03.12.2009
Скачать в других форматах:

Джон Стотт

Портрет проповедника

3. Свидетель

                        Личный опыт проповедника и смирение

Третье слово, упоминаемое в Новом Завете и характеризующее христианского проповедника, это слово "свидетель". Конечно, можно быть свидетелем Христовым и не быть проповедником, но иногда работу проповедника называют свидетельством. Когда Павел в Милете говорил пресвитерам из Ефеса, он называл служение, "которое я принял от Господа Иисуса", следующим образом: "... проповедовать Евангелие благодати Божией" и "возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 20:24,21).

Мне хотелось бы знать, что, по-вашему мнению, обозначают слова: "проповедовать" и "возвещать". Некоторые люди ассоциируют эти слова со словом "свидетельствовать", что обыкновенно означает рассказать о своем покаянии и еще коротко сообщить о своих переживаниях и о своем духовном опыте в пути следования за Иисусом. Другие же считают, что слово "свидетельствовать" относится больше к нашему образу жизни, чем к словесному свидетельству. Они ссылаются на большое влияние, которое оказывает наш христианский образ жизни на окружающих. Оба мнения верны, так как наше устное свидетельство должно подкрепляться, с одной стороны, личным духовным опытом, а с другой стороны, соответствующим христианским образом жизни. Но в Святом Писании понятие "свидетельствовать" намного шире, чем эти два мнения. Важно, чтобы мы видели проповедника как "свидетеля" в такой мере, как этого требует учение во всем Священном Писании. Я думаю, если мы желаем раскрыть содержание этого понятия на основании Библии, то нет лучшей основы, чем слова Иисуса в Иоан. 15:26,27: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною".

Слова "свидетельствовать" и "быть свидетелем" представляют нам совсем другую ситуацию, чем те понятия, о которых мы говорили в предыдущих главах. Понятие "управляющего" относится к хозяйству. При этом мы думаем о доме, где хозяин вверяет своему управляющему определенные запасы для ведения хозяйства. Труд глашатая имеет какое-то отношение к политике. Глашатая посылают на улицу, на базарную площадь или перекресток, где он трубит в трубу, созывая людей. Тогда он объявляет какое-либо важное сообщение короля, добрую весть. Выражение "свидетель" связано с законом. Оно нас вводит в судебный двор. Впереди мы видим судью, а на скамье подсудимых сидит заключенный. Мы наблюдаем, как адвокаты доказывают дело; сначала обвинение, потом защита - оба призывающие свидетелей, чтобы они подтвердили их показания.

В каком смысле проповедник является "свидетелем", как его называют в Новом Завете, и почему от него ожидают свидетельства? Я думаю, что это понятие основано на следующем представлении: Иисус Христос стоит сегодня не перед синедрионом, не перед прокуратором Пилатом и не перед Иродом, но перед судом мирского, общественного мнения. "Мир", как в Библии называется мирское, безбожное, нехристианское общество, которое иногда относится к Богу нейтрально, иногда враждебно, находится таким образом в роли судьи. Мир постоянно судит Иисуса и выносит Ему разные приговоры. Дьявол осуждает Его и выдвигает против Него подлые обвинения, приводит сотни ложных свидетелей. Дух Святой является Параклетос - помощником, защитником, помогающим нам советами. Он призывает нас быть свидетелями для Христа, чтобы доказать Его правоту. Христианские проповедники пользуются преимуществом

свидетельствовать об Иисусе Христе, защищать Его, возвышать Его перед миром, приводить доводы перед судом, и суд должен их слушать и взвешивать услышанное прежде, чем будет вынесен приговор.

Мы сделали общий краткий обзор этой темы. Рассмотрим ее теперь более детально.

Во-первых, христианское свидетельство представляется всему миру. Миру, перед которым Иисус стоит как подсудимый, миру, который Его судит и никто не поймет и не оценит свидетельство проповедника, пока мы не поймем правильное библейское понятие слова "мир". Мы должны изучать все написанное апостолом Иоанном, чтобы подробнее ознакомиться с сущностью, деятельностью и судьбой мира. Его князь и господин - это дьявол (Иоан. 12:31; 16:11). Воистину, "весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5:19). "И мир проходит" (1 Иоан. 2:17), но пока он еще существует, он будет всегда относиться к церкви, к народу Божьему, враждебно, с сильным ожесточением (напр. 1 Иоан. 3:13). В последних стихах Иоан. 15, которые лежат в основе нашего рассмотрения, речь идет о вражде и ненависти мира, и их только можно понимать в этом контексте: "Если мир вас ненавидит, - говорил Иисус, - знайте, что Меня прежде вас возненавидел ... Если Меня гнали, будут гнать и вас ... Но да сбудется слово, написанное в законе их: "возненавидели Меня напрасно" (Иоан. 15:18,20,25). И дальше Иоанн продолжает начатую тему: "Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ..." и так далее (Иоан. 16:1-4). Мир ненавидит, преследует, изгоняет, убивает. Это тот антагонизм, который мир проявляет к Иисусу Христу.

"Но, - продолжает Иисус (и это "но" - сильный противительный союз, - ... когда же придет Утешитель ..., Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать" (Иоан. 15:25-27). Как должен вести себя христианин ввиду сопротивления мира? Он не должен мстить. И он не должен прятаться в надежное укрытие, чтобы не соприкасаться с неприятным и враждебным миром. Но он должен свидетельствовать перед миром об Иисусе Христе в силе Духа Святого. Мир иногда кажется равнодушным и безучастным, но в действительности он действует мятежно и агрессивно. Как он может слушать, понимать, повторять истину и верить в нее? Как его привести к тому, чтобы приговор был в пользу Иисуса, который стоит перед его судом? Ответ гласит: через наше свидетельство. Вследствие сопротивления мира Иисусу Христу, свидетельство церкви о Христе необходимо.

                        Сын

Во-вторых, христианское свидетельство - это свидетельство о Сыне. "Когда же придет Утешитель, ... Он будет свидетельствовать о Мне". Ненависть мира направлена против Христа. "Возненавидели Меня напрасно". "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел". Поэтому Дух и Церковь свидетельствуют о Христе. Он стоит перед судом, поэтому Он должен иметь свидетелей.

Итак на всем протяжении Нового Завета благая весть заключается в основном в "свидетельстве о Христе". Это выражение часто встречается в Откровении. Апостол Иоанн называет себя в предисловии слугой Бога, "который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа" (Отк. 1:2). То же самое сказано о преследуемой Церкви в пустыне: "сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (Отк. 12:17). Это свидетельство связывает Ветхий Завет с Новым, так как "свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Отк. 19:10).

Апостолы нисколько не сомневались в том, как они должны свидетельствовать. Иисус говорил ученикам до и после смерти и воскресения, чтобы они были Его свидетелями (Иоан. 15:26,27; Деян. 1:8), и они исполняли это поручение. Их проповеди были наполнены свидетельством о Христе. Они говорили о Его жизни и о Его служении: "Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним"; и они могли сказать: "И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме" (Деян. 10:38,39). Они рассказывали, как люди предали Его смерти, "повесивши на древе" (Деян. 10:39). В этом не было сомнения, так как они сами были свидетелями "страданий Христовых" (1 Пет. 5:1). Они свидетельствовали не только об историческом факте Его смерти, но подчеркивали ее примирительное значение. Павел писал Тимофею: "посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в свое время свидетельство" (1 Тим. 2:5,6). Но самое главное в те дни они свидетельствовали о Его воскресении. "Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели", говорил Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы (Деян. 2:32). В своей второй проповеди он сказал: "... Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели" (Деян. 3:15; ср. Деян. 10:40,41; 13:30,31). Мы не удивляемся, что Лука, говоря о первых проповедниках, обобщает: "Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа" (Деян. 4:33).

Часто так называемые "свидетельства" являются в действительности "автобиографией", где рассказчик старается незаметно выставить себя напоказ. Мы должны следить за тем, чтобы наше свидетельство имело библейскую перспективу. Правильное свидетельство - это всегда свидетельство об Иисусе Христе, так как Он стоит перед судом мира.

                        Отец

В-третьих, христианское свидетельство (свидетельство о Христе перед миром) порождается Самим Отцом. Он - Главный Свидетель. И хотя Иисус сказал, что Дух "свидетельствует обо Мне", Он все же подчеркивает, повторяя несколько раз, что в конечном итоге придет Дух от Отца для свидетельства. Иисус посылает Духа "от Отца; Дух истины, который от Отца исходит ...". Это указывает на то, что вечное существование Святого Духа на небе и временно ограниченное действие Его на земле исходят от Отца. Он исходит вечно от Отца, и Его приход от Отца - это исторический факт. И хотя свидетельство о Христе дается Духом, как мы еще увидим, свое начало оно находит в Отце.

Главной заботой Отца было и есть прославление Сына. "Меня прославляет Отец Мой", - сказал Он. Позже Он молился: "Отче, ... прославь Сына Твоего" (Иоан. 8:54; 17:1). И Отец свидетельствует о Сыне, чтобы люди оказали Ему честь. Чтобы понять эту истину в той мере, в какой ее понимает наш Господь, необходимо внимательно изучать Его слова, записанные в Иоан. 5:30-41. Я приведу выдержки из Его речей: "Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно" (ст. 31). "Есть другой, свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне" (ст. 32). "Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине" (ст. 33). "Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство ..." (ст. 34). "Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня" (ст. 36). "И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне ..." (ст. 37). "Исследуйте Писания, ... а они свидетельствуют о Мне" (ст. 39). Этими словами Иисус показывает три возможности действительного свидетельства о Нем, а именно: Он Сам о Себе свидетельствует, человеческое - представителем которого является Иоанн Креститель, и Отец свидетельствует о Нем. Первые две возможности свидетельства Иисус отклоняет, так как они недостаточны (ст. 31 и 34). Он уверяет, что Ему дано самое большое свидетельство - от Отца Самого. "И я знаю, что истинно то свидетельство, - добавляет Иисус, - которым Он свидетельствует о Мне" (ст. 32).

Теперь хочется задать вопрос: каким образом Отец свидетельствовал о Сыне? В чем состояло Его свидетельство? Иисус не оставил нас в неведении. Во-первых, это свидетельство записано в Ветхом Завете. Во-вторых, это свидетельство мы можем слышать и видеть в исторических словах и делах Сына. Первую часть свидетельства Отца о Сыне мы находим в Ветхом Завете. "А они, - говорит Иисус, - свидетельствуют о Мне" (ст. 39). "Моисей ... писал о Мне" (ст. 46). Эту истину Иисус подтвердил после Своего воскресения, когда Он беседовал с двумя учениками на пути в Еммаус: "И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук. 24:27). Это и есть главный характер и смысл ветхозаветних Писаний. Они - пророческое свидетельство Бога о грядущем Мессии евреев и Спасителе мира. Через Самого "Духа Христова", Который был в пророках они предсказали "Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1:10,11).

Вторую часть свидетельства Отца о Сыне составляют слова, которые слышали Его современники от Него Самого, и Его дела, которые Он творил перед их глазами. Его слова и дела не были свидетельством о Себе, так как это были не Его дела и слова, но Отца, Который говорил и действовал через Него. Дела, которые творил Иисус, "дал" Ему Отец, чтобы Он их "совершил" (Иоан. 5:36; ср. Иоан. 10:25). То же было и с Его словами: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня" (Иоан. 7:16; ср. 12:49). Он говорил не от Себя, но от Бога. [Обратите внимание в Иоан. 7:17 на противоположность выражений эк ту тэу (от Бога) и an эмауту (от Меня Самого).] Иисус сказал это в следующих словах: "Разве ты не веришь, что я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам" (Иоан. 14:10,11). Так через величественные дела Мессии - "чудеса", Он открывал Свою славу (см. Иоан. 2:11). Эти дела свидетельствовали о том, что Царство Божье достигло человечества (см. Матф. 12:28; Лук. 11:20). Бог Отец, живущий в Сыне, является источником силы и слов благодати, исходящих из уст Сына (Лук. 4:22). Они являются свидетельством Отца о Сыне.

Так как зти слова и дела Иисуса сегодня записаны и истолкованы в Новом Завете, мы можем сказать, что свидетельство Отца о Сыне теперь есть как в Ветхом, так и в Новом Завете. Записанное слово свидетельствует о Живом Слове. "Раньше любимым выражением проповедников, - писал профессор Джеймс Стюарт, - было: как в Англии из каждой деревни ведет дорога к другой дороге, которая в конце концов приводила к Лондону, так и каждый текст в Библии - даже самое незначительное слово и слова, которые, казалось бы, не имеют никакого к этому отношения, - ведут ко Христу". Говоря другими словами, при чтении Библии иногда кажется, что люди как будто ищут клад. Каждый стих - это ключ, который ведет к дальнейшим открытиям и в конечном итоге приводит к скрытому кладу. Это действительно так: "дух пророчества" пророков Ветхого Завета или апостолов Нового Завета есть "свидетельство Иисусово" (Отк. 19:10). Если мы желаем свидетельствовать об Иисусе, мы должны постоянно находиться с Библией в руках, так как там мы находим свидетельство Отца о Сыне.

                        Дух

В-четвертых, христианское свидетельство, которое дается миру Отцом о Сыне Своем, осуществляется Духом Святым. Мы не должны думать, что свидетельство Бога о Христе перед людьми - мертвое свидетельство Писания. Дух Святой оживотворяет его. Это тот Дух, Который говорит людям непосредственно и через Писание. Отец дает это свидетельство не только через Писание и не только Духом Святым, но одновременно как через Духа, так и через Писание. И если только мы усвоим этот непостижимый труд Святого Триединства, где Отец свидетельствует о Сыне через Духа Святого, мы сможем понять библейское значение христианского свидетельства.

Обратимся к нашему тексту; в нем Иисус провозглашает, что Дух Святой исходит вечно и приходит исторически от Отца в этот мир, чтобы свидетельствовать об Иисусе (Иоан. 15:26). Дух Святой - это исполнитель Божественной воли. То, что Бог сегодня совершает в мире, Он совершает посредством Духа. Основное направление деятельности Святого Духа - познакомить людей со Христом, и Иисус показывает нам, как чудесно Дух Святой это осуществляет. Мы рассмотрим три истины о Нем.

Во-первых, Дух Святой - это Параклетос. Это слово переводится как "утешитель" или "советник, защитник", во всяком случае важно знать, что это слово, как и слово свидетель - термины из словаря, описывающего закон. Дословный перевод этого слова - "подозванный рядом", то есть тот, который нас должен утешать, нам помогать и советовать. Оно употреблялось в практике работы защитника, адвоката, который выступал с защитой перед судом. В одной речи Иисуса Дух Святой называется Параклетос, и это слово встречается еще раз в 1 Иоан. 2:1, где написано: "То мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника". Таким образом Иисус - наш защитник на небе, в то время как Дух Святой действует на земле как ходатай. Но чьим же защитником на земле является Дух Святой? Чье дело Он защищает? Из текста видно, что возможен только один ответ: Он защищает Христа. Это слово, употребленное в этой беседе, могло иметь и другие оттенки значения. Дух Святой является, конечно, и помощником, и утешителем людей - но тот факт, что это слово ассоциируется, мысленно связывается, со словом "свидетельствовать" в Иоан. 15:26,27 и в Иоан. 16:8 - со словом "убедить", (оба слова взяты из юридического лексикона) ясно говорит, что Дух Святой защищает дело Иисуса Христа. Как Иисус защищает нас на небе перед Отцом, так и Дух защищает Христа на земле перед людьми. Мы только свидетели на суде, ответственность защиты несет Сам Святой Дух.

Во-вторых, Дух Святой назван здесь Духом истины. "Когда же придет Утешитель ... Дух истины ...". Истина - не только качество Духа; по Своему естеству, по Своей сущности Он есть истина. Иоанн пишет в своем первом послании: "И Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина" (1 Иоан. 5:6). Дух Святой не может дать ложное свидетельство. Это немыслимо. Его свидетельство всегда истинно, потому что Он - истина.

В-третьих, о Духе Святом говорится также, что Он Дух Христа, поэтому Он может давать свидетельство об Иисусе. В Новом Завете Его называют и "Духом Божьим", и "Духом Христа", потому что Он приходит от Отца и Сына вечно. В последних стихах 15 главы Евангелия от Иоанна, которые мы изучаем, Иисус говорит о Нем: "Которого Я пошлю вам от Отца" (ср. Деян. 2:33).

Если Дух Святой является одновременно защитником, Духом истины, и Духом Христа, мы можем хорошо понять, почему Иисус говорит "Он будет свидетельствовать о Мне". Он совершенен и наилучшим образом может это сделать. Он пришел с тем намерением, чтобы провозгласить имя Христа всем людям, "прославить" Его в Церкви (Иоан. 16:14) и "свидетельствовать" о Нем перед миром (Иоан. 15:26). [Внутреннее свидетельство Духа, которое Он дает верующим, совсем другое дело; об этом мы читаем к пр. в Рим. 8:16 и 1 Иоан. 5:10.]

                        Церковь

Здесь мы пришли к последнему пятому пункту христианского свидетельства, где речь идет о служении проповедника. Мы уже давно стараемся подойти к этому пункту, но только теперь мы можем видеть деятельность проповедника в перспективе. Обобщая библейский обзор христианского свидетельства, мы можем сказать, что Отец свидетельствует о Сыне перед миром посредством Духа Святого и Церкви. Если живое свидетельство Отца о Сыне осуществляется через Духа Святого, оно осуществляется и посредством Церкви. Иисус говорит: "Дух истины будет свидетельствовать о Мне. И вы тоже будете Моими свидетелями". Петр заявлял подобное в своей речи перед синедрионом: "Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый" (Деян. 5:32; ср. 1:8).

Это двойное свидетельство Духа и Церкви - очень интересный феномен. Это пример тому, что настоящее свидетельство требует больше, чем одного свидетеля. В Ветхом Завете свидетельство одного свидетеля было недостаточным, чтобы подтвердить обвинение доказательствами. "Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей, состоится дело" (Втор. 19:15; ср. 17:6,7; Чис. 35:30; Евр. 10:28). Этот принцип был принят в Новом Завете. Иисус ясно сказал нам, что если брат согрешит против нас, мы должны поговорить с ним наедине. Но когда мы обличаем его в проступке, и он не слушает нас, тогда мы должны позвать "еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Матф. 18:15,16; ср. 2 Кор. 13:1; 1 Тим. 5:19). Кроме того этот принцип действителен не только при свидетельстве о проступке, но и при подтверждении истины. Поэтому Иисус посылал двенадцать и семьдесят учеников по два (Map. 6:7; Лук. 10:1). И по этой же причине Он заявил, что Его свидетельство подтверждалось свидетельством Отца о Нем. "А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно, - говорит Иисус - Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня" (Иоан. 8:17,18). Эта истина объясняет нам, почему в Откровении выступают "два свидетеля", которым дана "власть", дано "пророчествовать" определенное время (Отк. 11:3-17). Все это показывает нам как важно, чтобы свидетельство было объединенным; и какие неисчерпаемые возможности участвовать совместными силами в свидетельстве о Христе имеет церковь. Если уже двумя или тремя свидетелями подтверждается каждое слово - то кто сможет противостоять действующей силе свидетельства целой Церкви?

                        Личный опыт

Как ни важно то, чтобы вся церковь давала свидетельство, но все же именно на проповедника возложена особая задача в деле свидетельства о Христе. Он должен иметь два особых качества, чтобы выполнять свою задачу: опыт и смирение. Рассмотрим по порядку эти качества.

Под словом "опыт" я подразумеваю не опытность в проповеди или жизненный опыт, хотя оба они важны для проповедника, но я имею в виду его личное познание Иисуса Христа. Это первый и необходимый признак христианского свидетельства. Проповедник не может принести свидетельские показания с чужих слов. Тогда он был бы не свидетелем. Он должен говорить на основании своего личного опыта.

Это должно быть довольно просто, если мы не забываем значение этого слова в юридическом лексиконе. Оно употребляется, например, при подписании законной торговой сделки. Иеремия повествует об этом, когда он покупал землю у своего двоюродного брата в Анафофе: "И записал в книгу, и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей, и отвесил серебро на весах". Для него было важно, чтобы книжная запись была сначала подписана и запечатана, и "в глазах свидетелей" дана Варуху (Иер. 32:9-12; ср. ст. 25 и 44). Подобным образом Вооз купил публично часть поля у Ноемини и у Моавитянки Руфи, которая стала его женой, чему старейшины города были свидетелями (Руфь 4:1-12). [Иногда использовались камни, вместо людей, как свидетели при заключении союза; (ср. Быт. 31:43-50 и Иис. Н. 24:22,26,27).] Они называются свидетелями, потому что они присутствовали во время договора. Они слышали собственными ушами, как стороны заключили сделку. Они видели собственными глазами, как договор был подписан и запечатан. Это довольно ясно видно, когда Бога Самого призывают в свидетели. Достаточно, если мы приведем только один пример из Ветхого Завета. Иеремия торжественно заканчивает свое письмо к пленникам в Вавилоне серьезными словами: "Я знаю это и Я свидетель, говорит Господь" (Иер. 29:23). [Другие примеры можно найти в Суд. 11:10; 1 Цар. 12:5; Иов. 16:19; Иер. 42:5; Мих. 1:2; Мал. 2:14; 3:5.] Бог - это самый лучший свидетель, так как Он знает все. Его глаза все видят. От Него ничего не скроешь. И поэтому апостол Павел, когда он хотел сообщить читателям о своих личных поступках, скрытых мотивах, четыре раза в своих посланиях торжественно восклицает: "Бог мне свидетель" (Рим. 1:9; 2 Кор. 1:23; Фил. 1:8; 1 Фес. 2:5). Только Бог мог читать его мысли. Только Бог знал о его намерениях и о том, было ли его сердце чисто. И когда люди его осуждали или подозревали, он имел только одного свидетеля - Бога.

Слово "свидетель" используется также в суде. Человек, видевший дорожную аварию и выступающий на суде против или за обвиняемого, виновника аварии, является свидетелем. Греческий глагол мартюрастай или мартюрейн, согласно словарю Гримма-Тайера, обозначает: "быть свидетелем, свидетельствовать, то есть подтверждать, что увидел, услышал или пережил". В другом объяснении говорится: "Свидетель - это тот, кто располагает сведениями об определенных фактах и может дать объяснение перед судом, что он видел или слышал. Он свидетельствует о том, что он знает".

Это юридическое употребление слова "свидетель" в Библии перенесено в область христианского свидетельства. Иисус сказал ученикам не только: "Вы будете свидетельствовать", но Он дает им еще и понять, что они способны на это служение, "потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15:27). Они могли свидетельствовать о Нем, потому что они были с Ним. На основании этого факта они были способны к этому служению. Если бы они Его не знали, они не смогли бы о Нем свидетельствовать. Но так как они Его уже знали, то они были обязаны сделать это. [Если кто-то был свидетелем определенных проступков другого и об этом не засвидетельствовал, то это вменялось ему грехом, см. Лев. 5:1.] Тот же самый порядок Иисус установил после Своего воскресения, когда Он сказал сначала: "Вы же свидетели сему" (Лук. 24:48), а потом: "и будете Мне свидетелями" (Деян. 1:8; ср. 1:21,22; 2:32; 3:15; 4:33 и т.д.). Чтобы давать свидетельство надо быть свидетелем.

Это условие так важно и так часто подчеркивается в Новом Завете, что мы остановимся на нем подробнее. Между глаголами "видеть" и "свидетельствовать" есть тесная связь. Самый лучший свидетель - это очевидец. [В отношении свидетельства об услышанном см. Лук. 14:22; о том, что знаешь, см. Иоан. 2:25, Деян. 15:8; и о том, что еще знаешь об этой личности см. 3 Иоан. 3 и 6.] Иоанн Креститель был таким очевидцем. О нем говорится: "И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ... и я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Иоан. 1:32,34). То же самое, исходя из личного опыта и знания, Иисус Христос говорил о Себе Никодиму: "Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели" (Иоан. 3:11-13). [Ср. Иоан. 3:32, также 1 Тим. 6:12,13 и Отк. 1:5; 3:14, где говорится о "добром исповедании" и о "верном свидетеле" в отношении к Иисусу.] Далее мы коснемся евангелиста Иоанна, который понятия "видеть и свидетельствовать" употребляет чаще, чем другие писатели Нового Завета. В начале его первого послания мы читаем довольно знакомые слова: "Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь". Далее он говорит: "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (1 Иоан. 1:2; 4:14; ср. Иоан. 19:35). Нашим последним примером является апостол Павел, которому, после его обращения Анания сказал: "Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал" (Деян. 22:14,15; ср. 23:11; 26:22).

Я не думаю, что мне надо извиняться из-за большого количества примеров. Приведенные места Писания должны убедить нас в следующем: согласно Священному Писанию человек только тогда может свидетельствовать об Иисусе Христе, когда он лично принял спасение Иисуса Христа; христианское свидетельство возможно только при личном опыте. Апостолы видели и сышали исторического Иисуса объективно. Но слова воскресшего Христа к Павлу наводят на мысль, что можно применить свидетельство также к сугубо личному, субъективному обращению к Христу, так как Он говорит ему: "Ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе" (Деян. 26:16). Нет, однако, основания предполагать, что эти будущие встречи с Христом были объективными явлениями, как это было, по его высказыванию, на пути в Дамаск. Они, наоборот, были внутренние и духовные, и о них должен был также свидетельствовать Павел. Так и мы должны свидетельствовать.

В нашей проповеди мы не только объясняем нам доверенные слова, и мы не только возвещаем великое дело спасения, свершенное Богом для человечества. Мы объясняем эти слова и возвещаем это дело как свидетели, как люди, испытавшие это Слово и это дело спасения в собственной жизни. Мы слышали Его ласковый, тихий голос через Его Слово. Мы познали, что Он совершил для нас спасение, и верой мы приняли Его благословенные последствия и неописуемое величие. Наша задача состоит не в том, чтобы читать философские лекции об Иисусе. Мы Его лично познали и поддерживаем с Ним тесную связь. Он изменил нашу жизнь тем, что Он открылся нам и спас нас. Наши глаза открылись, и мы видим Его, наши уши открылись, и мы слышим голос нашего Спасителя и Господа. Мы - свидетели, и потому мы должны свидетельствовать. Конечно, мы должны систематически призывать людей к Христу. Мы должны смело возвещать благую весть и говорить, что Он совершил через Свою смерть. Но мы не должны пропускать случая привлекать наших слушателей к Иисусу на основании нашего личного опыта. "Напрасно говорить людям, - считает Вильям Темпл, - "Идите к кресту!" Мы должны говорить: "Идите сюда к кресту!" Есть только два голоса, которые могут с успехом приглашать к Христу. Первый голос - это голос безгрешного Спасителя, который совсем отличается от нашего голоса; другой голос - это голос спасенного грешника, знающего, что его грехи прощены. Вот это и есть наша задача".

Если мы подчеркиваем, как важен при свидетельстве личный опыт, то надо сказать, что наш опыт должен соответствовать нашему свидетельству. В этом мы должны быть честными самым основательным образом. Библия предостерегает нас об этом ужасном грехе - о ложном свидетельстве. Девятая заповедь запрещает категорически всякое ложное свидетельство против ближнего (Исх. 20:16; Втор. 5:20; ср. Исх. 23:1). Ложный свидетель считался таким подлым человеком, что судьям было сказано: "... сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему" (Втор. 19:16-21). Отвращение перед грехом ложного свидетельства видно из того, что "лжесвидетель, наговаривающий ложь", в Притчах относится к тем шести грехам, которые Бог ненавидит (Прит. 6:19). Иисус относит этот грех к грехам, исходящим из сердца человека (Матф. 15:19). [Другие места Писания о "ложных свидетелях": Пс. 26:12; 34:11; Прит. 12:17; 19:5,9; 24:28; Map. 14:55-63; Деян. 6:13; 7:58.]

Здесь мы имеем выбор. Наше свидетельство может быть "ложным" или "верным". "Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи" (Прит. 14:5, ср. 14:25). Дьявол - самый главный среди лжесвидетелей. Он клеветник, обвинитель братьев, "он лжец и отец лжи" (Отк. 12:10; Иоан. 8:44). Но свидетельство христианского проповедника должно быть неопровержимо верным свидетельством. Это значит, что мы должны быть добросовестны не только в изложении Слова Божья, но и когда мы даем свидетельство из нашего личного опыта. [Об этом Павел приводит гипотетический пример в 1 Кор. 15:15, где он говорит, что если Христос не воскрес из мертвых, тогда апостолы лжесвидетели о Боге, так как они постоянно свидетельствуют о воскресении.] Мы должны не преувеличивать и не преуменьшать. Если от управляющего требуется верность, то от свидетеля тоже. Верность управляющего заключается в том, что он снабжает домочадцев тем, что ему доверено; верность свидетеля видна в том, что он честно и открыто свидетельствует о том, что он знает и при этом не скрывает какой-либо части истины, не искажает ее и не приукрашивает. Часто хочется преувеличить факты, показать другим, что мы якобы уже дальше продвинулись на нашем узком пути, чем это в действительности. Мы должны иметь честность, чтобы признать правду. Мы не должны бояться сказать вместе с апостолом Павлом: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился" (Фил. 3:12). Верный свидетель не имеет и тени лицемерия; он честен целиком и полностью.

Все это мы должны учесть, мы, призванные быть свидетелями Христа обязаны не пренебрегать своей духовной пищей и ростом, иначе мы превратимся в немых свидетелей. Действительно, апостолы были правы, когда они отдались молитве и служению Словом, так как все усилия напрасны без молитвы. Для проповедника нет ничего важнее, чем познание Бога. Я не обращаю внимание на его красноречие, как построена его проповедь или какова ее формулировка. Самое главное в том, является ли для него Бог реальностью и научился ли он действительно пребывать во Христе. Приготовление сердца намного важнее приготовления к проповеди. Слова проповедника, даже если он ясно и убедительно говорит, не будут звучать верно, если он не говорит с уверенностью, исходящей из опыта. Многие проповеди как пустые звуки, хотя они построены в соответствии со всеми правилами гомилетики (учения о проповеди). В самих проповедниках, говорящих такие проповеди, сокрыто что-то неопределенное и неясное. Кажется, что проповедник учился и имеет большие знания. У него приятный голос, изысканные манеры, он скромен в жестах; но все же чувствуется, что его сердце не бьется в такт с его словами. О нем нельзя сказать то, что сказал однажды молодой продавец в одном галантерейном магазине о Петре Маршалле: "Мне кажется, что он знает Бога и он помогает мне познать Его лучше". Александр Уайт однажды сказал: "Если бы ты владел большой библиотекой, но самого себя не знал, то твои проповеди не были бы достойны внимания". Это все правда, но еще важнее, чем знать самого себя, это знать Бога.

Проповедь настоящего свидетеля имеет что-то спонтанное, какую-то простоту и прямолинейность, естественность и глубину реальности; она излучает тепло. Это непосредственный результат того, что проповедник тесно связан с Богом. Поэтому мы должны алкать и жаждать общения с Богом. Мы должны претендовать на обетования Иисуса, где сказано, что Он откроется любящим Его и доказывающим свою любовь в послушании (Иоан. 14:21). Мы не должны забывать, что правильная подготовка к проповеди не дело нескольких часов, которые мы используем для этого, но что вся жизнь и христианский опыт проповедника должны стоять за этим, а проповедь - это только дистиллированная капля этой жизни. Е.М. Баундс говорит так: "За проповедью скрывается человек, весь человек. Проповедь - это не дело одного часа. Она - результат жизни. Нужно двадцать лет, чтобы приготовить правильную проповедь, так как двадцать лет требуются для того, чтобы стать человеком".

Такой личный опыт с Богом, как мы описали его ранее, важнее самой жизни. Несомненно, понятие "свидетель" Нового Завета тесно связано по смыслу со словом "страдание". Греческое слово мартус "свидетель" стало приобретать смысл "мученика" (см. Деян. 22:20 и Отк. 1:9; 2:13; 6:9; 12:11; 17:6; 20:4). Да даст нам Бог больше таких христиан, которые глубоко познали Иисуса Христа и готовы страдать из-за свидетельства об Иисусе Христе и, если придется, даже отдать свою жизнь за Него.

                        Смирение

Если личный опыт - одно из необходимых качеств настоящего христианского свидетеля, то смирение - второе. Каждый проповедник знаком с искушением тщеславия, которому он подвергается. Как проповедники, мы занимаем важное место, стоим выше других, в центре внимания, которое сосредоточено на нас. Это действительно опасное положение. Но я осмеливаюсь сказать, что мы сохраним себя от опасности стать гордыми тогда, когда мы поймем, в чем состоит смысл и сущность христианского свидетельства. Нельзя забывать, что христианское свидетельство - это свидетельство об Иисусе Христе. Это не свидетельство о нас самих; и если мы говорим о личном опыте, то только для того, чтобы объяснить учение о Христе примерами. Иоанн Креститель является в этом случае совершенным примером свидетеля. О нем написано: "Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете ... Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" (Иоан. 1:7,8; ср. ст. 15 и 19). Ученики Иоанна один за другим начали отходить от него, после того, как он выполнил свою задачу свидетельствования, чтобы следовать за Иисусом (напр. Иоан. 1:35-42). Иоанн не испытывал чувства обиды, слыша об этом, наоборот, он был доволен, что выполнил свою задачу. Он был предшественником, который спешит подготовить народ к встрече с грядущим царем. Но когда царь явится, кто тогда будет смотреть на предшественника? В другом примере, который приводит Иоанн, он говорит об Иисусе как о женихе, пришедшем за своей невестой. Иоанн - это "друг жениха", у которого была обязанность приготовления к свадьбе. После того, как жених явился, невеста думает только о своем женихе. "Друг жениха" не хочет мешать жениху и невесте. Он свое задание выполнил. Жених теперь со своей невестой. "Друг жениха" стоит в стороне и "радостью радуется, слыша голос жениха". "Сия-то радость моя исполнилась; - заканчивает он свою речь словами, показывающими смирение настоящего свидетеля, - Ему должно расти, а мне умаляться" (Иоан. 3:25-30). Так и мы не должны привлекать внимание на нас самих или стоять между Иисусом и людьми. Главная цель нашего служения как свидетеля состоит в том, чтобы люди увидели Христа и отдали себя Ему.

В Лондонской церкви, где я проповедую, висит на стене с восточной стороны над столом хлебопреломления знаменитая картина. Ее размеры приблизительно 3,6 на 2,7 м., и она доминирует в церковном интерьере. Ее нарисовал Уильям Уесталл, а король Георг IV пожертвовал ее по случаю торжественного посвящения церкви в 1824 году. На картине показан Господь Иисус, скованный, но величественный, окруженный враждебными священниками и грубыми солдатами, которые насмехались над Ним. Вокруг Его головы видны руки тех людей, которые указывают на объект их насмешек. В этой картине я вижу символическое обобщение нашего служения. Иисус Христос является центром нашего возвещения. Мы только указатели, указывающие на Него. И если солдаты и священники на картине с презрением и ненавистью относятся к Христу, то мы относимся к Нему с любовью и уважением. И чем больше Он выступает на первое место нашего внутреннего созерцания, тем меньше мы подвергаемся опасности впасть в самодовольство и тщеславие.

Но христианское свидетельство заключается не только в нашем свидетельстве о Христе. Оно также является существенным свидетельством, которое дает Отец о Сыне через Духа Святого. Я не хочу этим сказать, что наше человеческое свидетельство не нужно или не важно. Но если мы будем рассматривать наше свидетельство в свете этой истины, то мы не будем высокого мнения о нашем свидетельстве. Свидетельство об Иисусе Христе перед миром зависит, в конечном итоге, не от нас. Свидетельство, исходящее от Отца и даваемое постоянно Духом, могущественно. И если Дух использует Церковь как орудие, которым Он свидетельствует об Иисусе, то заслуга принадлежит Духу, а не Церкви.

Будем радоваться этим скромным положением свидетелей, зная, что мы имеем некоторое участие в том свидетельстве, которое дает Отец о Сыне через Духа Святого.

                    


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.