25.10.2009
Скачать в других форматах:

Вольфганг Бюне

Игра с огнем

Движение за рост общин в Германии

Некоторые из групп, занимающиеся вопросами роста Церкви, за последние годы сумели значительно и эффективно распространить учение и практику «третьей волны».

Так как немецкое движение за рост общин весьма многолико, и о некоторых его группах можно с уверенностью сказать, что их взгляды не идентичны взглядам Д. Уимбера и И. Чо, то я попытаюсь изложить вкратце его историю, чтобы избежать возникновения у читателей недоразумений.

Отцом всемирного движения за рост общин считают Дональда Макгеврэна. Родился он в 1897 году в Индии в семье миссионера. Сам Макгеврэн не считает себя причастным к движению «третьей волны». С 1923 по 1954 гг. он работал миссионером в Индии и написал книгу «Мосты Божий», которая ознаменовала собой начало движения за рост общин. В последующие годы Макгеврэн исследовал рост общин в различных странах. В 1961 году был создан первый «Институт общинного роста» в г. Юджин (США). Он предоставил Макгеврэну новые возможности для более интенсивного исследования структуры и принципов роста общины. В 1965 году этот институт был включен в состав Фуллерской богословской семинарии в г. Пасадене.

Пять лет спустя вышла в свет книга Макгеврэна «Сознательный рост общины», считавшаяся образцом сочинения, отражающего суть этого движения. В том же году к своей деятельности в институте приступил и Петер Вагнер, который наряду с Макгеврэном считается в мире ведущим экспертом движения за рост общин.

Самыми видными деятелями, которые позаботились о распространении идей движения в Германии, конца 70-х годов, были: Б. Шлотоф (Херне), Р. Бош, Д. Григе (Гиссен) и Й. Кноблаух (Гинген). В 1976 году предприниматель И. Кноблаух организовал первую учебную поездку в США, а в 1978 году в г. Гиссене «Институтом церковного роста» был проведен семинар по вопросам, касающихся роста общины. Он проводился под руководством бывшего ассистента П. Вагнера, Р. Боша.

В 1979 году вышел первый номер газеты «Рост церкви», которая до сих пор является самым многотиражным и самым известным изданием этого движения. В настоящее время газету выпускает «Общество создания церквей». Главный редактор — К.А. Шварц. В редакцию входят также (1989 г.): С. Якобсен, В. Хеке, Й. Кноблаух, Р. Бош, Б. Шлотхоф и М. Воллин.

В 1979 году были опубликованы и первые книги по теме «Рост церкви». Наиболее известными из них стали трехтомная «Обозреваемая Церковь» Ф. Шварца.

Ежегодно, начиная с 1980 года, пастор Б. Шлотхоф и его церковные служители проводят в учебном колледже обучение евангельскому служению методом посещения домов. В 1985 году было основано «Общество создания церквей», которое состоит из четырех учреждений:

  1. «Рост общины» — кружок создания общин (г. Гинген).
  2. «Евангельский учебный колледж роста общин» (Обозреваемая Церковь г. Херне).
  3. «Институт создания общин» (г. Гиссен).
  4. «Акция создания общин» (г. Лимбургергоф).

Первый председатель этой организации Б. Шлотхоф сказал : «Время разграничений между христианами закончилось. Сегодня речь идет о том, чтобы сообща строить планы, трудиться и молиться».

В правление входят не только председатели этих четырех учреждений, но и представители других групп, которые желают способствовать росту общин, такие, например, как В. Копферманн, Ю. Блунк и К. Айкхоф. Основная концепция «Общества создания общин» звучит так: «Созидание общин внутри официальной (народной) церкви.

Б. Шлотхоф так сказал по этому поводу в одном из своих интервью:

«Основной упор в своей деятельности мы делаем на работу в евангелических официальных церквах. Это, однако, не исключает сотрудничества и со свободноцерковными общинами, но следует всегда помнить, что проблемы официальной церкви и свободноцерковных общин весьма различны. Впрочем, мы видим, что именно в народной (официальной) церкви, подвергающейся сильным нападкам со стороны своих противников, для создания общин существует столь много шансов, столь много предрасположенности и готовности к успешному сотрудничеству, что мы желаем использовать то поручение, которое мы имеем в этой церкви».

В. Копферманн назвал «ОСО» плацдармом и форумом различных духовных движений в Германии. В сферу деятельности Общества Созидания Церкви входят:

  1. Издание журнала «Рост общины» (ежеквартально).
  2. Издание и распространение учебного материала и книг по теме «Рост общины».
  3. Проведение семинаров и дней, посвященных вопросам роста общины.
  4. Учебные поездки в США и Юж. Корею.

С 1979 года и до своей преждевременной кончины в 1985 году главной движущей силой движения за рост общин был Ф. Шварц, суперинтендент г. Херна. Многочисленные книги и статьи Шварца вызвали немало дисскусий, особенно в официальной евангелической церкви, и открыли движению широкий доступ в нее. Ф. Шварц был человеком пиетистского склада. Некоторое время он занимал должность проповедника, затем пастора и наконец стал суперинтендентом г. Херна и оставался на этом посту до конца своих дней.

Для церковных деятелей Франц Шварц был собеседником довольно неудобным и агрессивным. Он любил «братский веселый спор» и с радостью использовал любую возможность, чтобы спровоцировать его. Его сын Кристиан Шварц рассказывает:

«Богословские диспуты, в которых он пользовался почти всегда одними и теми же приемами защиты, доставляли ему громадное удовольствие».

Шварц принадлежал к тем немногим богословам, для которых может быть присуще все, кроме способности навевать скуку. Он и книги свои умел так писать, что их, по крайней мере, прочитывали как друзья, так и критики, хотя и те и другие не принимали их полностью. Его чувство юмора освежает, а его, порой ироничная, самокритика и откровенность благотворны. Ярким примером этого может служить книга «Под всеми стульями».

Однако при всей нашей симпатии и уважении к Ф. Шварцу как к человеку нельзя закрывать глаза на тот факт, что его богословская теория «общего знаменателя» несостоятельна и пагубна. По сути он релятивист в вопросе об истине: «Любить самого Иисуса больше нежели свою церковность и догматику не релятивизм в вопросе об истине, но в высшей степени серьезное отношение к ней». Эти слова звучат хотя и благочестиво и сказаны, несомненно, искренне, но они все же не затрагивают сути данной проблемы. К сожалению, сегодня можно упрекнуть многих евангельских богословов в том, что они, быть может, могут обладать одновременно «сердцем пиетиста» и «историческо-критической головой» и при этом даже не сознавать этой «шизофрении».

Ф. Шварц «отказывался». Он не желал выбирать между движением исповедания и духовным обновлением церкви, между Копферманном и Дайтенбеком, так как ценил обеих и хотел сотрудничать и с теми и с другими. И в вопросе понимания Писания Шварц отказывался вступать в спор между «исторически-критическим исследованием» и фундаментализмом, так как чувствовал свою принадлежность к обеим течениям.

«Я отказываюсь спорить и с исторически-критическим исследованием и с фундаментализмом. Братья и сестры, которые считают себя консервативно или прогрессивно обязанными историко-критическому исследованию, столь сильно засвидетельствовали мне о воскресшем Господе, что это подействовало укрепляющее на мою веру. Правда, я должен сознаться, что мне приходилось слышать от них такое, что говорило об их плачевном духовном состоянии, надменности, глупости и самоуверенности».

«Я отказываюсь, когда от меня требуют осудить исторический метод богословия, чтобы для славы Божией допустить меня только к одному фундаментализму. Историческо-критическое богословие, при всей его бессмыслице явило мне столь прекрасного, и отрекаться от него я не желаю».

«Для меня решающее значение имеет то, что человек встретился с Господом, о котором так просто свидетельствует простое Евангелие, чтобы всем сердцем возрадоваться о спасении Божием, и пусть он себе радуется об этом по-пиетистски, или по-православному, или по-либеральному».

Формула «простого» Евангелия Ф. Шварца гласит: «Кто примет этот дар Божий и позволит в своей жизни Иисусу занять место вне всякой конкуренции, тот и станет христианином». Все другие вопросы были для него хоть и немаловажными, но не имели решающего значения.

Это «простое» Евангелие не позволяло Ф. Шварцу отказаться от братского сотрудничества со всеми деятелями, соглашавшимися с этим Евангелием, будь то Бультманн, Кеземанн или Мольтманн, Бергманн или Хунтеманн.

«Созидание Церкви ни в коем случае не предусматривает единого богословия. Для созидания Церкви неважно, каким путем решаются проблемы, связанные с триединством Божиим, каким теориям о Писании отдается предпочтение, как совмещают закон и Евангелие, какими понятиями Вечери Господней оперируют».

По тем же причинам Ф. Шварц отказался «смириться» с фактом раскола протестантов и католиков. Как уже понятно из вышеизложенного, католического догматика Г. Мюлена он причислял к тем, кому он обязан импульсами, самым решительным образом повлиявшими на его личную духовную жизнь. Столь логичны и его высказывания об «истинном экуменизме высшего порядка». Они отражают его образ мышления и мечтаний:

«Пусть экуменическая комиссия, которая скоро соберется на местном или высшем уровне, откроет эту встречу праздником единства в любви Христовой. Я представляю себе это так: прелаты и кардиналы, высшие церковные советники и епископы танцуют вокруг алтаря — безразлично какого, протестантского или католического — хлопают в ладоши, улыбаются друг другу, поют, ликуют, смеются, плачут от радости, ибо все они — возлюбленные во Христе, во Христе разрушившем все барьеры между ними».


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.