30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

МОЛИТВА

Воскресный день 45

 

Вопрос 116

 

Молитесь непрестанно

 

116. Почему христианам необходима молитва?

 

Ответ: Потому что она составляет основную часть того благодарения, которого требует от нас Бог, а также потому что Он дарует Свою благодать и Святого Духа лишь тем, кто в истинных воздыханиях постоянно просит Его об этом и благодарит.

 

Примечания

 

Раздел Гейдельбергского катехизиса, посвященный молитве, начинается не с вопроса, что есть молитва (этот вопрос будет рассмотрен в свое время), а с вопроса, почему молитва необходима христианам. Ведь такая необходимость отрицается всевозможными псевдонаучными аргументами. Более того, наши собственные порочные сердца зачастую подстрекают нас отказаться от молитвы за ее якобы ненадобностью! Именно от таких действий предостерегает нас Гейдельбергский катехизис. Ведь несмотря на то что молитва представляет собой «дыхание души» (в том смысле, что мы не можем жить без нее, как не в состоянии существовать без дыхания), она не проявляется в христианине естественным образом. Нам следует учиться молитве постоянно. Именно этот вопрос интересует авторов катехизиса. Не то, сколько мы знаем о молитве, но то, являемся ли мы людьми, которые молятся Господу. Ничто не поможет нам стать такими людьми, если мы не осознаем всю важность и значимость молитвы.

 

Молитва необходима потому, что:

 

а. БОГ ТРЕБУЕТ ЕЕ ОТ НАС. В Первом послании к фессалоникийцам, 5:17, говорится следующее:

 

«Молитесь непрестанно»

(см. также: Матф. 7:7; Луки 18:1–8; Фил. 4:6; Пс. 49:14–15; в данном контексте обратите внимание на первую, третью и четвертую заповеди!).

 

В этом вопросе важно Божье повеление, а не то, что мы считаем необходимым. Мнение, что человек должен молиться лишь тогда, когда он чувствует необходимость в молитве, является не чем иным, как лицемерным советом лукавого, данным для того, чтобы отвратить нас от привычки молиться. У нас должно быть определенное время для молитвы (см.: пример пророка Даниила, а также Пс. 5:4 и 54:18);

 

б. ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАИБОЛЕЕ ВАЖНУЮ ЧАСТЬ БЛАГОДАРЕНИЯ. Конечно, молитва не является совокупностью благодарения, требуемого от нас Господом, тем не менее она – наиболее важная его часть. Жизнь без молитвы – как духи без аромата. Какое место занимает молитва в вашей жизни?

 

в. ГОСПОДЬ ДАСТ СВОЮ БЛАГОДАТЬ И НИСПОШЛЕТ ДУХА СВЯТОГО ТОЛЬКО ТЕМ, КТО БУДЕТ ПРОСИТЬ ЕГО ОБ ЭТОМ В МОЛИТВЕ. Услышав такое заявление, мы склонны сразу же оспорить его. Разве Бог не дал нам Духа Святого прежде, чем мы смогли вознести Ему первую молитву? Тогда как же катехизис может утверждать, что Бог нам посылает Духа только тогда, когда мы Его об этом просим? Но совершенно очевиден тот факт, что Гейдельбергский катехизис говорит в данном случае о даре Духа Святого, который необходимо возгревать! Единственный способ получения Святого Духа, Который стал нашим Залогом в Божьем обетовании, – это молитва.

 

Гейдельбергский катехизис учит, что нам следует молиться «истинным воздыханием». Это значит, что наша молитва не должна быть поверхностной, лицемерной. Она должна исходить из нашего естества, подобно воздыханию, преисполненному искренним желанием. Кроме того, нам необходимо молиться «непрестанно», то есть постоянно, не прекращая прилагать молитвенные усилия. Если сразу же мы не получаем того, о чем просим, нам не следует прекращать взывать к Господу. Ведь иногда Он проверяет нашу веру, заставляя нас ждать (Луки 18:1–8).

 

Комментарии

 

Некоторые люди говорят: «Вам не нужно молиться, потому что Бог уже знает о вашей нужде». Конечно, Богу наша молитва не нужна, но она необходима прежде всего нам! Другие же делают следующее заявление: «Молитва ничего не меняет, так как все события, происходящие в нашем мире, предопределены Богом от вечности». Третья группа говорит: «Бог слишком превознесен, чтобы беспокоиться о таких ничтожных созданиях, как мы». Однако эти люди забывают о том, что Бог принял во внимание наши молитвы в Своем провидении (вспомните историю с Езекией). Кроме того, превознесенный Бог желает быть нашим Отцом, Который прислушивается к нашим словам. А нам лучше стремиться исполнять Божьи заповеди, нежели опровергать аргументы неверия!

 

Вопросы

 

  1. Появляется ли у христианина естественным образом знание о том, как следует молиться? Что иногда нашептывают нам наши порочные сердца? Что прежде всего следует христианину узнать о молитве? На что в первую очередь обращает внимание катехизис при рассмотрении вопроса молитвы?
  2. Почему молитва так необходима? О чем говорят нам тексты Первого послания к фессалоникийцам, 5:17, и Послания к филиппийцам, 4:6? Правильно ли молиться лишь тогда, когда мы ощущаем в этом потребность?
  3. Как мы должны молиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.