добиться. Чтобы явить Его благодать и благость, одного века было бы недостаточно. Для этого нужно больше времени или, вернее, нужна вечность. На земле мы наслаждаемся Божьим спасением как новички, то есть частично, но после второго пришествия Христа мы познаем Его в совершенстве. Тогда мы увидим Его, как Он есть - милостивый и благой. И мы прославимся с Ним!

Христос связан со Своей Церковью так тесно, что во всем она словно идет с Ним. Он воскрес, и Его Церковь с Ним воскресла. Он взошел в небо, и Его Церковь в Нем посажена на небесах. Он прославился, и Его Церковь с Ним прославится. Это происходит благодаря связи между Главой и телом. Слова "в Нем" и "с Ним" служат гарантией всей этой благодати. Нельзя возвысить Главу в небе, оставив члены тела на земле. Однажды было - Христос отдал жизнь за Своих. Результат этого - Церковь с Ним. И однажды будет так - Христос все и во всем.

                             Односторонний характер Божьей благодати (ст. 8-10)

Здесь апостол делает краткий обзор сказанного, опять подчеркивая односторонний характер благодати Божьей. Прощение грехов и право на вечную жизнь являются не плодами собственного труда или заслуг человека, даром благодати. Правда, чтобы получить спасение, нужна вера, но и эта вера не принадлежит человеку, она - дар Божий. Веру можно сравнить с рукой нищего, принимающего подарок. И грешник, так же как и нищий, не может похвастаться тем, что сам принял этот дар пустой рукой, не может отнести на свой счет тот факт, что он верой принял Божьи обетования. "Чтобы никто не хвалился" самим собой! Человек только решает, покориться повелению Бога покаяться (Д.Ап. 17,30) или отвергнуть волю Божью (Лук. 7,30).

А добрые дела? Они не заслуга, а плод благодати. Вот что Павел говорит в стихе 10: "Ибо мы - Его творение, созданы... на добрые дела..." Плоды новой жизни являются следствием Его возрождающей благодати. Христос Иисус - корень этой новой жизни, Его сила побуждает Церковь на добрые дела. Значит, ничего от нас, все от Него!

Таким образом Павел все глубже раскрывает односторонний характер Божьей благодати. Не только Церковь является Его творением, к этому новому творению относятся и добрые дела. Они являются не условием, а целью нового творения.

Павел говорит, что Бог эти добрые дела предназначил, то есть приготовил. Значит, в новом творении уже заключены добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Но исполнять мы их можем только пребывая в Иисусе Христе, как написано: "Без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15,5). Вот конечный результат, к которому Павел подводит нас, рассуждая об одностороннем характере Божьего спасения.

В этом есть намек и на то, что Бог иногда создает особые обстоятельства, тем самым как бы предоставляя Своим детям возможность делать добро не по принуждению, а по доброй воле. Таким образом верующие доказывают внешнему миру, что они живы. Здесь выражена та же мысль (хотя и в другой форме), что и в словах апостола о Святом Духе как об исполнительной силе для творения дел Духа.

                        Примечания и вопросы

1. Почему Павел начинает этот раздел описанием природного человека? Что значит выражение "по природе"?

Из-за грехопадения мы подчинены троекратной смерти, в каждом случае означающей отделение. На основании этого поясните, что мы подразумеваем под временной, духовной и вечной смертью? Это гибельное положение и греховность природного человека Библия не обходит стороной. Прочитайте Послание к Римлянам 3,9-20. На что вы обратили внимание в обсуждении причины нашей развращенности? На кого возлагается ответственность за грехопадение? Какой вывод Павел делает из этого в конце третьего стиха?

2. Кто подразумевается под князем, господствующим в воздухе (ст. 2)? Можно сделать вывод, что демоны находятся в воздухе (ср. Еф. 6,12), то есть это сфера их деятельности, а не местожительство. Оттуда они правят человечеством на земле. До своего окончательного осуждения в конце времен (1 Кор. 2,6) они пользуются определенной Богом свободой передвижения (Лук. 4,6). Князь демонических сил - сатана. Имеет ли он сейчас доступ в небо? Обоснуйте ответ цитатами из Библии (Откр. 12,8).

Слово "воздух" можно понять и в переносном смысле; тогда оно означает, что дьявол и демоны - существа духовные. Об этом свидетельствует и последняя часть второго стиха. Сатана также господствует над духами времени. Назовите несколько демонических сил, воздействующих как на нас, так и на окружающий нас мир!

3. Во втором стихе апостол Павел говорит, что тот дух (т.е. демонический дух, дух времени), который раньше, до их обращения, действовал в сердцах читателей, ныне действует "в сынах противления" (см. Еф. 5,6). Кто такие сыны противления? Чему они противятся (см. 2 Фес. 1,8)?

4. В стихе 3 Павел ставит евреев, как обычных людей, на одну ступень с язычниками, то есть признает, что они также глубоко погрязли в грехе (ср. Рим. 3,9). Однако в предыдущей главе мы установили, что евреи имели преимущество. Назовите одну из их привилегий (Рим. 3,2). Правда, многие из евреев были неверны (Рим. 3,3). В стихе 3 данного раздела Павел называет как евреев, так и язычников бывшими сынами противления и чадами гнева. Так в чем же евреи и язычники равны, а в чем евреи пользуются преимуществом?

Ключ к решению этой проблемы можно найти в Послании к Римлянам 3,3. Ответьте, используя слова "вера" и "неверие". Теперь соотнесите свой ответ в наше время и современные обстоятельства. Вы являетесь членом христианской церкви. В чем вы равны с язычниками в своей стране или за рубежом, и в чем вы имеете преимущество?

5. В стихе 5 Павел говорит об оживотворении со Христом. Что такое оживотворение? Какая разница между рождением свыше и обращением?

6. Что означает выражение "оживотворен со Христом"? Включите в ответ как труд Христу для нас (история спасения), так и Его труд в нас посредством Святого Духа (основываясь на внутреннем опыте).

Поставьте в правильной последовательности следующие слова: освящение, вера, оправдание, покаяние, рождение свыше, обращение.

7. На какую духовную истину ссылается выражение "...воскресил с Ним..." в стихе 6? Прочитайте внимательно Послание к Римлянам, главу 6,1-13. Каким образом связывает апостол воскресение Христа с освящением жизни?

8. Павел говорит, что во Христе Церковь посажена на небесах, хотя в действительности она еще находится на земле. Каким образом Церковь, согласно стиху 6, находится на небесах? Какие последствия имеет это "вознесение" для Церкви (см. Кол. 3,1-3)? Теперь объясните следующую восходящую линию: оживотворил (ст. 5), освятил (ст. 6), прославил (ст. 6). Когда осуществится окончательное прославление Церкви?

9. В стихе 8 Павел говорит, что спасение (прощение грехов) и право на вечную жизнь дарованы через веру. Что значит получить спасение? Павел называет веру "даром Божьим". Что значит это выражение? Кто производит в нас веру?

Однако Библия подчеркивает необходимость веры (ср. Мрк. 1,15 и Д.Ап. 16,31). Неповиновение этому требованию - вина самого человека. Послушание ему - дело благодати. Ответственен ли в таком случае человек? Как вера может быть, с одной стороны, даром Божьим и, с другой стороны, действием (в высшем моральном плане) человека (ср. Фил. 2,12-13)? Почему Бог требует от нас того, что может дать лишь Он?

10. В заключение данного раздела (ст. 8-10) Павел обсуждает плоды благодати Божьей - веру и добрые дела. Как они соотносятся друг с другом? Какими тремя признаками отличаются добрые дела? Почему добрыми делами нельзя ничего заслужить? Какую награду за добрые дела Бог все-таки дает?

11. Дела (ст. 9) и вера, то есть личные заслуги и дар благодати, противоположны и исключают друг друга (см. Рим. 4,4-5; 11,6). Добрые дела и вера органически соединены друг с другом (ст. 10). Подумайте и о том, что пишет в своем Послании апостол Иаков!

Какой вывод можно сделать о делах, упомянутых в стихе 9, принимая во внимание вышесказанное? Как понять выражение: "Бог предназначил (приготовил) нам добрые дела" ?

12. Наконец, краткий обзор урока. Как мы уже видели, этот раздел состоит из трех частей. Это вы можете обнаружить и сами, записывая по несколько стержневых слов каждой части.

1. Гибельное состояние человека (ст. 1-3)

Запишите несколько отрицательных слов, выделяющихся в этих стихах.

ст. 1 - А. .......................................................

Б. ..................................................................

В. ..................................................................

ст. 2 - А. ........................................................

Б. ..................................................................

ст. 3 - А. ........................................................

Б. ...................................................................

2. Благодать Божья (ст. 4-7)

А теперь запишите несколько положительных слов, которые обращают на себя внимание в этих стихах.

ст. 4 - А. ...........................................................

Б. ......................................................................

ст. 5 - А. ............................................................

Б. ......................................................................

В. .......................................................................

ст. 6 - А. ............................................................

Б. ........................................................................

ст. 7 - А. ..............................................................

Б. .........................................................................

3. Плоды благодати Божьей (ст. 8-10)

Плодами Божьей благодати Павел называет в

ст. 8 - ...................................................................

ст. 10 - ..................................................................

С помощью этих стержневых слов вам с первого взгляда будет ясна структура данного раздела.

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.