10.02.2009
Скачать в других форматах:

Джеймс И. Пакер

Слова Бога

2. Писание

 

Эта глава посвящена книге, которая в том виде, как она стоит на вашей книжной полке, носит название Библия, или Священное Писание. «Библия» — это греческое слово, которое значит «книга». Но это название не совсем отражает суть. Потому что если вы откроете Библию, то увидите, что в ней собрано 66 отдельных книг, написанных на трех разных языках (древнееврейском, древнегреческом и некоторые отрывки — на арамейском). Писались они более тысячи лет. В Библии собраны книги различных жанров: исторические, книги с проповедями, письма, песенники, любовная лирика. Библия также включает в себя географические исследования, архитектурные проекты, дневники путешественников, статистические данные, генеалогические древа, разные официальные документы. Более уместно ее было бы назвать библиотекой исторических документов иудейско-христианской культуры. Тем не менее церковь рассматривает эти разрозненные материалы как одну книгу и называет ее Священным Писанием. Что делает это собрание книг священным? По какому принципу все эти 66 книг собраны в одну книгу — Библию?

 

 

Авторитетность Библии

 

Здесь встает еще один вопрос, который касается авторитетности Библии. Церковь всегда считала Библию авторитетом, но сейчас идут ожесточенные споры по поводу того, какой смысл надо вкладывать в это понятие. Если Библия написана человеком, должны ли мы ей доверять так, как человеку? А может, она написана группой авторитетных экспертов, знатоков в области религии, и мы должны доверять ей только потому, что она написана знающими людьми? А может, ее авторитетность подобна авторитетности первоисточника для историка — как, например, изречения Фукидида для изучающих историю Пелопонесской войны? Все эти взгляды сегодня широко распространены, и все они формируют отношение к Библии как к относительному авторитету, к которому можно прибегнуть лишь в отдельных случаях. При таких взглядах Библия теряет свой абсолютный авторитет. Эксперты могут ошибаться, и даже Фукидид мог приукрасить свой рассказ. Следовательно, оба эти взгляда предполагают, что изучающим Библию иногда приходится исправлять ее погрешности. Но первые христиане отвергали такое отношение как богохульство, ибо полагали, что Писание непогрешимо, потому что божественно. Были ли они правы? И каким авторитетом обладает Библия?

На этот вопрос мы должны поискать ответ в самой Библии. Предвосхищая возможные возражения, хочу заметить, что обращаться к Библии в этом вопросе — не значит ходить по замкнутому кругу. Мы не полагаемся на авторитетность Библии, чтобы доказать авторитетность Библии. Мы просто пользуемся информацией, содержащейся в ней. Библия снабжает нас разными примерами, раскрывая взгляды различных людей. Среди них — Иисус Христос, учение которого было записано почти при Его жизни, пророки и псалмопевцы Ветхого Завета, апостолы Нового. Нам надо определить, каких же взглядов они придерживались. А примем ли мы их взгляды, ознакомившись с ними, зависит от того, доверяем ли мы этим людям или нет.

 

 

Откровение и Писание

 

Слова «Библия» в Библии нет. Новый Завет называет Ветхий не Библией, а писанием или писаниями. Мы и сейчас используем название «Священное Писание». Иногда в Новом Завете Ветхий называется Законом (причем, имеется в виду не только Пятикнижие, но также книги пророков и псалмы, см. Ин. 10:34-35; 15:25, где цитируются Пс. 81:6 и Пс. 34:19; 1 Кор. 14:21, где цитируется Ис. 28:11-12). «Закон» представляет еврейскую тору, то есть не просто собрание формальных постановлений, а авторитетное поучение в разной форме. Писания, содержащие авторитетные наставления от Бога, называются в 118-ом псалме «словом», «словами», «уставами», «заповедями», «судами», «откровениями» Бога. Именно такому отношению к Писанию учили Христос, апостолы, пророки и псалмопевцы.

Подводя итоги, можно сделать два вывода.

1. Писания — это историческая запись откровения. Они говорят нам, что на протяжении столетий Бог говорил и делал для того, чтобы грешный человек узнал Его как своего Господина, Судью и Спасителя. Начиная свой рассказ от сотворения и грехопадения, Писание повествует о деяниях Божьих от Его первого обещания о том, что семя жены поразит змея в голову, до исполнения этого обещания. Ветхий Завет рассказывает о том, как Бог призвал Авраама, как Он общался с патриархами, выводил Свой народ из Египта, давал закон, полагал царство, говорит о разделе царства; о пророках, об обещании Бога послать Христа, о повторном осуждении и последующем возрождении Израиля; о строительстве, разрушении и восстановлении храма, в который должен был прийти Господь. Новый Завет дополняет Ветхий, повествуя о пробуждении, вызванном служением Иоанна Крестителя, о спасительном служении Иисуса как пророка, священника и царя, о Его воскресении из мертвых, об излиянии Духа, об апостольской проповеди Евангелия. Получается, что Библия — это эпопея искупления. Исторические книги описывают процесс искупления вплоть до апостольских времен; проповеди пророков и послания объясняют его, применяют к жизни и предвосхищают кульминацию этой эпопеи — второе пришествие Иисуса Христа; псалмопевцы размышляют об искуплении, благодарят Бога за него, молятся о нем; авторы книг мудрости (Иов, Притчи, Екклесиаст) рассуждают о жизни в разных ее проявлениях, но непременно имея в виду искупление. Это тема всей Библии; главная причина, по которой 66 книг собраны в одну, именно в этом. Все они гармонично сочетаются, потому что говорят об одном и том же.

Это частично объясняет, почему апостолы были уверены в том, что Ветхий Завет написан и для христиан (ср. Рим. 4:23; 15:4; 1 Кор. 10:11; 2 Тим. 3:15; 1 Пет. 1:10). Они видели, что Ветхий Завет — это первая часть истории, которую завершают их послания. Как Ветхий Завет без евангелий — это фундамент без дома, так и евангелия без Ветхого Завета — это дом без фундамента. Поэтому апостолы заботились о том, чтобы первые христиане из язычников принимали Ветхий Завет как христианское Писание.

К счастью, мало кто из христианских богословов не согласен с этим. Но сейчас мы перейдем к следующему утверждению, которое у современных богословов вызывает множество возражений.

2. Писание — это откровение, представленное в виде исторической записи. Писание — это Слово Божье (Рим. 3:2), откровение, прямое или косвенное, Его разума и воли. Писание имеет божественную природу. «Все Писание [каждый отрывок — Прим. авт.] богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Богодухновение и вдохновение — разные вещи. Первое, в отличие от второго, ничего общего с психическим состоянием человека не имеет. Богодухновенность Писания не означает, что оно было написано в состоянии экстаза или в минуты «просветления», или что люди, создававшие его, действовали как роботы или находились в трансе, когда разум их отключался. Возможно, так случалось, но не всегда, и это в общем-то не суть вопроса. «Богодухновенный» — это греческое слово «тхеопнеустос», которое дословно означает «выдохнутый Богом». Поэтому правильнее было бы сказать «боговыдохнутый». Это понятие относится не к авторам Библии, а к их книгам, в которых записано Слово. Таким образом, утверждение Павла можно толковать так: все в Писании — от Бога, поэтому Библию надо воспринимать как наставление от Бога. В богословии богодухновенность рассматривается как работа Духа Святого (Дух — значит «дыхание», «Божье дыхание»), который делает так, что люди пишут именно то, что Бог хочет, чтобы они написали для передачи Его мысли человеку. Они были «движимы Духом Святым», благодаря чему говорили от Бога (2 Пет. 1:21) и писали от Бога, потому что Писание — это, по словам Петра, записанное «вернейшее пророческое слово» (ст. 19). Богодухновенность дает возможность записанному слову быть словом Божьим. Итак, богодухновенное Писание — это записанное откровение.

 

 

Достоверность Писания

 

У Писания двойное авторство. Люди писали его, и Бог писал его через людей. Писание — божественное произведение в такой же мере, как и человеческое. Писание — не только свидетельство человека о Боге, оно также свидетельство Бога о Себе. Слова Писания — слова Бога, которые Он говорит о Себе. Непосредственный автор Писания — человек, но главный его сочинитель — Бог Дух Святой. Писание часто цитируется и как слово человека (Моисея, Давида, Исаии, см. Рим. 10:5; 11:9; 10:20 и т.д.), и как слово Бога, произнесенное через человека (Деян. 4:25; 28:25), или как слово Святого Духа (Евр. 3:7; 10:15). Более того, некоторые мысли, высказанные в Ветхом Завете, цитируются человеком в Новом Завете (в качестве слов Бога) просто потому, что они были записаны в Ветхом Завете (ср. Мтф. 19:4; Евр. 3:7; Деян. 4:24; 13:34; цит. Быт. 2:24; Пс. 94:7; 2:1; Ис. 55:3 соответственно). К тому же Павел называет Писанием обетование Божье Аврааму и угрозы фараону, произнесенные тогда, когда слова Божьи еще не были записаны (Гал. 3:8; Рим. 9:17). Это указывает на тот факт, что для него понятия «Писание» и «Слово Божье» означают одно и то же.

Очевидно, что с точки зрения Христа и Его апостолов, то, что сказало Писание, сказал сам Бог. Они были убеждены, что все в Писании — пророчества в прямом смысле этого слова, то есть, что все авторы библейских книг были Божьим пером, так же как пророки, когда произносили пророчества, были Божьим голосом. Формулу «так говорит Господь» можно отнести не только к сказанному, но и к написанному. Это самая главная причина, по которой книги Библии считаются святыми (ср. 2 Тим. 3:15): не только потому, что повествуют о святом, но и потому, что Святой Дух — их автор. Вторая причина, по которой все эти 66 книг собраны в одну, состоит в том, что все они созданы одним разумом — разумом Бога Духа Святого.

Все вышесказанное, конечно же, не означает, что Бог не подстраивался под мировоззрение, темперамент, язык и стиль Своих писцов. Он делал это, хотя иногда пророки, которым Бог повелевал говорить, ничего не понимали из того, что говорили (1 Пет. 1:10-12). Однако это не говорит о том, что писцы были совершенными людьми и никогда не ошибались. Но мы верим, что Бог хранил их от ошибок, когда они писали книги Библии, поэтому они смогли точно изложить цели Бога и описать Его характер. Мы верим, что отрывок может не раскрывать затронутую тему полностью, но все, что он говорит на эту тему, — истинно. Мы верим так потому, что Писание — это записанное свидетельство Бога, который не может лгать и обманывать (Числ. 23:19; Тит. 1:2). Правдивость Бога гарантирует достоверность Писания. К тому же достоверность Ветхого Завета подтверждает Новый Завет. Христос и апостолы были убеждены в истинности ветхозаветной истории и постоянной действенности ветхозаветного учения, считая, что в Ветхом Завете Бог явил Свой разум и Свою волю. Поэтому свои утверждения они строили на основании Библии, ибо «не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35; ср. Мтф. 5:18; Лк. 16:17). «Ибо написано...» — это был самый главный аргумент в споре. Не признавать сказанное в Писании означало не признавать сказанное самим Богом. Именно так Христос и апостолы относились к Писанию, Библия была для них божественным авторитетом. Если мы считаем, что Сын Божий и Его последователи, наделенные Духом, правильно понимали духовную реальность, то мы должны принять и разделить их отношение к Писанию так же, как мы принимаем и разделяем их взгляды в других вопросах жизни и веры.

 

 

Следствия богодухновенности

 

Итак, сделаем несколько выводов из того, что было сказано выше.

1. Каноничность основывается на богодухновенности. «Канон» означает «правило», канонические книги — это книги, в которых записано правило веры и жизни. А единственное правило жизни и веры — это Слово Божье. И таким образом получается, что каноническая книга должна быть богодухновенной, иначе говоря, каноническая книга — это записанное Слово Божье. Задача церкви состояла в том, чтобы, формируя канон Писания, определить, какая книга богодухновенна, а какая нет. Церковь не наделяет авторитетом собрание книг, написанных людьми. Она просто признает авторитет книг, имеющих божественное происхождение. Во-первых, христианская церковь получила в наследие уже сформированный ветхозаветный канон. А во-вторых, на основании обещания Христа мы знаем, что апостолами руководил Дух Святой (Ин. 14:26; 15:26; 16:13), поэтому их книги богодухновенны в том же смысле, что и писания Ветхого Завета (1 Кор. 2:12; 14:37; 1 Фес. 2:13). Таким образом, чтобы сформировать новозаветный канон (что и было сделано в течение ста лет после окончания апостольской эры), надо было определить, какие книги являются подлинно апостольскими, то есть какие книги были написаны или самими апостолами, или другими людьми, но с разрешения апостолов, или людьми, находившимися в центре событий, на которых откровение оказало воздействие через пророков и апостолов (ср. Еф. 3:5), и явно содержат апостольское учение. Послание к Евреям, послания Иакова, Иуды, Откровение (если его написал не апостол Иоанн — ученые мужи разнятся во мнениях по этому вопросу) — все эти книги написаны не апостолами, но содержат апостольское учение.

 Многих волнует вопрос, нужное ли количество книг собрано в Новом Завете: может, их меньше или больше, чем должно быть? Здесь мы не будем обсуждать эту проблему, отметим лишь следующее.

1) У нас достаточно как внешних, так и внутренних доказательств того, что все двадцать семь новозаветных книг являются подлинными и богодухновенными, а все остальные книги, которые как будто бы написаны апостолами или которые повествуют о жизни Господа и Его двенадцати учеников, не подлинные и не богодухновенные.

2) Все книги Нового Завета внутренне едины, и церковь на протяжении всей истории слышит голос Господа во всех новозаветных книгах без исключения. Поэтому мы не имеем права уменьшать количество канонических книг, приписывая некотором из них более позднюю дату написания. Нас не должен смущать тот факт, что Мартин Лютер подвергал сомнению богодухновенность Послания Иакова, Откровения, Послания к Евреям и Послания Иуды (во многом потому, что не понимал их содержания) и что сегодня некоторые ученые сомневаются в том, писали ли апостолы Евангелие от Матфея, Иоанна, Послание к Ефесянам, пасторские послания и послания Иоанна. Ученые мужи с хорошей репутацией честно высказывают свои сомнения, но я возьму на себя смелость утверждать, что все они беспочвенны. Тем, кто хочет проверить мое последнее утверждение, рекомендую прочитать «Введение в Новый Завет» Дональда Гатри и статьи по этому вопросу в библейских словарях.

2. Авторитетность Библии основывается на богодухновенности. Сегодня многие считают, что Писание — это свидетельства людей о Боге, то есть в Библии более или менее точно приводятся божественные слова и описываются божественные дела. Но это лишь часть истины. Писание, в первую очередь, — это свидетельство Бога о Себе, и авторитетность его основывается главным образом на том факте, что это Его Слово. Почему мы должны верить библейской истории, принимать библейское учение, доверять обещаниям Писания и подчиняться заповедям из Писания? Потому что Писание — это записанные слова нашего Творца. «Так говорит Господь». Таким образом, жизнь веры и послушания основывается на том, что говорит Писание и что говорит Бог. Христос не будет по-настоящему господствовать в сердце человека до тех пор, пока Писание не будет господствовать над его разумом и сознанием. Если вы почитаете Христа и Его Отца, тогда преклонитесь перед Священным Писанием, в котором Отец через Духа свидетельствует о Сыне. Это не суеверие. Это чистая и истинная вера. Это просто христианство.

3. Толкование Библии основывается на богодухновенности. Толкование, с точки зрения Библии, — это выяснение того, что же Писание говорит нам, современным людям. Но те, кто воспринимает Библию только лишь как выражение религиозных переживаний жителей древнего Средиземноморья, никогда не скажут вам, как же найти в ней слова Бога, адресованные людям, живущим сегодня. Большинство протестантов прошлого столетия не имели четкого представления по этому вопросу (сейчас в некотором смысле дела обстоят еще хуже). Но если мы вновь признаем, что в Писании содержится учение Божье и что ни Бог, ни Христос, ни природа человека, ни его нужды, ни покаяние, ни вера, ни праведность не изменились с тех пор, как книги Библии были собраны в единое целое, мы, анализируя и применяя в своей жизни написанное в Святой книге, сможем без проблем услышать, что же Бог говорит нам, живущим сегодня. Чтобы изучить законодательство страны, мы должны рассмотреть то, какие решения выносили судьи в суде. Когда мы поймем, какими же принципами они при этом руководствовались, тогда мы сможем увидеть, как этот же закон можно применить к нам. Точно так же и при изучении Библии. Если мы внимательно посмотрим на взаимоотношения Бога и Его рабов в библейские времена, то обязательно увидим в этих взаимоотношениях себя и узнаем, как Бог действует. При этом мы должны быть очень внимательными, чтобы не упустить из виду то, что нужно заметить. Чтобы добиться в этом сложном деле успеха, нам надо полностью положиться на помощь Святого Духа, нашего божественного учителя (ср. 1 Ин. 2:20, 27). Его работа заключается в том, чтобы через проповедь и изучение Библии с молитвой показывать нам наши нужды, открывать, что Бог говорит нам о них словами Писания.

Чтобы правильно толковать Писание, нужно иметь четкое представление о двух моментах, которые иногда вызывают затруднения. Во-первых, надо понимать, что разные слова выполняют разные функции. Этим вопросом сегодня занимаются и языковеды, и философы, и богословы. Слова в Писании, как и в любом другом тексте, составляются в предложения, которые отличаются друг от друга по смысловой нагрузке и цели высказывания. Так, одни информируют нас о чем-то (например, «Бог правит», или «Я заключил завет»), другие повелевают что-то сделать (например, «всегда радуйтесь»), третьи при помощи образного описания дают более глубокое представление о том, что уже было известно раньше (например, притчи Христа), четвертые вызывают определенные эмоции (доверие, любовь, веру, страх, раскаяние, надежду, радость, поклонение и т.д.) или показывают отношение людей друг к другу (например, «я люблю тебя»). Все эти различные по своим функциям предложения предназначены в Библии так же и для нас, как и для тех, кому они были адресованы в первую очередь. Мы не должны воображать, что они предназначены только для того, чтобы информировать и повелевать — это одна крайность. С другой стороны, нельзя думать, что если они обладают более широким спектром функций, то та конкретная информация и те конкретные заповеди, которые в них даны, имеют второстепенное значение и поэтому на них можно не обращать внимания. Оба эти представления ошибочны и приводят к плохим последствиям.

Во-вторых, мы должны понимать, каким образом Бог говорит нам. Это важно для того, чтобы смотреть на себя и на те обстоятельства, в которых мы находимся, так, как Он смотрит. Он ведет нас (иногда являя Свою волю постепенно, а иногда в мгновение ока), чтобы показать, как те или иные библейские истины касаются нашей жизни и жизни других людей. Новый Завет учит христиан полагать свою веру и жизнь не на чувственном и нерациональном основании, а на апостольском учении, основанном на Ветхом Завете, то есть на Библии. Павел очень подозрительно относится к людям, которые полагают свою веру на видениях (см. Кол. 2:18). Конечно же, мы не можем запретить Богу посылать нам откровения каким-то другим способом, не через Писание (в конце концов, Он Бог!), но все же у нас есть право утверждать, что Новый Завет не дает нам никаких оснований думать, что христиане будут слышать слова Божьи как-то иначе, нежели прилежно применяя в своей жизни то, что нам, христианам двадцатого века, открывает Священное Писание. И здесь мы переходим к заключительной мысли.

 

 

Мы нуждаемся в Писании

 

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Посмотрите на картину, которую рисует псалмопевец. Давид вынужден был путешествовать. (Писание часто изображает жизнь как путешествие.) Он был в темноте, не видел дороги и наверняка потерялся и покалечился, если бы продвигался вслепую. (Это образ нашего неведения Божьей воли, нашей неспособности осознать это и избавиться от этого.) Но вот у Давида в руках светильник. Теперь он может различить дорогу перед собой и продвигаться по ней шаг за шагом, хотя тьма все еще окружает его. (Этот образ показывает, что слова Божьи указывают нам, как жить.) Восклицание псалмопевца — это одновременно и хвала, и благодарность, и увещевание, и свидетельство, и выражение уверенности. Хвала потому, что Бог дал людям столь ценный дар — Свое слово; благодарность потому, что псалмопевец осознает, как сильно нуждается в Слове сам и каким бы несчастным он был без него; увещевание самому себе и всем тем, кто будет читать его псалом, в том, чтобы всегда по достоинству оценивать слово Божье и использовать его по назначению; свидетельство о том, что он на опыте уже убедился в силе Слова; уверенность в том, что оно и далее будет пребывать с ним.

Псалмопевец должен был помнить Пятикнижие, закон Моисеев, чтобы размышлять над ним. У нас же есть полная Библия в виде напечатанной книги. И как хорошо мы ее знаем? Насколько сильно любим? Счастливы ли мы от того, что, пренебрегая современным скептицизмом, делаем слова псалмопевца реальностью своей жизни?

В этом псалме из 176 почти 170 стихов прославляют служение явленного Божьего слова в жизни благочестивого человека, ибо слово — источник водительства, надежды, силы, смирения, чистоты и радости. В Пс. 18:8-15 и во 2 Тим. 3:15-17 говорится о том же, но более кратко. Знаем ли мы, как знали псалмопевец и апостол Павел, что Писание в силе изменить, направить в другую сторону и обновить нашу безобразную жизнь?

Почему соприкосновение с духовным словом Божьим одних людей полностью изменяет, а других оставляет равнодушными? Во-первых, некоторые из них позволяют написанному слову вести их к живому Слову, Иисусу Христу, к которому оно постоянно направляет нас, а другие нет. Во-вторых, не все приходят к Библии с желанием утолить голод, с надеждой на то, что она может что-то дать, не все хотят каждый день слышать, что говорит Бог. «Открой уста твои, и Я наполню их», — говорит Господь (Пс. 80:11). Открытые уста показывают, что человек голоден и зависим. «Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду», — отвечает псалмопевец (Пс. 118:139). Жажда Бога, появляющаяся, когда человек осознает, что Бог необходим ему, определяет, насколько сильно, или наоборот, как мало Писание влияет на нас. Так проверьте же свое сердце!

Епископ Дж. К. Райл почти столетие назад написал слова, которые остаются актуальными до сих пор:

«Вы живете в мире, и ваша душа находится в нем в постоянной опасности. Враги окружают вас со всех сторон. Ваше сердце обманывает вас. Плохих примеров бесчисленное множество. Сатана в поте лица работает для того, чтобы увести вас с пути истинного. Лжеучений самого разного рода не счесть. Все это очень, очень опасно.

Чтобы уцелеть, нужно хорошо вооружиться. Вы должны взять у Господа оружие, которое Он предлагает вам, чтобы помочь. Вы должны сохранить свой разум при помощи Священного Писания. Вот что значит быть хорошо вооруженным.

Вооружитесь полным знанием написанного слова Божьего. Постоянно читайте Библию, узнавайте ее. Если вы забудете о Библии, то уже ничто не удержит вас от ошибки, если красноречивый приверженец лжеучения встретится на вашем пути. Сделайте для себя правилом не принимать ничего из того, что не доказывается на основании Писания. Только одна Библия непогрешима... На самом ли деле вы используете Библию так, как должно?

Сегодня многие из тех, кто верят в Библию, почти совсем ее не читают. Не говорит ли вам ваша совесть, что и вы поступаете так же?

А если так, то вы человек, который, скорее всего, получит лишь незначительную помощь от Библии во время нужды. Испытания — это серьезные жизненные переживания... Ваш запас утешений из Библии в один прекрасный день может иссякнуть.

А если так, то вы тот человек, который не любит утверждаться в истине. Я не удивлюсь, если услышу, что вас постоянно беспокоят сомнения и вопросы об уверенности, благодати, вере, верности до конца и т.д. Дьявол — матерый и хитрый враг. Он охотно процитирует вам Писание, если понадобится. А вы сейчас не готовы сразиться с ним с помощью своего оружия... Ваши руки не могут крепко держать меч.

А если так, то вы тот человек, который любит допускать ошибки в жизни. Меня не удивит, если у вас есть проблемы в браке, проблемы с вашими детьми, проблемы с главенством в семье, проблемы на работе. Мир, в котором вы плывете, полон камней и мелей, а вы не умеете обращаться с картой.

А если так, то вы тот человек, которого лжеучитель может легко на время сбить с пути. Я не удивлюсь, если один из этих умных красноречивых людей, убедительно преподнося свою теорию, заставит вас совершить ошибку. Вам не хватает балласта (истины). Не диво, что вас бросает из стороны в сторону, как пробку на волнах.

Это не очень приятное положение. Я бы хотел, чтобы никто из вас не попал в него. Прислушайтесь к моему совету: не просто читайте Библию по чуть-чуть, а читайте много, очень много... Помните, у вас много врагов. Вооружитесь!»

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.