30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 15

ВОПРОСЫ 37 и 38

 

МУЖ СКОРБЕЙ

Заметки

1. Христос страдал телом и душой. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1-е Пет. 2:24). В книге пророка Исаии, 53:11, говорится о «подвиге» Его души. Какими бы тяжелыми ни были телесные страдания Иисуса, некоторые люди проходили через еще большие пытки. Но при этом никто не страдал так, как Иисус. Ведь степень страдания определяется не тем, какой урон причиняют человеку, а тем, как он это переносит. Ребенок, любящий своего отца, больше страдает из-за его гнева, чем ребенок, который равнодушен к своему отцу. Кроме того, люди отличаются по своей чувствительности. Говоря о страданиях Иисуса, мы должны большее внимание уделить «подвигу Его души», чем побоям, которые Он вытерпел.

2. Его страдания продолжались на протяжении всего времени Его земного пребывания. Страдания пришли сразу после рождения, когда Ирод решил погубить Его и многих младенцев, и продолжились в насмешках и презрении, в непонимании, оскорблениях и открытом отвержении. Страдания стали чрезвычайно тяжелыми для Христа «особенно на исходе жизни». Подумайте о Гефсимании, Синедроне, Ироде, Пилате и Голгофе.

Главным в Его страдании было осознание того, что Он несет на Себе гнев Божий, который изливается на Него во всем том, что Он претерпевает (Каноны Дортского синода, II.4). То, что Он понес гнев Божий «за грехи всего рода человеческого», не говорит о том, что Он искупил весь человеческий род. Искупленные Им, как и весь человеческий род, находились под гневом, который распространялся на всех. Поэтому Он не мог искупить их, не понеся гнева Божьего за весь человеческий род. Потому Его страдания достаточны для искупления грехов всех людей, но были предназначены – и приносят пользу – только для верующих.

3. Страдания Иисуса не были трагической судьбой, злым роком или несчастьем, которое все оплакивают. Поэтому Апостольский символ веры указывает, что Он страдал при Понтии Пилате. Это не указание на время (и потому данная фраза не должна соединяться с последующим текстом). Скорее, это указание на характер страданий Иисуса. Судья признал Его виновным. Таким образом он одобрил все, что случилось с Иисусом до этого (отвержение Его слова, арест). Кроме того, тем самым все Его дальнейшие страдания (смерть) получили характер не прискорбного преступления, а наказания, утвержденного официальным человеческим судопроизводством. В этом смысле можно задуматься над тем, что сказано в псалме 81: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Поэтому «наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис. 53:5).

4. Упомянутый текст из книги пророка Исаии продолжается так: «И ранами Его мы исцелились». Его страдание было искупительной жертвой. Он страдал вместо нас. Как сказано в Первом послании Петра, 3:18: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». И в Евангелии от Матфея, 20:28, говорится: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Текст намекает на деньги, которые уплачивались для освобождения заключенных. И еще один отрывок: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

А. О страдании нашего Господа «для искупления наших грехов» и о полном удовлетворении для умилостивления Божьего гнева подробно говорится в артикуле 21 Бельгийского исповедания. См. также: артикул 20.

Б. О «смерти Сына Божьего», более чем достаточной для искупления грехов всего мира, несколько обширнее говорится в Канонах Дортского синода, II.1–4.

В. См. также: Чин Вечери Господней («Мы должны вспоминать Его так…»)

 

Вопросы

1.      Как страдал Иисус? На что в Его страданиях мы должны обратить наибольшее внимание?

2.      Когда Он страдал? От чего Он страдал?

3.      Искупил ли Иисус Своим страданием всех людей? Была ли Его жертва недостаточной для этого?

4.      Какой характер носили страдания Христа?

5.      Каков плод страдания Иисуса для Его народа?

6.      Что говорится в Первом послании Петра, 3:18, в Евангелии от Матфея, 20:28, и в Послании к галатам, 3:13?

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.