07.08.2008
Скачать в других форматах:

Баренд Кампхайз

Лекционные заметки по теме 'Освящение'

 

А. Святое Писание

 

В Библии, особенно в Ветхом Завете, время от времени слышится Божий призыв: «Будьте святы, ибо Я свят». Мы можем сказать, что это выражение отлично подходит для темы книги Левит (Лев. 11, 44, 45). В Новом Завете этот Божий призыв снова повторяется (см. особенно 1 Петра 1:14-16).

Что же такое святость? Нам необходимо начать рассмотрение данного вопроса прежде всего с исследования святости Самого Бога. Тогда вы незамедлительно отметите, что святость не может быть только моральным качеством. Невозможно говорить о моральном качестве Бога. Ведь Он не подчинен моральному закону. Иногда говорят: святость - это отделение. Бог отделен от этого мира, потому что Он не желает иметь ничего общего с грехом. Но отделение – только негативная сторона святости.

Давайте рассмотрим отрывок из Исаии 6:3-5. В пятом стихе представлена идея отделения. Исаия осознает громадное расстояние между собой и своим народом с одной стороны, и Богом – с другой. Исаия видит свою нечистоту и Божью святость. Только горящий уголь может его спасти – Божья прощающая благодать. Но в третьем стихе видна позитивная сторона: «Вся земля полна Его славы». Святость взаимосвязана с Божьей славой.

Мой профессор богословия в Кампенском университете, доктор Дукес, написал свою докторскую диссертацию, посвященную Божьей святости. На немецком: «Der Heilige»- «Святый». Он дал свое определение святости Бога: «Добродетель, которой Бог направляет все к славе Своего Имени». Это позитивное определение. Творение, спасение, эсхатологическое завершение – все должно служить Божьей славе (Откр.4:11).

Это и есть Божья святость. Все должно служить Его славе. Но сейчас и мы обязаны быть святыми. Наша святость не может быть ничем иным, как только жизнью, посвященной Божьей славе. А это включает и отделение. Но отделение – это только следствие. Оно негативно – мы должны порвать с грехом, со всем, что не славит Божье Имя. Но есть и позитивная сторона. Вся наша жизнь, все наши желания, мысли, слова и действия должны быть направлены к славе Божьего Имени. Вот почему в молитве «Отче наш» первое прошение – «Да святится Имя Твое». Это – цель нашей жизни. Наша цель должна совпадать с Божьей целью.

 

Б. Освящение и оправдание

Освящение заключается в том, что Бог соделал нас святыми. Какова же взаимосвязь с оправданием? Разница не в том, что оправдание должно быть только Божьей работой по отношению к нам. В некотором смысле мы также участвуем в оправдании. Потому что это оправдание верой. Но в освящении мы всегда должны помнить, что это Божья работа. И только чрез Бога и благодаря Ему – наша работа. Это не значит – частично Божье действие и частично наше. Это целиком и полностью Божья работа. И только тогда становится нашей работой. Разница между освящением и оправданием заключается в том, что оправдание – Божье провозглашение. Его вердикт: «Ты оправдан». Поэтому оправдание всегда имеет завершенное действие. Все наши грехи брошены в морскую пучину. А вот освящение – это постоянно продолжающееся действие Бога. Бог соделывает нас святыми. В этой работе всегда присутствует движение вперед и иногда назад (реверсия) из-за нашей греховной природы. Но в конце наше освящение будет полностью завершено. Мы будем подобны Христу, полностью святы. Весь этот процесс – работа Духа Иисуса Христа.

 

Но есть определенная проблема во взаимосвязи между оправданием и освящением. Благодаря Великой Реформации мы поняли, что оправдание предшествует освящению. В оправдании наше взаимоотношение с Богом полностью восстановлено. Но если это действительно так, тогда зачем освящение? Разве недостаточно оправдания? Мы рассмотрим взгляды трех богословов касательно этой темы – Жана Кальвина, Джона Уэсли и Дитриха Бонхёффера. На кону – весьма важные вопросы. Как часто происходит оправдание? Действительно ли оправдание – однократное событие, одномоментное действие, произошедшее в прошлом? Или оправдание все же необходимо время от времени? По поводу освящения. Каких пределов может достигнуть освящение в нашей земной жизни? Возможно ли стать полностью святым? И действительно ли мы прогрессируем в освящении?

 

1. Жан Кальвин (1509-1564)

 

1.1 Порядок изложения доктрин в «Наставлениях».

Кальвин рассматривает оправдание и освящение в третьей книге своих «Наставлений». Тема данной книги – работа Святого Духа, дарующего нам участие в Христовой благодати. Книга составлена следующим образом.

Главы 1 и 2 – Вера. Главы 3-7 – Освящение. Главы 11-19 – Оправдание. Глава 20 – Молитва. Главы 21-24 – Избрание. Глава 25 – Воскресение.

Почему такой порядок? Почему Кальвин рассматривает освящение перед оправданием? Он объясняет это в начале 11 главы, первой главы об оправдании. Кальвин пишет: «Во-первых, мы должны понять, что вера, единственно посредством которой мы по милости получаем благодатную праведность, не легкомысленна по отношению к добрым делам Но, оправдание – наиважнейшая колонна, на которой зиждется религия». Кальвин, как и Лютер, рассматривал оправдание как наиболее важный предмет. Но он начинает с рассмотрения освящения, опасаясь, что мы забудем добрые дела. Почему Кальвин так этого опасался? Мы должны понимать, что Кальвин был человеком второго поколения Реформации. Лютер принадлежал к первому. Он должен был противостоять Римо-католической доктрине добрых дел, благодаря которым человек мог заработать спасение. Но Кальвин противостоял людям, учившим о неважности и ненужности добрых дел. Людям, извращавшим доктрину оправдания только верою для оправдания своей греховной жизни. Эти «либералы» или «либертинцы» имели огромное влияние в Женеве времен Кальвина. Против них и было направлено рассмотрение освящения. Вот почему в его книге освящение предшествует оправданию.

 

1.2 Освящение как покаяние

Следует отметить, что Кальвин вместо термина «освящение» использует «покаяние» (пенитенция, лат.). «Вы совершаете покаяние за совершенные вами грехи и желаете отвратиться от них». Это характерно для Кальвина. Для него, в первую очередь, освящение не позитивно: жить новой жизнью, согласно воле Божьей, направленной к Божьей славе. Нет, освящение начинается именно с негативной стороны. Покаяние – это умирание для греха (мортификация), умирание со Христом. Освящение связано с самоотречением, с терпеливым несением своего креста. Кальвин до такой степени осознает громадную силу греха, что акцентирует на этом большое внимание. Освящение – это борьба с грехом. Характерно окончание «Наставлений» 3,3,3. Кальвин рассматривает позитивную сторону освящения – новая жизнь, дарованная нам Святым Духом (вивификация). Но он очень осторожно подходит к этому вопросу. Кальвин говорит: «Есть люди, думающие, что радость – это часть вивификации». Он не упоминает имен. Хотя известно, что это его друзья – Буцер и Меланхтон. Они учили о принадлежности христианской радости к освящению. Но Кальвин не был с ними согласен. Он говорит: «вивификация – это желание жить свято. Вы умираете для себя, чтобы жить для Бога». Для Кальвина радость слишком позитивна. Ведь даже вивификацию он описывает негативными терминами: «Умереть для себя – жить для Бога». Кальвин всегда осознает опасность силы греха. Мы можем это увидеть в его работе, посвященной духовному возрастанию. Он признает, что мы можем говорить об этом. В духовной жизни есть возможность духовного возрастания и служения Господу. Но Кальвин описывает это возрастание в большинстве случаев негативными терминами: «Посредством длительного, иногда медленного движения, Бог уничтожает грехи избранных» (3,3,9). Есть движение вперед. Но это особенно движение в борьбе против зла, в глубине наших сердец.

 

1.3 Христос – наша праведность

Что говорит Кальвин об оправдании? Он говорит: «Только тот будет оправдан верою, кто, отвергая праведность по делам, принимает праведность Христову» (3,11, 12). Все акцентируется на праведности Христа. Акцент не на нашей собственной праведности. Потому что у нас нет своей собственной праведности. Кальвин очень четко говорит об этом. Это также верно и по отношению к верующим. Он говорил, что никогда не было ни одного доброго дела благочестивого человека, которое бы не было осуждено Богом. А если бы и было такое дело, то оно было бы испорчено грехами этого человека. Кальвин пишет: «Это очень важный для меня момент. Все наши добрые дела испорчены грехом, даже самые лучшие дела. Вот почему мы постоянно нуждаемся в оправдании. Мы не оправданы только раз и после этого все у нас превосходно. Нет, мы время от времени портим наши взаимоотношения с Богом своими грехами. Вот почему мы время от времени нуждаемся в Божьей милости прощения грехов – продолжительном оправдании.

Характерно для Кальвина, что он не только говорит об оправдании человека, но также и об оправдании его добрых дел. Ведь, в конечном счете, все они испорчены грехом. Бог не может принять их, пока они не будут очищены кровью Христа. Сами по себе они ничего не значат. «Но если предшествует прощение грехов, тогда наши добрые дела оцениваются по-другому, чем по их собственным заслугам. Потому что их несовершенство покрывается совершенством Христа» (3,17,8).

Очевидно, что Кальвин ни в коем случае не перфекционист. Совершенство не может быть достигнуто в этой жизни. Он готов говорить о совершенстве, если знание о нашем несовершенстве включено в это совершенство (3,17,15)!

 

1.4 Двойная благодать

Какова, по мнению Кальвина, взаимосвязь между оправданием и освящением? В позднем реформатском богословии эта взаимосвязь была зачастую проблемой. И оправдание, и освящение включены в порядок спасения, но не связаны друг с другом. Иногда кажется, что освящение не нужно. Своего рода придаток, аппендикс. Акцент делается на возрождении, вере и оправдании. Освящение следует за ними, но не играет какой-либо важной роли.

У Кальвина все совершенно по-другому. Он объединяет оправдание и освящение. Оба даны в общении со Христом. Сам Христос – наше оправдание и освящение (1 Кор. 1:30). Кальвин пишет о двойной благодати во Христе, двух сторонах одной медали. Указывая на то, что мы принадлежим Христу, нашему праведному и святому Спасителю. «Желаешь ли принять праведность от Христа? Тогда необходимо, прежде всего, принять Христа. Но у вас не может быть Христа, если вы не участвуете в Его святости. Он не может быть разорван на части» (3,16,1).

Христос не может быть разорван на куски! Половинчатый Христос – не Христос. Желаете иметь прощение грехов Христом? Тогда вы должны участвовать в Его святости. Не желаешь участвовать в Его святости? Тогда грехи ваши не будут прощены. Мы не можем заработать прощение грехов своей святой жизнью. Мы можем получить прощение только в общении со Христом. И это общение изменит вашу жизнь и сделает святыми.

Поэтому у Кальвина нет такого: сначала оправдание, а затем освящение. Нет, оба даны нам в общении со Христом. Во Христе у нас есть все. Вне Христа у нас нет ничего. Кальвин предоставил Христу первое место и преуспел в этом направлении, объединив оправдание и освящение. Это очень впечатляющая часть «Наставлений». Мы можем задавать некоторые вопросы о доктрине освящения Кальвина, особенно о ее негативном тоне. Кальвин несправедлив в отношении радости христианской жизни и силы Святого Духа. Но в целом доктрина Кальвина об освящении и оправдании очень богата. Мы можем многое почерпнуть из нее и сегодня.

 

2. Джон Уэсли (1703-1791).

 

Как мы знаем, Уэсли является основателем методизма. Он, как и Кальвин, акцентировал внимание на важности освящения. Но в других условиях и обстоятельствах. Кальвин противостоял либералам, извращавшим свободу во Христе в своей нечестивой жизни. Уэсли жил во времена ранней индустриализации и урбанизации в Англии. Огромное количество людей направлялись в города для работы на индустриальных предприятиях. Зачастую их жизнь была безнадежной – вопиющая бедность, голод, болезни. Был большой процент пьянства и проституции. В таких обстоятельствах Уэсли желал провозглашать силу Евангелия. С помощью Духа Иисуса Христа люди смогут изменить свою безнадежную жизнь.

 

2.1 Его жизнь

Сначала поговорим о жизни Уэсли, а затем о его богословии. Ведь его богословие определялось и формировалось его жизнью. Начиная с 1725 года, Уэсли изучил несколько книг, оказавших на него огромное влияние. Книги о святой христианской жизни. Например, книга известного средневекового голландского богослова Фомы Кемпийского, «О подражании Христу». Эта книга произвела в нем желание жить святой христианской жизнью. После этого Уэсли особенно изучал Библию. Начиная с 1729 года, он проводил библейское изучение со своими друзьями в Оксфорде. Его брат, Чарльз, также был членом этой группы. Позже, Чарльз сочинил множество прекрасных христианских гимнов. Эта группа друзей хотела подготовить себя в служении Богу посредством методичного изучения и методичной практики христианской жизни. Вот почему их стали называть методистами. Насмешливое прозвище, ставшее славным именем. В 1735 году Уэсли отправился в Америку. У него было желание стать миссионером среди индейцев. Вследствие ряда причин его проект провалился. Но для духовного развития Уэсли были очень важны контакты в Америке с Евангельскими братьями, вдохновленными графом Цинцендорфом, основателем Гернгутского движения. Уэсли узнал от него о жертвенном посвящении Иисусу Христу.

Наиболее важное событие в жизни Уэсли произошло 24 мая 1738 года. Это событие известно как «Духовное переживание на Альдерсгейтской улице». Оно произошло во время собрания в здании на Альдерсгейтской улице в Лондоне. Уэсли слушал чтение предисловия Мартина Лютера к посланию Римлянам. Затем что-то произошло. Он ощутил это как чудо. Позже Уэсли описывает данное переживание:

«Приблизительно без четверти девять, в то время как он описывал изменение, производимое Богом в сердце человека чрез веру в Иисуса Христа, я почувствовал странное тепло, разливающееся в моем сердце. Я почувствовал, что действительно доверился Христу. Единственно Христу в моем спасении. Мне была дарована уверенность в том, что Он удалил мои грехи, именно мои, и спас меня от закона греха и смерти».

Важно отметить, что в этом описании очень важна функция духовного переживания. Уэсли почувствовал глубокое изменение. Для него оправдание – это переживание оправдания.

После 1738 года Уэсли часто встречался с Цинцендорфом. Однако спустя несколько лет общение прекратилось. Уэсли считал, что Цинцендорф и его Евангельские братья были слишком пассивны. Они лишь ожидали того, что Иисус совершит в их жизни. Сам же Уэсли желал активно стремиться к освящению, даже к совершенству.

В 1741 году, произошла знаменитая дискуссия по этому вопросу:

Цинцендорф: Я не признаю никакого внутреннего человеческого совершенства. Христос – наше единственное Совершенство.

Уэсли: Я верю, что Дух Христа производит Христианское Совершенство в истинных христианах.

Цинцендорф: Все наше совершенство – только во Христе. Вера в кровь Христову – единственное христианское совершенство. Все христианское совершенство вмененное, а не внутреннее. Мы совершенны во Христе. Мы никогда не совершенны в себе.

Уэсли: Это значит, что никто из истинных христиан не свят?

Цинцендорф: Несомненно. Но они святы во Христе, но не в себе.

Уэсли: Но святы ли его сердце и жизнь?

Цинцендорф: Вне всяких сомнений.

Уэсли: Следовательно, они не святы в себе?

Цинцендорф: Да, да, только во Христе. Сами в себе они не святы. В самих себе, у них вообще нет святости.

После этого обсуждения Уэсли и Цинцендорф прекратили общение друг с другом. Уэсли основал свою собственную церковь – Объединенное общество. Это общество стало материнской церковью методизма. Во второй половине своей жизни Уэсли был вовлечен во множество проектов. Он был великим организатором, проповедником и писателем. Методизм возрастал громадными темпами под его вдохновляющим руководством. Уэсли и его движение были и остаются сейчас очень важными для многих людей, особенно в Англии и США. Акцент на святой жизни с Богом вдохновил многих людей посвятить себя служению Богу.

Но взгляды Уэсли касательно оправдания и освящения остаются под большим вопросом. Мы увидим это в следующем рассмотрении его богословия.

 

2.2. Первое изменение

Первым, очень важным моментом, согласно Уэсли, является участие в Божьей благодати всех людей. Даже неверующих. Уэсли называл это «предваряющей благодатью». У любого человека есть возможность в самом себе, обратить себя к Богу самостоятельно. Уэсли говорил: «Человек согрешает не потому, что у него нет благодати, но потому, что он не использует имеющуюся у него в наличии благодать». Никакой особой благодати, Божьего избрания, не нужно для разрыва с грехом. У каждого человека есть возможность это сделать.

У обращения есть, как следствие, «первое изменение» - оправдание. Уэсли подчеркивает эмоциональную сторону оправдания. Вместо веры приходит эмоциональное переживание. Характерно, что Альдерсгейтский опыт был поворотным моментом жизни Уэсли.

Что же такое оправдание согласно Уэсли? Он яростно сопротивляется идее, что оправдание – это вменение заслуг Христа. Он говорил: «Тогда Божье правосудие будет противоречить тому, кем мы являемся». Нет, оправдание – это просто прощение, согласно Уэсли. Бог может нам даровать прощение благодаря смерти Христа. Бог делает это, если мы верим. Поэтому, выбор человека – отправная точка. Бог ожидает нашу веру.

 

2.3. Второе изменение

После «первого изменения», оправдания, христианин живет в состоянии «смешанной праведности». Святость, смешанная с грехом. Но он может постепенно достичь «христианского совершенства». Это и есть «второе изменение», ведущее к чистой святости. Второе изменение происходит в определенный момент, как и первое.

Что же такое «христианское совершенство» согласно Уэсли? Это не «абсолютное совершенство». Абсолютное совершенство возможно только в вечности. Христианское совершенство – это любовь к Богу и ближнему всем сердцем, душою, разумением и силою. «Их души постоянно стремятся к Богу в святой радости, молитве и хвале». Но это не безгрешное совершенство: «Наивысшим совершенством, которое может достичь человек, находясь в теле, не исключает непонимание, ошибки и тысячи других немощей». Вот почему для совершенных христиан еще возможно возрастание.

Уэсли делает различие между двумя типами грехов. Первым является так называемое «волевое и осознанное преступление». Совершенные христиане не имеют таких грехов. Второй вид – «неправильно названный грех». Это ошибки и слабости, которые могут быть у совершенных христиан, неосознанные проступки, не разрушающие святость в своей основе.

Два замечания. Во-первых, Уэсли никогда не заявлял о своем христианском совершенстве. Во-вторых, он пришел к убеждению, что христианское совершенство можно потерять. Около 1760 года Уэсли пришел к такому заключению. Примечательна его аргументация. Он на практике отмечал случаи падения совершенных христиан. И снова мы можем заметить, как для него важен опыт. В первом случае Уэсли считал, что после потери совершенства восстановление возможно. Впоследствии он это отрицал.

 

2.4. Оценка

1. Уэсли был великим проповедником библейского призыва к святости. Он со своей проповедью был чрезвычайно важен для Англии той эпохи, с печальными социальными обстоятельствами. Но также его важность простирается далеко за границы его собственного времени и страны. Я говорю об этом в первую очередь, оказывая дань уважения Уэсли.

2. Большой проблемой в оправдании по Уэсли, является фаза, которую вы можете оставить. От оправдания, первого изменения, благодаря которому вы идете по пути к совершенству, второму изменению. Но Христос учит нас в молитве «Отче наш» молиться о прощении грехов. «Отче наш» - молитва на каждый день. И, как мы видели, прощение – часть оправдания. Кальвин, по сравнению с Уэсли, видел намного лучше нашу зависимость от оправдания. Снова и снова необходимо, чтобы Бог очищал нас от наших грехов.

3. Определяющий характер переживания – слабый момент в богословии Уэсли. Богословские взгляды Уэсли изменялись новыми переживаниями. Они не менялись новым пониманием Святого Писания. Снова и снова мы видим важность опыта. Но в библейском богословии определяющим фактором является Слово Божие в Библии. Даже если это Слово противоречит нашим переживаниям.

4. Уэслианская идея совершенства ведет к ослабленной концепции греха. Только сознательные грехи могут быть названы грехами. Грехи в желаниях, мыслях, сердце не могут быть названы собственно грехами. Фактически, это поверхностная концепция греха. Но Иисус учит нас, что грех имеет свое происхождение в нашем сердце с его плохими желаниями. Это не грех, собственно так не названный, но источник греха (Матф. 15;19,20 и 5:28). Перфекционизм возможен именно благодаря такой ослабленной концепции греха.

5. Все в уэслианском богословии определяется его оптимистичным взглядом на человека. Уэсли непосредственно следовал за Арминием, учившим, что человек также может сделать свой вклад в собственное спасение. Уэсли назвал свой журнал «Арминианское обозрение». Он яростно сопротивлялся реформатской доктрине избрания. Уэсли проповедовал: «Если это учение истинно, тогда все демоны в аду ликуют от радости!». Это убеждение привело к разрыву между Уэсли и его другом Джоном Уитфильдом. Ведь Уитфильд поддерживал доктрину избрания. В уэслианском арминианизме, как следствие, присутствует факт, что человек должен доверять своей собственной силе. Вы можете достичь первого и второго изменений вашими собственными силами.

 

3. Дитрих Бонхёффер (1906-1945).

 

Вы уже знаете Дитриха Бонхёффера и его прекрасную книгу «Цена ученичества». Это самая прекрасная книга о следовании за Христом, которую я знаю. Даже чудеснее, чем книга Фомы Кемпийского из Голландии. Эта книга – одна из наиболее важных книг о взаимоотношении между оправданием и освящением. Во-первых, я бы хотел сказать немного о контексте этой книги. Как уже делал по отношению к Кальвину и Уэсли. Затем расскажу о месте Иисуса Христа в богословии Бонхёффера. Следующий предмет - изоляция Церкви. С некоторыми оценивающими заметками.

 

3.1. Контекст

«Цена ученичества» была издана в 1937 году. Она была составлена на основе материала лекций Бонхёффера в Финкенвальдской семинарии. Эта семинария принадлежала к «Исповеднической Церкви» в Германии. Церковь желала быть независимой по отношению к Немецкому нацистскому государству. Официальная протестантская церковь, Государственная Церковь подчинялась во всем нацистскому государству. Например, евреи были уволены из церковных должностей, подобно тому как в нацистском государстве не могло быть должностных лиц-евреев. В Германии был один лидер – Адольф Гитлер. Церковь также хотела одного государственного епископа. Даже богословие многих лидеров Государственной Церкви следовало за нацистской идеологией. С 1934 года Исповедническая Церковь пыталась устроить свою собственную церковную жизнь. В семинариях студентов-богословов готовили для пасторского служения в Исповеднической Церкви. Но быть служителем в этой Церкви было очень опасно. В Государственной Церкви пасторы получали государственные зарплаты. В Исповеднической Церкви – зависели от приношений поместных общин. Даже в наше время в Германии это необычно. Однако еще более опасным было то, что служители Исповеднической Церкви обязаны были идти в армию. В Государственной Церкви служители были освобождены от такой обязанности. А ведь приближалась война! Все это знали. Военная промышленность Германии работала как никогда ранее. Формировалась и укреплялась армия. Гитлер угрожал соседним государствам. С началом войны многие студенты Бонхёффера вынуждены были служить в Гитлеровской армии. Вы можете прочитать эти трогательные письма, адресованные Бонхёфферу. В них студенты признавались в совершении военных преступлений под принуждением. Убийства женщин, детей и военнопленных.

Перед этими студентами стояла ужасная дилемма: быть в Исповеднической Церкви, подвергая себя риску участия в войне, или уйти в Государственную Церковь. Многие дискуссии в Финкенвальде были посвящены этой проблеме. Многие студенты Бонхёффера выбрали, в конце концов, Государственную Церковь.

 

В этой ситуации Бонхёффер пытался помочь своим студентам лекциями о следовании за Христом. Он пытался показать, что единственный путь, которым они могут идти в вере – путь за Христом. «Цена ученичества» – не только прекрасный образец богословия. Это книга, написанная в пылу борьбы за право быть истинной церковью Христа. Бонхёффер не мог прямо говорить об этом контексте. Его книгу просто бы не издали, а самого Бонхёффера отправили бы в тюрьму намного раньше, чем это в действительности и произошло позднее. Но сила этой книги в том, с какой глубокой серьезностью она была написана. Вы не сможете читать ее ради развлечения. Эта книга задает вопросы каждому из нас: «Следуете вы за Христом или нет?».

 

3.2. Христос посреди

Книга Бонхёффера – об освящении и его отношении к оправданию. Но он не использует эти концепции. Он говорит о следовании за Христом, ученичестве, imitatio Christi. Христос – центральная фигура в этой книге. Ученичество не заключается только в добрых делах и в избегании злых дел. Оно не только о повиновении Божьему Закону. Ученичество заключается в следовании за Христом. То же касается и освящения. Христос должен находиться посреди.

Христос посреди. Это выражение Бонхёффер использует очень часто. Что он имеет в виду под этим выражением? Возможно, вы представили образ круга с Христом в центре. Я не думаю, что Бонхёффер подразумевал этот образ. Если ваша жизнь – это круг со Христом в центре, то это прекрасно. Но если мы сами не находимся в центре, а где-то на периферии, то можем находиться вдали от Христа. Очевидно, что Бонхёффер хочет использовать другой образ. "Христос посреди" означает следующее. Христос как посредник между двумя полюсами. Я – один полюс. Другой полюс – это каждый и все, с кем или с чем у меня есть отношения. Бонхёффер говорит: «Во всех отношениях, которые у вас есть, Христос должен быть посреди. Все наши отношения во Христе, все наши отношения должны проходить чрез Христа. Желаете знать, как действовать в определенных отношениях? Посмотрите на Христа и тогда принимайте ваши решения.

Поэтому у христиан нет прямых отношений. Христос есть Посредник во всех моих отношениях – с Богом, людьми, с миром. Бонхёффер говорит: «Прямая связь без посредника – это ересь. У меня нет прямого взаимоотношения с народом, которому я принадлежу, как только во Христе. У меня нет прямых взаимоотношений с историей, как только во Христе. У меня нет прямых отношений с моей расой… и т. д.». Очевидно, что Бонхёффер таким образом поражает нацистскую идеологию прямо в сердце.

Христос посреди – также истинно для моих личных отношений. Бонхёффер, ясно показывает это в рассмотрении Матфея 5:28. Он говорит: «Христос не запрещал Своим ученикам смотреть на женщину. Он хочет, чтобы прежде они посмотрели на Него. Только тогда их глаза будут чисты, смотря на женщину. Христос стоит между мной и этой женщиной. Это и есть ученичество – всегда смотреть на Христа.

В этом и заключается основная разница между дешевой благодатью и драгоценной благодатью, – это главная тема начала этой книги. Разница не в том, что драгоценная благодать стоит выше дешевой благодати. Скажем, не только оправдание, но также и освящение. Нет, разница радикальна. Дешевая благодать – это благодать без Христа. Драгоценная благодать – это благодать со Христом. Он стоит посреди. Я могу быть только Его учеником.

Это приводит Бонхёффера к наиболее важному тезису его книги. Только те, кто верят, – повинуются; только те, кто повинуются, – верят. Только те, кто верят – это выражение против любой идеи заслуг. Нам нужно верить только во Христа, и вера – это получение благодати, благодати прощения и благодати повиновения. Однако, только те, кто повинуются, – верят. Это высказывание против дешевой благодати. Вы не верите, если вы не следуете за Христом. В вере Христос находится посреди. Это и определяет все мои решения.

 

3.3. Изоляция Церкви

Вторая часть этой книги рассматривает послания апостола Павла. В этой части, Бонхёффер акцентирует внимание на изоляцию Церкви в мире. Следование за Христом означает отделение от мира. Бонхёффер очень серьезен в своем рассмотрении данного аспекта. Он говорит: «Церковь путешествует по этому миру, подобно запечатанному вагону поезда, идущему по территории иностранного государства». Он имеет в виду событие, о котором вы знаете лучше меня. В начале февральской революции Ленин пытался добраться до России из Швейцарии. Ему разрешили пересечь территорию Германии, но только в запечатанном вагоне. Он не имел права контактировать с гражданами этой «чужой страны». Ведь он мог спровоцировать революцию в самой Германии. Подобно этому, Церковь путешествует по миру, без каких-либо контактов.

В ситуации в Финкенвальде это взгляд был понятен. Для Бонхёффера мир состоял из нацистского государства и христиан, адаптировавшихся в нем. Он желал научить своих студентов, оставаться свободными от любой заразы этого мира. Возможно, казалось, что стать служителем Государственной Церкви мудрое решение. Можно было проповедовать Евангелие, помогать людям и при этом оставаться при своих убеждениях. Но это не следование за Христом. Последователь Христа не может частично участвовать в мире. Он только участвует во Христе.

Но, означает ли это полную изоляцию от мира? Или участие во Христе означает нашу ответственность за этот мир? В своих письмах из тюрьмы Бонхёффер следовал этой линии. Я сейчас не буду рассматривать эти письма с вами. Они содержат множество провокационных идей. Часто они извращены либеральными богословами, но Бонхёффер, к тому моменту не был либералом. Но очень важна, в данном случае, критика Бонхёффера своего собственного взгляда в «Цене ученичества».

Он делает это несколько раз. Наиболее впечатляющее письмо по этому вопросу датировано 21 июлем 1944 года. Это письмо написано спустя день после неудачной попытки покушения на Гитлера. Бонхёффер помогал движению Немецкого сопротивления подготовить покушение. В тюрьме он узнал о провале и понял, что жизнь его скоро оборвется. В письме своему другу Эберхарду Бетге он пишет, что это для него означает – осторожно, но понятно для того, кто знает ситуацию.

Он говорит, что любит Евангелие Иисуса из-за великого посвящения этому миру. Затем, он рассказывает о давнем разговоре со своим другом об оном вопросе: «Какова цель твоей жизни?». Его друг ответил: «Я хочу быть святым». А Бонхёффер ответил: «Я хочу быть верующим». Тем не менее, продолжает Бонхёффер, я не слишком понимал эту разницу. Я пытался быть верующим, пытаясь быть святым. В конце этого пути я написал «Цену ученичества». Я все еще стою за этой книгой, но сейчас я также вижу ее опасность.

Быть святым – означает жить изолированно от этого мира. В движении Сопротивления Бонхёффер осознал, что у нас есть ответственность за этот мир. И поэтому христианин не может путешествовать по этому миру, как в запечатанном вагоне поезда, идущем по территории иностранного государства. Он все еще стоял за своей книгой. Христос должен быть посреди. Но он также видел содержащуюся в ней опасность – изоляция от этого мира. Если Христос действительно находится посреди, тогда мы не можем изолироваться от мира. Это Его мир.

 

3.4. Оценка

Я уже упомянул, что эта книга – одна из лучших о взаимоотношении между освящением и оправданием. Я прочитал эту книгу, уже будучи преподавателем в Кампене. Очень жаль, что я не прочитал ее, будучи служителем поместной церкви. Эта книга могла помочь мне во многих пасторских посещениях и беседах. После первого прочтения у меня открылись глаза. Я понял, в чем состояла основная проблема. Концепция дешевой благодати. Многие христиане используют благодать прощения как повод для оправдания своего греха. Но прощение – это осуждение греха. Грешник прощен, грех осужден. Посредством прощения грешник отделяется от своего греха. Прекрасно то, как Бонхёффер описывает Христа. Всегда посреди. Он ясно показывает, что значит иметь наши отношения во Христе. Бонхёффер в этом отношении напоминает Кальвина. По Кальвину, освящение и оправдание соединены вместе во Христе. Бонхёффер был лютеранским богословом, но в этом аспекте близко подошел к реформатской позиции. Иногда он это понимает. Например, он говорит, что у лютеранского богословия иногда проявляется тенденция оставить освящение реформатскому богословию. Возможно, что в некоторых аспектах Бонхёффер дает больше, чем Кальвин. Его акцент на следовании за Христом и Христе посреди делает освящение очень конкретным (материальным).

Но есть в его книге проблема. Бонхёффер не говорит о роли Святого Духа. Он говорит: «Призыв следовать за Христом есть принимаемая нами благодать». Но можем ли мы повиноваться этому призыву? Бонхёффер говорит: «Нам нужно сделать первый шаг, и тогда мы на пути за Христом». Но можем ли мы сделать первый шаг? Кальвин намного яснее показывает это в своем акцентировании на необходимости работы Святого Духа. В этом отношении Бонхёффер остается типичным лютеранским богословом. Святой Дух работает чрез призвание. В реформатском богословии еще бы сказали, что Святой Дух работает с призванием, для того чтобы войти в мое сердце.

 

4. Некоторые заключения по рассмотрению Кальвина, Уэсли и Бонхёффера.

 

4.1. Важность освящения

Кальвин, Уэсли и Бонхёффер учат нас о важности освящения для христианской жизни. «Будьте святы, потому что Бог Свят», – это выражение должно быть записано в наших сердцах. Бог простит наши грехи чрез кровь Христову. Он оправдает нас чрез веру. Но, Он не имеет в виду то, что нам разрешено грешить. Напротив, Бог прощает наши грехи, потому что желает, чтобы мы научились жить свято. В прощении Бог отделяет нас от греха. Освящение – не только декорация христианской жизни, которую можно не использовать. Это цель Божьей работы в нас. Он желает получить святых людей. Это то, чего Он достигает чрез Иисуса Христа. Кальвин и Бонхёффер ясно показывают, что во Христе оправдание и освящение – одно целое. Уэсли не мог так утверждать из-за своего арминианского взгляда, в котором освящение становится нашим собственным вкладом.

 

4.2. Сохраняющаяся необходимость оправдания

Единство оправдания и освящения означает сохраняющуюся необходимость оправдания. Кальвин – наиболее впечатляющий учитель этой точки зрения. Никогда нельзя отделять оправдание и освящение. Это то, что делает Уэсли в своем учении о первом и втором изменениях. Позже это назовут первым и вторым благословениями, или крещением во Христе и крещением во Святом Духе. Или еще – Христос как Спаситель и Христос как Господь. Но это все одно и то же. Все эти взгляды приводят к убежденности, что мы можем оставить за собой оправдание чрез кровь Иисуса Христа. Тогда мы приходим к обширным полям освящения. Но на этих полях присутствуют опасности морализма, перфекционизма и арминианства. Мы всегда должны возвращаться к крови Христовой, к искуплению грехов наших. Оно единственное делает возможным для нас жить святой жизнью.

 

4.3. Реальность греха

Следует признавать реальность греха в жизни верующих. Кальвин был глубоко убежден в истинности слов апостола Павла в Рим. 7:21. Это делает перфекционизм невозможным. Только праведность Христа может быть моей праведностью. Никогда в этой жизни у меня не будет собственной праведности.

 

4.4. Духовное возрастание

Следует также признавать силу Духа Иисуса Христа. Вот почему мы можем сказать больше о духовном возрастании, чем Кальвин. Для Кальвина духовное возрастание означает все больше и больше исследовать глубину греха. Но в Писании это также и радость в Господе (Фил. 4:4) и сила для совершения добрых дел. Больше можно сказать о работе Святого Духа, чем это сделал Бонхёффер. Но он был прав в своем анализе дешевой благодати и драгоценной благодати. Реальность нашего греха не является оправданием греха. В общении со Христом мы должны следовать за Ним по Его пути. Мы можем это сделать чрез Его благодать. Да приумножится эта благодать Господа в нашей жизни!

Баренд Кампхайз

Родился в Халлуме 5 июля 1950 г.  После окончания Богословской семинарии Реформатских церквей в Нидерландах в 1976 г., нес служение в Влиссингене. С 1980 г. несет служение в Воорбурге.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.