30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Введение

1.     Катехизация

Катехизация – это церковное установление для преподания явленной нам истины молодым (непричащающимся) членам, так чтобы они стали причащающимися членами церкви.

Таким образом, катехизация – это в первую очередь дело служителя Слова и старейшин. Она не просто находится под их попечением, но совершается по их собственной инициативе. Катехизация – это одно из средств осуществления церковными служителями своего призвания – «пасти Божие стадо» (1-е Пет. 5:2), утешать слабых и вести детей ко Христу (Деян. 20:28; Матф. 19:14). Поэтому наставления преподаются, согласно Господнему поручению, с должной властью.

Кроме того, катехизация также входит в обязанности родителей, которые в первую очередь ответственны за обучение детей истинам о Господе и о служении Ему (Исх. 13:14; Втор. 6:6, 7; Еф. 6:4). Исполнение родительских обязанностей проявляется и в том, что они приводят детей на катехизацию и следят за тем, чтобы дети прилежно выполняли все задания. Родители обязуются осуществлять свое призвание, когда при крещении младенца обещают сами наставлять его и способствовать его наставлению в христианском учении.

Катехизация также входит и в твои личные обязанности. Ведь Господь сделал так, что и ты принадлежишь к тем, с кем Он заключил вечный завет благодати. И в этом завете Он увещевает тебя знать, любить и слушаться Его (Прит. 8:17; Ек. 12:1). Поэтому давайте уже в самом начале катехизации задумаемся над тем, что пренебрежение ею равно нарушению завета и ведет к оставлению церкви.

Итак, цель катехизации состоит в том, чтобы ты стал причащающимся членом церкви. Ты стал членом церкви уже после крещения. Но это еще не полноправное членство. Ты еще не допускаешься к Вечере Господней. Ты будешь допущен к ней только тогда, когда через сознательный выбор примешь обетование Господа, которое дано тебе в Его завете и которому ты сначала должен научиться. Катехизация предназначена именно для того, чтобы привести тебя к этому выбору и таким образом сделать тебя полноправным членом церкви.

Эта цель достигается в рамках катехизации через наставления. И это правильно. Потому что именно через наставление Господь хочет направить заблудших людей на правильный путь (Пс. 24:8). Сутью этого наставления должно быть то учение, в котором твои родители обещали воспитывать тебя и воспитывают на практике. Это «учение Ветхого и Нового Заветов, кратко изложенное в исповеданиях веры и преподаваемое здесь, в этой христианской церкви»[1]. Наш учебник – это Катехизис. В нем преподается именно то учение Ветхого и Нового Заветов, которое кратко изложено в исповеданиях веры. Катехизис не используется в отрыве от Библии: он – путеводитель, который вводит нас в мир Библии. Каждый из ответов подкрепляется словами из Писания, которые направляют нас к Библии.

Примечание. На Дортском синоде 1618–1619 гг. было выделено три формы катехизации: домашнее обучение, катехизация в школе и в церкви. Когда церковь переживала упадок, первые две формы, к сожалению, перестали практиковаться. А потому необходимо стремиться к возрождению этих форм обучения!

 

 

2.     Катехизис

Наш катехизис был написан в немецком городе Гейдельберге профессорами Захарием Урсином и Каспаром Олевианом. В 1562 году он был утвержден Гейдельбергским синодом, а в 1563 году – опубликован. Этому способствовал приказ курфюста Палатината Фридриха III, который хотел на своей земле, до этого находившейся под влиянием лютеранства, провести реформы в кальвинистском духе. Он попросил вышеупомянутых профессоров написать катехизис, чтобы с его помощью приводить молодежь к реформатскому исповеданию.

Петр Датен перевел этот катехизис на голландский язык (1563 г.). И наша реформатская церковь в Нидерландах приняла его как вероисповедный документ и церковный учебник уже на синоде в Дордрехте в 1574 году.

 

Вопросы

1.      Что такое катехизация? Кто в первую очередь отвечает за нее? С какой властью преподаются катехизические наставления?

2.      В чем состоит задание родителей касательно катехизации и почему оно дано им? Почему катехизация входит и в твои личные обязанности? И как тогда нужно воспринимать пренебрежение ею?

3.      Являются ли крещеные членами церкви? Что еще им необходимо? Какова цель катехизации? Каким образом в рамках катехизации достигаются поставленные цели?

4.      Каким должно быть содержание катехизических наставлений? Какой учебник мы имеем? Как он соотносится с Библией?

5.      Кто написал Гейдельбергский катехизис? Когда он был утвержден и опубликован? По чьему приказу это было сделано? Кто перевел его на голландский язык? Как он стал вероисповедным документом церкви?

 

 

3.     Завет

Итак, наш катехизис служит для того, чтобы привести молодежь церкви к ее реформатскому исповеданию. Церковная молодежь отличается от молодежи в целом. Не тем, что она лучше. А тем, что эти молодые люди крещены. И в этом крещении Господь признал их «наследниками завета». В крещении также «запечатлевается Божий завет» с ними. Выражения, взятые в кавычки, можно найти в Чине крещения младенцев: прочтите его полностью и внимательно.

 

А. Суть

Завет – это взаимный договор между двумя или более сторонами, посредством которого они связывают себя обещаниями и требованиями. В таком завете содержатся также угрозы мести для его нарушителей. Что сторона А пообещала стороне Б, то сторона Б может (и должна) требовать от стороны А, и наоборот.

По Своей суверенной благодати Бог вступил в такие отношения завета с человеком (Адамом). (В книге пророка Осии, 6:7, говорится, что израильтяне, «подобно Адаму, нарушили завет»; значит, пророк исходит из того, что Бог точно так же имел завет с Адамом, как и с Израилем). См. также: Рим. 5:12–14 и 1-е Кор. 15:21, 22.

Писание сравнивает этот завет с браком (Ос., гл. 2; Иезек., гл. 16): Жених объясняется в любви Своей невесте и ждет от нее ответной любви (то есть ответа «да»). Если она подарит Ему ответную любовь, то получит Его и вечное общение с Ним.

 

Б. Стороны

Этот завет происходит от Божьего суверенного постановления (поэтому завет односторонний по своему происхождению). Но Господь хотел, чтобы это был серьезный завет. Поэтому Он постановил, чтобы завет был двухсторонним в своем продолжении: человек получил служение «верующего» и стал серьезной стороной завета.

 

В. Части

В каждом завете просматриваются две части (ср.: Чин крещения).

 

            СТОРОНА БОГА

1. ОБЕТОВАНИЕ:      Бог обещает Самого Себя («Я буду Богом твоим», Быт. 17:7) и вечное общение с Собой.

2. ТРЕБОВАНИЕ:      «ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). Господь требует, чтобы человек по вере отдал самого себя Богу (ответ «да» невесты жениху).

 

НАША СТОРОНА

1. ОБЕТОВАНИЕ:      принятие Божьих требований; послушание любви в вере.

2. ТРЕБОВАНИЕ:      «требование» с нашей стороны – это молитва. В голландском переводе Псалма 80, стих 11, Бог говорит: «Просите у Меня с дерзновением», т. е. мы в некотором смысле «требуем» выполнения Божьего обетования.

         Завет Божий содержит также угрозу проклятия – на случай, когда человек нарушает этот завет (Быт. 2:17: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»).

 

Г. Диспенсации

         Завет всегда оставался одним и тем же, но способ его домостроительства не всегда был одинаков. Общение между Господом и Его народом завета не строилось одинаково во все времена. Сравните это с отношениями отца и сына. Такие отношения остаются всегда, независимо от возраста сына. Но способ общения с сыном дошкольного возраста отличается от способа общения с юношей и тем более со взрослым сыном. Отец не обращается со своим чадом одинаково все время. Так и Бог по-разному обращается со Своим народом завета в разные времена. Сознавая это, мы говорим о различных «диспенсациях». Бог заключил Свой завет с Адамом и его потомками еще до грехопадения. Этот завет называют заветом творения (а также заветом дел или заветом рая): в нем Адаму была обещана вечная жизнь – не на основании его заслуг перед Богом, а через его служение Богу. Однако Адам нарушил эту связь между Богом и собой (это результат его грехопадения; Адам – первый нарушитель завета, см.: Ос. 6:7) и, следовательно, потерял благословения завета. Вместо завета с Богом он заключил завет дружбы с дьяволом, выбрав его сторону и поверив его слову.

         Хотя Бог и не поступил бы несправедливо по отношению к человеку, если бы, со Своей стороны, упразднил и разорвал завет, нарушенный человеком, все же по Своей милости Он пошел искать павшего Адама, когда тот в смятении убегал от Него, и утешил Его обетованием, что даст ему Своего Сына (см.: Бельгийское исповедание, артикул 17). Он пообещал, что разрушит завет дружбы Адама с дьяволом (Быт. 3:15: «вражду положу» – т. н. протоевангелие).

         Таким образом, завет, нарушенный Адамом, все еще поддерживается Господом, хотя вследствие греха его домостроительство теперь отличается. Следующая фаза завета называется заветом благодати.

         Мы говорим о завете благодати, потому что человек, лишившись благословения завета из-за собственных грехов, все же по благодати и ради Христа чрез веру освобождается от вины и наказания и опять получает право на благословение завета. Благодать возвращает человеку утраченную им благосклонность Бога. В истории завета благодати мы различаем следующие диспенсации (периоды).

1.      От грехопадения до Авраама. В этот период Божье действие распространяется на все народы.

2.      От Авраама до Христа. В этот период Бог сосредотачивает Свою деятельность на потомках Авраама. Мы разделяем этот период еще на две части: от Авраама до Моисея – до закона, служение патриархов; и от Моисея до Христа – под законом, церемониальное служение.

3.      От дня Пятидесятницы до Судного дня. Сейчас Господь опять призывает все народы присоединиться к общению завета, а служение уже не церемониальное, но в Духе и истине.

 

Д. Участники

Господь заключил завет благодати с павшим Адамом и его потомками (завет односторонний по своему учреждению, происхождению; см.: Бельгийское вероисповедание, артикул 17).

         В потомстве Адама прослеживались две линии – хранящих завет и нарушающих его («сыны Божьи» и сыны «человеческие», Быт. 6:2). Неверующие и непокаявшиеся нарушители завета извергались из него (путем применения дисциплины завета) вместе со своими потомками до третьего и четвертого рода, продолжавшими ненавидеть Господа. Так было в случае Каина. Поэтому завет не продолжает существовать таким образом, что к нему причастны все потомки Адама, потому что неверующие всегда извергаются из него (отлучение). Завет благодати продолжает быть действительным для верующих и их потомства (таким образом, завет двусторонен в своем продолжении; обратите внимание на ответственность человека!).

         Итак, завет не заключается с каждым верующим отдельно, с каждым крещеным, но продолжается в каждом крещеном, в то время как те, кто не пришел к вере, вычеркиваются из святой линии.

         Некоторые учат, что те, кто не избран и не возрожден, не принадлежат завету, потому что его обетование («буду Богом твоим» и вечная жизнь) дано только избранным (так полагают, например, «Синодальные» реформатские церкви в Нидерландах[2]).

         Но Писание учит иному. В послании к римлянам, 9:4, сказано: отлученным от Христа израильтянам «принадлежат усыновление… заветы и… обетования», а в Послании к евреям, 3:19–4:1, говорится, что обетование не исполняется через неверие.

         Завет также не заключается со Христом, потому что это завет благодати, а Христу не была явлена благодать. Но Христос – это Посредник и Поручитель в завете благодати, потому что Он:

         – удовлетворил Божьи требования в завете (творения) – активное послушание, т. е. Христос сделал то, что должен был сделать Адам, но не сделал;

         – понес наказание согласно Божьему завету (творения) – пассивное послушание, т. е. Он через страдания стал умилостивлением за неправые деяния Адама.

         Поэтому завет творения не был отменен при заключении завета благодати. В завете благодати достигается цель завета творения. Ведь у Господа только один завет со Своим народом.

 

Е. Значение

         «Твердое утешение – и в жизни, и в смерти – я нахожу в том, что Бог по Своей безмерной и свободной милости включил меня в завет благодати, чтобы даровать мне, верующему, праведность и вечную жизнь на основании послушания и смерти Его Сына» (Урсин).

 

         Вопросы

1.      Лучше ли молодежь церкви молодежи в целом? Чем же они отличаются? Что такое завет?

2.      В какие отношения Господь вступил с человеком? Что говорится в книге пророка Осии, 6:7? С чем Святое Писание сравнивает завет?

3.      На чем основывается, от чего происходит завет? В чем заключается его продолжение?

4.      Что Бог пообещал в завете? Чего Он потребовал? Что еще содержит в себе завет?

5.      Что подразумевается под словом «диспенсации»? Как мы называем завет до грехопадения? Каким образом человек мог бы получить вечную жизнь согласно этому завету?

6.      Что сделал человек и что в ответ сделал Господь? Как мы называем этот завет и почему он получил именно такое название?

7.      Какие диспенсации мы выделяем в завете благодати?

8.      С кем заключает Бог завет благодати? И для кого этот завет продолжает быть действительным?

9.      Правильно ли говорить, что этот завет предназначен только для избранных? Что говорится в Послании к евреям, 3:19 и 4:1?

10.  Правильно ли говорить, что завет благодати заключен и со Христом? Какую роль играет Христос в завете благодати? Каким образом Он осуществляет посредничество?

11.  Каково значение завета для нас?


[1] Так звучит часть второго вопроса, обращенного к родителям, из Чина крещения младенцев. – Прим. рус. пер.

[2] Здесь автор имеет в виду решение Синода реформатских церквей в Нидерландах от 1944 года. Несогласные с этим решением церкви образовали новый союз – Gereformeerde Kerken in Nederland (vrijgemaakt), Реформатские церкви в Нидерландах (освобожденные), к которым принадлежит и автор данной книги. Слово «освобожденные» означает освобожденные от синодальной власти. – Прим. рус. пер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.