30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 13

ВОПРОС 33

 

СЫН БОЖИЙ

Заметки

1. Имя «Единородный Сын Божий» раскрывает отношение Посредника к Отцу (а слово «Господь» говорит о Его отношении к нам) в сравнении с нашим отношением к Отцу. Поэтому мы исповедуем здесь то, что существует разница между сыновством Посредника и положением верующих как детей небесного Отца.

         2. Слово «Единородный» имеет двойной смысл: во-первых, что есть только один такой Сын, и, во-вторых, что Он был рожден от Бога: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5:26). Слово (Сын) «было у Бога», то есть от вечности пребывало в личном общении с Богом Отцом (Иоан. 1:1). Как Единородный Сын Он является объектом высочайшей, совершенной и безраздельной любви Отца.

3. Вечный. В Евангелии от Иоанна, 1:1, говорится о том, что уже «было», существовало «в начале». Он «был» Сыном Божьим еще тогда, когда не было начала творения. Поэтому Он несотворенный.

4. Природный. У Него одна природа с Отцом: «Слово было Бог». Не подобный Отцу, а точно такой же, как Отец и Святой Дух.

5. Только. Только Христос является Божественным Сыном Отца. Он – «сияние славы и образ ипостаси» Отца (Евр. 1:3).

6. Мы же усыновлены Отцом. Ангелы тоже именуются «сынами Божьими» (Иов 38:7; а также гл. 1); это же касается земных судей (Пс. 81:6). Но через Свой завет Бог усыновляет людей в совершенно особенном смысле. Здесь Писание проводит еще одно различие. В первую очередь, «детьми Божьими» названы все, кто принимает верой Божий завет (Гал. 3:26). Но Писание также использует эти слова по отношению ко всем, кто был рожден в завете, хотя эти люди и нарушают завет, отвергая его благословения, то есть Христа (Рим. 9:4). «Бог заключил завет со всеми детьми Авраама. Таким образом, они все – дети Божьи, хотя мы должны различать между плотскими и духовными» (Кальвин). Новый Завет употребляет два слова для указания на детей Божьих. Первое, под которым понимается «усыновление», касается больше правового статуса, в то время как второе указывает на живое общение через духовное возрождение Святым Духом.

7. Верующие и их потомки являются детьми Божьими не по природе, но усыновлены «по благодати ради Христа». По природе они тоже являются детьми гнева, которые не могут войти в Царство Небесное, пока не будут возрождены, то есть пока их жизнь не будет чудесным образом радикально обновлена Богом.

8. Плод этого усыновления, принимаемого верой, тот, что они тоже становятся наследниками: наследниками Богу и сонаследниками Христу. Другими словами, с Богом во Христе они получат все (Рим. 8:17 и далее).

А. Бельгийское исповедание, артикул 10: «Мы верим, что Иисус Христос согласно Своей Божественной природе является Единородным Сыном Божьим, рожденным от вечности, не созданным, не сотворенным – в противном случае Он был бы творением, – но единосущным и совечным Отцу, «сияние славы и образ ипостаси Его», и равным Ему во всем». Далее в этом артикуле приводятся доказательства из Писания.

Б. См. также: Афанасиевский и Никейский символы веры.

 

Заблуждения

Арий; модернисты.

 

Вопросы

1.      Каково различие между третьим и четвертым именем Посредника?

2.      Что означает «Единородный»?

3.      Почему Христос назван вечным Сыном Божьим? Почему природным? Почему только Он назван так?

4.      Кого в Библии называют детьми Божьими?

5.      Как различаются два вида детей Божьих?

6.      Мы – Божьи дети по природе? Если нет, то по какому критерию?

7.      Какой плод приносит это усыновление?

 

 

 

ВОПРОС 34

 

НАШ ГОСПОДЬ

Заметки

1. Господь… Это Имя передает отношение Посредника к Своему народу. Он стал нашим Господом, чтобы приобрести нас Себе и сделать нас Своими. Он сделал это, потому что искупил нас Своей кровью и таким образом освободил нас от уз дьявола и смерти. Эту высокую цену Он уплатил не лукавому, а Богу. Мы пребывали под властью лукавого, потому что Бог решил отдать нас ему из-за наших грехов. Сатана был словно тюремщиком нашей темницы; кроме того, своими искушениями он довел нас до того, что Бог предал нас ему. Выкуп должен был быть оплачен не этому неправедному тюремщику, а праведному Судье.

2. Быть Христовым означает принадлежать и быть подотчетным Ему. Это включает в себя обязанность служить Ему со всей любовью нашего сердца.

3. Именами «Сын Божий» и «наш Господь» мы исповедуем несомненность нашего искупления. Потому что если Посредник есть Сын Божий и послан Самим Богом, то не остается сомнений в том, что Бог не отвергнет Его. А поскольку Он – наш Господь, мы не можем отвергнуть Его, ведь Он царит над нами!

 

Вопросы

1.      Как Христос стал нашим Господом?

2.      Кому Он уплатил выкуп? Почему?

3.      Что значит быть Христовым? Что это в себя включает?

4.      Что мы исповедуем именами «Сын Божий» и «наш Господь»?

 

 

 


СОСТОЯНИЯ ПОСРЕДНИКА

(воскресные дни 14–19)

1. Словом «состояние» мы указываем на чье-то правовое положение. Оно определяется решением судьи и может быть двух видов: положение виновного или положение невиновного. Это решение не определяется тем, каков сам человек. Кто-то может быть вором, но из-за нехватки доказательств его могут признать невиновным. В таком случае он действительно является вором, но при этом находится в состоянии невиновного. Может случиться и наоборот.

2. Итак, говоря о состоянии Посредника, мы указываем на Его правовое положение пред Богом. Сам будучи безгрешным, Он стоит пред Богом как виновный, поскольку отягощен поручительством за вину Своего народа. Он был уничижен и подвержен Божьему гневу. Это продолжалось до тех пор, пока Он не вынес всю полноту страданий из-за наших грехов. Тогда Бог объявил Его праведным, воскресив из мертвых (Рим. 4:25). Это событие полагает начало состоянию превознесения.

3. В состоянии уничижения мы выделяем четыре этапа. Потому что с каждым новым этапом уничижение становилось все сильнее и глубже:

1) Его убогое (скромное) рождение;

2) Его страдания;

3) Его смерть;

4) Его погребение.

Все состояние уничижения подытоживается и описывается известным выражением из Апостольского символа веры: «сошел в ад».

4. В разделах воскресных дней 14–16 говорится о состоянии уничижения, а в разделах дней 17–19 – о состоянии превознесения. Таким образом, каждому состоянию посвящены три воскресных дня.

 

 

 

СОСТОЯНИЕ УНИЧИЖЕНИЯ

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.