30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 1

ВОПРОС 1

 

ВАШЕ ЕДИНСТВЕННОЕ УТЕШЕНИЕ

Заметки

1. В катехизисе церковь передает (преподает) «учение Ветхого и Нового Заветов, кратко изложенное в исповеданиях веры». Поэтому мы ожидаем, что в разделе первого воскресного дня, задуманном как вступление и краткий обзор всего нижеследующего, будет задан вопрос, каково же это учение. Но вопрос звучит по-другому: каково твое единственное утешение? Между тем под этим «утешением» в катехизисе имеется в виду не что иное, как учение, то есть наставления Писания. Именно Библия называет это учение утешением. Когда Господь посылает Исаию к его народу со Своим словом (Ис., гл. 40), Он говорит не «Учи, учи Мой народ», а «Утешай, утешай Мой народ». Потому что Божье учение (наставление, откровение) – это наше утешение: Библия – это книга утешения (так, в Послании к римлянам, 15:4, говорится об «утешении из Писания»). Поэтому, спрашивая о нашем утешении, авторы катехизиса собираются говорить не о нас самих, а о Божьем откровении, о Его великих делах, но при этом сразу же раскрывают, какое значение все это имеет для нас: в них наше утешение!

2. Утешение – это размышления нашего сердца, в которых мы противопоставляем наше несчастье и благодать, приобретенную для нас Христом. Рассуждения об этом спасении удаляют нашу печаль (Урсин). Итак, утешение – это то, что нас утешает.

Приведем пример. Пациент, которому только что сделали операцию, чувствует острую боль и поэтому обеспокоен. Приходит доктор и говорит, что боль – временна и скоро пройдет. Когда доктор покидает палату, пациент все так же чувствует боль, но теперь он противопоставляет ее ободряющим словам доктора, и тревога покидает его. Так и мы противопоставляем несчастье в нашей жизни Божьему откровению о спасении. Мы все еще остаемся подвластными всевозможным несчастьям и невзгодам, но теперь находим утешение.

3. Катехизис говорит о единственном утешении. Другого нет. Все те «соломинки», за которые хватаются люди в поисках утешения, приносят лишь разочарования. Только Божье утешение («Бог всякого утешения», 2-е Кор. 1:3) становится утешением нашим: его предостаточно, оно не разочаровывает ни в жизни, ни в смерти.

4. В чем же наше утешение? В том, что душою и телом в жизни и в смерти мы принадлежим нашему Господу Иисусу Христу.

«Принадлежим» означает, что Он отвечает за нас. Мы – Господни, во всем и полностью: Он хранит нас и заботится о нас (Рим. 14:8), и мы можем быть причастными к Его славе.

5. Мы становимся Его собственностью, потому что Он заплатил за нас Своей драгоценной кровью. В Первом послании Петра, 1:18–19, написано: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа». А в Первом послании к коринфянам, 6:20, сказано: «Вы куплены [дорогою] ценою». Мы – законная Христова собственность, Его бесспорное имущество.

Никто не сможет изменить этого. Ни наши грехи – ведь за них заплачено сполна; Он полностью оплатил всю вину: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоан. 1:7). Ни сатана – потому что Христос освободил нас от всякого господства дьявола, он уже ни в коей мере не распоряжается нами: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1-е Иоан. 3:8).

6. Христос хранит нас, как Свою собственность. Он осуществляет Свое владычество над нами на основании приобретенного права. Он не будет уберегать нас от всякого горя вообще. Множество бедствий и злоключений встречаются в судьбах благочестивых людей. Но с чем бы мы ни сталкивались – с болезнью, пленом или даже смертью, – ничто из этого не происходит вне воли нашего благого Господина. Он, наш Спаситель, соделывает все так, что это служит для нашего спасения (Иоан. 10:28).

7. Христос очень ответственно подходит к Своему господству над нами, Своей собственностью. Он действительно осуществляет Свое право собственности. Через Святого Духа Он уверяет меня, что я наследую вечную жизнь (Еф. 1:13–14: «В Нем и вы… уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего»).

Кроме того, Он произвел в нашем сердце желание и готовность отныне жить для Него.

Поэтому быть собственностью Христа – это совершенное утешение в жизни и смерти. Он стал для нас Господином, Который может полностью освободить нас. У Него есть власть и сила убрать нашу вину, страдания и греховность, и Он так и сделает. Ибо для этого Он и искупил нас и сделал Своей собственностью. Он «дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:14).

8. Не оставь без внимания и того, что катехизис спрашивает: «Каково твое единственное утешение»? Это глубоко личный вопрос. Каждому из нас важно знать, где мы ищем утешение. Действительно ли в этом твое утешение, и находишь ли ты радость в том, что Бог милостиво открывает нам? Здесь ты должен сделать решительный выбор и не единожды, а вновь и вновь!

 

         Вопросы

1.      Как соотносится раздел первого воскресного дня с последующими? Оправданно ли с точки зрения Библии считать утешением «учение Ветхого и Нового Заветов»? Из чего это становится ясно? Когда в катехизисе спрашивается о нашем утешении, идет ли речь именно о нас? О чем же там говорится?

2.      Что такое утешение? Приведи пример, который проясняет, что значит это слово.

3.      Почему в катехизисе говорится о «единственном» утешении?

4.      В чем же твое утешение? Что значит «быть собственностью»? Что сказано в Первом послании Петра, 1:18–19, и в Первом послании к коринфянам, 6:20? Как мы становимся собственностью Христа?

5.      Могут ли наши грехи как-то повлиять на то, что мы принадлежим Христу? А сатана может?

6.      Сохраняет ли нас Христос от любого горя? Что же Он делает?

7.      Что Он еще делает? Как звучит отрывок из Послания к ефесянам, 1:14?

8.      Почему в катехизисе спрашивается о «твоем» единственном утешении?

 

ВОПРОС 2

 

ЧТО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ

Заметки

1. Здесь в катехизисе объясняется, как мы можем вновь и вновь наслаждаться этим единственным утешением. Потому что верующие в этой жизни несовершенны. Они могут падать (Каноны Дортского синода, V.4) и тогда опять должны прибегать к единственному утешению и упованию. Для того чтобы наслаждаться этим утешением, необходимо знание. Поэтому я должен знать, т. е. признавать по вере, что я «безусловно соглашаюсь со всем тем, что открыл нам Бог в Своем Слове» (воскресный день 7, вопрос/ответ 21).

2. Суть этого необходимого нам знания, то есть содержание самого Писания, разделяется здесь на три части:

а) как велики мои грехи и мое несчастье (несчастье – в изгнании, отвержении; мы были изгнаны из рая, отлучены от общения с Господом);

б) как мне избавиться от всякого греха и несчастья;

в) как мне надлежит благодарить Бога за это искупление.

         Важно знать, как велико мое несчастье, как мне избавиться от него и как мне надлежит благодарить Бога. Все это раскрывает нам Писание. В Послании к ефесянам, 5:8, написано: «Вы были некогда тьма [несчастье], а теперь – свет в Господе [избавление]: поступайте, как чада света [благодарение]». Упомянутые здесь три части являются и составляющими Послания к римлянам: 1:283:20 – несчастье; 3:2111:36 – избавление; главы 1216 – благодарение. См. также: Псалом 129:3, 4.

3. Можно выделять эти три части, но они всегда взаимосвязаны. У дерева мы выделяем корень, ствол и крону, однако ни одна из этих частей не выживет без остальных. Точно так же невозможно правильное знание о благодарении без знания о грехе и искуплении и т. д. Наше знание произрастает по мере того, как Бог углубляет наше понимание Писания и запечатлевает его истины в нашем сердце.

4. Катехизис последовательно рассматривает вышеуказанные темы:

воскресные дни 2–4 – о несчастии человека;

воскресные дни 5–31 – об искуплении человека;

воскресные дни 32–52 – о благодарении, которое мы приносим Богу за искупление.

А. Тройственное деление – «несчастье – искупление – благодарение» – повсюду встречается в церковных формах. В Чине крещения учение представлено в трех частях: 1) мы – чада гнева (несчастье); 2) Бог запечатлевает завет благодати (искупление); 3) нас наставляют для нового послушания (благодарение). Также в Чине Вечери Господней мы находим это тройственное деление в описании самоисследования. Равно как и в Молитве перед проповедью. См. также: вопрос/ответ 81.

Б. Катехизис также рассматривает три темы, которые всегда считались существенными для взращивания веры: «Апостольский символ веры», «Десять заповедей» и «Молитва «Отче наш». Вот почему голландцы называют катехизис книгой трех «G»: Geloof (вера), Gebod (заповедь) и Gebed (молитва).

 

Вопросы

1.      Что объясняется в катехизисе в этом вопросе/ответе? Что необходимо для наслаждения утешением? Достаточно ли знать содержание Писания?

2.      Как много нам нужно знать? Что говорится в Послании к ефесянам, 5:8? В какой книге Библии мы находим такое же ясное разделение на три части?

3.      Входит ли каждая из этих частей в нашу жизнь по отдельности?

4.      В разделах каких воскресных дней катехизиса рассматривается каждая из этих частей?


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.