25.01.2009
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Объяснение второй заповеди

 (Отрывок из его книги «Десять заповедей»)

ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исход 20:4–6).

I. Не делай себе кумира

Первая заповедь запрещает поклоняться лжебогам, вторая — поклоняться истинному Богу на языческий манер.

Заповедь не запрещает само по себе рисование или скульптуру. Библия не имеет ничего против искусства. "Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы" (Мф. 22:20,21). Однако заповедь запрещает использование изображений в религиозных целях, для поклонения им. "И никакого изображения..." Портретные или скульптурные изображения Бога запрещены. "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день ... дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину..."(Втор. 4:15,16) Богу должно поклоняться сердцем, а не глазами.

II. Не поклоняйся им

Цель создания кумиров и различных изображений заключается в почитании их. Как только был поставлен золотой истукан Навуходоносора, так сразу же нашлись поклонники (Дан. 3:7).

Заповедь запрещает поклонение вымышленному изображению Бога. Как можно необъятного, живого Бога ограничить рамками мертвой материи? Творца всех и вся сделать творением рук человека?!

[1] Сделать истинное изображение Господа невозможно. Бог есть Дух, и, будучи Им, Он невидим (Ин. 4:24). "...Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня" (Втор. 4:15). Невозможно нарисовать душу или ангела, так как они имеют духовную природу. Что же говорить о Боге, который есть вечный, никем не сотворенный Дух!

[2] Поклоняться изображению Бога так же абсурдно, как и противозаконно.

1. Не абсурдно ли поклоняться портрету царя, игнорируя присутствие Его Величества?

2. Не противозаконно ли поклонение различным изображениям, если все Священное Писание категорически против этого: "Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя..." (Лев. 26:1); "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). "Да постыдятся все, служащие истуканам, хвалящиеся идолами" (Пс. 96:7). Неужели серьезно можно надеяться угодить Господу, поступая против Его воли?

3. Поклонение образу не практиковалось святыми Церкви в старые времена. Иосия разрушил жертвенники, кумиров и истуканов (4 Цар. 23). Константин запретил использование образов в церквях. Первые христианские императоры Рима предпочитали не держать при дворе скульпторов и художников, дабы не поддаться искушению, а когда Серафион поклонился идолу, то христиане исключили его из членов Церкви.

Как же получилось, что римская церковь превратилась на все сто процентов в идолопоклонническую? Паписты делают изображения Бога Отца в виде старца, а Иисуса Христа мы видим у них на распятии, но так как поклонение изображению противоречит букве Закона, то они самым кощунственным образом взяли и "вымарали" из Катехизиса (исповедание веры) вторую заповедь, разделив при этом десятую на две. Поклонение изображению или кумиру святотатственно и нечестиво, потому что оно приводит к почитанию творений рук человеческих. Поклоняться же должно лишь Богу. Господь говорит: "Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам" (Ис. 42:8).

Паписты утверждают, что они не поклоняются изображениям, но используют их как медиумов, через которых приходят к Богу. Аквиан сказал: "Даже статуя самого Иисуса Христа не заслуживает ни малейшего поклонения, так как она всего лишь деревяшка". Где в Писании мы можем найти позволение Господа служить изображению? "...Кто требует от вас...?" (Ис. 1:12). Здесь паписты не могут сказать, извращая Писание, как его извратил дьявол: "ибо написано" (Мф. 4:6).

"Но ведь сделал Моисей изображения медного змея", — возразят иные. Почему же нельзя пользоваться изображением? Моисей выполнил волю Божию: "...сделай себе змея..." (Числ. 21:8). И змей стал символом и целителем. Может ли медный змей оправдать идолопоклонство в современных храмах? Моисей сделал это по Божией воле. Можем ли мы делать это по своей?

Что же дальше случилось с медным змеем? Израильтяне начали поклоняться ему и приносить жертвы. Господь приказал Езекии истребить змея, что он и сделал (4 Цар. 18:4).

Разве Священное Писание не представляет нам Бога, имеющего уши, глаза, руки? Почему же мы не можем делать Его изображения, чтобы помочь нашему воображению?

Да, Господь, желая помочь нашему пониманию Его сущности, представил Себя в Писании как имеющего уши, глаза и руки. Но ведь это абсурдно: из метафор и образного повествования строить зримый образ Божий. Почему бы нам не сделать зримое изображение Господа в виде солнца, расплавленного металла или же скалы, какими Он представлен в Священном Писании?

Мы утверждаем, что изображать Бога Отца незаконно. Но Иисус Христос принял образ человека. Почему нельзя изображать Его?

Нельзя! Епифан, увидев изображение Христа в одной из церквей, разбил это изображение на куски. Христос есть не что иное, как слияние Божественной сущности с человеческой. Но поскольку мы не можем изобразить Божественность, то изображаем лишь человеческое естество Христа, т.е. часть Христа, а это введение в заблуждение, умаление Бога до человека, разъединение того, что сочетал Сам Бог.

Но как тогда мы можем представить себе Бога?

Духовно:

1) в этом нам помогают такие Его качества, как святость, непорочность, доброта, любовь;

2) через Христа, так как Христос есть "образ Бога невидимого" (Кол.1:15). Духовное познание Христа есть познание Бога Отца. "...Видевший Меня видел Отца..." (Ин.14:9).

Как уберечься от идолопоклонства?

[1] Не посещай папистских храмов и их месс. Как интерес к порнографической продукции приводит к прелюбодеянию, так и рассматривание кумиров и изображений в храмах приводит к идолопоклонству.

[2] Не вступай в брак с поклоняющимися изображению или кумиру. Соломон, несмотря на всю свою мудрость, был совращен с истинного пути женами-идолопоклонницами. Господь строго-настрого запретил брать чужих дочерей или отдавать своих идолопоклонникам (Неем. 10:30). Брак между протестантами и папистами ярмо (2 Кор. 6:14), вероятность того, что папист окажет влияние на протестанта больше, нежели наоборот. Если мы смешаем вино и уксус, то скорее уксус испортит вино, чем вино сделает уксус сладким.

[3] Берегись суеверия, которое есть не что иное, как мостик к Риму. Суеверие вносит церемониальность, маскарад и новшества в поклонение Богу. Это ущемляет права Господа, так как если бы Он считал нужным ввести обряды, то Он, несомненно, дал бы на этот счет указания. Богу ненавистен чуждый Ему огонь кадильниц (Лев. 10:1).Те, кто поклоняется алтарю, могут смело поклониться и духу злобы. Берегись идолопоклонства, потому что идолопоклонство есть поклонение дьяволу (Пс. 105:36,37). Согласно Библии, ты не найдешь греха более мерзкого в глазах Господа, чем хождение вслед идолам. Ад — место для поклоняющихся идолам. "А вне..долослужители" (Откр. 22:15). Ад пополняется — дьявол торжествует.

[4] Люби Господа твоего. Жена, любящая мужа, застрахована от прелюбодеяния, душа, любящая Христа, — от идолов.

[5] Молись Господу, а не изображению, молись всем сердцем. "...Поддержи меня, и спасусь..." (Пс. 118:117).

III. Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель

Одна из причин, почему израильтянам не было позволено поклоняться кумирам, заключается в том, что Господь есть "Бог ревнитель". "...Потому что имя Его — "ревнитель"; Он — Бог ревнитель" (Исх. 34:14). Что же скрывается за Божией ревностью? Прежде всего любовь и забота о Своих людях. "...Возревновал Я об Иерусалиме и о Сионе ревностью великою..." (Зах. 1:14) Господь видит свой народ сочетавшимся с Ним и благоволит к нему (Ис. 62:4). Народ Его — зеница ока Его (Зах. 2:8), и он дорог Ему. "Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих" (Ис. 42:13). Но Господь ревнив и в том смысле, что Он не может терпеть блудодеяний — хождения вслед другим богам. "...Не блуди и не будь с другим..." (Ос. 3:3). Наша любовь должна принадлежать лишь Ему.

Но, допустим, что Бог не есть ревнитель. Представьте себе семью, где муж после брака позволяет жене жить, как она хочет, и при этом не проявляет ни малейшего намека на ревность. Христианин после вступления в завет с Господом, не имеющим ревности, может предаться духовному блудодеянию, что есть идолопоклонство. Наказания не последует, поэтому нет страха перед преступлением. Но все не так. Идолопоклонство огорчает Господа. "...Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля..." (Пс. 77:58,59). "...Потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения..." (Притч. 6:34). Идолопоклонство приводит Господа в ярость, что в конце концов ведет к разрыву отношений, к разводу. "Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего..." (Ос. 2:2).

IV. Наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода

Здесь мы находим второй аргумент против идолопоклонства. Господь либо милует, либо наказывает.

[1] Грех есть причина наказания. "...Если нарушат уставы Мои, и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их..." (Пс. 88:32,33) Грех — причина всех наших невзгод. Это троянский конь, утроба печалей, могила комфорта. Господь карает за грех.

[2] Есть особый грех, за которым следует страшное наказание. Это идолопоклонство. "Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля" (Иер. 7:12). За идолопоклонство израильтян Господь карает армию, священники убиты, ковчег пленен. Силом же более не встречается на страницах Святого Писания. Храм строится в Иерусалиме.

[3] Идолопоклонники являются врагами не только своих душ, но и душ своих детей. Но как тогда объяснить слова: "...не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов; но каждый за свое преступление должен умереть" (2 Пар. 25:4)?

Действительно, Господь не карает смертью и вечным проклятием детей за грехи отцов, но наказывает. "...Бог бережет для детей его несчастие его" (Иов 21:19). Иеровоам, царь Израильский, сделал попытку установить царство, где бы процветало идолопоклонство. Наказание было страшным (3 Цар. 14:10). Идолопоклонство Ахава навлекает гнев Божий на его потомков. Они теряют удел в царствовании и обезглавлены. "...Они взяли царских сыновей, и закололи их — семьдесят человек, и положили головы их в корзины..." (4 Цар.10:7). Как дети заболевают наследственными болезнями, так и грех отцов ставит их в тяжелое положение.

Как ужасно быть ребенком родителей-идолопоклонников! Дети Гиезия, слуги Неемана, унаследовали грех отца. "Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек" (4 Цар. 5:27). Безрадостно быть ребенком идолопоклонника. "Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их..." (Ис. 14:21).

Но как прекрасно быть ребенком верующих родителей, вступивших в вечный завет с Господом. "Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!" (Притч. 20:7) Какой контраст! Верующие родители не навлекают гнев Божий на ребенка, но защищают его. Они воспитывают дитя на христианских принципах, молятся за него, ведут ко Христу. Августин говорил, что его мама Моника претерпела больше страданий за его рождение свыше, чем за естественное. Нечестивые навлекают гнев на свое потомство, праведные получают милость Божию.

V. Ненавидящих Меня

Еще один аргумент против идолопоклонства. Каждый, делающий кумира или поклоняющийся ему или идолу, ненавидит Бога! Паписты, поклоняющиеся изображению Господа, ненавидят Его! Проблема заключается в том, что они думают, что любят Его. Но все совершенно по-другому в глазах Господа. Женщина, любящая другого мужчину, ненавидит своего мужа. Любящий идолов ненавидит Бога. Он блудодействует вслед богов своих (Исх. 34:15). Рассмотрим, почему поклоняющийся кумиру ненавидит Бога.

[1] Те, кто поступают вопреки воле Всевышнего, ненавидят Его. Господь просит не воздвигать статуй, не рисовать изображений, что может представлять Его. "...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой" (Втор. 16:22). Тем не менее блудодей ставит и поклоняется. Это любовь?

[2] Те, кто выгнал Иеффая из дома отца его, ненавидели Иеффая (Суд. 11:7). Идолопоклонник изгнал истину, пренебрегши второй заповедью, он сделал изображение Бога невидимого, внеся ложь в служение Господу. Это любовь?

VI. Творящий милость

Следующий аргумент против идолопоклонства заключается в том, что Господь милует тех, кто не поклоняется идолам. Какое это наслаждение иметь Господнее благоволение! Моисей просит у Господа: "Покажи мне славу Твою". Слава же Господня есть милость Его. "...Я проведу пред тобою всю славу Мою... и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею" (Исх. 33:19). Милость — это имя Бога, по которому Он будет узнан. Милость берет свое начало в Господе. Он есть "Отец милосердия" (2 Кор. 1:3).

Каковы же качества Господней милости?

[1] Она свободна и не зависит ни от каких обстоятельств. Поставить милость в зависимость от заслуг — значит уничтожить милость. Мы можем спровоцировать гнев Божий, но не милость. "...Возлюблю их по благоволению..." (Ос. 14:5) Милость зависит лишь от воли Божией: "...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей..." (Еф. 1:5). Оправдание дается даром. "...Получая оправдание даром, по благодати Его..." (Рим. 3:24), Господь не может миловать по заслугам, так как в этом случае никто не получил бы спасения.

[2] Милость Господня всесильна. Она сокрушает каменные сердца, она, и только она, возродила Марию Магдалину, изгнав из нее семь бесов. Милость Господня нежна, но противостоять ей невозможно, ибо она всепобеждающа. Она изгоняет злобу, ненависть и гордость из сердец грешников, разбивает цепи рабства, сковавшие душу.

[3] Милость Господня не знает границ. Господь наказывает "до третьего и четвертого поколения", милует же "до тысячи родов". Он не только благ и милостив, но, как говорит Давид, многомилостив (Пс. 85:5). Гнев Господень — капля по сравнению с морем Его любви. Солнце не имеет столько света, сколько любви у Бога.

Господь милосерд к бедным. "Из праха подъемлет Он бедного..." (1 Цар. 2:8) Он милосерд к узникам, "не пренебрегает узников Своих" (Пс. 68:34). Милосерд к отверженным. "В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя..." (Ис. 54:8).

[4] Божия милость неизменна и не подвержена влиянию времени. "Милость же Господня от века и до века..." (Пс. 102:17) Божий гнев к Своим чадам не вечен, милость — вовек (Пс. 135:1).

Как же проявляет Господь Свою милость?

[1] Все мы являемся живыми памятниками Его милости. Каждодневно мы испытываем великую любовь Господа. Он дает нам здоровье, обеспечивает пищей. "...Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня..." (Быт. 48:15). Каждый кусок хлеба, каждый глоток воды — все от него.

[2] Защищая от зла и многих бед, Господь этим самым проявляет свою милость к нам. "...Ты, Господи, щит предо мною..." (Пс. 3:4).

[3] Милость Господня — в избавлении нас от уже случившейся беды. "...И я избавился (в оригинале: "был избавлен".Прим. перев.) из львиных челюстей" (2 Тим. 4:17). Мы можем присоединиться к молитве Езекии, "когда он болен был и выздоровел от болезни" (Ис. 38:9).

4) Милость Господня — в удержании нас от греха. Вожделение внутри нас хуже, чем львы снаружи. Если Господь гневается, то самый верный признак Его гнева заключается в том, что Он позволяет нам поступать так, как нам хочется. "Поэтому Я оставил их упорству сердца их..." (Пс. 80:13). Поскольку люди упорствуют в грехе до самого ада, то Господь дал нам мост Своей милости. Авимелеху Он сказал: "...удержал тебя от греха предо Мною..." (Быт. 20:6). Скольких грехов и преступлений мы минули благодаря Господу!

[5] Милость Господня в Его путеводительстве. "Ты руководишь меня советом..." (Пс. 72:24). "...Ради имени Твоего води меня и управляй мною" (Пс. 30:4).

[6] Милость Господня — в выправлении путей наших. Розга Его не железный прут, чтобы сокрушить нас, но розга Отцовская, чтобы вернуть на путь истинный. Он наказывает нас "для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его" (Евр. 12:10). Господь даже может прервать жизненный путь, чтобы спасти душу. Не милость ли это? Буря вынесла апостола Павла на обломках корабля к берегу. Так и многие из нас, пройдя через бурю, достигают долгожданного берега.

[7] Милость Господня в прощении. "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие...?" (Мих. 7:18). Милость — в послании нам хлеба насущного, но насколько большая милость в прощении грехов! "И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу, живущему там, будут отпущены согрешения" (Ис. 33:24). Прощение грехов — величайшая милость.

[8] Милость Господа заключается в том, что Он освящает свой народ. "...Я Господь, освящающий вас" (Лев. 20:8). Через освящение мы становимся сопричастниками Божественного естества (2 Пет. 1:4). Господь освящает не только душу, но и дух, и тело, чтобы все было без порока в пришествие Иисуса Христа (1 Фес.5:23).

[9] Милость Господня — в слышании наших молитв. "Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей" (Пс. 65: 20).

[10] Милость Господня — в нашем спасении. "...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости..." (Тит. 3:5). Это завершающий камень в здании милости Господней, и он лежит на Небесах!

VII. Любящим меня

Милость Господня принадлежит лишь тем, кто любит Его.

Какова же должна быть любовь к Господу?

[1] Любовь должна быть чистой и неподдельной. Господь должен быть любим за то, что Он Бог. Не за то, что Он дает нам, но за то, что есть в Нем.

[2] Любовь к Господу должна быть от всего нашего сердца. "...И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..." (Мк. 12:30).

[3] Любовь должна быть страстной, яркой, как огонь, чтобы никакие воды зла не смогли бы потушить ее.

Как мы можем узнать, что любим Бога?

[1] Любящий Бога жаждет Его присутствия. Как влюбленные не могут находиться вдалеке друг от друга, так и душа, полюбившая Бога, не может быть вне общения с Ним. Пребывание в молитве, участие в Вечере Господней, рассуждение над Словом Божиим есть общение с Ним. "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни..." (Пс. 83:3).

[2] Любящий Господа не может любить грех. "Любящие Господа, ненавидьте зло!" (Пс. 96:10). Как Далида могла заявлять, что она любит Самсона, если она любила филистимлян, которые были смертельными врагами Самсону? Как может любящий грех говорить о любви к Богу?

[3] Любящий Господа не может любить мир. "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал. 6:14). Любящий Господа живет в миру, но уже выбрал Бога. "И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия..." (Пс. 42:4). Все, что нужно человеку, есть в Боге.

VIII. И соблюдающим заповеди Мои

Любовь и послушание идут рядом, по жизни, как две любящие сестры рука в руке. "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14:15). Ребенок, любящий родителей, слушается их. Послушание приятно Богу. "Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15:22). В жертве приносится мертвое тело, а при послушании, живая душа.

Мы должны соблюдать заповеди, основываясь на вере. Вера — источник послушания. Верою, а не знанием "Авель принес жертву лучшую, нежели Каин" (Евр. 11:4).

Все Божии заповеди равны. Нет главной из десяти. "Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои..." (Пс. 118:6).

Но кто может соблюсти все заповеди?

Хотя мы не можем соблюсти их, но стремимся к этому. Мы соблюдаем их в свете Евангелия:

[1] если не отрицаем ни одной из них;

[2] если в нас есть страстное желание соблюдать их ("О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!") (Пс.118:5);

[3] если мы глубоко сожалеем, что не смогли ничего сделать, сокрушаемся, что не устояли и судим себя со всей строгостью (Рим. 7:24);

[4] если, поняв всю свою несостоятельность в соблюдении Закона, смиренно идем под защиту Крови Христа, молим о прощении и очищении от всякой неправды.

Только в этих случаях, мы соблюдаем Закон в свете Евангелия.

Как же нам, простым христианам, соблюдать заповеди?

Молитесь, чтобы Дух Святой наставлял вас. Сами мы не в силах сделать что-либо. Святой Дух даст желание и силы, "потому что Бог производит в вас и хотение и действие" (Фил. 2:13). Как магнит притягивает железо, так и Святой Дух будет притягивать молящегося к хождению в истине.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.